Умственное развитие ребенка с дцп

Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >> Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, при котором нарушается формирование правильных двигательных, психических и речевых функций детей. В большинстве случаев у больных ДЦП отмечается нарушение интеллектуального развития, которое характеризуется поражением ряда высших функций головного мозга. Степень нарушений зависит от выраженности речевых расстройств. Главной проблемой умственного развития детей с ДЦП оказывается нарушение обобщенного восприятия, замедленный темп усвоения нового материала. Такие дети нередко с трудом отличают главное от второстепенного, не могут отыскать взаимосвязь между объектами, что значительно затрудняет их представление о предмете в целом. Они не в силах самостоятельно оценить свои труды, сосредоточить внимание, не видят своих ошибок. У таких детей быстро наступает переутомление нервной системы, что вызывает состояние охранительного торможения. Недоразвитие познавательной деятельности – олигофрения также нередко выявляется у детей с ДЦП. Это заболевание носит своеобразный, атипичный характер, что связано с неравномерностью поражения тех или иных мозговых структур. Чаще всего встречается вариант олигофрении, при котором наряду с общим недоразвитием познавательных функций отмечается снижение личностных реакций, активного внимания, инициативы. Такие дети страдают недостаточностью памяти, инертностью мышления, замедленностью реакций. Одновременно с вышеописанными признаками дети с ДЦП могут страдать недостатками речевой деятельности, с трудом воспринимать речь, обращенную к ним. Наиболее явно эти недостатки проявляются во время обучения грамоте: различные виды расстройства письма, сложности с техникой чтения, снижение потребности в речевом общении. Другие характерные черты детей с поражениями интеллекта – поверхностность и неустойчивость эмоциональных реакций, большая внушаемость, слабость собственных побуждений. Кроме описанных психических нарушений, в течение первых 2-3 лет можно определить дисгармонию в развитии личности ребенка: возможно отсутствие потребности общения со сверстниками, снижение эмоциональности, что может послужить основой для развития аутизма. В особо тяжелых случаях развивается грубое психическое недоразвитие. Диагностика этого осложнения не составляет большого труда, более сложно определить стертые формы олигофрении. Нужно учитывать, что с возрастом эти проявления будут усиливаться, поэтому необходимо провести полное клинического обследования больного ребенка, оценить его поведение, состояние моторики, интеллекта, развитости эмоциональных реакций. Также необходима консультация психолога, который поможет выявить уровень умственного развития ребенка с ДЦП и его потенциальные возможности. Подробнее о заболевании и его леченииПричины возникновения ДЦП Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»Когда снятся вещие сны?Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся… Прочитать полностью >> Почему снятся ушедшие из жизни люди?Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений… Прочитать полностью >> Если приснился плохой сон…Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро… Прочитать полностью >>
| Гороскоп совместимостиВыбор имени по святцамТрадиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам – церковному календарю? читать далее >> Календарь именинВ старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека? читать далее >>
Психология совместной жизниЕще недавно многие полагали, что брак по расчету – это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни. читать далее >> Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага. читать далее >> Рецепты ухода за собой
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя. прочитать полностью >> Совместимость имен в браке
Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит? прочитать полностью >> Искусство тонкой маскировкиТа-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться! прочитать полностью >> Нанесение косметических масок для кожи – одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут! прочитать полностью >> О серебреСеребро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия. читать далее >> О красотеВсе женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу. читать далее >> Стильно и недорого – как?Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам. читать статью полностью >> Как работает оберег?
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом. прочитать полностью >> Камни-талисманы
Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана. Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии. прочитать полностью >> |
Источник
Сущность и причины детского церебрального паралича
Определение 1
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, характеризующееся нарушением формирования правильных психических, двигательных и речевых функций у ребенка.
В большинстве случаев, у детей с ДЦП отмечается нарушение интеллектуального развития, характеризующееся поражением некоторых высших функций головного мозга. Выраженность (степень) интеллектуальных нарушений во многом зависит от уровня расстройства речи.
ДЦП является тяжелым заболеванием нервной системы, нередко приводящим к инвалидности ребенка. В последнее время, данное заболевания стало одним из наиболее распространенных.
Замечание 1
Основными причинами ДЦП являются различные повреждения или недоразвития мозга в период раннего онтогенеза. Поражению подвергаются отделы головного мозга, которые отвечают за речь, произвольные движения и иные важные корковые функции.
