Умственное развитие ребенка ушинский

Умственное развитие ребенка ушинский thumbnail

30 Март 2014 admin

Просмотров: 2784

портрет великого педагога К. Д. УшинскогоИдея развивающего обучения – одна из важнейших традиций русской педагогики и одна из основных в дидактической теории великого русского педагога К. Д. Ушинского. Учение, по его мнению, это труд, полный мысли. Надо добиваться, чтобы ученик в процессе обучения был активен и деятелен. Но легко и приятно мечтать, а думать трудно, поэтому важнейшая задача педагога – приучение детей к умственному труду и забота об умственном развитии ребенка.

О системе знаний

Говоря о том, что ум – это система знаний, Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

Великий педагог подвергал резкой критике такое учение, при котором голова учащегося набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными, когда учитель все гонит вперед, не оглядываясь назад, пока не привозит «пустую телегу» – «Пустая голова не мыслит».

Самым опасным Ушинский считает укоренение у детей привычки ничего не усваивать прочно и быстро все забывать. Задача учителя – соблюдать преемственность между познавательной деятельностью ребенка до школы и учением его в школе, упорядочить конкретные представления и опыт детей, строго отбирать учебный материл, добиваясь его прочного и осмысленного усвоения учащимися.

К. Д. Ушинский о значении родного языка

Ушинский рассматривает родной язык как сокровищницу всех знаний, как основу всякого понимания и умственного развития.

«Между другими предметами обучения, – пишет К. Д. Ушинский, нет ни одного столь способного развить человека, как изучение языка». Родной язык он рассматривает как источник богатейших знаний и всестороннего развития ребенка: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, отражается вся история духовной жизни народа. Уже при умелом обучении грамоте, показывает Ушинский, развивается внимание, устная речь и мышление ребенка, обогащается его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов.

К. Д. Ушинский о природе

Важнейшее значение в умственном развитии Ушинский отводит знакомству с природой, считая, что логика природы – самая доступная для понимания детей логика. Знакомство с природой развивает умение наблюдать окружающую жизнь, содействует развитию логического мышления и воображения, возбуждает внимание и любознательность, изгоняет суеверия и делает смешными предрассудки.

О наглядности в обучении

Анализируя роль наглядности в обучении, К. Д. Ушинский рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения верно выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.

В учебниках для начальной школы Ушинский дает образцы того, как учить детей «отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, потом сравнивать между собою несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…»

Цитаты:

  • Детская природа ясно требует наглядности.
  • Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
  • Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

мальчик читает книгуО развитии памяти

Ушинский подробно разработал методику повторения учебного материала, отмечая, что современная ему школа много сыплет в детей и редко справляется, остается ли что из насыпанного. Повторение, по его мнению, должно проводиться систематически, в тесной связи с изучением нового материала, быть избирательными, заставляя школьника выражать свои мысли своими словами. Надо воспитывать у детей уверенность в своей памяти, не допускать забывания ими изученного материала, понемногу приучать их упорно его припоминать.

О внимании

С развитием мышления детей тесно связывается и воспитание внимания – этой единственной двери души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, и направляя на предметы, вовсе не привлекательные.

Читайте также:  Предметы для развития ребенка в 1 год

Одной из задач обучения Ушинский считал приучение детей по возможности долго и сильно сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете. Развитие такого активного внимания он связывал с воспитанием волевых качеств личности.

О самостоятельной работе

Развитие умственных способностей учащихся немыслимо без самостоятельной работы. К. Д. Ушинский писал, что не уметь выражать своих мыслей – недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший, что самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно приобретенных знаний. Поэтому очень важно развить у ребенка желание и способность самостоятельно приобретать новые знания, дать ему средство извлекать полезные сведения не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь. А именно это и составляет одну из главных задач школьного обучения.

Но сначала необходимо научить детей учиться. А потом уже поручать дело им самим. Всякая самостоятельная работа должна быть посильной для учащихся, не слишком легкой и не слишком трудной.

успешное обучениеОб успешном обучении

Непосильные задания подрывают детскую память и уверенность ребенка в своих силах. Превращение же учения в игру и забаву, когда ребенок освобождается от всяких серьезных обязанностей, крайне вредно сказывается и на его воспитании. Рассматривая проблему интереса в обучении, К. Д. Ушинский резко выступал против пустой развлекательности. Содержание не должно приноситься в жертву занимательности. Детей необходимо приучать к серьезному труду, соразмерному их силам. Учение «должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас».

