Учим песни с ребенком 4 года
Песенки для детей младшей группы ДОУ
Лариса Миронова «Мы запели песенку»
Солнышко лучистое
Улыбнулось весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Припев:
Песенку такую:
«Ля-ля-ля!»
Песенку простую:
«Ля-ля-ля!»
Ручейки весенние
Зазвенели весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Первые подснежники
Закивали весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
За окном воробушки
Закружились весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Екатерина Карганова «Есть у солнышка друзья»
Есть у солнышка дружок —
Голосистый петушок.
Хорошо, когда дружок —
Голосистый петушок.
Есть у солнышка друзья —
Это мы, и ты, и я!
Хорошо, когда друзья —
Это мы, и ты, и я!
Татьяна Волгина «Цыплята»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите!»
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Ольга Высотская «Корова»
Ходит — бродит на лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молока парного.
Саше, Маше и Маринке
Будет всем по полной крынке.
Всем попить достанется,
И коту останется.
Нина Найдёнова «Кошечка»
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком махала,
Деток поджидала:
«Где ж мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам».
Зинаида Александрова «Ёлочка»
Маленькой ёлочке
Холодно зимой,
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.
Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости!
Встанем под ёлочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!
Нина Найдёнова «Ёлка»
Блестят на ёлке бусы,
Хлопушки и звезда.
Мы любим нашу ёлку —
Да, да, да!
Снегурка в белой шубке
Приходит к нам всегда.
Мы с ней поём и пляшем
Да, да, да!
И Дед Мороз весёлый,
Седая борода,
Приносит нам подарки —
Да, да, да!
Татьяна Волгина «Новогодний хоровод»
Наша ёлочка красавица,
Ей игрушки очень нравятся.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Ей игрушки очень нравятся!
Огоньки на ветках разные —
И зелёные, и красные.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!
И зелёные, и красные!
Ёлка веточки развесила,
Ей сегодня тоже весело!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Ей сегодня тоже весело!
Мария Клокова «Ёлочка»
Ну-ка, ёлочка, светлей
Заблести огнями.
Пригласили мы гостей
Веселиться с нами.
По дорожкам, по снегам,
По лесным лужайкам
Прискакал на праздник к нам
Длинноухий зайка.
А за ним — смотрите все! —
Рыжая лисица.
Захотелось и лисе
С нами веселиться.
Вперевалочку идёт
Косолапый мишка.
Он несёт в подарок мёд
И большую шишку.
Ну-ка, ёлочка, светлей
Заблести огнями.
Чтобы лапы у зверей
Заплясали сами.
Мария Клокова «Зима прошла»
Воробей с берёзы
На дорожку — прыг!
Больше нет мороза
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеёк,
И не зябнут лапки —
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки —
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки —
Чик-чирик!
Татьяна Волгина «Весёлый музыкант»
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!
Рекомендуем посмотреть:
Русские народные потешки для детей 5-6 лет в детском саду
Потешки для детей 1-2 лет
Развивающие игры для ребенка от рождения до 2 месяцев
Стихи для детей до 1 года
Русские народные песенки потешки для детей
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Материал на основе информации из интернета.
Общие рекомендации.
Пение. В первую очередь петь должно быть интересно вам, не нужно искусственно напевать глупые детские песенки, нужно петь то, от чего поёт ваша душа.
Прослушивание музыкальных произведений. Полезно учить ребёнка вслушивался в произведение и понимать его, определять характер, темп, реагировать на изменения в музыке (этому хорошо способствуют фольклорные игры).
Игра на инструменте. В возрасте 3-5 (даже до 6-7) лет важно не учить ребёнка технике игры на каком-то конкретном инструменте, а стараться развить и сохранить его интерес к музыке в принципе – желание петь, играть, сочинять. Если у ребёнка есть выраженный интерес к игре на инструменте, и при этом есть педагог, который не учит зубрёжке, а даёт музицировать, проводит занятия в игровой форме и выбирает произведения с учетом мнения ребёнка, то можно начать заниматься у него, но если же такого нет, то лучше просто почаще поощрять собственные попытки ребёнка «мучать гитару» дома.
