Углеводы рост и развитие ребенка

Содержание

  1. Особенности изменений сахара в крови у детей
  2. Изменение уровня углеводов в организме
  3. Особенности метаболизма углеводов у детей
  4. Углеводы в продуктах для детского питания

Дети быстро растут, их клетки активно делятся, особенно в первые недели и месяцы жизни. Поэтому они должны получать углеводы, особенно в виде глюкозы, в очень больших объемах. Кроме того, для нормального развития им нужно много кислорода. Но у грудничков имеются и особенности метаболизма углеводов, в частности — ткани могут частично осуществлять анаэробный гликолиз (получение энергии без кислорода). Это объясняет относительную устойчивость малышей к гипоксии. Есть особенности и в метаболизме других углеводов (гликогена, пентоз и лактозы). Подобные особенности нужны для того, чтобы плавно адаптироваться от внутриутробного типа метаболизма и питания к внеутробной жизни.

Особенности изменений сахара в крови у детей

В период новорожденности и далее, по мере взросления ребенка, концентрация сахара в крови обладает большим диапазоном значений. Это связано с особенностями метаболизма и влиянием различных внешних и внутренних факторов. Так в период родов сахар в крови у ребенка равен значению сахара в плазме матери. На протяжении первых часов и суток жизни дети активно расходуют глюкозу на потребности организма, что вызывает состояние физиологической гипогликемии. Самые крайние значения глюкозы достигают таких цифр, при которых взрослые люди находились бы состоянии глубокой гипогликемической комы. Так, для доношенных малышей это уровни до 1.7 ммоль, а для недоношенных — даже до 1.2-1.1 ммольл. При этом, такой сахар в крови новорожденные переносят вполне удовлетворительно, без наличия внешних проявлений гипогликемии с судорогами, рвотой и развитием комы.

Подобная переносимость гипогликемии связана с тем, что мозг детей в период новорожденности потребляет достаточно низкое количество энергии. Это и дает у них большую устойчивость к гипоксии и дефициту глюкозы. Помимо этого, в нервных клетках новорожденных для получения энергии могут использоваться иные субстраты — кетоновые тела и молочная кислота (лактат). Но, понижение сахара в крови ниже данных критических значений может грозить ребенку поражениями нервной системы.

Изменение уровня углеводов в организме

Дети имеют отличия в метаболизме углеводов в организме, что обусловлено возрастными особенностями. Самое частое расстройство в периоде новорожденности — это гипогликемия, о которой уже упоминалось. Основные ее причины кроются в активном и быстром истощении запасов глюкозы в печени (в виде особого вещества — гликогена). Кроме того, на резкое изменение концентрации глюкозы влияет незрелость всех регуляторных механизмов в сочетании с несвоевременным началом кормления крохи. Ткани малыша интенсивно расходуют глюкозу, особенно если ребенок родился в состоянии гипоксии. Такие особенности расходования углеводов в организме связаны с тем, что дети могут получать энергию для тканей при анаэробном гликолизе (расщепление глюкозы без кислорода). Этот процесс дает гораздо меньше энергии, чем кислородный путь и на покрытие всех расходов тканей нужно в несколько раз больше глюкозы.

С самого рождения углеводы в организме активно расходуются, что требует постоянного пополнения их запасов. Поэтому, дети требуют частых кормлений, как грудным молоком, так и при его отсутствии — искусственной смесью. Если малыш испытывает гипогликемию, у него немедленно срабатывает защитный механизм — сложные углеводы в организме, запасенные в виде гликогена печени, немедленно начинают расщепляться. Однако, их запасы невелики, оставляют не более 1% массы тела, и хватит их всего на несколько часов.

Особенности метаболизма углеводов у детей

У детей колебания уровня глюкозы достаточно значительные, и на них активно реагируют гормоны. В частности, понижение уровня сахара в крови приводит к усилению производства гормона-глюкагона. Он обладает стимулирующими эффектами на процесс образования глюкозы из всех возможных субстратов. Так, на ее образование расходуются белки и молочная, пировиноградная кислоты. За счет данного механизма дети адаптируются к гипогликемии, у них постепенно повышается концентрация глюкозы от рождения к концу второй недели до нормальных величин. Постепенно уровень глюкозы у детей приближается к таковому у взрослых. Но в отличие от взрослых, при голодании у детей часто возникает гипогликемия, особенно если поступление углеводов с пищей ограничено.

Читайте также:  Аденоиды влияют на развитие ребенка

Дети постоянно расходуют глюкозу и энергию, и ее запасов в виде гликогена у них очень мало. Поэтому для детей опасны разного рода диеты и голодание, их механизмы поддержания уровня глюкозы еще несовершенны. Только примерно к 13-14 годам они достигают таковых у взрослых.