Учение – не игра, а серьезная обязанность. Обучение, как справедливо считал Ушинский, не может быть развивающим, если для детей оно не стоит никаких усилий. Вместе с тем он требовал учитывать в обучении интересы и возможности детей, утверждая, что особую силу нашим интересам, нашей деятельности придают чувства, эмоции. Процесс обучения призван возбуждать положительные эмоции. Классная скука – величайший враг учения. Но интерес к учению должен основываться на том, чтобы ученик полюбил учебный труд и находил удовлетворение в исполнении своих обязанностей.

Для успешного обучения ребенку необходимы волевые усилия, так как учение – труд, требующий достижения определенных целей. Для воспитания воли в процессе обучения надо воспитывать привычку к труду, к преодолению трудностей, возбуждать желание учиться и интерес к обучению.

К. Д. Ушинский был непримиримым противником так называемой «потешающей педагогики». Под развивающим обучением понимал многостороннее развитие личности ребенка, включающее в себя воспитание не только умственных способностей и познавательных интересов, но также чувств, воли, характера школьника, его моральных качеств.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

1. ..

2. , ..

3. ..

. – , , , . . .

.. , – – . . .. , , , , , .

.. , , . ” “, .. , ” , “. ” ” .. , ” ” – , ” “, . .. .

.. .

1. ..

XIX .. . .. : . . , . . , .. , .. , .. , .. , .. . XIX – XX , , , .. .

.. .

:

, .. , ;

, .. , , .

, , , .. , .

, .. . , , , , , .

, , .. , , , , .

.. , ” , …” .. , ” “. . , . ” , , , , , – .. .

.. ” “. .. , : “… … , – …” , , , , . .. , , .. .

2. , ..

(). .. , , , . . , , : , , .

. .. , , .

( ). , , , , . . , , .

. .. , , , , , , . , , – , .

, . .. , : , – , . , .

.

.. ” “: ” ? , , , : , , , , … . – , ; . , : , . , : , , … . , , , . , ( ), , , , , , , , , , . , , . : , , – ; , , …”

, . .. , . , , .

. , .. , , , . .

3. ..

.. . , . , . , , .. . , , , , , , , , .

, .. , , , , . , . . . , .

.. . ” “, .

.. “”, . () , . . , . , , : ” , “. , , – , .

.. , , , “” .

.. , , , .

.. – , .

.. , , , . , , , , , , , , , . , , , .

.. , , . .. .

1. .. / .. . : , 1948.

2. .. / .. . .: , 1996.

3. .. / .. . .: , 1996.

4. .. . / .. . : , 1948.

. – , , , . .. .

.. , – – . . .. , , , , , .

.. , , . ” “, .. , ” , “. ” ” .. , ” ” – , ” “, . .. .

.. .

1. ..

, XIX , .

XIX . , .

XIX .. . .. : . . , . . , .. , .. , .. , .. , .. . XIX – XX , , , .. .

.. .

:

, .. , ;

, .. , , .

, , , .. , .

, .. . , , , , , .

, , .. – , , , , – .

.. , ” , …” [4] .. , ” “. . , . ” , , , , , – .. [9].

.. , ” ” . , “… , , , “. , , , , . .. . : , ; ; ; ; , ; ; ; , .

.. . , , . .. , . , , . . , . .. , . .

.. ” “. .. , : “… … , – …” [10] , , , , . .. , , .. .

2. , ..

(). .. , , , . – . , , : , , .

. .. , , .

, .. , , , “… …”.

.. , , , “… “. , ” ” (1861) ” ” (1864) , , , , . , . , .

( ). , , , , . . , , . : ” , , , , , , “. “… “, – .. , – ” , “. , “… , , … , , – …” [7]. .

Читайте также:  Развитие личности ребенка по фрейду

– . .. , , , , , , . , , – , – .

, . .. , : , – , . , .

.

.. ” “: ” ? , , , : , , , , … . – , ; — . , : , . , : — , , — … — . , , -, . , ( ), — , , , , , , , , , . , , . : , , – ; , , …”

, – -. .. , . , , – .

. , .. , , , . .

.. , , . , .. . .. , , , – , , . , , , .

, .. ” ” : ” , , , . , , . , ? , . , , ; , , . , ; , , . , , . – “.

.. , , , , , . , , , , , , , , , , . , . , .. , : , , (), .

3. ..

.. . , . , . , , .. . , , , , , , , , .

, .. – , , , – , . – , . . . , .

.. . ” “, .

.. , “… , “, : “… , …”.

.. . , , , . , , ; , , . .. , – , , , , -, , . : , , ; , ( , , ). , , – , – . .. 7 . , , , .

.. , , , “… … “.

” ” .. , , , , , .

.. , , , . , , .

, , – , , .. , . , , . . .. , ” , , “. .. .

.. , , , . , .. , , ( , – ), , ; . : ” , , , , , , , . , , , , , , , , , , “.