ДЦП проявляется в виде разнообразных речевых, двигательных и психических нарушений. При этом ведущими нарушениями выступают двигательные, которые могут быть как в «чистом» виде, так и сопровождаться речевыми, интеллектуальными и психическими нарушениями. Двигательные нарушения проявляются в виде судорожных припадков, которые с возрастом, без необходимого коррекционного лечения, могут усугубляться и прогрессировать.
Кроме того, ДЦП может возникнуть в случае воздействия на плод различных неблагоприятных факторов во внутриутробный период, а также в случае неблагополучного течения родов, в результате которых ребенок получил травму.
К неблагоприятным факторам внутриутробного развития относятся: плохая экологическая обстановка, вредные привычки матери, стрессы,
Родовые травмы представляют собой механическое воздействие на мозг, что вызывает нарушение мозгового кровообращения, а в некоторых случаях и кровоизлияния в мозг.
Замечание 2
На практике чаще всего встречается сочетание разнообразных вредоносных факторов, в зависимости от которых ДЦП классифицируют по типам и тяжести нарушения.
Характеристика особенностей умственного развития детей с ДЦП
Основной проблемой умственного развития детей с ДЦП является замедление темпа усвоения новой информации и материала, а также нарушение обобщенного восприятия. Проявляется это в том, что ребенку с ДЦП сложно отличить основное (главное) от второстепенного, выявить взаимосвязь между предметами и явлениями, сформировать общее представление о предмете в целом. Сложность возникает и в самостоятельной оценке собственного труда, сосредоточении внимания, быстром переутомлении нервной системы и возникновении охранительного торможения.
Одновременно с указанными выше проблемами, дети с ДЦП могут иметь разнообразные речевые нарушения. Речевые нарушения проявляются как собственно в нарушении речи у ребенка, так в том, что ребенок с трудом понимает и воспринимает обращенную к нему речь другого человека.
Наибольшую сложность данные нарушения вызывают при обучении грамоте. У детей возникают сложности с техникой чтения, отмечаются разнообразные нарушения письма, а также снижение потребность в вербальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми (педагогами).
Другими характерными чертами умственного развития детей с ДЦП является неустойчивость и поверхностность эмоциональных реакций, в связи с чем, отмечается высокая внушаемость, слабость своих побуждений.
Помимо указанных психических нарушений, большое влияние на умственное развития оказывает личностное развитие ребенка с ДЦП, которое характеризуется дисгармонией и проявляется в следующем:
- снижение или полное отсутствие потребности в общении и взаимодействии со сверстниками;
- сниженная эмоциональность, последствиями которой может быть развитие аутизма.
Данные нарушения с возрастом усиливаются и проявляются сильнее, что негативно сказывается на умственном развитии ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностях. Поэтому крайне важно своевременно выявлять нарушения в развитии и осуществлять целенаправленную коррекционную работу по их устранению и минимизации.
Нарушение умственной работоспособности у детей с ДЦП имеет следующие характерные проявления:
- Синдром раздражительной слабости, что проявляется в виде повышенной утомляемости и истощаемости психических процессов, плаксивости и капризности.
- Стойкие дистимические изменения в настроении – настроение практически всегда снижено, с оттенком недовольства.
- Не способность к длительному интеллектуальному напряжению.
- Стойкое психическое истощение и недостаточная работоспособность.
- Повышенная чувствительность к различного типа раздражителям (звуки, прикосновения, свет и т.д.).
Замечание 3
Степень проявления данных нарушений, оказывающих негативное влияние на умственное развитие детей с ДЦП, имеет социальную причину. От того, как окружающие ребенка с ДЦП взрослые относятся к его развитию, какие усилия прилагают, зависит уровень его умственного развития.
Так, если родители и педагоги объединяют свои усилия, ежедневно занимаются с ребенком, направляют и мотивируют его, то уровень его умственного развития постепенно повышается. В том случае, если родители проявляют пассивность по отношению к развитию ребенка, или напротив, окружают его чрезмерной заботой (гиперопека), то и уровень его умственного развития остается без изменений, а порой и вовсе отмечается регресс. То есть важно не просто систематически заниматься с ребенком, но и формировать у него мотивацию на развитие и усвоение новых знаний, умений и навыков.
Таким образом, для того, чтобы организовать действительно эффективное обучение, в первую очередь следует провести комплексное исследование ребенка, с целью установления состояния его интеллекта и моторики, развитости эмоциональных реакций и осуществления общей оценки поведения. Больше значение в данном исследовании имеет консультация психолога, который устанавливает уровень умственного развития ребенка с ДЦП.
Источник
ДЦП бывает, если неправильно приняли роды? А интеллект страдает? Вылечить можно? Важные вопросы о церебральном параличе
Простите, ДЦП — это вообще что?
Это детский церебральный паралич. Так называют целую группу нарушений, при которых человеку становится сложно контролировать движения и удерживать позу. Это происходит из-за повреждения мозга, которое никуда не может исчезнуть, но вместе с тем и не прогрессирует. Часто бывает, что еще нарушается чувствительность, возможность общаться, случаются судорожные приступы и возникают костно-мышечные проблемы.
Почему говорят «детский церебральный паралич»? У взрослых его не бывает?
В России действительно распространен этот термин, и церебральный паралич всегда проявляется уже в детстве, но во всем мире говорят просто — «церебральный паралич». «Это дань традиции, — пишет в ответ на вопрос „Медузы“ физический терапевт, директор АНО „Физическая реабилитация“ Екатерина Клочкова. — Церебральным параличом занимались детские неврологи, которые хотели как-то отграничить состояние от параличей у взрослых, а вопрос о соответствии международной терминологии в СССР не стоял. Термин устоялся. Мы потихоньку стараемся переучивать, пишем и говорим, где можем, „церебральный паралич“, но процесс трудный».
Правда, что к церебральному параличу могут привести неправильно принятые роды?
Такое происходит реже, чем принято думать. Чаще всего нарушения возникают еще в период беременности, но бывает, действительно, это случается во время родов или в первые годы жизни человека. Есть популярное мнение, что едва ли не главная причина церебрального паралича — кислородное голодание ребенка, которое иногда возникает при родах; на самом деле, с этим связан только 1% всех случаев церебрального паралича.
Как правило, церебральный паралич возникает не по одной, а сразу по нескольким причинам. Многие дети с церебральным параличом — это дети, родившиеся раньше 36 недель и/или весившие меньше 2500 граммов. У них выше риск развития состояний, которые повреждают мозг: например, кровоизлияния. Во время беременности может случиться внутриутробная инфекция, произойти задержка развития плода или какие-то серьезные нарушения в работе плаценты — и бывает, что это приводит к церебральному параличу. После родов к его возникновению может привести менингит, падение с высоты или ситуация, когда ребенок захлебнулся и долго находился без кислорода — словом, есть немало причин и факторов риска.
Люди с церебральным параличом чем-то отличаются от остальных по умственным способностям?
Да — в половине случаев, но степень когнитивных нарушений может быть очень разной. Беда еще в том, что окружающим бывает сложно оценить способности человека с церебральным параличом: человек может очень плохо контролировать свое тело, не говорить или говорить очень невнятно, и люди делают по этим признакам поспешные заключения о его уме. Чтобы преодолеть эту преграду, человеку с церебральным параличом нужны альтернативные средства коммуникации. Для общения используют разные устройства: от компьютеров, синтезирующих речь (все видели такой у Стивена Хокинга), до напечатанных на бумаге и заламинированных карточек с рисунками. «Все дети могут учиться и развиваться, вне зависимости от вида и тяжести церебрального паралича, а задача взрослых — помочь им в этом», — говорит детский невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца» Святослав Довбня.
В каком возрасте можно понять, что у ребенка церебральный паралич?
По словам Екатерины Клочковой, в первые дни жизни можно диагностировать повреждение мозга, но говорить о церебральном параличе и о его конкретной форме нельзя. Дело в том, что церебральный паралич — это патология развивающегося мозга, и должно пройти время, чтобы стало понятно, будет ли у конкретного ребенка с поврежденным мозгом церебральный паралич или мозгу удалось справиться.
Обычно ясность появляется в первые два года. Тогда, помимо прочих симптомов, становится очевидна задержка двигательного развития: ребенок не переворачивается, не садится, не ходит, несмотря на то, что «пришло время», или делает это с большой задержкой. В таком случае врач может дать направление на магнитно-резонансную томографию — как правило, это происходит, когда ребенку исполняется два года. Иногда диагноз нельзя поставить и до пяти лет.