Для развития музыкального слуха у детей в возрасте до 3-5 лет не нужны какие-то целенаправленные занятия, для этого достаточно игр, которые вплетутся в вашу жизнь, как естественная её часть. Даже если музыкальных способностей у вас нет, вы всё равно кое-что можете сделать.
● Когда малыш кричит во время игры, попробуйте повторять его крики и визги, затем попробуйте менять звуки, громкость, гласные, способы звукоизвлечения (можно в нос, можно представить себя оперным певцом или бабкой на завалинке), звуковысотность, чередуйте шепот с громогласным окриком, распевность с отрывистостью, высоко-высоко поверещали, побасили.
● Искать места с источниками живых звуков, звуков природы (где лают собаки, поют птицы, шуршит листва под ногами, вживую играют на скрипке, поют многоголосие и т.п.). Игрушки с песенками через ужасные динамики — это очень сомнительный девайс. Даже оркестр только из колонок — тоже не панацея.
● Кто позвал? Ребёнок угадывает по голосу, кто его зовёт (если большая семья).
● Развитие чувства ритма. Можно посмотреть выступления американсакой группы Stomp https://www.youtube.com/watch?v=1AIyzWNgLUU и понять, что ритм рождается из всего вокруг, затем устроить игру с любыми бытовыми предметами, слушать, как по-разному звучит ложка, если ей стукнуть по кастрюле или по столу или по пластиковой бутылке, в общем, отпустить свою собственную фантазию в полет.
● Также для развития чувства ритма можно потанцевать под музыку (лучше не под попсовую, а под классическую или что-то с африканскими или латиноамериканскими барабанами, можно попробовать из подручных средств в танце что-то еще подстучать, можно использовать обычные детские простые инструменты: деревянные ложки, бубен, маракасы, барабан).
● Развитие музыкального вкуса. Самое лучшее – это развивать свой собственный музыкальный вкус, а для этого, во-первых, стоит отказаться от звукового фона телевизора/радио/магнитофона/компьютера, т.е. когда музыка звучит, но мы не обращаем на неё внимания, разговариваем вслух (от этого фона у ребёнка постоянная серобурмалиновая каша, что мешает в последствии дифференцировать окружающие звуки).А во-вторых, начать практиковать пару раз в день прослушивание одного и того же какого-то классического короткого (минут на 5) музыкального произведения в течение недели, затем слушать другое. Ограничиваясь детскими песенками, мы навязываем малышу довольно примитивный слуховой опыт. Не стоит стараться подбирать только детскую музыку, дети с большим удовольствием слушают музыку любой сложности, даже сложный авангард 20-21 веков им не страшен так, как нам, потому что ушки еще не так засорены шаблонами. Так вот, стоит отложить все дела, выключить звук у телефона, успокоиться, сесть и заставить себя посидеть и послушать это произведение, отмечая для себя то, что происходит с собственным восприятием, но ни в коем случае не заставлять ребёнка точно так же сидеть смирно и слушать. Просто самим для себя ввести это в семейную привычку, а ребёнка достаточно просто предупредить, что сейчас будете слушать музыку, и попросить не отвлекать несколько минут. Потом можно поделиться с ним впечатлением от музыки, найти и как-то интересно рассказать ему информацию о ней: место сочинения в жизни автора и в музыкальной истории. Неплохая подборка музыкальных произведений здесь: https://www.cityjazz.ru/catalog/products/podarochnye-izdanija-antologii/romanticheskaja-klassika-romantic-classic-box
Каждый раз, когда в вашей жизни с ребенком звучит музыка, отвечайте себе на вопрос, зачем она сейчас звучит: чтобы в машине не скучно было ехать, чтобы потанцевать, для веселья и игры или же чтобы дать возможность испытать эмоции и развить музыкальный вкус. Это поможет скорректировать Ваш музыкальный быт.
