Укрепляющий массаж ребенку 4 года

Укрепляющий массаж ребенку 4 года thumbnail

Наталья Бабинцева
Самомассаж для детей от 4 до 7 лет

Самомассаж для детей от 4 до 7 лет

Авиценна

“Массаж – поистине это полезно и предотвращает страдания от болезней органов»

Гиппократ

“Эффект массажа – естественная восстанавливающая сила организма, сила жизни”

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость массажа для здоровья человека. Массаж – это прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. По статистике в Российской Федерации 60% детей от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 30-40% детей – отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным. Педагогами ДОУ активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж – это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».

Приемы самомассажапроводят в такой последовательности:

– поглаживание,

– растирание, разминание,

– вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Задачи самомассажа:

• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.

• Обучать элементам массажа.

• Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.

• Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.

• Развивать интеллектуальные функции.

• Развивать двигательную память.

• Воспитывать бережное отношение к своему телу.

• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

Виды самомассажа:

• Игровой самомассаж – нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Самомассаж Су-Джок шарами.

Дети знакомы с ним под названием «Ежик» – симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».

Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп.Комплекс состоит из 4 простых упражнений:

1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины,прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).

2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).

3. «Подавим ушки»:Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)

4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом – самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).

• Массаж «Пять маленьких лекарей».

Это самомассаж пальчиков.На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца. (это к нам пришло от восточных лекарей)

• Точечный массаж.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы.Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета.

Существует еще один вид массажа – это аппаратный. Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов в основном для детей с нарушением речи.

Вывод: самомассаж для детей от 4 до 7 лет применяется для укрепления и поддержания мышц в тонусе, нормализации системы кровообращения, а также общего расслабления тела. Его лучше выполнять вместе с ребенком, находясь при этом напротив, чтобы ребенок просто повторял движения. Такой способ занятия принесет не только теплое общение, но и массу веселых моментов и положительных эмоций. Работа с детьми предполагает игру, приключение или веселую ситуацию.

«Строим дом»

Целый день тук да тук, дети похлопывают ладонью правой руки по левой руке от

Раздается звонкий стук. кисти к плечу

Молоточки стучат, похлопывают по правой руке

Строим домик для зайчат. Похлопывают кулачком по левой руке от кисти к плечу

Молоточки стучат похлопывают по правой руке

Строим домик для бельчат

Этот дом для белочек. Растирают правым кулачком левую руку круговым

Этот дом для зайчиков, движением

Этот дом для девочек. Растирают правую руку

Этот дом для мальчиков, быстро пробегают пальчиками от кисти к плечу

Вот какой хороший дом. То же по другой руке

Как мы славно заживем, поглаживают ладонью правую руку и левую

Будем песни распевать

Веселиться ми плясать. Выполняют «тарелочки»

«Дождик» (И. Токмакова)

Дождик, дождик, капелька легко в ритме стихотворения дети постукивают

Водяная сабелька по бедрам от колена и вверх

Лужу резал, лужу резал, делают пилящие движения ребром ладоней

Резал, резал не разрезал.

И устал и перестал. Поглаживают ладошками

«Лисонька» (М. Картушина)

Утром лисонька проснулась, дети выполняют движения соответственно тексту

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачки все пальцы сжала

Растирать все лапки стала все массирующие движения выполняют от периферии

Ручки, ножки и бока. к центру, от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко красуясь, дети выполняют полуобороты корпуса

Ну, красавица лиса! вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив

До чего же хороша! спину.

«Блины» (М. Картушина)

Ой, лады! Ой, лады!Дети хлопают: то одна рука сверху, то другая

Мы блинов напекли.

Первый дадим зайке, поочередно массируют пальцы, начиная с большого

Зайке-попрыгайке, пальца до мизинца

А второй – лисичке,

Третий дадим мишке,

Бурому братишке,

Блин четвертый котику,

Котику с усами,

Пятый блин поджарим

И съедим его мы сами.

«Снеговик» (В. Степанов)

Раз – два, два – рука дети вытягивают вперед руку то одну, то другую

Лепим мы снеговика.

Три – четыре, три – четыре, имитируют лепку снежка

Нарисуем рот пошире. поглаживают ладошками шею.

Пять – найдем морковь для носа, кулачками растирают крылья носа

Уголька найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо, приставляют ладонь ко лбу «козырьком»

Пусть смеется он у нас. И растирают лоб

Семь и восемь, семь и восемь – поглаживают колени ладошками

Мы плясать его попросим.