.. . , () . ” – “, – .

, .. , , , ” , , , “. .. , : ” , . . , , , , “.

. .. , , ” “, . .. , ” . ” [10]. .. ” “, , . “”, ” “. ” , ” . , , ” “.

.. , . , , . .. , , , . , . , .

.. “”, . () , . . , . , , : ” , “. , , – , .

.. , , , “” .

, .. : ” , 6 7 14 15, . , , ; , , , – . , , , ” [8].

.. : ” , . , . , , , , . 16 22-23 ” [8].

4. , , ..

.. , , , .

.. – , .

.. , , , . , , , , , , , , , . , , , .

.. , , . .. .

.. , , . , – , . . , , , .

, , : ” … … … . , . , , : , , , , , , , , – , , -, . – , , , , , .. , , , ” [8].

.. , :

1- – (, ). ,

2- – ( ). , , , , .

3- – () , , . , .

4- – , .

.. .

.. ” “, . ” ” , , . , ” ” , . . ” , , , , , , – , “, – .. .

, , , . .

, , , , .. , . , .. , , , , .

.. ” “:

;

;

;

;

;

;

;

.

” ” .. , . .. , ” , “.

.. , , , , . , .

.. , “… … … … “. , , , , . : ” , , . , , : , , . , , .

: . , .. , .

” “:

, ;

, ;

, ;

, .

. , , .

.. , – , . , , , .. – , – ” “.

, .. – . .. , : , , , . , , , .

:

( );

;

;

.

.. , : ” – , , , “.

– .. . , – .

. , , , … , , .

.. : . , , . , .

, .. : , , .

.. . , , : … , , , . , , . : , . , . .

.. ; , , – , – . .. .

, .. , . … , …- . – , . , – .. , – , , , . , , , , .

5. ” ” ..

.. . , . , .. , .

.. , , , , , . – , . ” ” , .

” ” , , , , , , , , , , , .

” ” , , , , , , , , , , , , , , .

.. . ” ” . ” ” , , . .. ” “, .

” ” , , , , – . , .

” ” . , , , , , . – , , , , , , , . .. , ” , : …”.

” ” , “” , , , .

.. ” ” , , , . . .. , , . .. .

.. .

. ” “, :

“: – – , ; . , , , , , , , , . , , .

, – , – , , – . , , . , , – , .

: – ? – ?

: – , .

: – ? (). .

: – : – .

: – .

: – : – . -.

: – , : , , , , . ! ” [4].

, .. . ” ” , .. :

” . . . . . : ; , , , , : , , . ; , , . : ; , , , – . , , ; , , , , : .

, , ; , , ; ; , , , , – . , . , , , , , … , , , , . , – , , , … , : , , . , . , . ; .

; , , … , , , , . , , – . , , “, , –

.. . , .. , (, , , ) , .

.. , ” “. .

.. , , (), . .

.. ” ” ” “. , , .. .

, .. , .

:

1. . XIX XX / . // – ” : , , “. – , 1999.

2. .. .. / .. // . – .: -, 2002.

3. .. / .. . – : , 2000.

4. .. / .. . – : , 1948.

5. .. : / .. . – : , 1999.

6. .. / .. . – .: , 1996.

7. .. / .. . – .: , 1996.

8. .. . / .. . – : , 1948.

9. .. / .. . – .: , 1996.

10. .. / .. . – : , 1948.

11. .. : 6 . / .. . – .: , 1988.

12. . . / . // . – 31. – 2002.

13. . .. / . , . // . – 5. – 2002.

19 (2 ) 1824 [1] , 1812 , . , 12 .

, – , . . . , – . 11 – , 1840 .

,

, , ϸ , . . .

1844 . , , , , .

,

1840-

1844 , 1846 , . 1848 . , , , , . , 1849 . , , .

. . -, . 1854 , , . . , . , , . , , . : , , , . , (18541859) . . , 1917 . , , , , , , . . . . . . .

. . . . , , , . . , , , . , , , . (18521854) (18541855).

1859

1859 . . , . , , ( ), , . . . , .

, , .

. . .., , , . 1862 . , , , , , , , , . , .

1864 ” “, . . , . , . . , 1917 146 .

1860- . . . , . . , , 1867 . 1868 , . , . . . , – , : . . . , .

. . . , , . 1870 , . . , ; , . . . :

, , . , , , , , . , . , , , .

. , . . , , . . . II , . . . , , , . . , 1870 .[2]

1870 . . . [3]), . . , [4]. . . . , . , . , 22 1870 (3 1871 ).

. . .

[]

, -, [1]. 1851 , . . , .

( ) . . . . , , . . , , , .

[]

. (1861) (1864), . (2 . 18681869) .