● Умение различать на слух тембры инструментов симфонического оркестра. Для начала будет полезно посмотреть вместе с ребёнком вот такое видео (путеводитель по оркестру), где очень удачно сняты все играющие инструменты в момент исполнения, и всё, что требуется от взрослого — это ответить пару раз ребёнку, как называется тот или иной инструмент:
Инструменты в видеоролике крупным планом: гобои и кларнеты, ксилофон, скрипки и альты, трубы, флейта, валторны, виолончели и контрабасы, ударные установки, тарелки, бубны, треугольник, арфа, кларнеты, фагот, тромбоны с тубой, кастаньеты.
Успешность поведения ребенка на настоящем концерте зависит, в частности, от того, насколько дома его подготовили к тому, что он будет слушать (достаточно самим сравнить свои ощущения от прослушивания знакомой музыки и совсем незнакомой, особенно если навыков слушания пока нет). Поэтому очень важно знать, что именно будет исполняться на концерте, и дома несколько раз послушать эту музыку прежде чем отправиться слушать ее в живом исполнении.
● Петь песни ребёнку и вместе с ним (желательно, опять же, не попсовые песни, не стандартный набор детских песенок, а какие-то более осмысленные глубокие песни, от которых поёт душа, ну или хотя бы те песни, которые нравится слушать самому ребёнку, или которые он сам поёт). Можно нараспев комментировать всё, что угодно, в любой самый неожиданный момент: «Вот пошла пошла тарелка, прямо в ра-а-а-аковину! Ну-у-у-у-у-у и ну!» Можно задавать вопросы в музыкальной форме, чтобы ребёнок отвечал.
● Ставить маленькие музыкальные спектакли, чтобы пение было средством, а не самоцелью.
● Лучше всего музыка воспринимается детьми через движение. Вот конкретный пример: лев из «Карнавала животных» Сен-Санса. В этой музыке с регулярностью появляются пассажи, изображающие рычание льва. Придумайте движение, соответствующее рычащему (или нападающему) льву, и повторяйте это движение с малышом каждый раз, как появляется соответствующий мотив.
● Играть в русские народные игры под песни (просто стоять/сидеть и петь детям ещё не очень интересно). Например, петь и играть в «Колечко-колечко», или в «Пряничную доску»: Выносится скамья в центр зала, дети садятся, а водящий ходит вдоль, поёт (прянична доска, с целого пенька, с целого пенька, сбрось паренька – на мотив фа-ми-ре-до-ре, длительности ровные, интонация разговорная, спокойная) и на окончание слов, топает напротив того ребёнка, на ком закончились слова, и они разбегаются в разные стороны, чтобы обежав скамью, сесть на место. Кому не удалось сесть, будет водить.Много фольклорных игр можно найти в сценариях детских праздников и на сайтах по фольклору.
● Для развития музыкального слуха важно учить ребёнка понимать и чувствовать музыкальные закономерности (так у него возрастает потребность более точного её воспроизведения). Для этого полезнообращать внимание ребёнка на связь текста и мелодии, искать эту связь вместе: петь песни со словами, отражающими движение мелодии вверх-вниз («вот иду я вверх — вот иду я вниз» на мотив до-ре-ми-фа-соль вверх и вниз).
● Создавать такие связи самим. Сочинять музыку на слова, предварительно продумав, как мелодия может описать текст. Начинать с простых слов и образов: ку-ку, мяу, Ура!, Ау! — как подобрать для них мелодию? Куда она будет двигаться — вверх или вниз, на большой интервал или на маленький? Нисходящий полутон можно обыграть маленьким щенком, который сжался и скулит, восходящий — ползущая змея. Как можно больше образов и фантазии. В идеале, чтобы ни один музыкальный элемент не остался без своей истории. Главное — осмысление.
