Учим цифры с ребенком 2 года занятия конспект

Татьяна Туева
Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2»

Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать и обосновывать свои ответы.

Демонстрационный материал: две цифры 1; наборное полотно; счётная лесенка; игрушки (кубики, медвёжонок, кукла, юла, ведёрко, мяч, карандаш); карточки с цифрами; матрёшка; чашка, цифра 2, картинки (кубики — 1 красный, 2 синих; 2 самолета; 2 машины; 2 электровоза; лебедь).

Раздаточный материал: палочки, карандаш, касса цифр или математический набор.

Ход занятия. Воспитатель показывает поочерёдно один кубик, одну куклу, один мяч, один карандаш и каждый раз спрашивает, сколько предметов дети видят. Затем предлагает несколько заданий:

1) показать один карандаш и одну палочку;

2) рассмотреть лежащие на столе педагога предметы и сказать, сколько их;

3) посмотреть вокруг себя и назвать предметы, которых в группе по одному.

Воспитатель говорит: «Сегодня будем учиться обозначать число предметов цифрами». Выставляет на наборное полотно один кубик. Спрашивает: «Какую цифру надо взять, чтобы показать, сколько здесь кубиков?» Предлагает ребёнку найти цифру 1 и поставить её на наборное полотно справа.

Затем педагог ставит под кубиком одну чашку, просит найти цифру, которая покажет, сколько чашек, и тоже предлагает поставить её на наборном полотне справа.

Чтение стихотворения С. Маршака «Веселый счет»; «Вот один иль единица, очень тонкая, как спица».

Задания детям:

1) на наборном полотне слева положить круг;

2) под кругом положить столько квадратов, чтобы их было на один больше, чем кругов;

3) показать цифру, которая обозначает число, на единицу меньшее, чем 2;

4) отгадать загадку: «Стоит Антошка на одной ножке. Пляшет крошка, а всего одна ножка».

Выставляет цифру 1 на наборном полотне справа, вызывает одного ребенка и дает ему задание выложить на наборном полотне справа цифру 1, а слева столько красных кубиков, сколько эта цифра обозначает. (Остальные выполняют аналогичную работу за столом.)

Педагог спрашивает: «Когда мы считаем, какое число называем после единицы?» Затем показывает одну машину (электровоз, корабль) и выкладывает ее на фланелеграфе. Задает вопросы: «Что еще видите на фланелеграфе? Как сделать, чтобы машин (электровозов, кораблей) стало две?» (К одному прибавить еще одну.) Дети выполняют задание у доски.

Воспитатель выясняет, кто из детей знает цифру 2, предлагает найти ее и поставить на наборное полотно справа под цифрой 1. Дает задание: «Отсчитайте и положите слева столько синих кубиков, сколько соответствует цифре 2». (Один ребенок выполняет задание у доски, остальные дети работают на местах, используя квадраты.)

Вопросы: «Какое число больше 1 или 2? Какая цифра при счете стоит первой, какая — второй?»

Воспитатель читает стихи С. Маршака: «А вот эта цифра 2. Полюбуйтесь, какова. Выгибает двойка шею. Волочится хвост за нею». Предлагает детям внимательно посмотреть на цифру 2 и сказать, на что она похожа (выставляет на фланелеграфе изображение лебедя). Проводится игра: педагог показывает цифру, а дети выкладывают на планшетке соответствующие количество предметов (повторяется три-четыре раза).

Воспитатель предлагает вспомнить загадки с числом 2: «Два кольца, два конца, посредине гвоздик», «Два братца пошли на речку купаться».

Выслушав ответы детей, спрашивает: «После какой цифры идет цифра 2? Какая из этих цифр показывает большее число? Какая — меньшее? На сколько?».

