Умения ребенка 3 года

В 3 года ребенок переживает очередной возрастной кризис развития. Сменяется ведущая деятельность, появляются новые психические образования, малыш приобретает новые знания об окружающем мире, осваивает бытовые, социальные и поведенческие навыки и умения.

Знания и умения ребенка в 3 года

Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ребенок в 3 года переходит из раннего детства в дошкольный возраст. Ведущей деятельностью остается предметно-манипулятивная игра, но уже появляется стремление к социально-ролевым играм. У малыша уже сформировано наглядно-действенное мышление и «Я»-концепция, ему предстоит усвоить нравственные нормы социума.

Развитие речи у трехлетнего ребенка

В возрасте трех лет у малыша уже хорошо сформирована речь. Ребенок бегло рассказывает, во что любит играть, идет на контакт со взрослыми. Трехлетка знает свои имя и фамилию. Если родители занимаются с ним, то может рассказать, где живет: город, название улицы, номер дома.

В трехлетнем возрасте малыши становятся более социальными. Во время игры на детской площадке они ведут диалоги со сверстниками, могут общаться как с ровесниками, так и со взрослыми. Обычно у малышей, которых воспитывают в домашних условиях, а не в детском саду, социальные навыки развиты немного хуже.

Грамматическая составляющая их речи становится более сложной:

  • словарный запас составляет около 1000 слов;
  • речь состоит из коротких, но осмысленных и согласованных предложений;
  • в речи используются существительные, прилагательные, глаголы и предлоги;
  • слова согласованы по падежам и временам.

Улучшается артикуляция, почти все слова понятны взрослым. Ребенок выговаривает большинство звуков, однако могут возникнуть проблемы при произношении дрожащих и шипящих звуков.

Развитие речи во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько хорошо с ним занимаются родители. Некоторые детки в возрасте трех лет только начинают говорить, другие же в этом возрасте декламируют стишки, пересказывают услышанные сказки, поют и начинают изучать буквы.

Мышление и память

К трем годам у ребенка уже полностью сформировано наглядно-действенное мышление. Это самый примитивный этап когнитивной деятельности, который необходим для развития способности мыслить. Развитие происходит через манипуляции с предметами. Трехлетки решают возникшую проблему сразу же, перебирая возможные варианты, а не формируют образ решения в воображении, чтобы потом претворить его в жизнь.

Ближе к возрасту 4 лет начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже способен вообразить пути решения проблемы, предположить возможные последствия своего решения.

Если родители занимаются с малышом, то у него начинает формироваться математическая логика. Трехлетка может различать один предмет, два и несколько, знает, что у него, например, один нос, но два глаза.

Именно в трехлетнем возрасте происходит активное развитие когнитивных процессов:

  • Восприятие является ведущим когнитивным процессом. Именно на нем основывается развитие памяти, внимания, воображения. Трехлетка подмечает одну-две яркие характеристики предмета: лимон кислый, небо голубое, мяч круглый, и воспринимает эти качества как неотделимые от самого объекта.
  • Внимание имеет непроизвольный характер. С наступлением 3 лет ребенок может удерживать внимание одновременно на 2 предметах, а ближе к 4 годам способен сконцентрироваться уже на 4 объектах. Длительность концентрации внимания составляет 7-8 минут.
  • Память также носит непроизвольный характер. Преобладает процесс узнавания. Объем памяти составляет 4 объекта. Развивается долговременная память, ребенок помнит, где лежат его вещи, может рассказать, где был на прошлой неделе.
  • Воображение пока развито слабо. Малыш только учится «преобразовывать» предметы в воображаемые, например представлять, что палочка – это вилка, а листики – это конфеты.

Формировать когнитивные способности помогают развивающие занятия. Доктор Комаровский предлагает развивать умения в игровой форме: сделать яркие, цветные карточки с названиями животных, купить кубики с буквами, конструктор для развития мелкой моторики.

Бытовые навыки

В 3 года наступает очередной возрастной кризис, характеризующийся резкой перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт. Благодаря формированию понимания собственного «Я» ребенок старается быть более самостоятельным, негативно относится к попыткам помочь ему.

Конечно, все получается не сразу, малыш застегивает кофту через пуговицу, разбивает чашку во время попытки помыть ее, неправильно складывает игрушки. Однако родителям важно не подавлять самостоятельность трехлетки, правильное воспитание предполагает ее поощрение и направление, ведь именно так формируются личные границы маленького человечка.

