Управление развитием способностей ребенка школе

Управление развитием способностей ребенка школе thumbnail

Управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся – условие достижения высоких результатов в работе с одаренными учащимися

“…человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации”.

Владимир Павлович Эфроимсон

Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей. Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети – главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Актуальной на сегодняшний день остается проблема управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся. Решая эту проблему, мы основной упор в своей деятельности делаем на организационно-управленческие условия и развитие образовательной среды, которая обеспечивает реализацию системы управления развитием интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Данное направление деятельности включает:

– использование различных дидактических и технических средств обучения и методик для развития интеллектуальной активности учащихся;

– организацию выполнения поставленных заданий и задач для каждого учащегося в процессе изучения различных учебных предметов;

– наличие целевой учебно-воспитательной программы образовательной организации;

– коррекцию усвоения знаний и развития интеллектуальных способностей.

Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Именно в школе должна быть выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

  • Старшеклассникам нужно предоставлять возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.

  • Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

  • Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности организовывать слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей.

Вывод: вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования говорят об обратном. Ориентир на некоего среднего ученика сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы обучающиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности. Очень многое в их судьбе зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить.

Система образовательного процесса школы, предназначена для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.

Рассмотрим, какие условия созданы в школе для развития одаренности обучающихся.

1. Включение в учебный план факультативных курсов, профильное и углублённое изучение предметов школьной программы;

2. формирование и развитие сети дополнительного образования;

3. организация научно-исследовательской деятельности;

4. организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях

5. организация эффективного взаимодействия педагогов

6. мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;

7. Выстраивание основных направлений работы классного руководителя с одарёнными детьми (Идентификация одарённых и талантливых детей Создание системы учета одарённых детей через: анализ особых успехов и достижений ученика; создание банка данных талантливых и одарённых детей; диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; преемственность между дошкольным, начальным и основным общим образованием посредством создания программы взаимодействия).

Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации (ОО) должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка. В основу такой работы должен быть положен синергетический подход как основа построения модели работы с одаренными детьми как открытой системы. Этот подход акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании системы как единого целого. Таким образом, система работы образовательной организации перерастает в построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми. Поэтому основополагающей идеей при разработке модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми является интеграция всех видов деятельности:

Читайте также:  Речевое развитие ребенка раннего возраста в общении со взрослыми

– учебной

– внеклассной

– внеурочной

– внешкольной

– воспитательной

Моделирование системы работы с одаренными детьми – процесс технологический. «Этому процессу свойственна объективная логика, и его технология есть не что иное, как отражение упорядочения деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с этой логикой»

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие – один из важнейших аспектов деятельности общеобразовательной организации. Исходя из принципа, что все дети талантливы, мы ставим своей задачей выявление и поддержку не только одаренных детей, но и обучающихся с повышенным уровнем мотивации к обучению. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка в целом и одаренной личности в частности. Это так же является одной из основных идей национальной инициативы «Наша новая школа».

Три года назад мы предприняли попытку решить проблему по управлению развитием одаренных детей. Главной целью нашей деятельности стало изучение сложившегося опыта сопровождения развитием одаренных учащихся в школе, выявление положительного опыта и затруднений учителей в области обучения одаренных школьников на уроке и во внеурочное время. В результате проведенной работы выявилась потребность в создании комплексной программы «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и детей с высокими учебными возможностями». Выявив и систематизировав проблемы, недостатки в знаниях педагогов, был составлен план повышения квалификации педагогического коллектива. В связи с этим были организованы курсы и налажено сотрудничество педагогов по данному вопросу.

Цель такой деятельности – расширение и углубление знания педагогов по вопросам психологии обучения детей разного возраста и пола в условиях общеобразовательной организации. Выявление одаренных детей в нашей образовательной организации проводится педагогами и психологом на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В нашей практике определилось несколько этапов выявления одаренных детей и работы с ними. В данном вопросе мы попытаемся раскрыть технологию моделирования системы работы с одаренными детьми на примере нашей образовательной организации.

