Умственно отсталый ребенок и ребенок отстающий в умственном развитии

Каждой маме ребенка с диагнозом “расстройство аутического спектра” хочется понять, насколько ее ребенок умен и какие у него перспективы в будущем.

Есть аутисты с нормальным интеллектом, умные и даже гениальные. Они хорошо развиваются, хорошо говорят, хорошо учатся, им, как правило, поздно ставят диагноз “аутизм”.

Чаще всего для диагностики и лечения к врачам обращаются те родители, чьи дети не умеют говорить, не могут заталкивать кубики в сортер, играть в имитативные игры и пр. Обычно таким детям ставят диагноз ЗПРР – задержка психо-речевого развития, реже – умственная отсталость.

Обыватели часто путают эти два диагноза называя всех детей с ЗПРР умственно отсталыми, а родители хотят понять, что у ребенка: ЗПРР или умственная отсталость.

Давайте, разберемся, чем эти два диагноза отличаются и как узнать, какие именно перспективы у вашего ребенка.

ЗПР

ЗПРР, ЗПР это инфантилизм, т.е. оценивается, прежде всего, не только интеллект, а поведение ребенка.

Соответствует ли оно возрастной норме. Дети ЗПРР менее усидчивы, часто капризничают, играют в малышковые игры, заводят себе друзей среди младших. При ЗПР или ЗПРР умственное развитие ребенка обычно немного тормозит и он часто не справляется с заданиями, которые под силу его ровесникам. Но это отставание обратимо.

Иногда сам, а чаще всего – при помощи логопедов и дефектологов – ребенок догоняет сверстников в развитии, чаще всего это происходит в возрасте от 7 до 11 лет. При ЗПРР не всегда можно оценить потенциал ребенка. От колеблется от нижней границы нормы интеллекта до гениальности. У меня много знакомых, у которых ребенок с таким диагнозом вышел к норме и пошел в обычную школу к первому классу. Там кто-то – двоечник, а кто-то – лучший ученик лицея.

Но в то же время есть коррекционные школы, которые принимают таких детей для обучения по общеобразовательной программе. Это школы V вида для детей, у которых основные проблемы с речью, и VII вида для детей с задержкой психического развития, иногда советуют просто отдать ребенка в обычную школу на год позже.

Аутизм + ЗПР

Если у ребенка двойной диагноз, то там все то же самое: задержка развития. Однако дети просто с ЗПР лучше и легче социализируются, а дети с аутизмом имеют дополнительно симптомы триады Лорны Уинг: особенности во взаимодействии с людьми, повторяющееся поведение, специфические речевые нарушения.

Врачи российских поликлиник не любят диагноз “аутизм”, поэтому все дети ЗПРР и РАС-ЗПРР часто записываются как ЗПРР. Родителей не предупреждают о необходимости специальной реабилитации детей с РАС.

Умственная отсталость

Умственной отсталостью называют необратимую задержку умственного развития. То есть умственно отсталый ребенок никогда не догонит сверстников. Его интеллект будет ниже нормы и во взрослом возрасте. Таких детей обучают по урезанной программе в школах VIII вида, очень редко – на надомном обучении при общеобразовательной школе.

При ЗПР обычно больше всего страдают:

Внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух.

При у.о.:

Мышление: обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование.

Предсказать умственную отсталость почти невозможно, только если есть подтвержденный генетический анализ на синдром Дауна, Мартина Бела, Рета, Ангельмана и другие аномалии, которые в 100% предполагают умственную отсталость.

Минимальный возраст для проверки детей на у.о. – 5 лет. В этом возрасте уже можно сдать детский вариант теста Векслера.

Аутизм+ умственная отсталость

Очень трудно, почти невозможно понять, насколько умен или глуп аутист.

Аутисты весьма часто имеют:

– низкий социальный интеллект и пренебрегают нормами поведения в обществе, из-за чего, выглядят глупее, чем кажутся;

– имеют дефицит внимания (т.е. невнимательные);

– имеют серьезные нарушения тактильного, слухового, проприецептивного и зрительного восприятия (иными словами, не понимают, что мы им говорим, плохо анализируют картинки и не могут перенести задание на бумагу);

– проблемы с речью, речь не развита настолько чтобы ребенок мог отвечать на вопросы, невербальный (неречевой) интеллект часто выше;

– имеют хорошую память, способности к чтению, счету и письму (это может быть ложно истолковано как высокий интеллект);

– проблемы самопрезентации: не хотят и не умеют понравиться своему экзаменатору (нейротипичные дети – хотят), аутистам важно то, что ИМ важно, а не то, что хотите от них вы.