Трехлетка обязательно должен научиться обслуживать себя перед детским садиком. Какие бытовые навыки должны быть сформированы:

  • самостоятельно ест вилкой и ложкой;
  • умывается и пользуется зубной щеткой;
  • садится на горшок;
  • умеет обуваться, застегивать обувь на липучках;
  • застегивает пуговицы, натягивает носочки;
  • складывает после игры свои вещи.

Представление об окружающем мире

В 3 года дети активно интересуются окружающим миром. Они становятся «почемучками», их интересует все происходящее вокруг: почему небо голубое, почему светит солнце, почему конфета сладкая. Родители не должны отмахиваться от любопытного малыша, им следует просто и понятно отвечать на любые, даже самые странные и неудобные вопросы.

В этом возрасте ребенок впервые начинает интересоваться различиями между полами, задает вопросы, как он появился на свет. Родителям важно не пугаться такого интереса, не отмахиваться и не ругать ребенка. Необходимо кратко, понятным трехлетке языком объяснить, откуда появляются дети. Если мамы и папы понимают, что им трудно общаться с детьми на такие деликатные темы, они могут приобрести книжки для дошкольников, доступно освещающие подобные темы.

У ребенка складывается собственное представление об окружающем мире, появляется ориентация в пространстве. Он видит взаимосвязь между вещами, может соотносить объект и его признак: кошка пушистая, игрушка круглая, апельсин кислый. Малыш различает цвета, формы предметов. Ему понятны родственные связи между людьми: бабушка – это мама мамы, девочка постарше – это его сестра, тетя, которая часто приходит в гости, – это папина сестра.

Двигательные навыки

Трехлетки уже обладают хорошей координацией движения. Они активны, энергичны, не могут усидеть на месте. Взрослым кажется, что их дети неутомимы – они просыпаются рано, отказываются спать днем, а вечером их не уговоришь лечь в кровать.

В 3 года детки умеют:

  • спускаться и подниматься по лестнице шаг за шагом;
  • играть в мяч – бросать его и ловить;
  • прыгать и бегать;
  • стоять и ходить на цыпочках;
  • ходить назад;
  • стоять на одной ноге;
  • ездить на трехколесном велосипеде.

Родители часто жалуются, что они не могут справиться с шумными трехлетками, не знают, чем их занять. Не нужно ругать ребенка за физическую активность и шумные игры, это естественное состояние для его возраста. Чтобы направить энергию в нужное русло, многие мамы и папы предпочитают отдавать своих детей в спортивные секции. 3 года – это подходящий возраст, чтобы начать ходить на танцы, игровые виды спорта, гимнастику. Важно, чтобы ребенку нравилось посещать занятия. Если трехлетка теряет интерес, отказывается ходить на занятия, не нужно его заставлять.

Творческие навыки

Важно развивать у дошкольника творческие способности. Рисование, лепка, игра с конструктором – это не только приятное времяпрепровождение, но и формирование полезных умений:

  • Мелкая моторика. Когда малыш рисует карандашами или пальчиками, лепит из пластилина или глины, делает куколок из ткани или бумаги, у него развивается мелкая моторика. В будущем это поможет ему лучше осваивать такие бытовые процессы, как пользование столовыми приборами, застегивание пуговиц, завязывание шнурков. Стимуляция кончиков пальцев и мелкой моторики оказывает прямое влияние на развитие когнитивных способностей.
  • Эмоциональный интеллект. С помощью творчества ребенок учится распознавать, формулировать и выражать эмоции. Сочиняя сказку, рисуя человечков и животных, малыш приписывает им переживание своих чувств, может отреагировать свои страхи.
  • Познавательные способности. Творчество развивает воображение, усидчивость, память. Ребенок учится различать цвета, материалы, лучше запоминает, как выглядят те или иные предметы, животные (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает четко различать цвета?).

Развитие мальчиков и девочек

Если спросить у трехлетки, кто он – мальчик или девочка, ребенок отчетливо назовет свою половую принадлежность. Уже в столь раннем возрасте проявляются гендерные отличия. Дочки проявляют интерес к платьям и маминой косметике, стараются подражать взрослым женщинам. Сыновья ассоциируют себя с папами, интересуются машинками, инструментами.