Нарисуйте в своих альбомах это число. Теперь сделаем рисунок: вот здесь два. Чего? Отлично, у Тани яблони, у Алеши — машины, у Пети — слоны. Кто хочет, может рисовать предметы, а кто хочет — точки, как я. Мне нравятся все ваши идеи и предложения, а точкой можно изобразить что угодно. К тому же я не умею хорошо рисовать машины и слонов. На какие две группы можно разбить это множество? Давайте нарисуем. Итак, два — это один и один. — Достаньте, пожалуйста, ваши камешки. Два камешка. Теперь разделите их на один и один. Какое число идет по порядку за числом два? Да, три (3, с ним мы познакомимся на следующем занятии.

Источник

Евгения Севрюкова
Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 2»

Тема урока: «Число и цифра 2

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство с числом и цифрой 2.

Задачи:

Дать первоначальные сведения о числе и цифре 2,познакомить с образованием числа 2;

Учить соотносить число, цифру и количество, определять состав числа

Повторить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений.

Развивать внимание, мышление, память, наблюдательность, смекалку, устную речь, общую и мелкую моторику обучающихся.

Воспитывать культуру учебного труда, расширять кругозор.

Оборудование: карточки с цифрами, счётный материал, образец цифры 2, белочка, грибочки, карточки с заданием, тарелки с крупой, смайлики «солнышки и тучки», домик- состав числа, геометрические фигуры, ноутбук, рабочая тетрадь.

Ход урока:

1. Психологический настрой детей на предстоящую работу.

Раз два три: слушай и смотри

Три два раз: мы начнём сейчас

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас —

Математика сейчас.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Устный счёт

1)Давайте посчитаем от 1 до 10

2)Счет :1р: от 3 до 6

2р: от 4 до 8

3р: от 2 до 7

3)Игра с мячом:

Я называю число и бросаю мяч, вы называете следующее число.Например: число 5- следующее 6.

4)Теперь я посчитаю и пропущу одно число,а вы внимательно слушайте.

-Какое число я пропустила? (5,2)

Логические задачки:

Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?

Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?

Над лесом летели две рыбки. Одна приземлилась. Сколько улетело

Кто громче замычит — петух или корова?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

На столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько всего овощей лежат на столе?

(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)

Продолжи фразу:

• Если стол стоит дальше стула, то стул стоит…

• Если сосна выше березы, то береза.

• Если ремень шире пояса, то пояс…

• Если арбуз тяжелее дыни, то дыня.

2. Работа с геометрическим материалом

Нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).На какие группы можем разделить фигуры?

Молодцы.

– Какую цифру изучили на прошлом уроке? (один)

А давайте расскажем стихотворение про число один.

Вот один, иль единица –

Очень тонкая, как спица.

3. Проблема урока

-Как вы думаете, а какую цифру мы будем изучать сегодня? (Тема урока : «Число и цифра 2»)

4. Изучение нового материала. Знакомство с числом и цифрой 2

– Молодцы! А вот сегодня мы с вами будем знакомиться с новой цифрой и числом 2 .

Отгадайте загадку:

Кто под ёлкой ловко скачет

И взлетает на дубы.

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы

Дети: Белка

– У белки был один грибок, а потом она нашла ещё один грибок.

-Сколько стало грибов? (Два)

Место числа 2.

– На каком месте чисел стоит число 2?

– На сколько число 2 больше предыдущего числа 1?

Образец ответа: число 2 стоит на втором месте; оно больше предыдущего числа 1 на 1

Игра “Бантики”.

У вас на столе лежат бантики.

– Возьмите бантик белого цвета в правую рук, а синий – в левую. Поднимите бантики вверх, спрячьте за спину, протяните вперед.

-Сколько бантиков в правой руке? Один.

– Сколько в левой руке? Один. Возьмите бантики в одну руку.

-Сколько бантиков всего? Один и один – два.

-Сколько у тебя бантиков? Два. Спрячьте 1 бантик. Сколько бантиков осталось? Один. Снова покажите бантики. Сколько у тебя бантиков?

Число два обозначается цифрой 2

-Ой, ребята, а кто это плывёт по озеру?

Дети. Лебеди.