В России часто находят церебральный паралич там, где его нет, путая его с другим заболеванием или вариантом нормы.
От церебрального паралича можно как-то защититься?
Грамотное наблюдение беременности — уже хорошая помощь. Если роды преждевременные, единственное средство, которое доказанно снижает риск развития церебрального паралича — сульфат магния. Если во время родов случилось кислородное голодание, врачи понижают температуру тела ребенка в первые 72 часа до 33–35 ℃. Это делается очень осторожно и с применением специальных устройств (например, технологичных одеял). Пакетами со льдом пользуются только в развивающихся странах: это небезопасно и не так надежно. Грамотный интенсивный уход после тоже важен. К сожалению, в России в этих случаях часто применяют ноотропы и нейропротекторы, хотя их безопасность и эффективность не доказана.
Церебральный паралич лечится?
Строго говоря, это необратимое повреждение мозга, но это не означает, что ничего нельзя сделать. Нужно стремиться к тому, чтобы человек был настолько самостоятельным, насколько возможно. Это называется абилитация. Еще говорят «реабилитация».
Для начала специалист определяет состояние ребенка по определенным шкалам. В частности по Классификации больших моторных функций (GMFCS). Если коротко, она показывает, насколько человек контролирует свое тело. I уровень — ребенок сможет ходить без ограничений, V уровень — он сможет передвигаться в инвалидном кресле, но не управлять им. Оценить состояние ребенка очень важно, чтобы понять, какого прогресса можно ждать, какие ставить цели и с помощью каких инструментов их добиваться. Если у ребенка V или даже III уровень, он не сможет ходить сам без опоры на хоть сколько-нибудь длительные расстояния, даже если будет заниматься много часов каждый день. «Иногда я вижу родителей, которые полностью отдают себя своему ребенку и хотят заниматься дольше, чем я рекомендую, — говорит физиотерапевт, профессор Университета Нью-Мексико Мэрибет Баркоси. — Это не очень хорошо, особенно если в семье есть другие дети».
Говорят, люди с тяжелой формой церебрального паралича иногда начинают ходить. Это правда?
Нет. По мнению Екатерины Клочковой, такие истории возникают по нескольким причинам. По ее словам, дело в том, что поначалу нарушения могут казаться тяжелыми, и врачу «проще сказать, что все будет плохо, подготовить к худшему, а потом „ура-ура! мы же лечили, вот и помогло“». Бывает и так, что, казалось бы, тяжелая форма течения на самом деле ни о чем не говорит. Например, даже при уровне II GMFCS ребенок не ходит до четырех лет, и это нормально. Кроме того, эту шкалу утвердили только 20 лет назад, а до России она дошла еще позже, то есть люди, которые родились раньше 2000-х, в принципе не могли получить точный прогноз. Поэтому говорить о том, что они с помощью определенных методов «перескочили» на другой уровень, нельзя. И, наконец, в тяжелой ситуации нормально хотеть чуда, поэтому подобные истории очень активно распространяются вне зависимости от их правдивости.
Эту тему много обсуждали из-за фильма «Временные трудности». Герой фильма не может передвигаться без поддержки, но со временем справляется со всеми признаками церебрального паралича. Специалисты еще до выхода фильма подозревали, что эта история вымышлена — так и оказалось.
Бывает и так, что причина двигательных нарушений — в генетических и метаболических нарушениях. Особенно это вероятно, если не было никаких факторов риска или симптомы нельзя назвать типичными. Иногда выясняется, что эти нарушения не имеют отношения к церебральному параличу и на проявления болезни можно повлиять с помощью диеты или лекарств. Бывает, что установленные генетические причины глобально не меняют ситуацию. «У нас в практике каждый год таких детей несколько, — пишет Екатерина Клочкова. — Мы отправляем [ребенка] к внимательному генетику и получаем какую-то комбинацию генных нарушений. Здорово, если такие нарушения уже описаны, и родители, и мы можем на что-то ориентироваться (ожидать каких-то особенностей развития, знать прогноз), но чаще всего прогноз остается неясным — такие нарушения очень-очень редкие и собрать статистику не удается».
