Умственное отставание у ребенка 1 год
Термин “умственная отсталость” обозначает психическое недоразвитие.
Медицинские работники это заболевание называют олигофренией.
Внутриутробно у плода возникают нарушения развития головного мозга. Поврежденный мозг не может функционировать нормально, возникает нарушение психического развития.
В результате недоразвития у детей снижена память, нарушено внимание, интеллект не соответствует возрасту. Они не могут развиваться наравне с полноценными детьми.
Что является причиной олигофрении?
Наиболее часто встречается:
- Перенесенная интоксикация беременной женщиной. Часто после перенесенных сифилиса, герпеса, токсоплазмоза. Это может быть и банальная инфекция: острая респираторная вирусная инфекция.
- Резус – отрицательная кровь у беременной, приведшая к резус – конфликту с кровью ребенка. Важно следить за анализами, иначе происходят необратимые процессы, ребенок может погибнуть.
- Наличие у матери паразитов которые попали в плод.
- Дистрофические нарушения у будущей матери.
- Воспаление головного мозга у ребенка.
- Травма плода в родах.
- Серьезные психические и физические травмы малютки в первый месяц после рождения.
- Неблагоприятная экология.
- Обменные нарушения у матери.
- Употребление будущей мамой психоактивных веществ (наркотики, крепкие напитки, курение).
- Неполноценное питание ребенка сразу после рождения.
- Наследственность составляет 70% от всех указанных причин. Это нарушения в строении генов и хромосом.
Как определить умственную отсталость?
У больных детей наблюдаются речевые нарушения и эмоциональные проблемы.
Малыши с умственной отсталостью отличаются многими признаками и изменениями.
Вот что может быть заметно сразу после родов:
- Строение черепа и туловища с множеством отклонений от нормы.
- Есть значительные изменения со стороны внутренних органов.
- Наличие наследственного заболевания фенилкетонурия. От ребенка и его мочи исходит запах кислым. Бледные кожные покровы, могут наблюдаться приступы судорог, снижен мышечный тонус, отсутствует реакция новорожденного.
Ближе к году клинические проявления становятся наиболее заметными. Дети не могут держать голову. У такого малыша нет детского лепета, речь не развивается. Отсутствует интерес к окружающему, не могут отличить родные лица.
Наблюдается отставание в физическом развитии. Мышечная слабость настолько выражена, что малыши не в состоянии ползать, у них не получается сесть, встать они не могут.
Специалисты утверждают, что сначала появляются ранние симптомы болезни, в дальнейшем развивается тяжелая патология в развитии ребенка.
При обследовании больных детей невропатологом обнаружены органические изменения в развитии головного мозга: детский церебральный паралич и гидроцефалия.
Наблюдение больных детей
Как только родители выявили нарушения в развитии у своего ребенка, то сразу надо обратиться к врачу.
Лечение начинают с того время, когда были выявлены патологические симптомы.
Не надо отчаиваться! Дети должны наблюдаться и лечиться у специалистов, и тогда им можно обеспечить достаточно комфортную жизнь.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Если родился недоношенный ребёнок…
7 скачков развития в первый год жизни: по неделям!
Новорождённый в доме! Как устроиться в комнате втроем?
НАБОРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ: отличное приобретение для будущих родителей (а также идеальный ПОДАРОК на рождение ребенка!)
Готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома (а также в подарок!) по выгодной цене от бренда “Ребёнок Занят”: можно заказать на сайте>>> www.busybag.ru (подбор по возрасту и полу, разные форматы) – спасут карапуза от скуки и пригодятся не один раз!
В профиле есть ссылки на наш сайт и аккаунты в соцсетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).
Источник
Умственная отсталость у детей – это недоразвитие всех психических (когнитивных) процессов. Проявлением такого недоразвития становится понижение уровня интеллекта, не позволяющее ребенку полноценно обучаться и получать знания, познавать мир в рамках его возраста. Как правило, такие дети развиваются до некоего предела, величина которого обуславливается врожденными изменениями или приобретенными нарушениями.
Медицина называет такое состояние олигофренией. Недуг не ставит на малыше крест, но обучение умственно отсталых детей требует от родителей максимальной отдачи физических и душевных сил. Приняв индивидуальную особенность крохи, родители должны понимать и знать, как помочь своему маленькому сокровищу занять свою особую нишу в человеческом социуме. Задача сложная, но не непосильная, если начинать ее решать с любви к ребенку.
Что влияет на развитие олигофрении?
Причины, вызывающие задержку умственного развития, могут быть как внешними, так и внутренними. Врачи выделяют часто встречающиеся:
- интоксикация организма беременной матери или плода;
- наследственная несовместимость по резусу крови у ребенка и женщины;
- паразиты, поражающие плод, переходя из организма матери;
- изменения во внутренних органах, вызванные дистрофией в период беременности;
- воспалительный процесс, возникающий в головном мозге ребенка;
- травмирование плода во время родов;
- серьезные травмы физического и психического характера, произошедшие в дни младенчества;
- негативная экологическая обстановка;
- нарушенный обмен веществ;
- употребление беременной наркотиков и алкоголя;
- плохое питание младенца.
Резус-конфликт может послужить причиной развития серьезных отклонений у малыша
Как проявляется умственная отсталость?
Составляя клиническую картину, показывающую развитие умственно отсталого ребенка, специалисты отмечают, что олигофрения находится в тесной связи с психическими отклонениями. Проявляется нарушениями в речи, эмоциях, обобщениях, сознательной деятельности, познании окружающего мира. Характерные симптомы в развитии умственно отсталого ребенка приходятся на разные периоды его жизни.
Признаки олигофрении у новорожденных
Только что родившиеся дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых ребятишек внешними признаками и внутренними патологиями. Характерные признаки:
- аномальное строение тела, головы, лица;
- патология различных внутренних органов;
- фенилкетонурия: кислый запах, исходящий от новорожденного и его мочи, бледная кожа, судороги, светло-голубой оттенок роговицы глаза, слабость мышечного аппарата, отсутствие простых реакций.
Как проявляется заболевание до года?
Ближе к году проявляется выраженность симптомов заболевания. Задержка умственного развития выливается в такие признаки:
- малыш не держит головку;
- отсутствует привычный для этого возраста детский лепет, свидетельствующий о развитии речевых навыков;
- мышечная слабость выражается в неумении ребенка ползать, сидеть, самостоятельно вставать.
Если ребенок так и не начал держать головку в младенческом возрасте, это очень тревожный сигнал
Дошкольный возраст
Период дошкольного возраста ярко раскрывает серьезные отклонения в поведении умственно отсталых детей. Олигофрения затрагивает все области жизни и проявляется в таких признаках:
- несвязная, поздно проявляющаяся речь;
- нарушение моторики;
- рассеянное неустойчивое внимание;
- расстройства поведения;
- слабое физическое развитие;
- нестабильность в эмоциональном плане;
- неспособность к самообслуживанию (неумение чистить зубы, завязывать шнурки, одеваться) (см. также: как научить ребенка завязывать шнурки просто и быстро?).
Школьный возраст
Симптомы болезни у детей школьного возраста показывают, насколько велика задержка развития и сложно их обучение. Для умственно отсталых детей характерны:
- неспособность усвоения начальной школьной программы;
- низкий интеллект;
- неумение мыслить абстрактно;
- скудные речевые навыки, безграмотность в произношении слов и составлении предложений;
- рассеянность внимания;
- полная безынициативность;
- слабая память;
- подверженность внушаемости;
- нарушения физического развития;
- задержка психического развития выражается во всем: движениях, эмоциях, речи, памяти, проявлении воли, концентрации внимания (рекомендуем прочитать: симптомы задержки психического развития у детей );
- неумение адекватно поступать в обычных ситуациях: одеваться по погоде, покупать что-то в магазине.
Клиническая картина болезни позволяет установить тип заболевания. Как правило, умеренная умственная отсталость у детей не диагностируется в грудничковом периоде.
Если умственные нарушения обнаруживаются в раннем возрасте, констатируется тяжелая степень болезни. Легкие и умеренные типы олигофрении проявляются в дошкольном или школьном возрасте.
Сниженный интеллект и невозможность усваивать школьную программу может говорить о наличии той или иной степени олигофрении
Характеристика больного ребенка
Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.
Психология определяет три критерия:
- клинический – связан с органическим поражением мозга;
- психологический – выражается в нарушениях познавательной деятельности;
- педагогический – свидетельствует о низком уровне обучаемости.
Проблемы восприятия
Замедленное восприятие, характерное для поведения больных олигофренией, не позволяет ребенку правильно оценивать окружающие его предметы, на опознание знакомой вещи тратится много времени, не получается связывать между собой разные предметы. Больной малыш путает похожие по звучанию слова, не различает по графическому изображению цифры, буквы, предметы.
Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно. Достигнув возраста 8-9 лет, ребенок проявляет характерные особенности – в поведении проявляется неспособность к пониманию пространства и времени. Больной неспособен отличить правую и левую сторону тела, не может сам найти туалет или свой школьный класс.
Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу
Проблемы мышления и познания
Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.
Сложность обучения умственно отсталых детей объясняется трудностями в озвучивании преподносимой им информации.
Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.
Эмоциональные и физические отклонения
Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить. Особенностью становится и слабый интерес к окружающему миру, у них не получается различать предметы, лица родных и незнакомых людей, плохо развивается речь.
Трехлетний больной ребенок не умеет проявляться как личность. Игровая активность дошкольника состоит из примитивных действий с предметами. Кроме того, больные олигофренией не могут обслуживать себя, им требуется постоянная помощь взрослых.
Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными
Степени заболевания
Всестороннее изучение недуга позволило специалистам составить его классификацию по степеням. Каждая форма получила свое название и подробное описание признаков. Легкая, средняя и тяжелая умственная отсталость у детей проявляются с различной интенсивностью и в процентном соотношении не выражается. Рассмотрим классификационные характеристики видов недуга:
Форма | Симптоматика |
Легкая степень или дебильность |
|
Умеренная – имбецильность |
|
Тяжелая форма имбецильности |
|
Глубокая степень или идиотия |
|
Коды по МКБ-10
Международная классификация олигофрении обозначается специальными кодами, которые находятся в соответствии с рубрикой F70 медицинского справочника, обозначающей степени олигофрении. Для определения уровня интеллекта больного олигофренией, используют известную в психологии методику Веслера. Сложная система определения IQ была разработана психологом в середине 20 века.
Для больных олигофренией шкала Веслера выглядит так:
Код | Показатель |
F70 | Легкая степень (дебильность) – IQ от 50 до 69 пунктов. |
F71 | Умеренная имбецильность – IQ от 35 до 49 пунктов. |
F72 | Тяжелая имбецильность – IQ от 20 до 34 пунктов. |
F73 | Глубокая степень (идиотия) – IQ меньше 20 пунктов. |
Четвертый знак в кодах МКБ-10 в обозначении олигофрении служит для определения нарушений в поведении ребенка. Сопутствующие психические расстройства при этом не учитываются. Кодирование заболевания принято повсеместно и позволяет медикам коротко записывать диагноз в карточке больного и в больничном листе. Для олигофрении четвертый знак выглядит так:
Код | Показатель |
«0» | минимальное число нарушений или их отсутствие |
«1» | нарушения, купируемые определенным лечением |
«8» | присутствие дополнительных расстройств поведения |
«9» | патологии нарушений поведения не найдены |
Способы диагностики болезни
Определить, есть ли задержка умственного развития, можно в возрасте, когда ребенок приступает к освоению речевых и двигательных навыков. Специалисты тщательно подходят к обследованию, чтобы поставленный диагноз был максимально точным и не смог негативно повлиять на будущее маленького человечка. Полное заключение по виду недуга дается лишь к 3 годам, поскольку не всегда снижение интеллекта связано с умственной отсталостью.
Определение умственной отсталости проводится в более взрослом возрасте – ближе к 3 годам и старше
Диагностирование проводится психологами и психиатрами. Разработаны специальные тесты, направленные на определение уровня развития и установление интеллектуальных способностей. Делая выводы по задержке умственного развития, специалисты учитывают такие факторы как недостаток функций двигательного аппарата, наличие языкового барьера, культурные особенности, расстройства, связанные со зрением, речью, слухом, перенесенные в младенческом периоде болезни.
Семьям, в которых растут умственно отсталые дети, предлагаются особые разговорники, помогающие тестировать больного дома. Если вы до года обнаружили у своего чада заметные нарушения, незамедлительно покажите его квалифицированному психологу или психиатру.
Болезнь может вызвать дополнительные психические расстройства и соматические недуги, отражающиеся на поведении умственно отсталых детей. Диагноз умственно отсталым детям ставится на основании стандартных тестов и характерных для конкретного заболевания симптомов. Обнаружив недуг, врач обязан выяснить его причины, чтобы выстроить прогноз на динамику развития ребенка. Родителям могут быть даны программы по обучению и консультации по поведению и общению.
В чем заключается лечение?
Вылечить олигофрению невозможно, однако существуют различные методы реабилитации малышей, позволяющие правильно подойти к обучению. Лечение начинают с момента обнаружения заболевания, даже если оно установлено в грудном возрасте. Ощутимых успехов можно добиться, если поместить ребенка в профильное учреждение, в котором обучением занимаются профессионалы.
Если олигофрения у детей сопровождается соматическим расстройством, их помещают в стационар. Индивидуально назначаются препараты, купирующие особые проявления: психотические, неврозоподобные и психопатоподобные. При легкой и умеренной степени болезни есть большой шанс на высокий уровень устранения задержки развития. Занимаясь развитием умственно отсталого ребенка с умеренной степенью болезни, можно с возрастом достичь результата, когда он научится сам себя обслуживать, сможет выполнять несложную работу на производстве.
При должном уходе и развитии повзрослевшие дети смогут показывать отличные результаты восстановления мыслительных функций
Тяжелым приговором считается четвертая, глубокая степень заболевания, не поддающаяся эффективному лечению. Родителям, чьи дети имеют четвертую степень недуга, необходимы постоянные консультации и рекомендации, даваемые специалистами по мере их развития. Родители должны обеспечить детям домашний комфорт и оградить их от опасной внешней среды. Для лечения заболевания привлекаются врачи следующих специальностей:
- логопед и дефектолог;
- невропатолог;
- психиатр;
- физиотерапевт;
- ортопед;
- работник социальной службы.
Можно ли предупредить болезнь?
Понимая, какая ответственность ложится на женщину при вынашивании плода, будущая мама обязана регулярно посещать женскую консультацию, исключить вредные привычки, быть осторожной в бытовом плане. Планируя беременность, нелишним будет выяснить, были ли в роду случаи заболевания олигофренией. Необходимо выяснить степень риска рождения больного ребенка. Профилактика появления отсталости состоит и в своевременной вакцинации от инфекционных болезней, и в постоянном наблюдении педиатра.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник