Умственное развитие ребенка как адаптационный

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста –преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:

– сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

– становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов,поэтому одна из его задач: – воспитание любознательности, познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Согласно современному подходу, об отклонении в развитии можно говорить тогда, когда возникает несоответствие возможностей данного ребенка общепринятым социальным ожиданиям. Например, дошкольным образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е., когда налицо ограничение социальных возможностей.

В современном развивающемся обществе, где происходят изменения во всех сферах жизни актуальным встаёт вопрос о подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Специальная педагогика реагирует на развитие   общества, на его запросы. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно–развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта.

К числу первоочередных задач современной специальной педагогики относится изучение инновационных направлений, создание оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании и обучении ребёнка с нарушениями интеллекта, его социальной адаптации.

Вопросы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта изучались такими исследователями как М. Г. Блюмина, Л. И. Аксенова, Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Н. Л. Белопольская, А. Р. Маллер, О. П. Гаврилушкина, Л. М. Шипицина, И. А. Коробейников, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.

Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта. Л. С. Выготский считал основной задачей воспитания отправление в жизнь аномального ребёнка, т.е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В качестве первоочередной задачи специальной педагогики он выдвигает социальную компенсацию дефекта. Л. С. Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации людей с нарушением интеллекта, а в воспитании из них социально активных индивидуумов, что чрезвычайно важно в настоящее время [2].

Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, а осуществляется в процессе адаптации.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации [4].

Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

Для детей с нарушениями интеллекта характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, имеют недостатки координации движений, плохо развитую мелкую моторику, повышенную утомляемость. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.

В качестве критериев адаптационных возможностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта выступают игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей.

В процессе формирования социальной адаптации умственно отсталых дошкольников должны решаться следующие задачи [3]:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

2.  Развитие интереса у ребенка к положительному взаимодействию с педагогом и с близкими взрослыми, а также со своими сверстниками.

3. Формирование невербальных и вербальных форм общения, средств и способов усвоения общественного опыта (от совместных действий до действий по речевой инструкции).

4. Создание условий для развития ориентировочных реакций в процессе игровой деятельности.

5. Формирование представлений о себе, о других людях, о предметном мире и об окружающей действительности.

6. Формирование адекватного поведения в ближайшем окружении, привитие детям культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в процессе игры.

7. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий: более раннее начало коррекционной работы; благоприятная семейная обстановка и тесная связь дошкольного учреждения с семьёй; применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с особыми образовательными возможностями и целям их воспитания.

Первое условие – проблема ранней коррекции детей с нарушениями интеллекта чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в дошкольном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. В работе с дошкольниками с нарушениями интеллекта широко используется игра как универсальное средство коррекции [1].

Коррекционное обучение таких детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.

Второе условие для благоприятного развития ребёнка – правильная организация его семейного воспитания. Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности.

 В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, – любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.

Третье условие – применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

Также одним из главных условий успешной социализации и социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии предполагает их право на образование, диагностику, охват специальным образованием в вариативных формах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцированное обучение [4].

Для достижения положительных результатов социальной адаптации  дошкольников с нарушениями интеллекта обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития и возможностей детей, зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

Источник

РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье представлен теоретический анализ понятия «адаптация», «адаптационные способности» и «социализация» у детей дошкольного возраста, рассматриваются условия успешной адаптации ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада.

Ключевые слова: адаптация, адаптационные способности, дошкольный возраст, ребенок.

Приоритетной задачей Российской Федерации на настоящий момент выступает задача формирования подрастающего поколения, представители которого способны адекватно адаптироваться к изменяющимся социальным реалиям, обладают качествами, обеспечивающими возможность полноценной социализации, потенциал активного включения в социум и взаимодействия в нем. Существенную роль в этом играют адаптационные способности личности, фундамент которых закладывается на ранних этапах онтогенеза, уже в дошкольном детстве.

Дошкольное образовательное учреждение выступает институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества. Именно там ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом. Вектор социализации ребенка во многом определяется характером осуществляемых воспитателем психолого-педагогических воздействий. Поэтому именно в дошкольном возрасте важное значение имеет организация психолого-педагогического сопровождения детей, учитывающего индивидуальные особенности  адаптационных резервов детей, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка еще велики и сохраняется возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Грамотно и квалифицированно организованная психолого-педагогическая деятельность  будет способствовать дальнейшей социально-психологической адаптации детей на последующих ступенях психологического и социального развития как личности.

Проблемам социализации, социальной адаптации и адаптационным способностям были посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых. Изучение проблемы социально-психологической адаптации стояло в центре внимания таких ученых, как Г. Айзенк, Г.Гартман, А. Маслоу, Ф.Б. Березин, В.И Медведев, A.A. Налчаджан, Ж.Пиаже, A.A. Реан и др. Разработке феномена социально-психологической адаптации и социального развития в отечественной психологии посвящены труды Л.С. Выготского, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, A.B. Запорожца и др.

Существенное место в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в детском учреждении уделено проблеме адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения – Л.И. Белкина, Л.А.Венгер, В.В. Холмовская, С.В. Паршукова, Е.А. Лисина и др.

Рассмотрим основные научные подходы к понятию «адаптация» и «адаптационные способности». Адаптация выступает одним из основных понятий в сфере знаний, которые изучают человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественно-научного подходов. В научных трудах, особенно русскоязычных, довольно часто встречается большое число взглядов и мнений на то, что считать адаптацией. В традициях отечественной школы физиологии со времен И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, адаптацию рассматривали, как единую, целостную, интегративную реакцию организма, основной целью которого было поддержание жизнедеятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. 

Термин «адаптация» в переводе с латинского означает «приспособление». Как отмечает Д.Б. Лукашенко [6], впервые он был введен в 1865 году Г. Аубертом, который характеризовал адаптацию как «изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов, а также  как реакцию к действию внешних раздражителей». Позже учеными было выявлено, что такое «приспособление» характерно для функционирования всех органов чувств человека. Это предположение дало мощный толчок к всестороннему изучению вопроса адаптационных способностей в области биологии и антропологии, а позже термин стал упоминаться в разнообразных областях наук. В настоящее время каждая дисциплина определяет понятие «адаптации» и «адаптационных способностей» исходя из своей специфики и применительно к своему понятийному аппарату.

В педагогической науке В.С. Безрукова определяет адаптацию как способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности [3].

С позиции такого отечественного педагога-психолога, как Добряк С.Ю, адаптация представляет собой процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные условиям, меняющимся в этой среде [5].

С точки зрения психофизиологических и психологических основ адаптации, Ф.Б. Березин определяет ее как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды. В ходе этого процесса человек оказывается способным удовлетворять актуальные потребности и реализовывать значимые цели, а также обеспечивать соответствие психической деятельности и поведения требованиям среды [4].

Наиболее интересным видом адаптации выступает социальная адаптация. Социальная адаптация признается важным социально-психологическим компонентом развития личности. Согласно В.Г. Казанской, социальную адаптацию можно определить как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной макросредой в специфических для данного человека социальных ситуациях. А.А. Реан под социальной адаптацией понимается постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса [7]. Таким образом, социально-психологическая адаптация выступает как важнейший компонент социализации личности.

Приспособление индивида к условиям социальной среды начинается с момента рождения ребенка и продолжается весь жизненный путь.

Взросление ребенка, формирование его черт характера и поведенческих установок, знакомство с окружающим миром и обществом проходит очень интенсивно в период дошкольного возраста. Важнейшими социальными институтами в жизни дошкольника, помимо его семьи теперь занимают дошкольные учреждения, в частности детский сад. Ребенок оказывается в новом социальном окружении, получает новый для него социальный статус «воспитанника», знакомится с большим количеством сверстников и воспитателей. Перед ребенком ставится новая сложная задача – адаптация в детском коллективе, усвоение и соблюдение норм и правил детского сада, нахождение новых друзей. Успешность процесса адаптации и предупреждение причин возникновения социальной дезадаптации, в данном случае будет зависеть от ряда условий. В первую, очередь, это создание благоприятных  бытовых  условий, в которых находится ребенок, соблюдение режима дня, а именно питания, бодрствования, сна, а также наличие спокойных взаимоотношений членов семьи и сверстников.  

В дошкольных организациях, как и в любой другой структуре образования, существует своя программа. Все программы дошкольного образования делятся на два типа. Первый тип это комплексная программа, которая отражает полную специфику работы с ребенком, ее еще называют образовательной. Второй тип это парциальные (специализированные) программы с более узкой и ярко выраженной направленностью. Они предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В настоящий момент существует ряд парциальных программ развития и воспитания, предназначенных для учреждений дошкольного образования, где одной из целей выступает успешная адаптация ребенка. Такие программы разрабатывают и апробируют педагоги-психологи и социальные педагоги дошкольных учреждений [8]. К примеру, это психопрофилактическая программа адаптации детей младшего дошкольного возраста в детском саду Н.В. Русаковой «Рука в руке», программа Е.О. Севостьяновой «Дружная семейка», программа С.В. Муллаяровой «В детский сад без слез» и другие. Целью таких программ является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и детского сада в системе организации адаптации детей дошкольного возраста. В основе этих программ лежит взаимодействие воспитателя, специалистов детского сада, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей [9].

В научной и методической литературе важное место уделяется конкретным формам и методам работы специалистов, обеспечивающим создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении в целях успешной адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.Ключевым моментом здесь выступают режимные моменты дошкольника – это режим дня, питания, процессов бодрствования и сна. Рекомендуется строить режим с учетом возрастных особенностей детей. Помимо режимных моментов, у дошкольника должны быть сформированы внутренние этические инстанции, то есть ребёнок должен усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо. Для усвоения понятий «хорошо» и «плохо» дошкольник должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находится, то есть в детскому саду, дома, а также должен уметь их различать [9].

Подлинной социальной практикой ребенка в дошкольном возрасте выступает игра. Игра формирует у воспитанника положительные личностные качества и издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов указывал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни и представляет собой воспроизведение отношений между людьми [8]. Игра как бы проецирует реальную жизнь в обществе сверстников. Поэтому использование игры в развитии адаптационных способностей занимает одно из центральных мест.

Важно отметить, что успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Воспитатель выступает эталоном. Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе. Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то социальное развитие дошкольника будет проходить результативно. Не менее важным условием успешной адаптации ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе является и установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон. Приказ об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования 17 октября 2013 года №1155- ФЗ.
  2. Федеральный закон. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. — Екатеринбург : Деловая книга, 1999.
  4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 260 с.
  5. Добряк С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 202 с.
  6. Лукашенко Д.В. Взаимодействие личности с социальной средой через адаптивные модели // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 1. — С. 42–48.
  7. Реан А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 479 с.
  8. Социальная педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.С. Торохтий. – М.: Юрайт, 2015. – 452 с.
  9. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Источник