Управление процессом развития ребенка
Инфоурок
› Другое ›Презентации›Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Концепции гуманистического и личностно-ориентированного воспитания
2 слайд
Описание слайда:
Что понимается под концепцией воспитания?
Система взглядов, определенное понимание явлений и процессов (В.В. Воронов)
Система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности (Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина )
3 слайд
Описание слайда:
Какие существуют концепции воспитания?
4 слайд
Описание слайда:
Коллективная творческая деятельность – «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям»
(И.П. Иванов))
Концепция коллективного творческого воспитания
(И.П. Иванов, Е.В. Титова, Н.П. Царева)
5 слайд
Описание слайда:
Концепция организации коллективной творческой деятельности предполагает
1
организацию жизни детского коллектива как общественно значимой
2
построение коллектива на принципах сменяемости ролей
3
организацию жизни детского коллектива как личностно значимой и эмоционально насыщенной
4
организацию жизни детского коллектива как художественно инструментованной
5
особую позицию педагога как старшего товарища, искреннего и понимающего, готового и умеющего взаимодействовать с детьми
6 слайд
Описание слайда:
Коллективное творческое дело (КТД) – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
7 слайд
Описание слайда:
Стадии организации КТД
1
Предварительная работа
2
Коллективное планирование
3
Коллективная подготовка дела
4
Проведение КТД
5
Коллективное подведение итогов
6
Последействие
8 слайд
Описание слайда:
Условия реализации КТД (Е.В.Титова)
1
нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД;
2
недопустимо искажать роль, которая определена педагогу как старшему товарищу;
3
подготовка и проведении любого КТД требуют, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел;
4
необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе и жизни
5
в каждом КТД должна воплощаться идеи заботы о себе, других людях, родителях и близких, окружающем мире.
9 слайд
Описание слайда:
Системная концепция воспитания
(В.А. Караковский, Л.И. Новикова,
Н.Л. Селиванова )
10 слайд
Описание слайда:
Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.
(В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова )
11 слайд
Описание слайда:
Цели воспитания
Реальная цель
Развитие креативности как черты личности.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.
Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины
Идеальная цель
Всесторонне гармоничное развитие личности
12 слайд
Описание слайда:
Принципы воспитательной системы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова,
Н.Л. Селиванова)
1
Личностный подход
2
Гуманистический подход
3
Средовой подход
4
Дифференцированный подход
5
Природосообразность
6
Культуросообразность
7
Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка
13 слайд
Описание слайда:
Ценности содержания воспитания
Человек
Труд
Знания
Культура
Отечество
Земля
Мир
14 слайд
Описание слайда:
Механизм воспитания – функционирование воспитательной системы
(В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)
Целостный образ школы
Здоровый образ жизни школы
Интеграция воспитательных воздействий через включение их в КТД
Защитная функция школы по отношению к личности ребенка и педагога
15 слайд
Описание слайда:
Критерии эффективности воспитательного процесса
Критерии факта (наличие воспитательной системы в образовательном учреждении)
Наличие сложившегося школьного коллектива
Упорядоченность жизнедеятельности школы:
Интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий
Критерии качества (уровень развития воспитательной системы)
Степень приближенности системы к воспитательным целям
Уровень воспитанности выпускников
Общий психологический климат, стиль отношений в школе, степень защищенности и комфортности детей
16 слайд
Описание слайда:
Формирование образа жизни, достойной человека (Н.Е. Щуркова)
17 слайд
Описание слайда:
Воспитание (Н.Е. Щуркова)
целенаправленное, организованное педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
18 слайд
Описание слайда:
Цель воспитания
личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
19 слайд
Описание слайда:
Принципы организации учебно-воспитательного процесса (Н.Е. Щуркова)
1
принцип ориентации на социально-ценностные отношения – педагогу необходимо вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2
принцип субъектности – содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3
принцип принятия ребенка как данности – признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
20 слайд
Описание слайда:
Виды воспитания
1
Философическое воспитание – это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, видения за явлением жизни закономерности, а за закономерностями – основы человеческой жизни.
2
Диалогическое воспитание – это организация жизни воспитанника в постоянном диалоге с самим собой и со всем окружающим
3
Этическое воспитание предполагает «возвышение» педагога до ученика, восприятие ребенка «равным себе»
21 слайд
Описание слайда:
Ведущий механизм воспитания – программа воспитания
Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни
формирование ценностного отношения к природе как дому человечества
формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути
– формирование образа жизни, достойной Человека
-формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни
формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле
22 слайд
Описание слайда:
Воспитание ребенка как человека культуры
(Е.В. Бондаревская)
23 слайд
Описание слайда:
Воспитание
Целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности
Восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций
24 слайд
Описание слайда:
Цель воспитания –
целостный человек культуры
25 слайд
Описание слайда:
Человек культуры
Свободная личность
Гуманная личность
Духовная личность
Адаптивная и творческая личность
26 слайд
Описание слайда:
Принципы организации образовательного процесса
1
Природосообразности
2
Культуросообразности
3
Индивидуально-личностного подхода
4
Ценностно-смыслового подхода
5
Сотрудничества
27 слайд
Описание слайда:
Педагогическая поддержка ребенка в процессе воспитания
(О.С. Газман)
28 слайд
Описание слайда:
Воспитание – специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
Обучение – передача и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности.