«Рукавицы» (М. Картушина)

Вяжет бабушка Лисица дети имитируют вязание

Всем лисятам рукавицы:

Для лисички Оли, поочередно загибают пальцы, начиная с большого,

Для лисички Коли, заканчивая мизинцем

Для лисички Маши,

Для лисички Саши,

А для Катеньки-лисички растирают ладони

Маленькие рукавички!

В рукавичках, да, да, да, хлопают в ладоши

Не замерзнем никогда!

«Труба» (И. Мусова)

Ба-ба-ба – дети проводят всеми пальцами по лбу от середины к

На крыше есть труба вискам (7 раз)

Бу-бу-бу – кулачками проводят по крыльям носа (7 раз)

Надо чистить трубу

Бы-бы-бы – растирают ладонями уши

Валит дым из трубы!

«Умывание» (Н. Пикулева)

Знаем, знаем – да, да, да, дети поочередно массируют каждый палец

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем0нож-ку.

Нет, не понемножку – энергично растирают ладони и кисти рук

Посмелей!

Будем умываться веселей!

Массаж ног «Молотки» (М. Ю. Картушина)

Тук-токи, тук-токи! – похлопывают ноги ладонями снизу вверх

Застучали молотки.

Туки-туки-туки-точки! –поколачивают кулачками

Застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток!- поглаживают кулачками

Так стучит молоток.

«Ежик» (М. Картушина)

Жа-жа-жа, дети слегка поглаживают пальцами, проводят

Мы нашли в лесу ежа. по лбу.

Жу-жу-жу – слегка касаясь пальцами проводят по щекам

Подошли мы к ежу.

Ужа-ужа-ужа- приставляют ладони ко лбу «козырьком» и растирают

Впереди большая лужа. лоб движениями в стороны-вместе

Жок-жок-жок, руками растирают крылья носа

Надень ежик сапожок!

«Вышел зайчик погулять» (детская считалка)

Раз, два, три, четыре, пять, дети приставляют ладонь ко лбу,

Вышел зайчик погулять. пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу

Вдруг охотник выбегает, («козырек») и растирают лоб

Прямо в зайчика стреляет. Кулачками массируют крылья носа

Но охотник не попал, всей ладонью растирают уши

Серый зайчик убежал.

Ожидаемый результат.

1. Ребенок будет знать способы укрепления здоровья с помощью самомассажа.

2. Комплексы игрового самомассажа, точечного самомассажа

3. Правила здорового образа жизни.

Особые указания.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Противопоказания к проведению массажа являются:

• Лихорадочное состояние;

• Острые воспалительные процессы;

• Носовые кровотечения и склонность к ним;

•конъюнктивиты: (воспаления соединительной оболочки глаз);

• различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы.

Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.

.Особо хочется рассказать о пользе точечного массажа.

При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.

Укрепляющий массаж ребенку 4 года

Источник

Массаж — это не только приятная расслабляющая процедура, но и распространенное средство лечения и профилактики многих заболеваний. И особенно важную роль он играет в вопросе детского здоровья. 

О пользе, техниках и отличиях детского массажа от взрослого поговорили с врачом-педиатром, директором медицинского центра «Добрый Доктор» Александром Дечко.

Александр Дечко,
врач-педиатр первой квалификационной категории,
директор медицинского центра «Добрый Доктор»

1. Какую пользу приносит человеческому организму массаж?

— Массаж — это эффективная и полезная процедура для укрепления здоровья. Во время него происходит механическое и рефлекторное воздействие на кожу, мышцы, кости и внутренние органы человека (через систему рефлексогенных зон).

Воздействие массажных движений:

  • повышает мозговую активность (за счет рефлекторного воздействия);
  • способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата;
  • улучшает кровообращение и тем самым обогащает клетки организма кислородом;
  • нормализует мышечный тонус; 
  • активизирует физиологические процессы, происходящие в организме;
  • обеспечивает хорошее самочувствие и настроение.

2. Правда ли, что массаж — это пассивная мышечная нагрузка?

— Это действительно так. Специалист по массажу совершает определенные воздействия своими руками, а приток крови, венозный и лимфатический отток и улучшение мышечного тонуса происходят у того, кого он массажирует. В этом и заключается кардинальное отличие активных воздействий от пассивных.

3. Чем детский массаж отличается от взрослого?

— Детский массаж отличается от взрослого:

  • интенсивностью механического воздействия — как правило, это средняя и низкая интенсивность;
  • избирательностью воздействия: надо учитывать возраст ребенка, в частности — преобладание тонуса мышц сгибателей и разгибателей;
  • выбором массажных движений: максимально используются поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Обязательными являются умение массажиста найти подход к ребенку, установить контакт и малая интенсивность воздействия в период привыкания ребенка к процедуре и массажисту.

4. Какие техники используются при детском массаже?

— Поглаживание подготавливает нежную детскую кожу к массажу, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Поглаживать необходимо нежно, всей ладонью, двигаясь по направлению лимфотока, не сдвигая кожу в складки.

Растирание — прием, при котором массирующая рука не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях.

Разминание оказывает основное воздействие на мышцы, ускоряя приток крови и лимфы.

Вибрация — колебательные движения, выполняемые с различной амплитудой. Они отлично тонизируют и обезболивают.

5. Какие виды детского массажа существуют?

— Все виды массажа обусловлены стоящими перед врачом и массажистом задачами.

Профилактический (гигиенический) массаж — активное средство профилактики и предупреждения различных заболеваний. Применяется для общего оздоровления. 

Лечебный массаж — эффективный метод лечения различных травм и заболеваний. Назначается врачом с целью решить конкретную проблему начиная с 2-3-месячного возраста малыша, при особых обстоятельствах — даже с 4 недель жизни. Лечебный массаж показан при таких состояниях как:

  • кишечные колики;
  • нервные расстройства;
  • синдром двигательных нарушений;
  • кривошея;
  • бронхит;
  • пневмония;
  • бронхиальная астма;
  • костная деформация и патология суставов;
  • нарушение развития роста;
  • логопедические проблемы.

Коррекционный массаж назначают для того, чтобы закрепить результат курса лечебного массажа и предотвратить повторное заболевание.

Каждую конкретную ситуацию и необходимость массажа необходимо обсуждать с врачом.

6. Какую физическую и психологическую пользу может принести
ребенку массаж? 

— Массажем корректируются проблемы в развитии и формировании опорно-двигательного аппарата, подвижности суставов, регулируется тонус разных групп мышц.

Профессионально выполненный массаж способствует улучшению дренажной функции лимфатической системы, улучшению кровообращения во всем теле, насыщает ткани кислородом и способствует более активному выведению из организма отработанных веществ.

Врачи часто назначают массаж малышам
на первом году жизни.

Лечебный массаж назначается при врожденных мышечной кривошее, вывихе бедра, косолапости. Достаточно эффективен он в борьбе с кишечными коликами, как профилактика и лечение рахита. При большинстве неврологических заболеваний в составе комплексного лечения также используется лечебный массаж.

7. Как дети реагируют на массаж?

— Массаж является пассивной гимнастикой для младенца. При массаже улучшается общее физическое состояние, ускоряются все обменные процессы организма (улучшается лимфоотток, газообмен). Это заряд энергии и хорошего настроения.

Неудивительно, что среди взрослых мало людей, которые отказываются от этой процедуры.
Но с маленькими детьми все немного сложнее.

Не всегда ребенок спокоен при проведении массажа, но задача массажиста — свести к минимуму все неприятные для малыша моменты. Как правило, на 3-4 процедуре ребенок привыкает. Буквально на 2-3 процедуре, а иногда и сразу родители замечают изменения: малыш становится более активным, у него улучшается настроение, нормализуются сон и аппетит.

  • 8. Зачем массаж назначают грудничкам?
  • Отличается ли массаж 2-месячного ребенка от малыша,
    которому уже год? 

— Здоровому ребенку массаж назначают в комплексной профилактике рахита и для укрепления опорно-двигательного аппарата. Представьте, какую нагрузку испытывают кости и мышцы на первом году жизни, когда масса тела увеличивается примерно в 3 раза! А нужно, чтобы все это не просто росло в высоту и ширину, но и ползало, сидело и стояло. Нагрузка получается колоссальная.

Задача массажа — подготовить детский организм
к этой нагрузке.

Массаж двухмесячному ребенку отличается от массажа годовалому ребенку и интенсивностью проведения процедуры, и обучением навыкам путем побуждения ребенка к активным действиям (поворот на живот, подготовка и укрепление мышц для присаживания и т. д.).

9. Какие существуют противопоказания для проведения ребенку
сеансов массажа?

Противопоказания для детского массажа:

  • повышенная температура (от 37,2 и выше);
  • любые заболевания в острой фазе или обострение хронических заболеваний;
  • сильные высыпания на коже ребенка;
  • злокачественные опухоли;
  • любые хронические заболевания в стадии декомпенсации.

10. Могут ли родители сами делать своим детям массаж или обязательно необходим специалист? 

— Родители могут сами заниматься с детьми, но рекомендованы только поглаживания и ЛФК по возрасту (после обучения). А массаж лучше доверить специалисту, так как неправильным воздействием на мышцы маленьким детям можно навредить.

По теме: Как понять малыша по его жестам? Правила расшифровки

Источник