Уполномоченный по правам ребенка становление и развитие

Уполномоченный по правам ребенка становление и развитие thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2020; проверки требуют 5 правок.

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка (неофициально детский омбудсмен) — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребёнка».

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности президентом Российской Федерации. Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные Уполномоченные по правам ребёнка (региональные детские омбудсмены), назначаемые и финансируемые властями регионов. К 2011 году сложилась «вертикаль» детских омбудсменов с федеральным уполномоченным по правам ребёнка во главе. Также сложилась практика переадресации обращений, поступающих федеральному детскому омбудсмену, на рассмотрение Уполномоченному по правам ребёнка того региона России, где права были нарушены. С 2015 года разрешено возлагать на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации обязанности регионального детского омбудсмена.

Требования к кандидатуре на должность и срок полномочий[править | править код]

В декабре 2018 года были приняты поправки в федеральные законы, которые ввели следующие требования к кандидату на должность федерального детского омбудсмена[1]:

  • Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка назначается на пять лет не более чем на два срока подряд;
  • Кандидат на должность Уполномоченного должен быть не моложе 30 лет, иметь безупречную репутацию, высшее образование, опыт работы по защите интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

Полномочия[править | править код]

Уполномоченный имеет право:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  2. беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
  3. проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  4. направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребёнка, своё заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
  5. привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребёнка, научные и иные организации, а также учёных и специалистов, в том числе на договорной основе.

В декабре 2018 года «детский» Уполномоченный получил дополнительные права[1]:

  • подавать иски в суд о признании незаконными действий государственных органов в отношении детей. При этом он освобождается от уплаты госпошлины при обращении в суд с любыми исками, касающимися защиты несовершеннолетних;
  • по своей инициативе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу, касающемуся интересов детей;
  • вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации[править | править код]

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области с 2010 года Игорь Мороков, один из старейших (по сроку пребывания в должности) детских региональных омбудсменов

В субъектах Российской Федерации также имеются свои Уполномоченные по правам ребёнка — региональные детские омбудсмены. Формально они назначаются, финансируются и отчитываются перед властями субъекта Российской Федерации. Фактически они входят в структуру федерального Уполномоченного по правам ребёнка. К 2011 году сложилась своего рода «вертикаль» российских детских омбудсменов во главе с федеральным Уполномоченным по правам ребёнка[2]. В декабре 2018 года законодательно было закреплено (по аналогии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации), что федеральный детский Уполномоченный становится координатором региональных детских омбудсменов и согласовывает кандидатуры на эти должности[1].

На местах региональные детские омбудсмены сосуществуют с региональными Уполномоченными по правам человека, которые также назначаются и финансируются властями субъектов Российской Федерации. Отношения между «специализированными» и «общим» омбудсменами складываются по-разному. Например, в Челябинской области у «общего» и «детского» омбудсменов один рабочий аппарат. Ещё дальше пошли в Тверской области — там в 2010 году Уполномоченный по правам ребёнка был подчинён областному Уполномоченному по правам человека в статусе помощника[3]. В Красноярском крае по состоянию на 2016 год региональный Уполномоченный по правам человека назначает (с согласия Законодательного собрания края) Уполномоченного по правам ребёнка[4].

Отношения между «общим» и «детским» региональным омбудсменами могут не складываться. Например, в 2016 году со стороны региональных «общих» уполномоченных звучали жалобы, что введение «специализированных» омбудсменов размывает институт омбудсмена в субъектах Российской Федерации[5]. В 2015 году вступил в силу федеральный закон, разрешающий региональным властям возлагать на Уполномоченного по правам человека функции Уполномоченных по правам ребёнка[6]. Этот закон реализуется на практике. Например, в декабре 2016 года в Туве введена должность Уполномоченного по правам человека и правам ребёнка[7].

На практике имеет место пересечение функций региональных омбудсменов с детскими Уполномоченными. Например, в докладе Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзляковой за 2016 год защите прав детей посвящены несколько разделов, но в докладе даже не упоминается фамилия регионального детского омбудсмена И. Р. Морокова[8].

Список уполномоченных[править | править код]

  1. Алексей Иванович Головань (1 сентября — 26 декабря 2009)[9][10]
  2. Павел Алексеевич Астахов (30 декабря 2009 — 9 сентября 2016)[11][12]
  3. Анна Юрьевна Кузнецова (с 9 сентября 2016)[13]

Общественный совет при Уполномоченном[править | править код]

Первые годы при Уполномоченном по правам ребёнка не было Общественного совета — структуры, которая существует при многих российских органах власти. В 2016—2017 годах этот орган был создан. Он делится на рабочие группы[14]. В составе Общественного совета в начале 2017 года оказалось много священников Русской православной церкви, а также активистов православных общественных объединений[15].

Сайт Уполномоченного[править | править код]

При Павле Астахове официальным сайтом детского омбудсмена был www.rfdeti.ru. Однако после его отставки оказалось, что сайт является личной собственностью Павла Астахова[16]. Поэтому после отставки омбудсмена с сайта были удалены все разделы и вместо них помещён Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка (за лето 2016 года) с единственной публикацией «18 „нет“ Павла Астахова», в которой перечислены заслуги бывшего детского омбудсмена[16]. При этом новый Уполномоченный по правам ребёнка оказалась вовсе без официального сайта и была вынуждена вести общение с населением через социальную сеть Фейсбук[16]. Позже был создан новый официальный сайт: https://deti.gov.ru/. На новом сайте никаких сведений об Астахове и об его деятельности в качестве Уполномоченного размещено не было[17].

Критика[править | править код]

Журналист Максим Артемьев отмечает: «Полномочия детского омбудсмена не прописаны в конституции или в отдельном законе. Эта должность существует на основании указа президента, и даже деятельность уполномоченного по правам ребёнка обеспечивается аппаратом Общественной палаты. Возможности омбудсмена весьма и весьма ограничены и сводятся в основном к праву подавать запросы. <…> В современных условиях детский уполномоченный — фигура пиаровская, индикативная; ее заявления и действия призваны демонстрировать, чего хочет и куда идёт государство в детской политике»[18].

Региональные детские омбудсмены также вызывают критику за бездействие при защите детей, а также за поддержку инициатив власти, направленных на ущемление интересов несовершеннолетних. Например, Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Павел Миков поддержал принятый в 2016 году региональный закон, который не предусматривал выплату регионального пособия на рождение ребёнка тем матерям, которые воспитывают детей без отцов[19]. По мнению Микова, государство не должно поддерживать женщин, которые рожают детей от безответственных мужчин[19].

См. также[править | править код]

  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт уполномоченного при Президенте Российской федерации по правам ребёнка
  • Бывший официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 сентября 2016. Архивировано 13 мая 2012 года. (не работает после отставки Павла Астахова)
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка»
  • Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области

Источник

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института – независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка – это должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Первым Уполномоченным стал Алексей Иванович Головань (с 1 сентября по 26 декабря 2009 года), с 30 декабря 2009 года Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка является Павел Алексеевич Астахов. Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Задачи Уполномоченного по правам ребенка:

– обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

– правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

– запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;

– проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Уполномоченный имеет следующие полномочия:

– запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

– проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ребенка.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

– обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

– всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

– анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

– посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

– проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

– направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

– при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

– готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

– привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения – детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка – такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

Источник