Например, мой ребенок, когда получил задание “Лабиринты” и рекомендацию не заходить в тупики, пришел в восторг именно от тупиков. Он намеренно провел карандашом линию во все тупики, а потом стал добавлять их фломастером на каждом лабиринте.

Чтобы понять аутиста, представьте себе, что вы оказались в окопах времен Великой Отечественной. Снаряды гремят, немцы наступают, вы отстреливаетесь и тут в окоп заползает командир роты и говорит:

– А теперь, девочки, мы сдаем экзамен по диалектике Достоевского.

Ну куда вы его пошлете?

У аутистов все также: слишком много нестандартных ощущений, эмоций и переживаний в единицу времени. Поэтому серьезно тестировать аутиста с задержкой развития рекомендуют не раньше 7-8 лет и только после коррекционных занятий. До этого возраста можно в 5 лет пройти предварительное тестирование, позаниматься и получить заключение дефектолога, желательно нескольких, т.к. часто дефектологи бывают необъективны. Если аутичность высокая, то оценить интеллект будет объективно трудно.

Читайте также:  Творческое развитие личности ребенка курсовая работа

Интеллект детей с тяжелой формой сенсорной алалии может быть адекватно оценен только после того, как они научатся полноценно читать и писать, общаться на языке жестов. Дело в том, что у этих детей умственная отсталость часто бывает вторичной, т.е. вызванной недостатком информации.

Дети с РАС , в отличие от других детей с у.о., часто имеют “островок гениальности” – что-то, что получается у них лучше всего и выше ожидаемого уровня развития, но вокруг этого островка – пустынное море с акулами. Таким детям сложно даются бытовые вопросы, они плохо усваивают социальные условности, что опять же делает их более глупыми в глазах окружающих.

Тесты на мышление для детей до 5 лет

Можно попробовать проверить мышление ребенка в домашних условиях с помощью тестов. Эти задания в сборниках тестов обычно идут с пометкой “мышление”. Не считается плохим вариантом, если вы покажете ребенку, как делать задание, а потом дадите похожий тест.

“Найди пару”, возраст около 2-х лет, – тест на обобщение (ребенок должен сопоставить неидентичные предмет и карточку при выборе из 5 предметов и 5 карточек)

“Найди пару 2”, возраст 3 года (ребенок должен подобрать предмет по ассоциации, например яблоко и яблоню)

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

Мои карточки к этому заданию, всего три файла.

4-й лишний, 3-4 года

4-й лишний, 4-5 лет

Тест на абстрактное мышление, 4-5 лет

Найди закономерность , 4-5 лет

Домики животных

Материал по теме: Дураки или гении: почему оценить интеллект аутистов – трудно

Источник

Умственная отсталость у детей (олигофрения) – нарушение врожденного или приобретенного характера, главной особенностью которого является патологическое недоразвитие интеллектуально сферы. Преимущественно случаи заболевания наблюдаются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если один или оба родителя страдают алкоголизмом. Однако существуют также иные причины патологии, не связанные социальными факторами. При олигофрении страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими.

Особенности

Заболевание в некоторой степени затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Ребенок с диагнозом олигофрения испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. Недоразвитие высших эмоций мешает ребенку строить социальные контакты.

Восприятие

Особенности формирования восприятия у детей с данным заболеванием характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие. Ребенок не может установить связи между объектами, не различает выражений лица и похожие предметы, не воспринимает вещи, если они частично скрыты другими  – кошку путает с белкой, компас с часами и др.

В особенности нарушено развитие осязательного восприятия – при попытке распознать объемный предмет путем ощупывания, результат получается значительно ниже нормы. Мышечные ощущения недифференцированные, поэтому определить руками, какой предмет тяжелее или легче дети с олигофренией не способны. Имеются нарушения кинестетического восприятия.

Ребенок плохо ориентируется в пространстве, нарушена координация движений, что в дальнейшем затрудняет трудовое обучение ребенка. Тяжелые виды олигофрении полностью исключают трудовую деятельность.

Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, моторика пальцев.

Память

Особенности нарушения памяти при олигофрении заключается в неспособности ребенка быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что ребенок даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.

Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего ребенку вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения.

Внимание

При олигофрении наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной.

Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Ребенок быстро теряет интерес, отвлекается, чтобы зафиксировать внимание ему приходится прилагать большие усилия.

Мышление

Мышление детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, ребенок обращает внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц ребенку не понятен, он не способен перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство.

Обучение ребенка с олигофренией – нелегкая задача. Он плохо усваивает материал, правила и понятия, заучивает все наизусть, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не может.

