Управление гневом ребенка 3 года

Детские крики могут свести с ума самых спокойных взрослых. Психолог Лора Мархэм считает, что именно реакция родителей часто становится причиной этих вспышек ярости. Как правильно вести себя, если ребенок закатывает истерику? Вот что советует эксперт.
Когда ребенок «включает максимальную громкость» дома, родители, как правило, отправляют чадо в уединенное место, чтобы он успокоился.
Однако так взрослые передают невербальные послания:
– Никому не интересно, почему ты плачешь. Нас не волнуют твои проблемы, и мы не будем помогать тебе справляться с ними.
– Злиться плохо. Ты плохой человек, если злишься и ведешь себя не так, как ожидают окружающие.
– Твоя злость нас пугает. Мы не знаем, как помочь тебе справиться с твоими чувствами.
– Когда ты испытываешь злость, лучший способ справиться с ней – сделать вид, что ее нет.
Нас воспитывали так же, и гневом мы не умеем управлять – в детстве нас этому не научили, и теперь мы кричим на детей, закатываем истерику супругу или просто заедаем свою злость шоколадом и пирожными или запиваем алкоголем.
Управление гневом
Давайте поможем детям ответственно относиться к своему гневу и управлять им. Для этого нужно научить их принимать свой гнев и не выплескивать его на окружающих. Когда принимаем свой гнев, обнаруживаем под ним такие чувства, как обида, страх и грусть. Если разрешаем себе пережить их, злость проходит, потому что лишь средство реактивной защиты.
Если ребенок научится переносить трудности ежедневной жизни без реактивного гнева, во взрослой жизни он будет эффективнее вести переговоры и достигать цели. Тех, кто умеет управлять эмоциями, называют эмоционально грамотными.
Эмоциональная грамотность ребенка формируется, когда мы учим его, что все чувства, которые он испытывает, нормальны, а вот его поведение – это уже вопрос выбора.
Ребенок в гневе. Что делать?
Как воспитать в ребенке умение грамотно выражать эмоции? Вместо того, чтобы наказывать его, когда он начинает злиться и капризничать, измените свое поведение.
1. Попытайтесь предотвратить реакцию «сражайся или беги»
Сделайте два глубоких вдоха и напомните себе, что не произошло ничего страшного. Если ребенок увидит, что вы реагируете спокойно, он постепенно научится справляться с гневом, не включая стрессовую реакцию.
2. Слушайте ребенка. Поймите, что его расстроило
Все люди переживают, что их не слышат. И дети не исключение. Если ребенок чувствует, что его пытаются понять, он успокаивается.
3. Пытайтесь посмотреть на ситуацию глазами ребенка
Если ребенок чувствует, что вы его поддерживаете и понимаете, у него больше шансов «раскопать» в себе причины гнева. Вам не нужно соглашаться или не соглашаться. Покажите ребенку, что вам небезразличны его чувства: «Мой хороший, мне так жаль, что ты думаешь, будто я тебя не понимаю. Наверное, ты чувствуешь себя таким одиноким».
4. Не принимайте на свой счет то, что он произносит вслух
Родителям больно слышать в свой адрес упреки, оскорбления и категоричные заявления. Как ни парадоксально, ребенок вовсе не имеет в виду то, что выкрикивает в гневе.
Дочери не нужна новая мать, и она не испытывает к вам ненависти. Она обижена, испугана и чувствует собственное бессилие. И выкрикивает обидные слова, чтобы вы поняли, как ей плохо. Скажите ей: «Должно быть, ты очень расстроена, если говоришь мне такое. Расскажи мне, что произошло. Я тебя внимательно слушаю».
Когда девочка поймет, что ей необязательно повышать голос и произносить обидные фразы, чтобы быть услышанной, она научится выражать свои чувства более цивилизованно.
5. Установите границы, которые нельзя переходить
Пресекайте физические проявления гнева. Твердо и спокойно говорите ребенку, что причинять вред окружающим недопустимо: «Ты очень зол. Но бить людей нельзя, как бы ты ни был рассержен и расстроен. Можешь топать ногами, чтобы показать, как ты зол, но драться нельзя».