Есть масса всяких методов, лекарств, которые вроде как помогают при церебральном параличе — что реально работает?
У человека с церебральным параличом могут быть не только проблемы с контролем над движениями, но и эпилепсия, ухудшение слуха, боли и множество других заболеваний и состояний. Со всем этим должны работать профильные специалисты. Что касается именно управления своим телом, то здесь нужно следовать нескольким принципам.
1. Самые эффективные методы — это такие, когда ребенок сам что-то делает и у этого чего-то есть цель. Другими словами, не пассивные движения и не движение ради движения. И, например, пассивный массаж, популярная Бобат-терапия (в англоязычной литературе это neurodevelopmental therapy), тейпирование не доказали свою эффективность.
2. Занятия не должны ограничиваться специальным учреждением. «Если час в день со специалистом, а потом все равно как перемещаем, сажаем, все равно как играет, то ничего хорошего не будет, — пишет Екатерина Клочкова. — Это не значит, что вся жизнь — это упражнения. Это значит, что мы, взрослые, то есть люди без инвалидности, окружающие ребенка, делаем среду вокруг него развивающей».
3. В помощи должна участвовать целая команда специалистов. «Физический терапевт в первую очередь фокусируется на двигательных навыках, равновесии, координации, развитии, как ребенок двигается, как ему стоять или сидеть, — объясняет Мэрибет Баркоси. — Эрготерапия — про то, как ребенок проводит время. Для многих детей это игра, одевание, возможность взять еду и положить ее в рот. Не съесть: все, что происходит во рту, — это дело логопеда. Эрготерапия — это тем не менее довольно широкое понятие. Оно, например, включает помощь ребенку писа́ть, подготовиться к школе, научиться планировать. То есть это больше про руки и познание. Физическая терапия — больше про тело, про большие движения тела».
4. Подход должен быть, что называется, семейно-ориентированным, то есть специалисты должны исходить из потребностей семьи и самого ребенка. «Может быть, ребенок еще не передвигается самостоятельно, но маме нормально, — объясняет в выступлении на IV форуме „Каждый ребенок достоин семьи“ клинический психолог АНО „Физическая реабилитация“ Ирма Джаошвили. — Но то, что он не говорит, ее очень сильно волнует, потому что ей никак его не понять. И это будет главная вещь. У родителей есть уникальная возможность: они сами выбирают, мы не навязываем им цели, но, конечно, можем помочь [выбрать]».
Каково это — жить с церебральным параличом в России?
Это может быть тяжело, и в первую очередь из-за того, что грамотную помощь сложно получить. «Пока все зависит от случая, — говорит Святослав Довбня. — Частная инициатива, продвинутые специалисты озаботились тем, чтобы каким-то образом внедрить новые знания. Таких людей очень много. Но вся система целиком построена безотносительно потребностей детей с нарушениями. На сегодняшний день в России непонятно, к кому идти, если у вас есть такой ребенок. В странах, где используют доказательные подходы, логопед будет заниматься глотанием и жеванием. Эрготерапевт будет заниматься тем, как лучше использовать руки во время кормления, какое адаптивное кресло использовать, как сделать адаптивную ложку. У вас будет педиатр, который подумает, не надо ли ребенку поставить гастростому, чтобы основной объем пищи шел через нее, и при этом параллельно учить ребенка есть. В нашей ситуации, скорее всего, скажут: „Мамочка, идите и накормите“, потому что это не является зоной ответственности ни одного специалиста».
Опрошенные «Медузой» эксперты считают, что в целом современный подход практикуют следующие компании: АНО «Физическая реабилитация» (Санкт-Петербург), центр реабилитации «Апрель» (Москва), Центр реабилитации и абилитации детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями «Милосердие» (Москва), государственный реабилитационный центр «Надежда» (Тюмень), Центр детской психоневрологии (Тула), АНОО «Солнечный круг» (Тольятти) и центр реабилитации «Три сестры» (Московская область).
Благотворительный фонд «Дом с маяком» помогает людям с церебральным параличом (до 25 лет) только в тех случаях, если есть дополнительные тяжелые нарушения. Благотворительная программа «Уверенное начало» (Москва) помогает детям до трех лет. Также за помощью можно обратиться в фонды «Обнаженные сердца» и «Галчонок».
Источник