Дети с данной патологией не способны размышлять, оценивать свою мыслительную деятельность, взвешивать аргументы за и против, поэтому коррекция ошибок вызывает трудности, а результатов работы они предвидеть неспособны. Мышление отличается не критичностью – дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так.

Читайте также:  Диагностика уровня развития ребенка при приеме в школу

Конкретное мышление олигофренов ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью.

Речь

У 80% больных олигофренией детей отмечается ограниченная речь. Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.

  • Возьмите на заметку: Методики обучения чтению по Жуковой, Зайцеву, Узоровой-Нефедовой

У таких детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха.

Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко. Интенсивное обучение дает возможность таким детям наладить более менее нормальное общение с окружающими, но речь продолжает развиваться слишком медленно, оказывая влияние на развитие психики ребенка.

Поведение

Поведение детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.

Умственно-отсталые дети воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, приносящую удовольствие.

Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот – апатия.

Важный фактор, влияющий на поведение умственно-отсталых детей – формирование самооценки. Если дома ребенок получает положительную оценку, а в школе – отрицательную, поведение характеризуется упрямством, обидчивостью, драчливостью. Если ситуация не меняется длительное время, такое поведение укорениться в личности ребенка навсегда. Завышенная самооценка формируется на фоне сниженного интеллекта, у незрелой личности в ответ на заниженную оценку окружающих.

Даже если ребенок с олигофренией вырабатывает нормальное поведение, удовлетворительно усваивает школьную программу, его роль в обществе остается ограниченной. Им удается закончить ПТУ, устроиться на простейшую работу строителем, швеей, кондуктором.

Причины

Причины олигофрении полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития, либо в первые месяцы жизни новорожденного.

Наиболее распространенные причины формирования заболевания:

  • интоксикации во время беременности, например, употребление алкоголя или сильнодействующих лекарств;
  • заболевания краснухой, скарлатиной, гриппом во время беременности;
  • тяжелое форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
  • травмы при родах: сдавливание головы, быстрые, затяжные роды, наложение щипцов;
  • внутриутробное заражение токсоплазмозом;
  • наследственный фактор;
  • воспалительные процессы в мозге и оболочках у новорожденных;
  • нарушение белкового обмена, например, фенилкетонурия;
  • неблагополучная окружающая среда.

Наиболее частые причины того, что рождаются умственно-отсталые дети – алкоголизм и наркомания у родителей, в особенности у матери. Также особую роль играют материальные условия в таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении.

Симптомы

Ведущие признаки олигофрении – нарушения интеллекта. Обычно признаки нарушений интеллектуальных способностей возникают на фоне различных патологий ЦНС и мозга. Помимо снижения интеллекта, последствиями заболевания становится социальная дезадаптация детей.

Симптомы и признаки заболевания проявляются не только в отношении интеллектуальной, но также в эмоционально-волевой сфере, наблюдаются нарушения психомоторной функции и расстройства речи.

Признаки заболевания, с точки зрения психиатров, характеризуют олигофренов, как специфических индивидуумов, которые неспособны адаптироваться в социальном пространстве. Интеллект олигофренов никогда не сможет развиться до нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Тем более олигофрения – процесс непрогредиентый.

Общие признаки заболевания:

  • снижен уровень интеллекта;
  • мотивация в поведении отсутствует;
  • мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия;
  • отсутствует способность предусматривать последствия действий;
  • неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы;
  • неспособность усваивать знания и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость;
  • сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги.

Диагностика

Для диагностики олигофрении и её степени для каждого пациента составляется специальный протокол – характеристика. Обследование выявляет показатели физического и психического развития ребенка. Диагностика уровня интеллекта проходит с использованием специальных тестов. В России используется адаптированная версия теста Векслера.

Также проводят обследование методом генетического консультирования, чтобы понять причины заболевания у ребенка, проследить наследственный фактор и выяснить, возможны ли случаи рождения детей с аналогичными патологиями в этой семье.

Специальная диагностика осуществляется путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. Такая диагностика обнаруживает отклонения и генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Обследование могут пройти все желающие женщины возрастом от 35 лет. Именно в таком возрасте рис рождения умственно-отсталых детей наиболее велик.

Патологии головного мозга можно выявить, проведя обследование методом УЗИ. Также проводится диагностика путем измерения уровня альфа-фетопротеина в составе крови беременной. Если обследование покажет риск заболевания до родов, мать может сделать аборт и запланировать последующую беременность под контролем медиков. Умственную отсталость можно диагностировать внутриутробно, для таких целей существует скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке.