6. Не пытайтесь вести с ребенком воспитательные беседы
Сын получил двойку по физике и теперь кричит, что бросит школу и уйдет из дома? Скажите, что понимаете его чувства: «Ты так расстроился. Мне так жаль, что тебе тяжело в школе».
7. Напоминайте себе, что вспышки гнева – естественный способ выпустить пар для ребенка
У детей еще не полностью сформированы нейронные связи в лобном отделе коры головного мозга, который отвечает за контроль над эмоциями. Даже взрослые не всегда могут управлять гневом. Лучший способ помочь ребенку развить нейронные связи – проявить эмпатию. Если ребенок чувствует поддержку, он чувствует доверие и близость к родителям.
8. Помните, что гнев – это защитная реакция
Гнев возникает как ответ на угрозу. Иногда эта угроза внешняя, но чаще всего она внутри человека. Когда-то мы подавили и загнали внутрь страх, грусть или обиду, и время от времени происходит что-то, что пробуждает былые чувства. И мы включаем режим борьбы, чтобы снова подавить эти чувства.
Когда ребенок чем-то расстроен, возможно, проблема кроется в невысказанных страхах и невыплаканных слезах.
9. Помогите своему ребенку справиться с гневом
Если ребенок выражает свой гнев, и вы относитесь к нему с сочувствием и пониманием, злость уходит. Она лишь скрывает то, что ребенок чувствует на самом деле. Если он может плакать и рассказывать вслух о страхах и обидах, гнев не нужен.
10. Старайтесь быть как можно ближе
Вашему ребенку нужен человек, который любит его, даже когда он злится. Если гнев представляет для вас физическую угрозу, отойдите на безопасное расстояние и объясните ребенку: «Я не хочу, чтобы ты причинил мне вред, поэтому я пересяду в кресло. Но я рядом, и я тебя слышу. И я всегда готова тебя обнять».
Если сын кричит: «Уходи», скажите: «Ты просишь меня уйти, но я не могу оставить тебя наедине с такими страшными чувствами. Я просто отойду подальше».
11. Заботьтесь о своей безопасности
Обычно дети не хотят делать родителям больно. Но иногда таким способом они добиваются понимания и сочувствия. Когда они видят, что их слушают и принимают их чувства, перестают вас бить и начинают плакать.
Если ребенок вас бьет, отстранитесь. Если он продолжает нападать, возьмите его за запястье и скажите: «Я не хочу, чтобы этот кулак приближался ко мне. Я вижу, как ты зол. Ты можешь бить свою подушку, но ты не должен причинять мне вред».
12. Не пытайтесь анализировать поведение ребенка
Иногда дети испытывают обиды и страхи, которые не могут выразить словами. Они копятся и выливаются в приступы гнева. Иногда ребенку просто нужно поплакать.
13. Дайте ребенку понять, что понимаете причину его гнева
Скажите: «Малыш, я понимаю, что ты хотел… Мне жаль, что так вышло». Это поможет снизить напряжение.
14. После того как ребенок успокоился, поговорите с ним
Избегайте назидательного тона. Поговорите о чувствах: «Ты была так расстроена», «Ты хотел, но…», «Спасибо, что поделился со мной своими чувствами».
15. Рассказывайте истории
Ребенок и так знает, что был не прав. Расскажите ему историю:
«Когда мы злимся, как ты злилась на твою сестру, мы забываем, как мы любим другого человека. Нам кажется, что этот человек наш враг. Правда? Каждый из нас испытывает нечто подобное. Иногда даже хочется ударить человека. Но если ты это сделаешь, потом об этом жалеешь…»
Эмоциональная грамотность – признак цивилизованного человека. Если мы хотим научить детей управлять гневом, нужно начать с себя.
Об авторе
Лора Мархэм (Laura Markham) – психолог, автор книги «Спокойные родители, счастливые дети».