● Предлагать улавливать оттенки и настроение музыки – вот веселая, а вот грустная, эта мелодия похожа на то, как грустит собачка, а эта на то, как радуется солнышку птичка, а эта на что похожа, как тебе кажется?
● Развитие гармонического слуха. Предлагать находить и допевать последнюю ноту знакомой мелодии: «Где у песенки домик?». В идеале, это нужно делать под аккомпанемент, сделав утрированный акцент на предпоследней ноте, дав почувствовать напряжение, которое последняя нота (тоника) должна разрешить.
● Петь (или играть) знакомую ребёнку песенку следующим образом: начать и оборвать мелодию в неожиданном месте, ребёнок должен подхватить её с того же места и продолжить (музыкальное внимание и память).
● Игра «угадай мелодию: начать с 2-3-х первых звуков известной песни и добавлять каждый раз по одному звуку, пока не угадает всю мелодию.
Игры на фортепиано.
● Сочинять сказку (например, верхний регистр – птичка, нижний – медведь, как они разговаривают друг с другом – тихо-громко, быстро-медленно). Покажи, как ходит слон/летают и чирикают птички/ бегают и пищат мышки.
● Играть на пианино своё имя: сколько слогов в имени, столько же раз нужно нажать на клавишу. Сыграть «Папа» в нижнем регистре, «мама» (у неё голос повыше) – в среднем, своё имя – в верхнем и т.п.
● Скачать из интернета ноты с любимыми песнями (детскими, которые нравятся ребёнку, и не детскими, которые нравятся вам) и играть и петь, поначалу в очень медленном темпе.
Сайты для скачивания нот песен и других музыкальных произведений https://notes.tarakanov.net/ https://www.forumklassika.ru/forumdisplay.php?f=51 нотная библиотека Тараканова https://notes.tarakanov.net/ноты классиков https://imslp.org/wiki/Symphony_No.5,_Op.67_(Beethoven,_Ludwig_van), есть переложение Листа для соло ф-но и Зингера. кликать по ссылкам в содержании: 2.3.1.5 For Piano solo (Liszt) и 2.3.1.6 For Piano solo (Singer)
● Дать ребёнку возможность самому подбирать и придумывать собственные мелодии. С детьми постарше можно попробовать разучивать простые классические детские произведения, есть красивые и совсем простые мелодии, тот же «Сурок», например. Даже те же классические мелодии пятилетка может играть. Просто не нужно всё произведение сразу целиком брать, достаточно небольшого узнаваемого отрывочка в пару строчек, и это будет уже большой прорыв, большое удовольствие и чувство успеха.
Развитие голоса и слуха.
● Упражнения на интонирования (повторить голосом интонацию, мотив, мелодию). Для начала поиграть в «самолёт», который садится и взлетает, и голосом это показывать, соответственно, завывая плавно вверх, потом вниз. Как только ребенок достигает нужной ноты, попросить запомнить ощущение и остановиться на нём погудеть («сохранить высоту полета»), а после маленькой паузы попросить повторить тот звук, если не получается — снова лететь снизу или сверху. Сначала выбрать какую-то одну ноту, а потом расширять диапазон.
● Петь песенки маленького диапазона (типа потешек, прибауток: сорока-сорока, андрей-воробей), где всего одна-две нотки всего, потом можно будет расширяться. У детей обычно очень маленький диапазон того, что они могут повторить – буквально, две-три нотки изначально, поэтому начинать стоит с них. Интонировать каждую ноту, искать её пока не получится. Например, сыграть ноту, попросить ребёнка спеть, поправлять (выше-ниже), а когда попадает – хвалить, закреплять, вскоре сам научится «попадать». Если пока это трудно, то можно просто найти ту ноту, которую ребёнок поёт, и от неё петь простенькую песенку из одной-двух ноток (тот же андрей-воробей или просто считалочку проскандировать на одной ноте.). Потом её же можно спеть от другой ноты. И так далее. Хорошая подборка песенок для интонирования в методике Железновых «Азбука-Потешка», в которой на каждую букву алфавита есть песенка. которые ребёнок смог спеть чисто.