В условиях общеобразовательной организации применяются несколько моделей работы с одаренными детьми, предложенные отечественными учеными и построенные с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся. Приведем основные из них:

– «Диалогическая модель» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов и др.). Её суть состоит в изменении содержания и форм обучения в направлении освоения детьми культурных основ человеческого познания. В условиях такой модели создаются условия для индивидуального интеллектуального творчества.

– «Личностная модель» (Л. Н. Занков, М. В. Зверева, И. А. Аргинская, Н. В. Нечаева и др.). Основной задачей обучения в рамках этой модели является общее развитие учащихся, в т. ч. развитие его потенциальных познавательных, эмоциональных, нравственных и эстетических возможностей. Организация обучения подчиняется определенным принципам: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретического знания; быстрый темп изучения учебного материала; осознанный характер учения.

– «Обогащающая модель» (Э. Г. Гельфман, Л. Н. Демидова, М. А. Холодная и др.). Суть модели – интеллектуальное воспитание ребенка за счет актуализации и усложнения умственного опыта. В рамках внеучебной деятельности идея обогащения ментального опыта ребенка реализована в программе Дж. Рензулли «Открытый мир» применительно к одаренным детям.

– «Структурирующая модель» (Б. П. Эрдниев, П. М. Эрдниев и др.). Особое внимание уделяется организации учебной информации, созданию содержательных комплексов в виде укрупненных дидактических единиц. Они обладают качествами системности и целостности.

Анализ ученического потенциала, кадровых ресурсов, материально-технической базы, социальных условий, применительно к нашей образовательной организации привел к выбору двух моделей. Для начальной школы – «Развивающая модель» (В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др. направлена на развитие теоретического мышления младшего школьника. Основная задача – научить ребенка содержательному обобщению, умению мыслить по принципу «от общего к частному». Ребенок обучается определенным мыслительным действиям – анализ, планирование, синтез, рефлексия и др. В результате он осваивает учебное знание на уровне научных понятий, овладевает знаковыми моделями, осваивает исследовательский путь познания. Ключевой психологический элемент – «способы деятельности».

Для основной и старшей школы – «Активизирующая модель» (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.) направлена на повышение уровня познавательной активности учащегося за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций. В рамках этой модели сохраняются основные моменты традиционного обучения, однако учитываются два основных психологических фактора эффективности обучения: познавательная мотивация и мыслительная активность школьников в условиях разнообразных проблемных ситуаций. Ключевой психологический элемент – «познавательный интерес».

Данные модели способствуют повышению качества образования, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности, обеспечивают ребенку возможность свободного и конструктивного интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия его способностей и возможностей.

Описанная технология моделирования позволяет образовательной организации на основе возможностей внутренней и внешней среды и с учетом социального заказа субъектов образовательного процесса разработать модель системы работы с одаренными детьми.

Читайте также:  Высказывания о значении музыки в развитии ребенка

Проведя работу по созданию модели работы с одарёнными детьми, мы выделили 3 основные проблемы:

– отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, её видовом разнообразии;

– функционально – целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

– ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие (в этом случае одарённые дети чувствуют дискриминацию).

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. «Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания». Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду.

Цель педагога – выявление явно и потенциально одарённых детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.

РЕЗУЛЬТАТЫ в работе с одаренными учащимися

1. Результативное участие в проектно-исследовательской деятельности (в течение ряда лет школа входит в тройку лидеров по кол-ву участников, победителей и призеров районной НПК «Шаг в будущее»). Большой охват учащихся занимающихся проектно-исследовательской деятельностью с 1 по 11 класс.

2. Увеличение числа участников, победителей и призеров олимпиад и творческих работ.

3. Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных Интернет олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, проектах (окружного, всероссийского и международного уровней), что дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

5. Издание сборников исследовательских работ учащихся.

5. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

• Перспективы:

Перспективы работы с одарёнными детьми на уровне школы – это усиление адресной помощи одарённым детям, создание системы педагогической диагностики и карты успешности развития ребенка. Активизировать массовую работу со всеми обучающимися школы, взаимодействие с родителями детей и учреждениями дополнительного образования и культуры.

Источник

Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний. Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля.

Портрет способного ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает фантазией, воображением.

6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

7. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов

Цели и задачи системы работы по развитию способностей детей.

Цель – выявление, обучение, развитие способностей детей, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого ученика успешным.

Задачи:

  1. Создание условий для оптимального развития детей.
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления. инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  4. Стимулирование творческой деятельности детей.

Методы и формы работы по развитию способностей детей в практике работы.

1)Диагностический

Для лучшей адаптации детей к школе в первом классе в сентябре работаю по межпредметной модульной программе «Первый раз, в первый класс». На этом этапе уже можно определить детей, которых можно отнести к категории способных. Эти дети имеют более любознательные, испытывают радость от своего труда, нравится работать над загадками, головоломками, активно участвуют в разных конкурсах. Наряду с этим также можно определить детей не готовых к школе, то есть познавательная активность низкая, больше любят играть или же вообще не проявляют интереса к игре и т.д.

Совместно с психологом школы проводится диагностика Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Время проведения: сентябрь

Цель: – выявление сформированности внутренней позиции школьника

– выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Также в период адаптации проводится первичная диагностика способностей детей по наблюдениям учителя, проводится она по шкалам: познавательной, мотивационнной, творческой, лидерской. Каждый пункт шкалы оценивается безотносительно к другим. По своим наблюдениям ставлю оценку, которая отражает, насколько часто я наблюдала проявление какой-либо характеристики. Оценки по разным шкалам не суммируются. Оценки: 1 – 1 – если почти никогда не наблюдается эта характеристика; 2 – если наблюдается эта характеристика время от времени; 3 – если наблюдается эта характеристика довольно часто; 4 – если наблюдается эта характеристика почти всё время.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа по развитию способностей должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка картинки

2) Работа по развитию способностей

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

– проблемно-развивающее обучение,

– проектно-исследовательская деятельность,

– игровые технологии (деловые игры и путешествия),

– информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)

– творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одна из следующих форм развития способностей детей, организация проектной деятельности. Когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Организация проектной деятельности способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:

  • самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
  • находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
  • проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • применять научные методы исследования;
  • оформлять свои работы;
  • рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

– предметные недели

– театрализованные праздники

– олимпиады и конкурсы по предметам

– разновозрастные предметные, интегрированные модули «Калейдоскоп», «О, Еравна, размах твоих крыльев широк», «Птицы родного края», «Секреты орфографии», «Читаем сами», «Еравна и Я».

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. У детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники – особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации у детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для развития способностей детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создаются и постоянно пополняются банки заданий олимпиад по различным образовательным областям. Участие в районной олимпиаде «Умники и умница».

Интернет- ресурс, заочные конкурсы.

Участие детей в заочных конкурсах на сайтах «Учи.ру», «Гуламта», «Русский медвежонок», «Родное слово» и другие.

Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». (Лев Николаевич Толстой)

Формы работы

– творческие мастерские;

– групповые занятия в классе и в разновозрастной группе

– кружки по интересам;

– конкурсы;

– интеллектуальный марафон;

– участие в олимпиадах;

– работа по индивидуальным планам;

– научно-исследовательские конференции.

Формы и методы творческого обучения младших школьников

Применяю дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения.

Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа.

Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении..

Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

3) Работа с родителями

Проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого – педагогических знаний родителей;
  • включение родителей в учебно – воспитательный процесс;
  • взаимодействие школы и родителей в развитии способностей ребёнка

Уважение интересов и возможности каждой семьи

Система работы с родителями решается через:

1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2. Чтение лекций для родителей.

3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

Показатели эффективности:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями.
  5. Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, в портфолио представлена таблица, где заносятся результаты и достижения ребенка по направлениям.

Источник