Текст:Александра ГалимоваИсточник фотографий:Getty Images
Источник
Можно ли детям и взрослым злиться? Не только можно, но и нужно. Гнев – эмоция-защитник, важный маркер дискомфорта, опасности или нарушения границ. Но это вовсе не значит, что нужно разрешать ребёнку драться, кричать и отбирать чужие игрушки. Психолог Яна Филимонова рассуждает об основных родительских ошибках в «управлении гневом» и подсказывает, как научить ребёнка правильно выражать злость и делать выводы из ситуации, которая её вызвала.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Родители совершают большую ошибку, путая само чувство злости и его проявления. Гнев помогает отстаивать границы, защищаться от недоброжелательно настроенных людей и справляться с опасностью. Хороший контакт со своим гневом в будущем обеспечит дочери или сыну способность сказать твёрдое «нет», защитить себя в споре, отстоять права. Подавленный же гнев – виновник многих соматических заболеваний. А ещё робости, плохого контакта со своими желаниями (откуда мне знать, чего я хочу, если я даже не знаю, что мне не нравится?) и скрытой враждебности к другим (потому что подавленная злость – всё равно злость).
Посыл «не злись» заставляет ребёнка направлять усилия не на успокоение и разрешение ситуации, а на попытки просто спрятать гнев. Поэтому не стоит произносить фраз вроде: «Злиться нельзя», «Ты что ругаешься, лучше пойди и помирись скорее», «Никто с такой злой девочкой дружить не захочет».
Тогда что же: разрешать детсадовцу драться, если кто-то взял его игрушку, а школьнику – рвать чужие тетрадки с домашним заданием? Нет. Стоит на понятном ребёнку языке объяснить: бить других людей и портить их вещи нельзя, но есть и другие способы выражать злость.
Если ты зол настолько, что не можешь думать, допустимо побить подушку или пнуть диван (это психологи советуют и взрослым людям). Немного успокоившись, стоит подумать и рассказать словами, на что же ты так разозлился. Ребёнок 3-6 лет уже вполне способен объяснить, что его рассердило. С некоторыми вещами просто приходится смириться: нельзя взять красивую куклу той девочки, да и папин планшет тоже трогать не полагается. Но, возможно, девочка разрешит немного поиграть с куклой, а папа может показать красивые картинки на планшете или вместе сыграть в игру.
Школьнику можно помочь не только обнаружить причины своего гнева, но и попытаться найти выход из ситуации
Например, наладить контакт с учительницей или поговорить с одноклассником, с которым произошла ссора.
Если сын приходит из школы и заявляет «Я ненавижу Васю, он мне больше не друг!» – не стоит пугаться такого категоричного заявления. Хорошо, что ваш ребёнок в принципе умеет вербализовать свою агрессию. В таких случаях помогает техника активного слушания, то есть переформулирования сказанного без оценки или прямых советов.
– Похоже, ты очень сердишься на Васю.
– Да, он с Димой и Мишей играл в футбол, а меня не взяли! Я с ними тоже больше не дружу.
– Тебе обидно, что тебя не взяли играть в футбол.
– Конечно, а ты как думаешь! Они говорят, я ничего не умею. Но Дима потом обещал показать, как мяч вести.
Здесь уместно будет предложить: «Может быть, завтра попросить Диму показать тебе, как вести мяч?» – «Да, наверное. Они как раз собирались завтра на площадку». Даже если ситуация окажется не такой благоприятной, ребёнок уже осмыслил произошедшее, получил опыт того, как успокоиться и справиться с переживаниями. А ещё поймёт, что рядом разумный взрослый, который поможет совладать с чувствами и проанализировать ситуацию.
Другая крайность – когда детский гнев служит извинением для любого поступка. Слёзы и крик помогают выпросить дорогую игрушку. «Мы рассердились, простите нас» – оправдание перед мамой другого малыша, которого разгневанный трёхлетка посыпал песком и стукнул совочком по голове.
Это плохо сразу по нескольким причинам. Во-первых, присутствие в доме маленького тирана не улучшает семейные отношения и не делает домашнюю атмосферу приятной. Во-вторых, ребёнок становится всё менее социализированным, поскольку принятые дома порядки не будут поддерживаться в детском саду и школе. Ему придётся совершенно неожиданно столкнуться с запретами, что вызовет сильнейший стресс: раньше всё было можно, а теперь вдруг нельзя, даже если кричать и топать ногами.
В-третьих, одна из функций родителей – создавать ребёнку разумные рамки поведения, которые меняются по мере его взросления
И эти рамки служат не только для социализации и приучения ребёнка к порядку, но и для защиты.
Поэтому дети-тираны обычно растут не столько избалованными, сколько нервными. Отсутствие чётких запретов несёт опасность и для самого ребёнка, и он чувствует это. Вседозволенность не равна ни заботе, ни любви – она нездорова и расшатывает психику.
В будущем произойдёт так называемая интериоризация: ребёнок как бы поместит родителя внутрь себя, присвоит функцию контроля в том виде, в котором он её получил. Поэтому важно, чтобы в критических ситуациях папа или мама действительно помогли ему справиться с гневом, не потакали и не подавляли. Потому что голос, который говорит «Давай подумаем вместе» или «Да как ты можешь такое говорить, Вася твой друг!», – будет звучать у него в голове всю жизнь (ну или до похода к психотерапевту).
Начиная со средней школы ребёнок уже способен встать на позицию другого, чтобы попытаться понять чувства и мотивы второй стороны конфликта
Ты решила взяться за ум и очень стараешься на алгебре, а противная Ирина Петровна всё равно занижает оценки и не вызывает к доске? Да, это обидно и очень раздражает. Но, может быть, она привыкла к плохо выполненным домашним заданиям и списыванию? И если пройдёт немного времени, она заметит изменения? А если нет, что можно будет сделать, чтобы улучшить ситуацию? Очень ценно умение не только превращать гнев в слова, а делать из него и из ситуации какие-то выводы.
Не стоит забывать, что модели поведения ребёнок в любом случае берёт из семьи. Если папа твердит, что злиться ни в коем случае нельзя, а спустя полчаса повышает голос на кого-то из домашних – ценность его слов резко падает. А ребёнок, увы, делает выводы о вседозволенности тех, у кого есть власть: вот я вырасту, и тогда…
Важную роль играют и неосознанные установки родителей. Взрослые, которые скорее склонны к позиции «злиться нельзя», могут находиться в плохом контакте с собственным гневом, подавлять его – такие послания обычно передаются в семье из поколения в поколение. Очень распространена установка «нельзя злиться на родных». «Мама и папа тебе добра желают», «Не ругайся с сестрой, вы же родные» – подобные правила поддерживают миф об идеальной, дружной семье, в которой все друг друга любят и никогда не ссорятся. Понятно, что такой идеал недостижим.
Подавленная злость приводит к конфликтам и тайным обидам: когда нет возможности выразить гнев напрямую, он всё равно находит себе путь
Родители, которым страшно «огорчить» и «разозлить» ребёнка, возможно, сами росли в чрезмерно строгой обстановке: подвергались физическому насилию, унижениям, постоянной критике. Они страдали сами и теперь хотят, чтобы ребёнок ни в чем не знал отказа. Видеть его слёзы и сердитое личико невыносимо, поскольку вспоминаются болезненные эпизоды из собственного детства. «Неужели я такой же, какими были мои мама и папа? Нет, я хочу быть добрым и понимающим». Стоит осознать эту идентификацию с детским образом и отделять собственные тяжёлые воспоминания от нынешней ситуации.
Быть хорошим и любящим родителем совершенно не противоречит тому, чтобы ставить разумные запреты. Воспитание заключается не только в поощрении и выражении любви, но и в приучении к самоконтролю и социализации.
Источник
Психолог Катерина Мурашова – о том, почему не стоит скрывать от своих чад сильные эмоции и как научить их работать с собственными чувствами
Фото: William Gottlieb/CORBIS/Corbis via Getty Images
Сейчас я практически не читаю научно-популярных книг по психологии и не знаю, что в них пишут. Таких книг очень-очень много, и наверняка среди них есть хорошие, средние и совсем плохие. Но при этом я по возрасту все-таки человек советского прошлого, и воспитана так, что всегда была уверена: уж совсем откровенную глупость в книжке не напечатают.