● Петь с ребёнком в унисон (когда два голоса звучат, как один, — это сразу слышно).
● Угадывать ноты-клавиши под закрытым платком.
● Давать задание сыграть мелодию по одной нотке, а самой аккомпанировать, развивая чувство ритма.
● Попрактиковать совмещать пение с движениями руки. Рука как бы рисует направление мелодии вверх, вниз или на месте, плавное или скачками. Если ребёнок поёт нотами (сольфеджирует), то стоит познакомить его с системой обозначения нот жестами. В идеале петь под пианино, чтоб было с чем сверить.
Источник информации: https://deti-v-semje.livejournal.com/2506679.html (автор — Ульяна), а также частично рекомендации Марины Озеровой и прочие некоторые рекомендации с просторов интернета.
О музыкальном развитии в раннем детстве (1-3 года) можно почитать тут https://www.baby.ru/blogs/post/466235913-181805786/
Источник
Ольга Еременко
Нескучное пение, или Как помочь ребенку выучить песню
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим опытом разучивания песен во время музыкальных занятий в детском саду.
Часто бывает так, что разучивая песенный материал, музыкальному руководителю сложно продвигаться в работе над песней дальше: упражнять детей в четкой артикуляции, правильном интонировании мелодии, побуждать петь по фразам, исполнять выразительно и так далее. Ведь если дети не знают слов песни, дальнейшая работа становится бессмысленной. Причин незнания слов много, например: невысокий уровень музыкального восприятия; особенности детской памяти – она кратковременна; большой перерыв между музыкальными занятиями; отсутствие работы воспитателя в группе по дальнейшему разучиванию слов песни; музыкальный руководитель не смог заинтересовать детей разучиваемым материалом. Но самая главная причина, по моему мнению, в том, что детям неинтересно механическое запоминание текста, многократное его повторение. Ведь жизнь и развитие маленького ребенка – в игре! Так почему же не сделать процесс разучивания песни простым и запоминающимся?
Попробовав различные методы и приемы при разучивании песен с детьми, выбрала для себя несколько, которые постоянно применяю, потому что они интересны детям и доказали свою эффективность в данном виде совместной музыкальной деятельности. Может быть, кому – то из коллег они тоже пригодятся, помогут сделать музыкальное занятие либо разучивание в группе более интересным, насыщенным. Некоторые из них подходят и для заучивания стихотворений.
1. «Эхо»
Применяю этот прием на самых ранних этапах разучивания. Самый простой пример:
– Ребята, давайте поиграем! Когда я буду показывать рукой на себя (в младших группах – игрушка спрячется мне за спину, то петь буду только я одна, а когда взмахну рукой в вашу сторону (игрушка покажется, то вы дружно повторите за мной то, что я спою. Но справится только самый внимательный!
Этот прием так же помогает детям привыкать к дирижерскому жесту, петь акапелла, подстраиваясь к голосу музыкального руководителя, приучаться к вдумчивому, осмысленному пению.
2. «Тихо – громко»
Музыкальный руководитель складывает перед собой руки, как-будто держит в ладонях маленький мячик:
– Ребята, посмотрите, какой тихий звук (тихо пропевает строчку из песни, а теперь вот такой громкий (слегка разводит ладони, как-будто мячик стал больше, пропевая очередную строчку песни громким голосом). Давайте вместе поиграем: когда я покажу вам тихий звук, вы будете петь вместе со мной тихонечко, но так, чтобы я слышала ваши голоса, а когда покажу вам большой звук, будете продолжать петь, но уже звонко, ярко, дружно!