Углеводы в продуктах для детского питания

Для успешного роста и полноценного развития, ребенок должен получать углеводы в продуктах питания в необходимом сочетании с белками и жиром. Для каждого возраста эти пропорции различны, исходя из физиологических потребностей. В среднем, стоит отталкиваться от данных о том, что примерно 100г белка и жира соответствуют не менее чем 350-400г углеводов в продуктах. Это оправдано тем, что именно углеводы являются тем самым необходимым топливом для тела малыша, которое поставляет энергию всем клеткам.

Однако, нередко словосочетание углеводы в продуктах представляется родителем горкой пирожков или блинов. В рационе детей именно такие углеводы должны быть ограничены, так как они относятся к простым. При избыточном потреблении они способны привести к ожирению и проблемам кожи, расстройствам пищеварения и эндокринным сдвигам.

Более полезными в детском питании станут сложные углеводы , состоящие из крахмала и клетчатки. Найти такие углеводы в продуктах можно, потребляя крупы и бобовые, макароны, картофель, отруби, овощи и фрукты. Не менее полезным будет и такой углевод, как лактоза молочных продуктов. А вот если дети потребляют много сладостей — это плохо, ведь легкие углеводы дают сразу много калорий, резко повышают уровень глюкозы крови и напрягают поджелудочную железу. Избыток калорий уйдет в запасные депо в виде жиров. Нужно построить рацион так, чтоб эти продукты были лакомством, не основным источником калорий.

Изначально, вводя малышу прикормы, стоит как можно меньше добавлять в питание сахара, откладывая знакомство с ним на более поздние сроки. Если малыш попробует сладкое слишком рано, он может затем наотрез отказываться от более пресных и полезных продуктов.

Источник

Углеводы

Большая часть углеводов,
поступающих с пищей, сгорает в процессе
жизнедеятельности организма, меньшая
их часть превращается в гликоген —
животный крахмал, который откладывается
в печени и мышцах в виде запаса (депо).

При усилении мышечной деятельности
или голоде организм использует в первую
очередь этот резерв энергии путем
превращения гликогена в глюкозу, которая
затем поступает в кровь, поддерживая
этим постоянный уровень сахара.

Потребность в углеводах у детей
зависит от возраста и от энергетических
трат организма. Быстрый рост детей
связан с большим потреблением энергии
для синтетических процессов, особенно
для синтеза белка. Кроме того, детям
свойственна большая подвижность и,
следовательно, значительный расход
тепловой энергии. Поэтому организм
ребенка нуждается в постоянном притоке
питательных веществ, которые быстро
расщепляются и усваиваются, снабжая
его необходимой энергией.

Для детей грудного возраста
белки пищи практически не являются
источником энергии, так как после
расщепления до аминокислот они
используются в основном для синтеза
собственных белков организма. Потребность
их в энергии удовлетворяется главным
образом за счет сгорания жиров и
углеводов, причем по мере роста ребенка
количество потребляемой энергии все
больше приходится на долю углеводов.
Этим в значительной степени объясняется
возрастающая потребность в углеводах
у детей в возрасте старше года.

Для правильного течения
энергетического и пластического обменов
очень важно, чтобы в пище было достаточно
белка и сохранялось правильное соотношение
между жирами и углеводами.

Для образования необходимого
запаса гликогена в печени при недостаточном
количестве углеводов служат отдельные
аминокислоты. Это приводит к повышенному
распаду белков в организме и к увеличению
потребности в них.

При углеводистой пище гликогена
в печени образуется в 3 раза больше, чем
в норме; значительная часть углеводов
превращается в жир, который откладывается
не только в жировой ткани, но и в печени.
Образующийся таким путем жир, по некоторым
данным, неполноценен, так как не содержит
в себе ненасыщенных жирных кислот и
фосфатидов.

Для детей раннего возраста
оптимальными соотношениями между жиром
и углеводами в пище являются следующие:
в начале первого полугодия — 1:2, в конце—
1 : 2,3, во втором полугодии— 1 : 2,8(3), в
возрасте от 1 года до 3 лет — 1:4 (3,5).

Читайте также:  Оценка автором методик по развитию ребенка

Углеводы (или сахара) подразделяются
на моносахариды, дисахариды и полисахариды.
Это деление основано на содержании
числа молекул углеводных остатков
простых Сахаров, из которых состоят
сложные сахара.

К моносахаридам относятся
глюкоза, фруктоза, галактоза и другие,
к дисахаридам — молочный сахар (лактоза),
свекловичный сахар (сахароза), употребляемып
в пищу, декстрины, мальтоза; к полисахаридам
— гликоген, крахмал, отвары круп, муки,
а также клетчатка, содержащаяся в овощах
и фруктах.