-Какие они красивые, важные

Лебедь – гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средний, красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суши в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Питаются зеленой травой, листьями и стеблями растений. А что они нам напоминают?

Дети. Цифру 2.

– Важная головка, длинная шея, изогнутая стать.

– На что похожа цифра 2?

Дети читают стихи

-2 похожа на гусенка

С длинным клювом, шеей тонкой (показываю картинку)

-Что за диво! Что за стать!

Единице два под стать.

Шея лебедя дугой,

Не найти другой такой!

-Цифра два – лошадка –диво.

Мчит, размахивая гривой.

(И. Блюмкин)

Кто из вас раньше видел цифру 2? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке)

-А теперь с вами поиграем (элемент физкультминутки).

Вы кладёте головки на руки и закрываете глазки. И в тишине подумайте, что у нас по 2.

Пока дети думают, учитель проходит и ласково гладит каждого по головке, передавая им своё тепло, располагая их к себе.

— У меня для вас есть сюрприз. Открывайте глазки.

— Перед вами — тарелочки с крупой. Какого цвета тарелочки, крупа?

— Кто знает, как называется эта крупа?

— В манке спрятан сюрприз. Найдите его, но ищите осторожно, чтобы крупа не рассыпалась.

— Что же вы нашли?

— Это цифры 2

— Дети, а чего у нас с вами по два. (Глаза, уши, руки, ноги, брови, щёчки)

-Как ещё можно назвать число 2 (пара) Пара лыж, пара сапожек, носков коньков. Это парные предметы они редко используются по одному

Положите цифру перед собой

— Давайте возьмём невидимый волшебный карандаш (пальцы щепоточкой). Будем писать цифру два в воздухе.

-Чтобы цифру написать, нужно лебедя ласкать.

-А как мама вас ласкает? (гладит по головке).

Давайте погладим лебедя. Поставим точку, где клювик у лебедя. Ведем волшебный карандаш вверх, закругляем, вниз на уголок остановились, и вправо. Давайте ещё разок. Молодцы. Теперь попробуем написать цифру 2 в тарелочках по крупе. Сначала манку разровняем ладошкой.

Приготовим пальчик-карандаш. (письмо в воздухе)

Какая красивая цифра у вас получилась. (2 раза). Молодцы.

5. Первичное закрепление изученного

Пальчиковая гимнастика

-А теперь возьмите карандаши и обведите цифру 2. на листочках.

Физминутку проведем.

— Приглашаю всех вас в круг

Ты мой друг, и я твой друг.

Друга за руку бери,

В круг его скорей веди!

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

6. Самостоятельная работа

Нахождение цифры 2 среди других цифр. (Работа на карточках).

—Сели ровненько: спинка прямая, ножки стоят вместе.

(Работа на карточках).

-Найдите все цифры 2 и обведите в кружок, красным карандашом (сравнение с эталоном)

-Молодцы и с этим заданием справились.

7. Вторичное закрепление изученного. Работа в учебнике

«Нарисуй и раскрась»

-Сколько зайцев 2,а листочков 2, вам надо нарисовать морковки.

-Сколько морковок вы нарисуете? (2)

А теперь возьмите карандаши и обведите цифру 2 на листочках.

Отсчитай 4 палочки. Выложите из палочек цифру 2

8. Итог. Игра «Хлопки»

Показываю карточки с числами 1, 2, 1,2,2,

-Вы должны хлопнуть столько раз, сколько показывает цифра

-С какой цифрой сегодня познакомились (два)

-Два -это один да ещё один (выставляю домик состав числа)

9. Рефлексия.

– Приклейте на доску солнышко, если вы получили во время урока заряд хорошего настроения и узнали на уроке что-то новое.

-Ну и, приклейте тучку, если вам урок не понравился, если у вас ухудшилось настроение. (Дети приклеивают).

