Умк развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте
-23.png)
- Печать
Аннотация
Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Цель программы – развитие целостной личности ребёнка: его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В программе представлены характеристика особенностей развития детей раннего возраста, подробный инструментарий по педагогической диагностике и сопровождению детей в период адаптации, по планированию образовательной деятельности и организации предметно-пространственной среды. Программа содержит перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста. Программа имеет полное методическое обеспечение (пособия с описанием развивающих занятий, детские книги, игрушки и т.д.), которое представлено в ПМК «Воробушки».
Читать всю программу…
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).
Рецензия № 228/07 от 28.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 5 от 25 июня 2019 г.
- Содержание
- Пояснительная записка
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы «Первые шаги»
Принципы построения Программы «Первые шаги»
Характеристика особенностей развития детей раннего возраста
Ситуативность как отличительная особенность ребёнка раннего возраста
Развитие предметной деятельности
Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со взрослым
Предметная деятельность и развитие познавательной сферы ребёнка
Развитие речи в раннем возрасте
Становление игровой деятельности
Формирование потребности в общении со сверстниками
Физическое развитие в раннем детстве
Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет
Планируемые результаты освоения Программы «Первые шаги»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательных областей Программы «Первые шаги»
Познавательное развитие: предметная деятельность и познавательные способности
Социально-коммуникативное развитие: общение со взрослыми и сверстниками, социальные навыки, игра
Взаимодействие педагогов с детьми
Становление общения со сверстниками
Развитие игровой деятельности
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Формирование эстетического отношения к окружающему миру
Приобщение детей к изобразительной деятельности
Приобщение детей к музыкальной культуре
Приобщение детей к театрализованной деятельности
Физическое развитие
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация режимных моментов
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста
Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста
Планирование педагогической работы
Организация совместной работы педагогов и родителей
Задача совместной работы педагогов и родителей и проблемы в работе с семьёй
Выявление запросов родителей
Информирование родителей о работе ДОО
Обратная связь.
Консультирование родителей
Формы участия родителей в жизни ДОО
Организация совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребёнка в ДОО
Трудности адаптационного периода
Факторы, определяющие характер адаптации
Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОО
Общение воспитателя с ребёнком в период адаптации
Участие матери в процессе адаптации
Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации Программы «Первые шаги»
Методическое оснащение Программы «Первые шаги»
Читать всю программу…
Источник
+7 925 0036872
+7 925 0036873
+7 926 0924355
idcvetmir@mail.ru
Москва, ул. Электрозаводская, 21
Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». — М.:ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»,
Издательский дом «Цветной мир».
Книга входит в базовый учебно-методической комплект, сопровождающий комплексную образовательную программу «Теремок». Поможет руководителям и педагогам образовательных организаций создать оптимальные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к новым формам и условиям социальной жизни. Авторы раскрывают основные термины, дают характеристику современных подходов к организации образовательной среды, уровней и стилей адаптации, форм взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Дают конкретные рекомендации педагогам и родителям для поддержки ребенка в период адаптации. Приводят план вхождения ребенка в группу детского сада, пример дневника индивидуального развития, технологию формирования навыков самообслуживания, карту сигналов для невербального общения.
Учебно-методическое пособие адресовано руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций для детей раннего возраста, студентам педагогических колледжей и вузов, специалистам системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Будет полезно для работы в малокомплектных, частных и семейных детских садах.
Книга отвечает на самые острые вопросы, связанные с организацией «умной» игровой среды для детей от рождения до трех лет в условиях вариативного образования. Входит в базовый учебно-методический комплект, сопровождающий комплексную образовательную программу «Теремок». Авторы раскрывают особенности развития детей первого, второго и третьего года жизни. Дают четкие критерии выбора игрушек и оценки игровой среды. Предлагают конкретные перечни развивающих игрушек и игрового оборудования. Описывают в динамике игровые действия и первые игры. Делают историко-культурологический обзор классических игрушек для педагогов и родителей. Представляют хрестоматию, включающую потешки, стихотворения и загадки для детских игр.
Книга адресуется родителям детей младенческого и раннего возраста, руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций. Будет полезна для работы в малокомплектном и частном детском саду.
Учебно-методическое пособие «Портрет педагога раннего детства: особенности профессии» для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». Авторы: А.А. Майер, Н.В. Микляева, Л.И. Кириллова, Е.Е. Кривенко.
В книге представлен современный «портрет» — обобщенная характеристика профессии и личности педагога раннего детства, описана специфика его теоретической и практической готовности к образовательной деятельности с детьми от двух месяцев до трех лет, даны конкретные методические рекомендации, приведены задания для самоконтроля и самообразования. Книга адресуется руководителям дошкольных образовательных организаций, воспитателям групп раннего возраста, студентам педагогических колледжей и вузов, преподавателям и слушателям курсов повышения квалификации по программам профессиональной подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Будет полезна для практических работников служб ранней помощи.
