Указательный жест у ребенка в 1 год
Сегодня будет долго и нудно…
Указательный жест – это камень преткновения всех мам, у которых дети имеют диагноз или подозрения на аутизм. В 99% случаев у ребёнка его нет и мой сын не являлся исключением.
А зачем нужен указательный жест?
УЖ- это своего рода мостик между вербальным и не вербальным общением. Многие специалисты говорят, что указательный жест- это предвестник речи ребёнка, поэтому УЖ ДОЛЖЕН быть.
Картинка взята с просторов интернета
У нормально развивающегося ребёнка УЖ формируется сам к 9- 10 месяцем (в некоторых источниках упоминается возраст в 1.5 года) , потому что ребёнок тянется к общению, а внутри него сидит “любопытное” создание, которому нужно всё потрогать, пощупать и облизать. И указательный пальчик помогает ребёнку объяснять свои “хотелки” и желания.
Был ли у моего сына УЖ?
С девяти месяцев ребёнок поворачивал голову в направлении интересующего его предмета и тянул к нему руку (полностью всю, не выделяя указательного пальца). Я понимала, что он хочет и с радостью давала ему желаемое.
Но, погружаясь в мир аутизма, а указательный жест относится к триаде признаков, потому что это средство коммуникации, я поняла что у нас его нет, он не формируется у сына. Я решила ему помочь.
Как я ставила ребёнку указательный жест?
Указательный жест должен быть не только на плоскости, но и в пространстве, а в идеале вместе с указательным жестом должно было прийти разделённое внимание – это когда ребёнок показывает пальцем куда-то, а потом смотрит на Вас, проверяя видите ли Вы то, что видит он. Но чтобы это случилось нужно научить ребёнка показывать пальцем на желаемый объект.
Итак, я ставила УЖ своему сыну, когда ему был год. Сначала поставила на плоскости: брала книгу, брала сына лицом к себе на руки, брала его руку в свою и отгибала указательный пальчик. На вопрос:
“Где киса? Покажи пальчиком”
Тыкала его пальчиком в картинку с кисой.
“Вот киса. “
Ребёнок сопротивлялся какое-то время и выдёргавал свою руку из моей, но я не отступала, в итоге за несколько дней он понял, что можно тыкать пальцем.
И начал тыкать постоянно в любые предметы на картинках, которые его интересуют.
После этого я перешла на предметы в пространстве. Скажу, что для меня это было проще.
Картинка из интернета, свободный доступ.
Я просто перестала ему давать желаемый объект, пока он не покажет на него пальцем. Целыми днями в квартире звучала одна фраза-команда:
” Покажи пальчиком.”
Эту фразу он уже знал, когда мы учили УЖ на плоскости, поэтому особого труда мне не составило его переучить и в пространстве.
Вот так я научила своего сына УЖ, а разделённое внимание пришло гораздо позднее, ближе к двум годам. Я мотивировала его показать мне то, что его заинтересовало.
“Покажи, что у тебя в руках. Сходи и покажи папе как ты красиво сделал. “
Вначале он не понимал, что я от него хочу и я шла вместе с ним к мужу и показывала как это делается. Теперь он сам бежит со словами:
“Мама, смотри. Надо маме показать.”
Показывает и смотрит на меня и мою реакцию. Очень много времени ушло вытащить из него именно этот навык, но всё-таки получилось.
__ __ __
Возможно, Вам будут интересны и другие статьи с моего канала:
Аутизм: Денверская модель раннего вмешательства. Чем она нам помогла?
Аутизм: как я учила сына откликаться на имя. Личный опыт.
__ __ __
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!
Источник
Нам с детства рассказывают, что тыкать пальцем как-то неприлично, некрасиво. Однако для маленького ребёнка, особенно в период, когда он ещё не говорит, указательный жест (УЖ) – это не просто некультурные любопытные тычки. Указательный жест – это средство коммуникации, используя которое можно узнать что-то новое или попросить помощи.
фото из открытых источников
Распространено мнение о том, что отсутствие указательного жеста характерно для аутического спектра. Это действительно так. Но алалики и дети с ЗПР с ним тоже сталкиваются. Разница между спектром и другими нарушениями развития в том, что при РАС без обучения спонтанный указательный жест формируется с горем пополам к 5-7 годам, если вообще формируется. У алаликов и при ЗПР спонтанный УЖ появляется намного раньше – обычно к трём годам он уже есть.