[]

1882 . . I ( ), , II , 1888 . . , – , . . , . . . . . , , , . . .

Источник

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения

Идея развивающего обучения зародилась в глубокой древности, затем ярко проявилась в трудах мыслителей середины XIX века, творческие искания которых в значительной степени были посвящены поискам путей умственного и духовного раскрепощения и развития самостоятельно мыслящей личности.

К середине XIX века в экономической и политической жизни России происходят крупные изменения. Развитие капитализма и выдвижение на политическую арену буржуазии и прогрессивных деятелей науки вызвало необходимость преодоления устаревших концепций обучения и создание новых, способных обеспечить подготовку молодого поколения к новым социальным условиям.

В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория развивающего обучения имела большое значение в развитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияние на прогрессивных педагогов второй половины XIX – начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи развивающего обучения как в теории, так и в практике передовые идеи развивающего обучения К.Д. Ушинского.

Цели и задачи обучения К.Д. Ушинский рассматривал в контексте развития личности.

Он выделял следующие факторы воспитания личности:

  • преднамеренные, т.е. те цели и задачи, которые заранее поставлены воспитанием;

  • непреднамеренные, т.е. те, которые влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой он находится.

Читайте также:  Родительское собрание развитие мелкой моторики рук ребенка

Критикуя одновременно и теорию материального образования, и теорию формального, отмечая их однобокость, К.Д. Ушинский утверждал, что целью обучения должно быть обогащение ума ребёнка необходимыми знаниями при одновременном развитии его умственных способностей.

Таким образом, К.Д. Ушинский по сути постулировал неразрывность целей формального и материального образования. При этом чтобы построить процесс обучения в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, необходимо использовать лучшие стороны как формального, так, и, материального образования, поскольку только такой подход и сможет обеспечить умственное развитие ребенка в процессе усвоения им знаний и их переработки.

Иными словами, цель обучения, по К.Д. Ушинскому – развитие мышления, способностей, на определенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения – создать условия для разнообразной деятельности ребенка на уроке.

В соответствии с целями образования К.Д. Ушинский решал и проблемы содержания образования, считая необходимым оставить “в наших школах и в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека…” [4] К.Д. Ушинский отмечал, что “научное и педагогическое изложение науки две вещи разные”. Отобранный для школы материал той или иной науки необходимо обработать и приспособить его к особенностям детского возраста. Внимательное рассмотрение принципов свидетельствует о том, что в них доминирует идея развивающего обучения. “Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» – утверждал К.Д. Ушинский [9].

К.Д. Ушинский считал, что основной задачей педагога является “учить учиться” и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что “… следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания”. Таким образом, дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. При этом К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования к учителю. Он должен иметь: глубокие специальные педагогические знания, проникнутые духом народности; твердые убеждения; сочетать разум и чувства; быть примером для подражания; любить детей и свою профессию, быть и учителем и воспитателем; обладать педагогическим тактом; активно участвовать в народной жизни; совершенствовать свое мастерство постоянно, свою культуру.

К.Д. Ушинский является основоположником начальной народной школы. Он обосновал необходимость реальной программы, связанной с изучением родного языка и основных доступных ребенку явлений жизни природы и общества, разработал проблему духовного формирования и развития школьника в процессе обучения. В соответствии с провозглашённой целью первоначального обучения как основы общего образования К.Д. Ушинский выделял главные предметы, имеющие решающее значение в умственном и духовном развитии ребенка. Среди предметов, оказывающих влияние на умственное развитие детей, он на первое место ставил родной язык и естествознание. В целях умственного развития учащихся начальной школы Ушинский стремился углубить процесс усвоения знаний. На основе формирования осмысленной системы знаний подвести учащихся к постижению обобщающих идей, лежащих в основе той или иной науки. К.Д. Ушинский впервые в России предложил такую систему занятий в начальной школе, которая объединила овладение родным языком с приобретением элементарных знаний. Именно такая система способствовала пробуждению умственной деятельности учащихся и подготовке к дальнейшему сознательному учению.

К.Д. Ушинский предлагал подвергнуть “сильному пересмотру учебный материал и до основания переделать программы обучения”. Одним из главных недостатков школьной программы К.Д. Ушинский считал отрыв содержания от жизни, от потребностей общества: “…пора бы уже подвергнуть генеральному пересмотру все науки и все сведения… в педагогическом отношении такому же, какому подвергнул их Бекон когда-то в философии…” [10] Ушинский считал, что научные знания непрерывно растут, и что эти огромные научные ценности не могут механически быть перенесены в школу, их необходимо пересмотреть и упорядочить, логически упростить в соответствии с возрастом ребенка. Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

Источник