“Арт-методики для развития малышей” (под ред. И.А. Лыковой).
В книге убедительно обосновано понятие «арт-методика», системно описаны 14 классических и авторских арт-методик, адаптированных для успешного развития детей младенческого и раннего возраста. Каждая методика описана по следующему алгоритму: название и соответствующий вид художественной деятельности, образовательные цели и задачи, материалы и оборудование, содержание совместной деятельности педагога и ребенка (или группы детей), возможные затруднения, методические рекомендации, потенциал методики для развития особого ребенка. Фольклор и детский театр, разные виды свободного рисования (акварелью по мокрой бумаге, на песке, с помощью лоскутов цветной ткани), техники лепки и скульптуры (из соленого теста, плавающего пластилина, многослойная лепка «миллефиори»), музыкальное движение и др. виды сотворчества взрослого и детей в образовательной среде.
Идея данной книги будет иметь продолжение и развитие в виде серии наглядно-дидактических пособий с цветными иллюстрациями и фотографиями.
Адресуется педагогам раннего детства, студентам педагогических колледжей и вузов, методистам системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Будет полезна родителям и няням.
Касаткина Е.И. Дидактические игры для детей раннего возраста. Мето-
дическое пособие для реализации комплексной образовательной про-
граммы «Теремок». / Под ред. И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.:
Рецензенты
Бережнова О.В., кандидат филологических наук, доцент, заведующий ка-
федрой развития образования, заведующий лабораторией проблем разви-
тия дошкольного образования региона Бюджетного учреждения Орловской
области дополнительного профессионального образования «Институт раз-
вития образования», г. Орел.
Боякова Е.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
лаборатории интеграции искусств и культурологии образования им. Б.П.
Юсова ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии
Российской академии образования», г. Москва.
В методическом пособии обосновано значение дидактических игр для вос-
питания детей раннего возраста и описаны серии дидактических игр, систе-
матизированные по пяти образовательным областям: «Социально-комму-
никативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Пред-
ставлены классические и авторские игры, широко апробированные в группах
раннего возраста с детьми второго и третьего года жизни.
Книга входит в базовый учебно-методический комплект для реализации ком-
плексной образовательной программы «Теремок».
Адресуется педагогам раннего детства, студентам педагогических колледжей
и вузов, методистам системы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования. Будет полезна родителям и няням.
Файзуллаева Е.Д. Взаимодействие педагога с родителями детей ран-
него возраста. Учебно-методическое пособие для реализации ком-
плексной образовательной программы «Теремок» / Под ред.
И.А. Лыковой.
Рецензенты
Дядюнова И.А., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой на-
чального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образо-
вания»
Сундукова А.Х., кандидат философских наук, декан дошкольного факультета
ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профес-
сиональной переподготовки работников образования»
В книге описаны психолого-педагогические основы гармонизации взаимо-
действия педагога и родителей детей раннего возраста. Проанализированы
базовые потребности ребенка и условия их удовлетворения в детском саду
и семье. Представлена авторская технология организации взаимодействия
взрослых в образовательном пространстве. Предложены критерии совмест-
ного мониторинга процессов развития ребёнка раннего возраста. Даны во-
просы и задания для самоконтроля и самообразования педагогов.
Адресуется педагогам раннего детства, студентам педагогических колледжей
и вузов, методистам системы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования. Будет полезна родителям и няням.
О. С. Ушаковой “Речевое развитие детей третьего года жизни”
В методическом пособии описана система образовательной работы по речевому развитию детей третьего года жизни, основанная на результатах многолетних исследований известного ученого Оксаны Семеновны Ушаковой. Автор дает общую характеристику речевого развития детей третьего года жизни, приводит конкретные методические рекомендации и 32 конспекта развивающих занятий в первой младшей группе детского сада. Книга входит в базовый учебно-методический комплект для реализации комплексной образовательной программы «Теремок».
Адресуется педагогам раннего детства, студентам педагогических колледжей и вузов, методистам системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Будет полезна родителям и няням.
Источник
Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики.
Раннее детство – период в жизни ребенка от 1 года (кризис первого года) до 3 лет (кризис трех лет).
Социальная ситуация развития— это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). Ребенок становится самостоятельнее в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).
Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Основными достижениями (центральные новообразования) раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом (прямохлждение), речью, развитие предметной деятельности.
Прямохождение и овладение телом позволяют расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.
Речь развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь, которая становится средством общения.
Развитие речи связано с общением со взрослым и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Развиваются коммуникативная, обобщающая функции речи и регулирующая функция, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого. На третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка.
Среди всех психических функций доминирует восприятие, остальные находятся в определенной зависимости от него. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.
Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания (один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, замещение предмета знаком). Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).
Память развивается интенсивно и проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.
Предпосылками воображения выступают представления, появляющиеся на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре. Оно функционирует с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.
Внимание развивается в результате освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.
Развитие самосознания связано с отделением себя от предмета, себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.
Изменяется общение со взрослыми — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Реб