У нас при диагнозе “сенсомоторная алалия” сын стал показывать пальцем уже с 1,8-1,9, правда с небольшим тормозом – сначала он вспоминал, что надо не просто трястись и кричать перед чем-то, а потом показывал. Но даже это сильно спасало от истерик и облегчало обучение, так как ребёнок мог и показать то, что он хочет, и то, что его заинтересовало и требовало объяснений. К 2,7 Лёва начал применять жест не задумываясь, спонтанно.
Что делали мы?
Во-первых, ставили ребёнка в такое положение, чтобы у него была потребность использовать УЖ.
Положите любимую игрушку или вкусняшку на полку повыше, так чтобы было видно, но без вас это нельзя было достать. Ребёнок закономерно подойдёт и станет требовать желаемое.
Дальше действуем в зависимости от того, может ли он повторять за вами действия.
Если малыш может повторять, сами показываете указательным жестом на игрушку и ждёте, пока ребёнок тоже покажет. Показал – тут же, немедленно, поощряем так, как нравится ребёнку: хвалим, гладим, даём вкусняшку и прочее.
Если ребёнок НЕ может повторить за вами, сами складываем его руку как надо и показываем на желаемую игрушку/вкусняшку. Удерживаем так несколько секунд. После этого немедленно отдаём предмет ребёнку, поощряем и хвалим его.
В случае, когда вы физически помогаете ребёнку показать УЖ, со временем (через неделю-две от начала тренировок), помогайте уже не сразу, а чуть ждите – так у ребёнка будет шанс попробовать попросить жестом самостоятельно. Также со временем ослабляйте подсказку своими руками.
Что ещё может помочь с отработкой УЖ и стимулировать его спонтанное использование?
1. Игры на мелкую моторику, отрабатывающие пинцетный захват.
Это может быть нанизывание бусин или выкладывание их на специальную доску, расстёгивание/застёгивание молний, складывание маленьких мячиков в банку с отверстием в крышке, пальчиковые краски и размазывание пластилина по бумаге – в общем всё, где ребёнок может активно использовать указательный палец.
У особых детей часто слабые руки. Мой сын хоть и показывал пальцем, но пока мы не натренировали мелкую моторику, его УЖ постоянно норовил свалиться в тычки всей ладонью. Поэтому не забываем о том, что ребёнок-то может и хочет показать, но ему может быть физически трудно это делать из-за слабых рук. Выход один – тренировать руки.
2. Гаджеты
Ещё неплохо даётся отработка УЖ с играми на планшете или телефоне. Там ребёнок, сам того не замечая, постоянно будет использовать этот жест. Потом ему будет проще выполнить его в жизни.
Однако не забываем, что чрезмерно увлекаться такими играми и заменять ими занятия не стоит.
3. Книжки с картинками
Здорово помогло и с указательным жестом, и вообще заинтересовать просмотром книжек, добавление элемента интерактивности. Я открывала картинки с транспортом, указывала на них пальцем и громко, выразительно озвучивала “вжжж”, “би-би” и так далее, чтобы заинтересовать сына.
Через некоторое время начинаем показывать картинки не своей рукой, а рукой ребёнка, складывая её в УЖ. Не забываем озвучивать. Постепенно перестаём помогать ему показывать и ждём инициативы уже со стороны ребёнка. Он потихоньку начинает понимать, что, чтобы родитель озвучил картинку, нужно на неё показать, и начинает самостоятельно использовать жест.
Чего НЕЛЬЗЯ делать?
Думаю, вы и сами знаете. Ни в коем случае на этапе обучения нельзя кричать и требовать указательного жеста. Мало того, что вы его попросту не добьётесь, так ещё и можно выработать страх – ребёнок откажется не то что сам показывать, а даже не будет давать вам руку, чтобы вы ей показали. Это сильно затруднит обучение.
Также на этапе обучения очень важно не спешить. На усвоение УЖ у разных детей уходит разное время. Один ребёнок достаточно быстро привыкает и справится за неделю, другому может понадобится месяц и больше. Но и там, и там при целенаправленной работе будет результат!
Спасибо за ваше время 🙂
Ставьте лайки, подписывайтесь и спрашивайте, что ещё хотели бы почитать!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)
Полезные приложения на телефон для детей с алалией, аутизмом и не только
Мелкая моторика как база развития речи у неговорящих детей
Источник
Вот именно, что торкнуло! Муж тогда был в командировке 10 дней. Я ему говорю: приедешь, почувствуешь разницу, как сын вырос, что он все понимает. И муж заметил изменения!
Вот сама вспоминаю – в год сын не такой был, еще малыш. А прошло 2 месяца, и все-то человек понимает))) В год еще мог не реагировать на “дай”, “принеси”. А вчера он мне стиральную машину загружал по моей просьбе.
Так что вы не торопитесь. У детей такие резкие скачки с умелками)
4
1.10. Группа очень разрозненная, в-основном дети ближе к трём годам, они на нашем фоне взрослые, сознательные люди ровесник только один и точно с особенностями развития, поэтому сложно судить.
аа ну да, это сложно когда все большие)) невольно сравниваешь и кажется свой ниче не умеет)
не контактировала с внешним миром, вот бывает взрослый задумается или замечтается о чем-то – примерно такой вид у неё был.
интересно, у моей такого не было. а аутизм.
А она ничего не понимала при этом никогда?
Нелли, и все же подскажите, до какого возраста нужно бояться откатов? А еще…что Вы думаете по поводу прививок?
По теме. У моей дочки указательный жест появился к двум годам только, а до этого она показывала ладошкой примерно с года (точнее не помню), но месяцев в 10-11 она точно махала пока, играла в ладушки, показывала глазки-носик-ротик. Я начиталась про ук, весь мозг неврологу выела, а она спросила меня-а вы сами тычете пальцем часто? Я задумалась, а ведь действительно… И я стала показывать пальцем, и дочка тоже сразу стала пальцем показывать
1
да не переживайте, вроде же у вас вес хорошо. Чаще всего по моему опыту вот в 2 откатывает, если с нормы. а так аут заметнее становится года в полтора, хотя многие его в упр не видят лет до 4 а то и 5. Там потом чаще тяжелые дети.
1
Указательный жест появился после года. Щас 1.3, на вопрос “Сколько тебе годиков?” показывает один пальчик, учила ради интереса, запомнил очень быстро.
1
У дочки ук. жест появился только в 1,6 . Переживала из-за этого,да и сейчас немного. Слежу за актуальными нормами развития, т.к. у старшего есть некоторые неврологические проблемы. Когда у него появился этот жест, сказать не могу.
До ук. жеста,где-то с 10 месяцев дочка использовала ладошку,что-бы показать на что-то, но картинки показывала пальцем. В год с небольшим, научилась показывать пальчик, после вопроса о возрасте. Ладушки, дай и пока появились до года и умение показывать ушки,глазки и т.д. По речи в нормы вписывается,даже чуть опережает.
Есть некоторые моменты,которые сейчас смущают,связанные с посторонними людьми и другими детьми,взаимодействию с ними.
Указательный жест появился где-то в год и месяц. Показывает пальчиком в книге животных. Если что-то хочет, то тянется рукой и смотрит на меня. Но тянется всеми пальчиками, а не только указательным. “Дай” не говорит. Вообще слов мало говорит, только лепет.
Наш невролог про указательный жест в год ничего не спрашивала. На мои жалобы, что слов не говорит, сказала, что главное, чтобы понимал речь.
Сидит, играет во что-то свое. Её зовешь – не откликается. Если как-то удается привлечь внимание, то взглядом скользнет и дальше своими делами занимается. Более-менее был контакт с мамой, она могла позвать и дочь подходила, но я даже ни разу не видела, чтоб она ручки протягивала, как делают детки, когда на ручки к маме хотят. Чтоб она по просьбе что-то дала или показала – об этом даже речи не шло.
Честно говоря, все были уверенны, что ребенок особенный, мама была непробиваемая – мой ребенок здоров и точка. Только слух ей проверила дополнительно. Сама много очень с ней играла, много проводила времени, игры выглядели так – дочка играет, и мама сидит рядом играет во что-то. Чаще всего дочка забирала у мамы игрушки и просто складывала и продолжала играть в свое, иногда брала и начинала играть во что-то своё, иногда так же, как мама. Через какое-то время мама брала другую игрушку и снова садилась играть рядом. И очень много читала – практически всё время. Дочь чем-то своим занимается – а мама сидит и читает (с явно выраженной интонацией, сменой голоса и т.д.).
Сейчас обычный контактный ребенок, чуть более спокойный, чем все сверстники, не любит шумных компаний, когда приходят к ним гости – старается не выходить из комнаты, но при этом в глаза смотрит, на вопросы отвечает, подарки с радостью принимает, играет в обычные игры с детьми во дворе, в саду (ходит в частный).
Долго думала, что за указательный жест… После года.
После нг? Смотря как отмечать.
Только когда коменты почитала, поняла.
1
Девочки а Указательный жест это как?мы вот показываем в книжках пальцем на животных и т.п.(вообще пальцев носик показывает ,глаза,рот).А вот когда предмет далеко он на него пальцем не показывает,только взглядом ищет.Это норма?нам 12 мес.
У нас не было УЖ до 1,1 примерно. Потом появился и то не часто использует.
так бывает с тяжелой моторной говорят мам папа звуки животных. и больше ниче и долго. а с РАс так вообще стихи читают))
Ой в общем ребенка должен смотреть очень хороший специалист, найти вот таких проблема.
1
норма. Начало просто.
вряд ли конечно это аутизм был, скорее личностные особенности. Аутизм он все таки именно в когнитивных нарушениях развития появляется, а отрешенность которая описывается в книгах по психиатрии описывается она обычным людям не понятна не видна. Часто ребенок кажется совсем обычным.
хоть бы моего торкнуло))
вот поспал, наблюдала за ним, все таки какие то полу жесты у него есть_))) да и речь понимает.
ну вот ладошка- зачаток. у нас никаких ладошек нет.
Вот именно, что торкнуло! Муж тогда был в командировке 10 дней. Я ему говорю: приедешь, почувствуешь разницу, как сын вырос, что он все понимает. И муж заметил изменения!
Вот сама вспоминаю – в год сын не такой был, еще малыш. А прошло 2 месяца, и все-то человек понимает))) В год еще мог не реагировать на “дай”, “принеси”. А вчера он мне стиральную машину загружал по моей просьбе.
Так что вы не торопитесь. У детей такие резкие скачки с умелками)
4
а наш дает давно. приносить правда не приносит. Но вот пойдем есть кашу понял)) Идет такой вперед на меня оборачивается со взглядом- типа ты идешь? )
ну работать пришлось с речью, а не с поведенческими и психологическими вещами. Жесты и речь конечно связаны, но не на столько)))
А еще мне кажется, ты загоняешься. И я тебя понимаю, очень даже. Но скажи мне, кто в этой ветке лучше тебя разбирается в проблеме?
Да тут послушаешь… “Мой тоже не говорил”. А копни глубже окажется, что ребенок только “электрификация” не выговаривал и Пушкина не читал наизусть.
Давай разберемся. Тебя волнует ТОЛЬКО указательный жест? Если да, то забей. Пока все что пишешь о сыне не очень похоже на какую-то проблему. Даже так скажу, когда ты писала о Майе в свое время, тоже не было похоже, но ты была уверена что что-то есть. А сейчас ты просто устала и это видно. Хочешь чтобы ребенок развивался как по книжке, чтобы ты могла расслабиться хотя бы в этом, но так редко бывает. Так что крепись, будет тебе указательный жест, всему свое время.
4
да ты права))) да он не похож на Майю))
хочу расслабится
Да, конечно, я ооочень сомневаюсь, что если бы было что-то серьезное – то само собой бы скомпенсировалось или было бы достаточно занятий с мамой (в том виде и объеме, в котором были).
Вы ж просили пример – я и написала очень яркий пример того, что исключения бывают) И верить надо в лучшее. Хотя я бы не смогла. И не могу….
У самой назревает вопрос по развитию, пока пытаюсь всё для себя по полочкам разложить
Нелли, ну ручки то тянет с просьбой взять? А это уже жест!
По теме: два нейротипичных мальчика у подруг начали пользоваться уж
В 1,3-1,4. Норма. Ты знаешь как я обращала внимание на это и загонялась по этой теме, так что точно абсолютно