И вот теперь я в некоторой растерянности, потому что раз за разом ко мне приходят мамы и с совершенно уверенным видом рассказывают, что они в каких-то психологических книжках прочитали, будто родители не должны показывать ребенку свои отрицательные эмоции, чтобы, дескать, его не травмировать.
Статистически мало реально, чтобы все читали одну и ту же книжку. Значит, их таких по крайней мере несколько?
И вот она, данная конкретная мать, изо всех своих сил старается выполнить полезные рекомендации компетентных специалистов. И некоторое время у нее даже получается сдерживаться, и ребенок вроде как и не догадывается, что его мать сейчас раздражена, злится, печальна, в ярости и так далее. Хорошо, если мать, взявшая на себя такую странную задачу, флегматик. А если ближе к холерику?
Вот ребенок раз за разом нарушает какой-то запрет. Мать, памятуя о прочитанном и стараясь соблюсти все «психологические» рекомендации, спокойно говорит:
– Не следует тебе этого делать. Я тебе неоднократно запрещала. И говорила, что это опасно. Мне жаль, что ты не прислушался к моим словам…
Но, разумеется, в какой-то момент возможность сдерживать свои чувства исчерпывается у любой матери. Происходит взрыв. И тогда бедному ребенку достается единомоментно и за сейчас, и за все предыдущие разы. И вот это его, конечно, по-настоящему шокирует и оставляет в растерянности. Почему предыдущие двадцать раз она спокойно говорила положить эту вещь на место, а теперь орет как резаная?! Что изменилось?
Если этот цикл повторяется раз за разом, мир начинает казаться ребенку эмоционально и событийно непредсказуемым. И у него закономерно нарастает тревожность, и либо снижается общая жизненная активность (ребенок боится пробовать), либо, наоборот, нарушения известных запретов становятся все более яркими и демонстративными, а поведение в целом – провокативным. Зависит это в первую очередь от темперамента и силы нервной системы самого ребенка. Кому-то в ситуации непонимания происходящего легче и естественнее затаиться, а кто-то, не в силах терпеть неопределенность, нарочно «идет на грозу».
Это с одной стороны. Но есть и другая.
Эмоции у нас и у животных – это врожденная вещь. Мы не можем их не испытывать. А вот опознанию их и социально правильному с ними обращению надо учить
Приблизительно с такой же частотой, как и вышеописанные (а иногда это одни и те же люди) ко мне приходят мамы, папы и бабушки вот с каким вопросом:
– Вы знаете, везде говорят про эмоции и эмоциональный интеллект. Дескать, это очень важно, у современных детей с этим проблемы, и их этому обязательно надо учить. Да мы и сами видим, что он у нас чувств других людей совсем не понимает и не учитывает. Может быть, это у него аутизм? Нет? Тогда синдром Аспергера? Тоже нет? Ну а тогда как же? Надо его учить? Так вот в этом и проблема: как именно учить, нигде толком не написано. Мы вот купили какие-то картинки якобы для обучения эмоциональному интеллекту, так там какие-то неприятные физиономии нарисованы, он на них и смотреть не хочет, да и мы сами, если честно, тоже. Может быть, вы нам какие-нибудь специальные тренинги порекомендуете или кружок?
Две описанные мною ситуации – это две стороны одной и той же медали.
Эмоции у нас и у животных – это врожденная вещь. Мы не можем их не испытывать. А вот опознанию их и социально правильному с ними обращению надо учить.
И первым по времени и на многие годы главным тренажером в этом процессе для ребенка являются чувства его родителей и других членов семьи. Ребенок видит их, получает их названия, связывает с конкретными ситуациями и своим собственным поведением, учится их вовремя опознавать и адекватно на них реагировать.
Раньше, в больших иерархических семьях и общинах это обучение происходило естественным образом, так как слишком многое в жизни маленького «низкорангового» ребенка напрямую зависело от эмоционального состояния окружающих его старших людей, и из своих собственных интересов и безопасности он учился их «читать». Теперь эта система по вполне понятным причинам начала давать сбои.
Что же делать? Разумеется, все равно учить. Как?
Тут в особенно сложной ситуации оказываются родители, которые честно признаются: «Да я и сам(а) социально неловкий(ая). Далеко не всегда могу опознать свои и чужие чувства. И часто реагирую неправильно, попадаю в дурацкие ситуации. Собственную жену (мужа) понимаю через четыре раза на пятый, а уж тещу (свекровь) так и вовсе никогда. Мне все время кажется, что она (он) разводит черт те что на пустом месте…»
Что ж, в таком случае придется учиться вместе.
Пункт первый.
Есть эмоции. Их нужно знать. Составьте список известных вам эмоций. Если там окажется меньше 25 наименований – есть над чем поработать. Сорок и больше – хороший результат. Список можно повесить на стену как напоминалку.
Пункт второй.
Ловите эмоции из списка в себе и в мире (как покемонов, помните?) и называете вслух. Вот я злюсь. Вот в этом фильме она в полном отчаянии. Вот осенний лист летит через луч фонаря тихой ночью – восторг! И так далее. Старайтесь почаще делать это в присутствии ребенка.
Пункт третий.
Не врать чувствами! Если вы слегка раздражены, так и говорите: меня это слегка раздражает. Если вы в ярости, то и демонстрируете именно ярость, а не легкое раздражение. Если вы равнодушны к пятому за вечер рисунку, который принес ваш ребенок, то именно ваше равнодушие он и видит.
Пункт четвертый.
Эмоции существуют, это не обсуждается. Все проистекающие из них чувства приемлемы. Но дальше развилка – есть приемлемые и неприемлемые способы выражения этих самых чувств и эмоций. Причем набор приемлемых и неприемлемых способов меняется в зависимости от эпохи, места, культуры, даже просто семьи. Ваша задача – описать, рассказать, показать ребенку, куда, собственно, он попал. Какой набор тут принят, какой нет.
Пункт пятый.
Чем меньше ребенок, тем конкретнее должно быть обучение.
Отрицательные чувства, пример:
Когда ты злишься, ты можешь (приемлемые способы выражения злости):
– заорать и затопать ногами,
– убежать в другую комнату или ванную,
– швырнуть свою игрушку,
– сказать: я зол, не трогайте меня сейчас.
Ты не можешь (неприемлемые способы):
– пнуть ногой собаку,
– ударить младшую сестру,
– швырять на пол вещи родителей.
Положительные чувства, пример:
Когда тебе очень нравится незнакомый ребенок или взрослый, ты можешь (приемлемые способы выражения симпатии):
– сказать ему комплимент,
– предложить поиграть (и не настаивая, если он откажется),
– угостить чем-нибудь, если это возможно по обстоятельствам,
– предложить свою помощь (и не настаивая, если помощь будет отвергнута).
Ты не можешь (неприемлемые способы):
– начать душить его в объятиях или лезть к нему на колени,
– требовать, чтобы его внимание принадлежало только тебе или чтобы он играл только с тобой,
– заставлять, уговаривать его есть или делать то или другое.
Пункт шестой.
Обязательное положительное подкрепление с вашей стороны на любое адекватное действие ребенка в рамках пункта четыре.
«О, я видела, что тете очень понравился твой комплимент по поводу ее действительно чудесной шляпки».
«Ты убежал от конфликта с младшей сестрой, и я уверена, что в данном случае это было отличным выходом. Нам с отцом понравилось, как быстро и четко ты среагировал».
Обязательное отрицательное подкрепление неверных, с точки зрения вышеописанного алгоритма, действий.
«Тетя просто не знала, куда деваться от твоих поцелуев, а мне было ужасно стыдно».
«Я просто в шоке – мой сын пнул Жучку, любящее его и ни в чем не повинное существо, потому что ему, видите ли, не дали вторую конфету. Иди ко мне скорей, Жученька, я буду тебя жалеть. А вот тебя, сын, я сейчас, после такого, видеть не хочу».
Никакие кружки или тренинги этого не заменят, поверьте.
Источник