29 слайд
Описание слайда:
Цель образовательного процесса
дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности.
30 слайд
Описание слайда:
Содержание образовательного процесса
– культуру жизненного самоопределения;
– культуру семейных отношений;
– экономическую культуру и культуру труда; – политическую, демократическую и правовую культуру;
– интеллектуальную, нравственную и коммуникативную культуру;
– экологическую культуру;
– художественную культуру; физическую культуру.
базовая культура личности, включающая:
31 слайд
Описание слайда:
Механизм педагогической поддержки ребенка
На данном этапе осуществляется диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка
I этап – диагностический.
32 слайд
Описание слайда:
II этап – поисковый.
На этом этапе педагог организует совместно с ребенком поиск причин возникновения проблемы (трудности), используя взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”).
III этап – договорный.
Педагог проектирует деятельность ребенка по решению проблему и собственную деятельность по сопровождению данного процесса. Затем педагог и ребенок договариваются о разделении функций и ответственности по решению проблемы. Договор может быть заключен в любой форме.
33 слайд
Описание слайда:
IV этап – деятельностный.
Ребенок осуществляет деятельность по решению проблемы в соответствии с договором. Педагог одобряет действия ребенка, стимулирует его инициативу, координирует деятельность специалистов в школе и за ее пределами, оказывает безотлагательную помощь ребенку в случае необходимости.
V этап – рефлексивный.
Педагог совместно с ребенком обсуждают успехи и неудачи предыдущих этапов деятельности, констатируют факт разрешимости проблемы или переформулируют затруднение. При этом происходит осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
34 слайд
Описание слайда:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
35 слайд
Описание слайда:
Духовно-нравственное воспитание личности – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
36 слайд
Описание слайда:
Система базовых нравственных ценностей (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков )
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
37 слайд
Описание слайда:
Система базовых нравственных ценностей (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков )
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
38 слайд
Описание слайда:
Этапы духовно-нравственного воспитания и развития личности
(А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
1. Усвоение ребенком ценностей семейной жизни, норм и правил семейных взаимоотношений.
2. Осознанное приятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.
3. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
4. Ступень гражданской идентичности – освоение культурных богатств своего народа, осознание их значимости и особенности.
39 слайд
Описание слайда:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(Образовательная система «школа 2100»)
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова.
40 слайд
Описание слайда:
Воспитание
«Управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества»
А.А. Леонтьев
41 слайд
Описание слайда:
Цель образовательного процесса
Развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
42 слайд
Описание слайда:
Личностные ценности
Ценность жизни
Ценность добра
Ценность свободы, чести и достоинства
Ценность природы
Ценность истины
Ценность красоты и грамонии
43 слайд
Описание слайда:
Общественные ценности
Ценность семьи
Ценность труда и творчества
Ценность свободы и прав человека
Ценность гражданственности
Ценность патриотизма
Ценность человечества
44 слайд
Описание слайда:
Принципы воспитания в образовательной системе «Школа 2100»
Социальной активности
Социального творчества
Взаимодействия личности и коллектива
Развивающего воспитания
Мотивированности
Индивидуализации
Целостности воспитательного процесса
Опоры на ведущую деятельность и опоры на традиции
45 слайд
Описание слайда:
Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
1. Добрые мысли, чувства и поступки
2. Страна граждан
3. Труд для себя и для других
4. Здоровье тела и духа
5. Красота спасет мир
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.
Перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача – вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.
Время, в котором мы живём – это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного духовно – нравственного потенциала общества. Современное российское общество требует кардинальных изменений в социальном заказе на образование. В Законе «Об образовании», нормативных документах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Школа – важнейший социальный институт, через который проходят все
граждане России. Именно в школе сосредоточена интеллектуальная,
гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
Фундаментальную основу имеют слова Ш.А. Амонашвили для всех классных руководителей: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». Следовательно, хочешь работать с детьми – воспитай в себе такие качества:
1. Любовь к детям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях.
2. Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость.
3. Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.
По моему мнению – воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.
В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Значит, наша цель – воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.
В концепции модернизации российского образования, определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»
У педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем – организатором и координатором деятельности учеников в классе.
Исходя из всего вышесказанного, я, классный руководитель 6 а класса, поставила перед собой цели:
- Организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка.
- Создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка;
и задачи:
1. Изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
2.Планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.
3. Формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.
Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
Умение ученика управлять собой осознанно. Управление самим собой – это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы.
4.Воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам.
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.
За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как направить их познавательную активность в нужное русло?
Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.
В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя – создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам.
Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно – семейное проектирование становится реальностью.
Современное российское общество требует кардинальных изменений в социальном заказе на образование. В Законе «Об образовании», нормативных документах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно – нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы, Программой развития школы, программой развития воспитательной системы « Школа здоровья и успеха».
Систему патриотического воспитания в классе строю с учетом умения учащихся самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности. Стремлюсь к эффективной результативности воспитательного мероприятия. При реализации любой воспитательной концепции важно видеть ее результаты. Для анализа результатов , с дальнейшей корректировкой воспитательной деятельности использую следующие методики: анкетирование, диагностика, мониторинг. Считаю, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, с которыми системное взаимодействие.
Деятельность классного руководителя непроста: поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещаю тематические курсы, уделяю большое внимание самообразованию.
Источник