Простые сахара всасываются через
стенку кишечника в неизмененном виде
и быстро, в течение нескольких минут,
поступают в кровь.

Дисахариды и полисахариды в
желудочно-кишечном тракте сначала
подвергаются ферментативному расщеплению
до моносахаридов, а затем всасываются.

В женском и коровьем молоке
основным углеводом является лактоза,
которая расщепляется на моносахариды
— глюкозу и галактозу. Помимо лактозы
в молоке в малых количествах содержатся
так называемые аминосахара. К ним
относятся лактулоза и другие
олигоаминосахара. В женском молоке
количество их в 40 раз больше, чем в
коровьем.

Аминосахара играют существенную
роль в развитии бифидофлоры в кишечнике
детей при естественном вскармливании.
В настоящее время лактулоза синтезирована
и вызывает большой интерес с точки
зрения использования ее в качестве
добавки к молочным смесям как стимулятора
развития бифидофлоры в кишечнике детей,
находящихся на искусственном вскармливании.

При естественном вскармливании
(до введения прикорма) потребность
организма ребенка в углеводах покрывается
молочным сахаром, при искусственном
вскармливании молочного сахара,
содержащегося в коровьем молоке,
недостаточно, поэтому к пище добавляют
свекловичный сахар. В молочных смесях
с отварами круп содержится третий
углевод — полисахарид крахмал.

Полисахариды — отвары из круп
и муки — в пищеварительном тракте
расщепляются до моносахаридов также
хорошо, но несколько медленнее, чем
дисахариды. Этим объясняется их
ограничивающее влияние на бродильные
процессы в кишечнике.

С назначением прикорма потребность
в углеводах покрывается за счет сахара,
крупы, изделий из муки, овощей и фруктов.
Кроме свекловичного сахара, для питания
детей с некоторой осторожностью можно
использовать также пчелиный мед, в
котором содержится моносахарид фруктоза.

Относящиеся к полисахаридам
клетчатка и пектиновые вещества, которыми
особенно богаты овощи и фрукты (морковь,
свекла, чернослив, яблоки), а также хлеб
из муки грубого помола, в пищеварительном
тракте почти не расщепляются. Однако
эти углеводы нельзя считать бесполезными
для организма, так как они принимают
участие в формировании стула, раздражая
слизистую кишечника и вызывая его
перистальтику. Пектиновые вещества к
тому же обладают адсорбирующим свойством:
продвигаясь по кишечнику, они способствуют
удалению из него слизи и бактериальных
клеток.

В консервах из овощей и фруктов,
приготовленных специально для детей
первого года жизни, в связи с применением
метода гомогенизации клетчатка
измельчается и частично разрушается.
Поэтому такие консервы можно использовать
для питания детей самого раннего
возраста.

При сгорании 1 г углеводов в
организме выделяется тепловая энергия,
равная 4,1 ккал.

Помните, что применять советы и
рекомендации по здоровью Вашего ребенка,
можно только после совета с врачем!

Источник

Содержание:

  • Почему детям нужны сложные углеводы
  • Надо ли ограничивать сладкие продукты

Если вы тоже считаете, что современные дети едят слишком много сладкого, а полезных углеводов в их меню явно не хватает, предлагаем простые советы, которые помогут постепенно изменить рацион ребенка и приобщить его к правильному питанию.

Почему детям нужны сложные углеводы

Чтобы обеспечить детей энергией для развития и роста, вы должны вводить в их рацион много сложных углеводов. Они содержатся в хлебе, картофеле, макаронных изделиях и рисе, так что эти продукты должны составлять основу любого приема пищи.

Как правило, «коричневые» продукты (из муки грубого помола или цельнозерновые) гораздо полезнее «белых» (из муки тонкого помола или очищенных). Хлеб и макароны из цельнозерновой муки, а также бурый рис медленнее отдают свою энергию, дольше сохраняют чувство сытости и лучше поддерживают нас между приемами пищи. А вот их «белые» эквиваленты расщепляются гораздо быстрее, быстро повышают уровень сахара в крови, который так же быстро снижается. В результате мы вскоре снова чувствуем себя голодными и опять готовы есть.

Так как же приучить своего ребенка предпочитать продукты со сложными углеводами?

Покупайте правильные продукты. Дети едят только ту еду, которую вы приносите домой. Поэтому покупайте хлеб и макароны из цельнозерновой муки и бурый рис и кормите ими своего ребенка. Если ваш ребенок еще мал, просто давайте ему эти продукты с раннего детства, и он даже не будет знать, что существует альтернатива сложным углеводам.

Читайте также:  Развитие ребенка тема лето

Если вам нужно ввести «коричневые» хлеб/рис/макароны в рацион более взрослого ребенка, я дам несколько советов, как сделать это успешно.

Не акцентируйтесь на составе продуктов. Самое простое — не сообщать, что сегодня вы приготовили бурый, а не белый рис. Вполне возможно, ваш ребенок просто не заметит разницы. На самом деле по вкусу «коричневые» продукты не сильно отличаются от «белых», особенно когда политы соусом, обжарены и сдобрены сливочным маслом.

Смешайте с привычными продуктами. Если вы считаете, что ваш ребенок чувствителен к таким вещам, первое время смешивайте новые продукты с привычными. Можно смешать «правильные» макароны с оранжевыми и зелеными, чтобы все они были разного цвета. Сегодня даже хлеб из муки грубого помола имеет аппетитный вид. Вы можете давать его ребенку, а через некоторое время вскользь заметить: «Кстати, ты ешь полезный хлеб» — и посмотреть на его реакцию.

Сделайте это нормой. Дети едят то, к чему их приучили, и предпочитают знакомую еду. Не ставьте своего ребенка перед выбором, просто всегда покупайте и готовьте «коричневые» продукты. Тогда ему просто придется есть их. Готовьте эти продукты, когда к вам в гости приходят его друзья, и ешьте их сами.

Выбирайте продукты, похожие на те, к которым привык ваш ребенок. Если ваш ребенок привык к нарезанному белому хлебу, трудно будет за один день перевести его на плотный цельнозерновой хлеб с семенами, который к тому же приходится резать. Поэтому начните с нарезанного цельнозернового хлеба без семян, который по виду и вкусу похож на тот, к которому привык ребенок. Точно так же начинайте с шлифованного бурого риса и только потом переходите на более плотный нешлифованный. Используйте макароны из муки грубого помола, которые по форме похожи на привычную пасту. Ребенок может даже не заметить подмены. Но если заметит и откажется от еды, проявите настойчивость и продолжайте предлагать ему новые блюда и ешьте их сами.

Обеспечьте разнообразие. Каждый прием пищи должен включать сложные углеводы, чтобы обеспечить организм необходимой энергией. Но при этом вы должны сделать еду разнообразной. Смешивайте картофель, рис, макароны и хлеб с другими продуктами и готовьте каждый день разные блюда, чтобы эти «сложные углеводы» не наскучили вашему ребенку.

Надо ли ограничивать сладкие продукты

Чтобы расти и развиваться, детям не нужны сладости, пирожные, печенье или шоколад. Если бы их вообще не было в рационе, детям это пошло бы только на пользу. Сладости усваиваются почти мгновенно и быстро повышают уровень сахара в крови. Это полезно, когда ребенок голоден. Но затем сахар в крови резко падает, и ребенок чувствует себя голоднее, чем прежде.

Но сладости существуют, многие дети их любят, а многие родители любят давать их своим детям. Так что же нам делать?

Не держите их дома. Именно вы ходите по магазинам, готовите еду и решаете, что приносить в дом, а что нет. Если вы не будете держать дома сладости, ребенок не станет и выпрашивать их у вас. А у вас не будет соблазна использовать их как способ поднять настроение своему чаду или добиться от него послушания.

Не делайте из сладостей нечто особенное. Если вы даете ребенку печенье и говорите: «Теперь ты счастлив?» или «Это тебе за хорошее поведение», он будет рассматривать печенье как нечто особенное, как источник радости и удовольствия. Если вы покупаете большой торт из мороженого, едите его вместе с ребенком и восхищаетесь его вкусом, ребенок будет воспринимать совместное поедание торта как способ получить удовольствие и почувствовать эмоциональную близость с другим человеком. Старайтесь давать детям сладости преимущественно на фруктовой основе и относитесь к ним всего лишь как к очередному блюду в конце обеда или ужина. Главное — не придавать сладостям особый статус самого вкусного и желанного лакомства.

Не делайте из них «запретного плода». Не стоит налагать на сладости жесткий запрет, иначе ваш ребенок будет относиться к ним как к чему-то еще более желанному. Сладости существуют в этом мире, и дети их любят. Если вы запретите их своему ребенку, то когда он вырастет, еда может стать для него способом восстать против вас и проявить самостоятельность — пусть даже во вред своему здоровью.

Заведите определенный порядок. Старайтесь угощать ребенка сладостями вне дома и заведите определенный порядок для этого. Например, если посещать кондитерскую раз в неделю, это позволит вам не превратить сладости в запретный плод или нечто особенное. Но при этом даст возможность ограничить их потребление и привязать к определенному месту и времени. Если посещение кондитерской войдет в традицию, то вы убьете сразу трех зайцев: и ребенок будет получать ожидаемое удовольствие, и его питание станет здоровее, и вы будете на протяжении всей недели избавлены от его надоедливого: «Я хочу чего-то вкусненького».

Источник