Диагноз «олигофрения» закрепляется у ребенка на всю жизнь, поэтому обследование должно проводиться очень тщательно.

Степени

В зависимости от снижения уровня интеллектуальных функций у детей различают три степени олигофрении: легкая, умеренная и глубокая.

Читайте также:  Здоровье и физическое развитие ребенка младшая группа

Дебильность (легкая)

Заболевание легкой степени – дебильность. При легкой степени IQ ребенка равняется 50-60. Внешне поведение таких детей не отличается от сверстников. Обучение проходит с некоторыми трудностями, так как внимание снижено, как и способность к концентрации. Память на удовлетворительном уровне. Дети с легкой степенью олигофрении зависимы от родителей, общение с окружающими затруднено.

[veo class=”veo-yt” string=”8KIpv0xBk_0″]

Такие дети не умеют распознавать эмоции окружающих, ведут себя замкнуто. В дошкольном возрасте им свойственны примитивные игры, неразвитая речь с бедным лексиконом. Школьников можно обучить письму, чтению и манипуляциям с числами. При легкой степени личность незрелая, ребенок не может принимать решения, не анализирует свои поступки. Познавательная деятельность не вызывает интереса, трудоспособность снижена.

Имбецильность (умеренная)

Умеренная форма заболевания – имбецильность. При умеренной степени IQ равняется 35-49. Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, самостоятельно обслуживать себя, писать, читать, считать. Но проживать отдельно и получить образование они не смогут, так как за ними нужен постоянный уход и контроль.

Умеренная степень характеризуется замедленным развитием психических функций. Неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена. Обучение детей при умеренной степени отсталости в обычной школе невозможно. Трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне.

Идиотия (глубокая)

Глубокая умственной отсталость – идиотия. Дети с тяжелой степенью заболевания имеют уровень IQ ниже 34. Обучение таких детей чему-то новому не представляет возможности. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует. Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Ребенок практически не может передвигаться самостоятельно, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник.

Умственная отсталость глубокой степени сопровождается патологиями ЦНС, деформациями черепа, парезами, параличом. Глубокая степень заболевания нуждается в постоянном контроле, детей рекомендуется поместить в специальное лечебное учреждение, где им обеспечат надзор.

Лечение

Если олигофрения сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка и реабилитация.

Препараты

Конкретные препараты для лечения олигофрении назначаются индивидуально. Применяют ноотропы, стимуляторы нервной системы, витамины, противосудорожные препараты. Определив причины заболевания, доктор может прописать дополнительно йодсодержащие и гормональные препараты. Если поведение ребенка неадекватное, назначают нейролептики и транквилизаторы.

Успешное лечение требует комплексного воздействия, поэтому прием препаратов дополняет коррекция речи, индивидуальное воспитание и обучение. Проводятся занятия с психологом и логопедом. Адаптация ребенка в обществе напрямую зависит от интенсивного комплексного лечения.

Реабилитация умственно-отсталых детей проводится путем педагогической работы с ребенком и его родителями. Если диагностирована тяжелая форма заболевания, рекомендуется коррекция патологии и реабилитация в специализированном дефектологическом учреждении.

  • Советуем почитать: Адаптол для лечения депрессии и тиков у детей.

Адаптация

Психологи считают, что адаптация умственно-отсталых детей к социальной сфере вполне возможна, нужно лишь наладить необходимое воспитание и ежедневно проводить работу с ребенком, которая поэтапно введет его в нормальную жизнь. Коррекция интеллектуальных проблем и адекватное воспитание, подкрепленное медикаментозной терапией и физическими упражнениями, дают заметный положительный эффект.

Психологи настаивают, что воспитание нужно не только детям, родители также должны пройти педагогическую работу со специалистами. Родителям тяжело принять факт, что их ребенок не такой, как остальные. Поэтому иногда воспитание в таких семьях построено не совсем правильно. Родители боятся сделать неправильный шаг, в семье царит атмосфера самобичевания и обиды.

Родители быстро теряют веру, что адаптация ребенка к жизненным условиям вообще возможна. Не нужно опускать руки. Грамотно разработанное обучение, воспитание, поэтапная реабилитация со временем покажут, что социализация детей с умственной отсталостью возможна.

Профилактика

Профилактика рождения детей с олигофренией начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков.

Беременная женщина должна вести здоровый образ жизни. Употребление психотропных веществ и алкоголя категорически запрещены не только во время беременности, но и до неё!

После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний.

  • Рекомендуем к прочтению: вокальные тики у детей

Родителям важно помнить, что олигофрения поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям.

Источник