Детям очень нравится такая игра, особенно, когда я меняю звук на разную продолжительность: то часто, то долго держу на одном динамическом оттенке. Можно менять динамику и постепенно, показывая это жестом. Очень повышает внимание, и дети, сами того не замечая, поют куплеты по два – три раза, лишь бы не пропустить момент перехода на новую динамику. Включаются даже самые ленивые!
3. «Грустно – весело»
– У нас в гостях сегодня два друга «Ох» и «Ах» (педагог показывает две картинки с грустным и веселым человечком, либо с грустным и веселым смайликом). Они хотят с нами спеть эту песню. Но Ох хочет петь только грустным голоском, а Ах – веселым. Давайте с ними поиграем! Когда покажу вам Оха, будем петь как он, грустно, печально, а когда покажу Аха – весело, задорно продолжим нашу песенку.
Прием очень раскрепощает детей, особенно забавно становится, если настроение в песне не совпадает с пением, это вызывает у детей бурю эмоций. После можно совместным с детьми обсуждением определить, кто же из гостей прав: Ах или Ох. Прием повышает эмоциональный тонус, способствует выразительности исполнения, дети начинают показывать эмоции и мимикой и движениями.
4. «Пение по цепочке»
– Поглядите, листочек (цветочек, снежинка и т. п) услышал наше пение и прилетел послушать, как красиво вы поете. На кого он покажет, тот и будет продолжать эту замечательную песенку!
Дети очень стараются спеть для «гостя» красиво, не забыть слова. Прием помогает упражнять детей в индивидуальном пении.
5. «Внутреннее пение»
Приём достаточно сложный, подходит для детей старшего дошкольного возраста, с достаточно высоким уровнем песенного исполнительства.
– Сегодня у меня для вас очень интересное задание. Я буду играть мелодию песни, а вы в это время пойте, но не вслух, а про себя, когда я покажу рукой на вас (на кого-то из вас, нужно будет продолжить песню вместе с инструментом.
С помощью этого приема я добиваюсь развития музыкального восприятия и музыкальности в целом.
6. «Мнемотехника»
Из этого метода я взяла на вооружение несколько приемов, помогающих разучиванию песни, но не слов, а структуры песни: последовательности куплетов, припевов; чем они отличаются друг от друга по содержанию, настроению.
Вместо мнемотаблиц, которые служат дидактическим материалом для развития речи дошкольников, я использую картинки, кратко передающие смысл содержания одного куплета, или показывающие главного героя данного куплета.
Например, при разучивании песни «Урожайная» муз. Филиппенко, на первых этапах разучивания я закрепила на планшете (можно вывести на экран) картинки по порядку и в соответствии с содержанием каждого куплета песни: первый куплет – корзинка, второй куплет – овощи, третий – кабачок, четвертый – грузовик.
Слайд 1
На следующем занятии с этими же картинками создала дидактическую игру, поменяв их местами. Дети самостоятельно исправили положение картинок, исполнив куплеты песни в верной последовательности.
Также использую возможности мнемотехники и во время работы над выразительностью песенного исполнения при разучивании песни. Например, используя карточки – «смайлы» во время пения «Мы теперь ученики» муз. Слонова, я побуждала детей к более активному восприятию и эмоциональному исполнению контрастных по настроению куплетов песни:
– Ребята, нам на помощь пришли смайлики, они подскажут, в каком настроении надо исполнять каждый куплет, а припев будем петь звонко, как колокольчики.
Слайд 2
На следующем занятиям я предложила детям дидактическую игру:
– Ребята, наши забавные смайлики хотят поиграть: он выстроились в разные полосочки, но только одна из них подходит к нашей песне, давайте внимательно посмотрим и выберем её!
Слайд 3
Дети определяют подходящую музыкальную полоску и исполняют песню в соответствии с изображениями на ней.
Надеюсь, этот материал будет полезен вам, уважаемые коллеги, в работе над разучиванием песен с вашими воспитанниками!
Источник