Наш урок подошел к концу. Всем, спасибо! Мне хотелось, чтобы этот урок вы запомнили. Закончу вот этой песней. (звучит Клара Румянцева «Песня про цифры»)

Источник

Как научить ребенка считать. Советы для родителей

Если вашему ребенку уже исполнилось 1,5-2 года, вы спокойно можете приступать к изучению цифр и, собственно, счету. Чем раньше он научится считать, тем легче ему будет в дальнейшем. Вот несколько способов, как играя научить ребенка считать.

Основная ваша задача состоит в том, чтобы превратить все занятия с малышом в увлекательную игру, которую вы можете организовать где угодно. Но главным условием обучения детей до 6 лет – занятия должны быть интересны для малыша. Заставляя малыша учиться чему-либо, вы добьетесь он него только отвращения к обучению.

*Считайте предметы, которые вас окружают
Пусть это будет посуда, конфеты в вазочке, яблоки, карандаши, одним словом – все, что видите вокруг. А чтобы ребенок запомнил как выглядит сама цифра, купите набор цифр на магнитах или просто записывайте их на магнитной доске.

*Считайте пальчики
Начиная обучение, покажите малышу как считать на его пальчиках, можете также и на своих. Превратите появление и исчезание пальцев в игру-фокус: убирайте и добавляйте пальцы, закрывая их другой рукой, чтобы у ребенка складывалось впечатление, что они исчезают.

*Картинки и карточи с цифрами и предметами
Для обучения счету ребенка, самое важное, чтобы был наглядный материал. Вы можете положить один предмет, объясняя что он один и показывая ему картинку с изображением цифры 1. Не торопитесь, пускай малыш запомнит сначала до счет до 3, затем можно и до 5. Когда он будет уверенно считать в пределах пяти, можете переходить к счету до 10. С помощью картинок с изображением цифр и реальных предметов, ваш ребенок научится не только считать, но и сопоставлять количество предметов с цифрами.

*Мультфильмы
Думая что касается мультиков объяснять и расписывать не нужно. Сейчас много хороших и красочных развивающих мультфильмов, где добрые и интересные персонажи помогут малышу понять значение цифр и улучшат их запоминание.

*Книжки
Хорошие, красочные книжки тоже является отличным обучающим пособием. Они помогут разнообразить ваши с малышом занятия и станут для вас большим помощников. Такие книги можно приобрести в любом детском книжном магазине.

*Магниты
Купите красивые и яркие магниты с цифрами. Лучше всего прикрепить их на холодильник, тогда малыш постоянно будет на них смотреть, что поможет ему зрительно быстрее запомнить,

*Раскраски
Этот способ помогает малышу быстро запомнить новую цифру. Рисуйте цифры, с которыми ребенок знакомится, а затем вместе с ребенком раскрашивайте их. Также можете рядом рисовать интересные предметы или смешных персонажей, тогда процесс обучения будет более веселым и интересным.

*Счет ступенек
Очень многие родители именно этим способом быстро научили ребенка считать до 10. Идя домой или из дома, гуляя в парке, вы можете вместе с малышом считать их. Шаг за шагом вместе с ним повторяйте цифры в порядке пройденных ступенек. Результат не заставит себя долго ждать.

*Счет на прогулке
Попросите малыша во время прогулки найти, например, 2 скамейки, 3 дерева, 1 котика. Для удобства можете взять с собой карточки с изображением цифр. Тогда ребенок сможет сразу не только посчитать, но и показать нужную цифру.

Как мы и говорили, научить ребенка считать не так уж сложно. Превратите обучение в игру и не успеете заметить, как вам малыш будет уверенно считать. Главное, чтобы ваши занятия были регулярными. Занимайтесь с ним каждый день и уже скоро будет заметен результат.

Источник

Ольга Сергеевна Репко
Конспект занятия по ФЭМП с детьми 2–3 лет «В гости к солнышку»

Организованная образовательная деятельность по сенсорному развитию (с элементами экспериментирования) с детьми 2-3 лет

«В гости к солнышку»

Репко Ольга Сергеевна, воспитатель филиала «Звёздока» МБДОУ «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области

Цель: Продолжать формировать представления о форме, величине и цвете.

Задачи:

– создавать эмоциональное настроение;

– активизировать речевое развитие ребёнка и словарный запас;

– развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук;

– учить различать количество предметов “один – много”; продолжать закреплять умения называть основные цвета;

– развивать умение детей играть вместе.

Словарная работа: грибы, зайчик, солнышко.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за осенними явлениями в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений.

Оборудование: Игрушка зайки и ёжика, 2 корзины (большая и маленькая, грибы, скатерть зеленого цвета, картонные тарелочки,манная крупа,солнышко, прищепки, воздушные шарики (желтого, красного, синего цвета, домик картонный, медальки солнышки.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Ребята посмотрите, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними, скажем, «здравствуйте».

II. А теперь давайте скажем нашим ручкам «Доброе утро».

Доброе утро, ручки, вы проснулись? (поглаживают ручки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись? (поглаживают ушки).

Доброе утро, глазки, вы проснулись? (поглаживают глазки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись? (поглаживают ножки).

Мы проснулись, улыбнулись и к солнышку потянулись.

1).Сюрпризный момент

Ой, ребята, а где же наше солнышко? Нет солнышка, потерялось наше солнышко, и стало почему то так грустно без него.

– Ребята, я предлагаю вам, отправится в необычное путешествие. На поиски солнышка. А на чем мы будем с вами передвигаться, вы должны сейчас догадаться. Подойдите, пожалуйста, все ко мне.

– Сейчас я нарисую то, на чем мы будем передвигаться.

– А вы мне скажете что это. (Рисую пальчиком на манке).

– Что это ребята? (Шарики).

– Да, правильно шарики. А теперь каждый из вас нарисует себе шарик, на котором он отправиться в путешествие. (Дети рисуют).

– Какой формы шарик? (Круглый).

– Ребята, посмотрите ваши нарисованные шарики превратились в настоящие. Посмотрите, каким они цветом? (красные, желтые, синие). А чтобы нам было удобнее держаться, у каждого шарика есть ленточки они таким же цветом, как и шарик. Выбирайте себе любую ленточку, и мы отправляемся. (Звучит песня «Шарики»)

2)Дидактическая игра «один-много»

– Ребята, вот мы и оказались, на чудесной полянки. Посмотрите, кто тут нас встречает. Правильно это ёжик.

Ёжик, ёжик расскажи

Ёжик, ёжик покажи,

Как нам солнышко найти?

Как к нему нам всем пройти?

– Ребята ёжик говорит, что он обязательно расскажет, где солнышко спряталось. Только мы должны ему помочь собрать грибы в корзинки. Поможем? Да!

Ой, сколько здесь грибов растет. Посмотрите грибы разные по размеру. Это большой гриб, а это (ответы). Правильно это маленький гриб. У нас две корзины, одна какая корзина (большая, а другая (маленькая). В большую корзину мы будем собирать большие грибы, а в маленькую будем собирать маленькие грибы. Сколько грибов в корзинах? (Много). А, сколько грибов у нас? (Ни одного)

Молодцы ребята, помогли ёжику. А он нам подсказал куда дальше идти. Ну что отправляемся?

Зашагали ножки топ- топ, прямо по дорожке топ-топ!

2). Игра «Цвет и форма»

– Ой, ребята, а куда же нам дальше идти? Ведь впереди река. Как же нам пройти, воду обойти. А я, кажется, знаю, кто нам поможет. Посмотрите, кто там спрятался за елочкой. Давайте у него спросим.

Зайчик, зайчик, расскажи.

Зайчик, зайчик, покажи.

Как нам солнышко найти?

Как к нему нам всем пройти.

– Ребята, зайчик говорит, что мы правильно держим путь, только нужно мостик построить. А то был сильный ветер и его разрушил. Нужно сложить дощечки по местам.

Посмотрите река у нас широкая, а дощечки узкие. Скажите, каким цветом у нас дощечки? (Красным, желтым). Посмотрите, как мы будем класть дощечки. Сначала мы кладем красную дощечку, а потом желтую. Дощечки мы будем класть ровно, дощечка к дощечки. Давайте вместе попробуем. Какую мы будем класть дощечку после красной? (Желтую). А какую, мы будем класть после желтой? (Красную). Сколько дощечек нам понадобилось для строительства мостика (Много). Посмотрите, какой ровный мостик у нас получился. Зайка нас говорит спасибо и предлагает нас проводить к солнышку. Ну что отправляемся?

Зашагали ножки топ – топ, прямо по дорожке топ –топ!

3) Экспериментирование. Дидактическая игра «Прищепки».

– Ребята посмотрите, а что здесь за домик стоит?

– Это, наверное домик, где живёт наше солнышко. Давайте заглянем в окошко.

– Смотрите это же наше солнышко только оно, почему то спит.

Давайте его разбудим:

4)Физкультминутка «Солнышко».

Солнце, солнышко вставай (Показывают круг руками)

Выгляни в окошко (Призывно машут руками)

Так устали тебя ждать (Делают, вид что плачут)

Маленькие крошки. (Прыгают).

Солнышко просыпается.

– Кто под окошком кричит, кто мне спать не дает?

Дети: – Это мы дети!

Солнышко просыпайся, пришла весна, и нам так не хватает твоих теплых лучиков.

Солнышко: Ой, ребята спасибо, что вы меня разбудили.

Солнышко, а почему ты такое грустное?

Солнышко: Лучики – детки – мои потерялись

По полям, по дворам разбежались.

– Ребята, посмотрите, чего не хватает у солнышка? (Лучиков).

– А каким цветом лучики у солнышка (Желтым).

– Давайте с вами прикрепим солнышку лучики – прищепки, желтого цвета.

– Посмотрите, каким цветом здесь есть прищепки (желтые, синие).

– Мы с вами возьмем только желтые прищепки и прикрепим их к солнышку.

– Молодцы ребята, какое красивое солнышко у нас получилось.

– На какую геометрическую фигуру, похоже наше солнышко? (Круг)

(Воспитатель показывает геометрическую фигуру круг жёлтого цвета)

– Что мы можем делать с кругом? (катать или ставить)

– Давайте попробуем (предлагает детям прокатить шарик)

– А, солнышко какое, большое или маленькое? (Большое)

– А, каким оно цветом? (Желтым)

– А, сколько лучиков, у солнышка? (Много)

– Посмотрите лучики у солнышка везде: и с боку, и вверху и внизу.

Солнышку надо много лучиков чтобы всех обогреть, и деток, и травку, и цветы, и птичек. Вот какое у нас доброе солнышко.

Вот какое замечательное солнышко! Всех ребят погладило. Чтобы вы росли крепкими, здоровыми и добрыми как солнышко.

И каждому из вас солнышко дарит кусочек себя (вот такие маленькие солнышки).Чтобы они всегда были рядом с вами и согревали вас.

III.Итог занятия

– Ну что ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Беритесь за ленточки мы отправляемся. (Звучит песня «Шарики»)

– Ребята вот мы с вами и вернулись в детский сад,в свою группу.

– Давайте с вами вспомним, кому мы сегодня помогали (зайке, ежику, солнышку)

– Чем мы помогли ежику? (собрали большие и маленькие грибы по корзинкам)

-Чем мы помогли зайке? (построили мостик из дощечек)

– Чем мы помогли солнышку? (нашли его лучики)

Вам понравилось наше путешествие? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Все сегодня были молодцы.

IV.Источники информации

1. Т. В. Башаева «Развитие восприятия детей. Форма, цвет, величина»Москва «Мозаика-Синтез»,2013г.

2. Л. А. Вартан «Сенсорное развитие дошкольников»Москва «Мозаика-Синтез»,2014г.

3. Е. И. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» Москва «Владос»2003г.

4. Н. Е. Веракса «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Москва «Мозаика-Синтез», 2014г.

Источник