Последние исследования показали, что различий в мозге мужчины и женщины, которые бы объясняли разные интересы и разную психологию, нет. То, что разнополые дети начинают интересоваться разными игрушками, обусловлено воспитанием и влиянием социума. Именно поэтому девчонки-сорванцы и спокойные, усидчивые мальчишки – это тоже норма.

По когнитивным, двигательным, социальным умениям разницы между мальчиками и девочками нет. Все различия в трехлетнем возрасте обусловлены индивидуальными особенностями ребенка и стилем воспитания, принятым в его семье.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.

Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)

С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.

Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)

Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:

  • Спускаться и подниматься по лестнице;
  • Прыгать на одной и двух ногах;
  • Ловить и пинать мяч;
  • Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
  • Перешагивать препятствия;
  • Рвать бумагу;
  • Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • Строить башни из кубиков;
  • Играть в игры с простыми правилами;
  • Называть свой пол;
  • Ориентироваться в пространстве.

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
  • Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.

Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
  • Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:

Развитие мышления в 3 года

Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.

Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.

Развитие мышления в 3 года

Могут ли трехлетки быть внимательными?

Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.

Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

Умственное развитие детей в 3 года

К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:

  1. Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
  2. Находить такой же предмет;
  3. Составлять пазлы из 4 частей;
  4. Называть основные цвета и оттенки;
  5. Знать стихи и песенки;
  6. Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
  7. Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
  8. Знать основные геометрические фигуры;
  9. Рассказывать, что он делал в течение дня.

Умственное развитие детей в 3 года

Развитие речи у детей трёх лет

Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.

  • Обогащение словарного запаса;
  • Фразовая речь;
  • Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
  • Появление вежливых слов.

Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.

Навыки общения

Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.

Навыки общения

Выводы

К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.

Заключение

Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Источник

Статья:

По мнению психологов, три года – это самый удивительный возраст, который характеризуется для ребенка главным достижением: он уже не только слушает, но и слышит взрослых! Очень часто взрослые не в состоянии оценить возможности детей в возрасте трех лет, считая, что развивать их в этот период еще слишком рано.

Существует мнение, что активно развивать малыша следует начинать только за год до школы. И это мнение ошибочно. Слишком напористое обучение старшего дошкольника в стремлении идеально подготовить его к школе приведет к переутомлению ребенка и к исчезновению у него желания учиться. Так что развивать малыша нужно еще с трех лет, постепенно и размеренно.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

В три года малыш растет, но уже не так быстро, как в первые годы после рождения. Вес девочек в этом возрасте составляет от 13 до 16 килограммов, мальчиков – от 13,7 до 16 килограммов. Нет повода для беспокойства, если ребенок по весу не соответствует норме. Если малыш весит немного больше или меньше, то это можно списать на индивидуальные особенности его развития. То же касается и роста. В среднем ребенок в возрасте 3 лет должен достигать 1 метра в высоту. При этом мальчики, как правило, немного выше девочек в этом возрасте.

А вот если кроха начинает неравномерно расти, существенно прибавляя в росте и поправляясь в один месяц и резко худея в другой, то необходимо срочно обратиться в эндокринологу.

Развитие речи ребенка 3 лет

Если малыш в этом возрасте не проявляет интереса к общению, то нужно набраться терпения и подождать хотя бы несколько месяцев. В три года у ребенка наступает пик развития речи, поэтому, даже если в начале этого периода кроха не говорит, к концу третьего года он обязательно постарается наверстать упущенное. В возрасте от трех до четырех лет малыш должен уметь:

  • называть собственную фамилию, имя, адрес;
  • пользоваться более чем 250 словами;
  • давать ответы на вопросы;
  • правильно строить простые и сложные предложения;
  • сочинять и пересказывать сказки и истории.

Как развиваются мыслительные процессы у трехлеток?

Трехлетний возраст детей многие родители запоминают по бесконечным вопросам чад, которые хотят знать все на свете. Они спрашивают о том, почему солнце светит и греет, почему летают птицы и лают собаки. Родители должны быть готовыми к тому, чтобы давать простые, понятные и вместе с тем правдивые и исчерпывающие ответы на вопросы маленьких почемучек.

Если мыслительные процессы проходят нормально, то в три года малыш должен уметь:

  • отличать основные цвета;
  • фантазировать во время игр и рассказов;
  • выполнять сразу несколько простых команд;
  • запоминать несложные песенки и стишки, воспроизводить их по желанию;
  • знать простые числа;
  • считать до пяти;
  • группировать предметы по цветовым и геометрическим признакам;
  • находить ответы на загадки, соответствующие возрасту;
  • запоминать и узнавать родственников и друзей по фото.

Развитие двигательных навыков у детей трех лет

Если ребенок физически развивается в соответствии с возрастом, то с трех до четырех лет он будет должен уметь:

  1. Преодолевать препятствия в виде лестниц
  2. Играть с мячом как ногами, так и руками
  3. Удерживать равновесие во время движения на одной ноге
  4. Кататься на простом трехколесном велосипеде
  5. Двигаться вперед и назад одинаково быстро и уверенно
  6. Низко наклоняться, не теряя равновесия.

Развитие моторики в три года

В три года ребенок по-прежнему гибкий и пластичный, а его мелкая моторика становится более совершенной. В это время младший дошкольник умеет:

  • играть карточками с картинками, книжками с твердыми страницами;
  • делать аппликации с помощью детских ножниц и цветной бумаги;
  • рисовать простые геометрические фигуры и силуэты людей;
  • писать простые печатные буквы;
  • строить башни из многочисленных кубиков;
  • самостоятельно одеваться или раздеваться;
  • открывать крышки на бутылках и банках;
  • использовать несколько цветов красок или карандашей для рисования.

Эмоциональное развитие ребенка трех лет

Трехлетний дошкольник становится развитым не только физически, но и эмоционально. Он уже более адекватен в общении, может контролировать собственные эмоции, в том числе и негативные, например в детском саду.

Более того, трехлетние малыши более коммуникабельны, чем двухлетние. Они уже способны находить общий язык со сверстниками, искать простые и эффективные решения для возникающих в процессе общения проблем.

Развитие считается нормальным, если в три года малыш умеет:

  • повторять за родителями и друзьями;
  • демонстрировать симпатии;
  • понимать значение слов вроде «мое» или «его»;
  • уметь проявлять и контролировать эмоции.

В этом же возрасте можно увидеть, как развивается воображение малыша. Ребенок с удовольствием фантазирует, чем иногда повергает родителей в шок. На самом деле фантазии – это совсем не плохо, главное – направить их в позитивное русло, стараясь обходить с малышом опасные темы, вызывающие у него страхи и напряжение.

Как мыслят и анализируют информацию трехлетние дети?

Развитие трехлетних малышей уже позволяет им строить причинно-следственные связи. Дошкольники способны выявлять отличия на картинках или в предметах, различать цвета, геометрические формы, действия. Ребенок в этот период особенно любопытен, он с удовольствием изучает окружающий мир, привлекая к процессу знакомства старших и задавая им бесконечные вопросы.

Задача родителей в это время – проявить терпение и постараться ответить на все интересующие малыша вопросы. Если ответа нет, то можно воспользоваться Интернетом или самой простой детской энциклопедией.

Трехлетний малыш уже умеет многое, что способно упростить ему жизнь. Кроха способен строить логические связи, одновременно удерживать в поле зрения несколько предметов, запоминать простые песенки и стихи, собирать пазлы и конструктор «Лего».

Детки в этом возрасте способны считать до пяти или даже до десяти, творчески мыслить, рисовать и чертить. Они наблюдательны и склонны к анализу всего, что происходит вокруг них. Родители должны помогать ребенку развивать творческое начало, вместе с ним решать поставленные задачи, усложняя их по мере развития малыша.

С ребенком в этом возрасте нужно заниматься в творческом направлении, много гулять, разговаривать, знакомя его с окружающим миром. Стимулировать развитие дошкольника будут развивающие настольные игры, книжки и картинки, краски, пластилин и разбирающиеся игрушки.

О развитии бытовых навыков

Ребенок после трех лет довольно независимый и самостоятельный. Ему уже не так важно, чтобы родители постоянно были с ним рядом. Малыш знает, где лежат его вещи и как их использовать по назначению. В этом возрасте малышу уже можно выделить собственную зубную щетку, полотенце и мыло, полку в шкафу и место для обуви в коридоре. Большинство деток в этом возрасте умеют:

  • без помощи взрослых одеваться и раздеваться;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • складывать одежду;
  • чистить зубы;
  • ставить на место обувь;
  • самостоятельно есть;
  • мыть руки перед едой;
  • правильно пользоваться столовыми приборами и пр.

На этом этапе очень важно, чтобы родители помогли малышу освоить как можно больше навыков, способных упростить ему жизнь и ускорить развитие. Это важно также и потому, что малышу рано или поздно нужно будет поступать в детский сад, где воспитатели не смогут ему уделять столько внимания, сколько уделяют родители. Научите кроху следить за вещами, помогать по дому, собирать за собой игрушки – и воспитатели в детском саду будут очень благодарны вам за проделанную работу.

Знакомство с окружающим миром

Малыш трех лет, развитие которого происходит по запланированному графику, должен уметь:

  • узнавать и называть основных животных, причем как диких, так и домашних;
  • знать названия основных птиц и насекомых;
  • узнавать и называть основные растения (цветы, деревья);
  • называть фрукты, ягоды, грибы;
  • называть материалы, из которых были изготовлены знакомые ему предметы;
  • различать времена суток;
  • знать об основных явлениях природы.

Знакомство с миром музыки

Развивать музыкальные способности ребенка можно с трехлетнего возраста. Одни детки более музыкальны, другие – менее, но каждый из них в этом возрасте уже должен уметь:

  • двигаться в ритм под музыку;
  • воспроизводить звуки;
  • регулировать громкость звука.

Кроме того, ребенок в этом возрасте должен иметь представление о звуках окружающего мира, различать пение птиц и рокот зверей, шелест деревьев и шум дождя.

Особенности развития внимания и памяти ребенка

Трехлетний малыш должен за несколько минут выполнять следующие задания:

  • группировать парные предметы;
  • выбирать из группы предметов лишний;
  • анализировать свойства предметов и группировать их по признакам.

О гармоничном развитии памяти малыша 3 лет будут свидетельствовать следующие умения:

  • запоминать сразу несколько картинок;
  • запоминать слова и фразы, повторяемые несколько раз;
  • воспроизводить движения, несколько раз показанные взрослыми;
  • запоминать отдельные признаки предметов.

В возрасте трех лет можно начинать развивать математические способности ребенка. Нормально развивающийся дошкольник должен уметь:

  1. Считать до трех или до пяти, используя пальчики на руке;
  2. Различать понятия «широкий-узкий», «большой-маленький», «высокий-низкий» и пр.;
  3. Знать основные цвета и геометрические фигуры (их малыш уже сможет начертить на бумаге);
  4. Сравнивать и группировать предметы по схожим признакам;
  5. Сравнивать число предметов.

Когда время бить тревогу?

Развитие детей в три года происходит в каждом отдельном случае по-разному. Если один малыш развивается быстрее, радуя родителей, то другой может развиваться медленнее, и это не всегда является поводом для беспокойства.

Между тем, понимая, что ребенок развивается по индивидуальной схеме, важно не пропустить момент, чтобы вовремя выявить возможные признаки задержки развития и начать их корректировку. Итак, вам необходимо обратиться к детскому врачу, если у вашего трехлетнего малыша наблюдаются следующие признаки:

  1. Неумение играть с мячом или ездить на трехколесном велосипеде.
  2. Излишне частые падения и сложности во время спуска или подъема по ступенькам.
  3. Неумение пользоваться карандашом или фломастером одном рукой, неспособность начертить простую геометрическую фигуру.
  4. Неумение строить сложные предложения с использованием местоимений и наречий.
  5. Обильное слюновыделение.
  6. Неспособность сложить башню из более чем четырех кубиков.
  7. Нежелание оставаться в обществе взрослых или детей без родителей.
  8. Нежелание принимать участие в играх, отсутствие фантазии.
  9. Апатия по отношению к детям или членам семьи.
  10. Неспособность контролировать собственные эмоции.
  11. Непонимание требований взрослых.
  12. Неспособность к зрительному контакту.
  13. Нежелание и неспособность обслуживать себя.

Если малыш в возрасте трех лет не способен делать то, что с легкостью делал еще несколько месяцев назад, то, скорее всего, это один из признаков нарушения развития. Чтобы не допустить осложнений, нужно будет срочно обратиться за консультацией к педиатру.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник