Ученные о раннем развитии ребенка

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны усиленного раннего развития ребенка. Помимо этого, в статье рассмотрены методы и методики, применяемые и используемые в практике работы педагога-психолога с детьми данного возраста.
Ключевые слова: раннее развитие, обучение, методика, развитие мозговой деятельности.
Тема, выбранная нами в качестве предмета исследования посвящена вопросам рассмотрения раннего развития детей, выявления особенностей, которые возникают на данном этапе развития. С самого рождения начинается постоянное развитие ребенка. Сегодня, впрочем, как и всегда, вопрос о развитии детей очень актуален. Многие родители задумываются над тем, что нужно их ребенку? Усиленное занятие дома или специальные занятия в детских центрах. Знание в детском возрасте различных иностранных слов, цифр, цветов — что это обучение или развитие? Давайте для начала определимся, что обучение и развитие — это абсолютно различные понятия. Соответственно в возрасте до 5 лет для ребенка важно именно развитие, которое идет в ногу с возрастом ребенка (соответствие его интересов и потребностей). В младенческом возрасте ребенок эмоционально связан с матерью и самое важное, что может она дать ребенку — это любовь, внимание и забота. Именно эти чувства дают возможность младенцу познавать и узнавать окружающий его мир, воспринимать окружающую среду как безопасность. Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.
Следует отметить, что вопросами разработки раннего развития детей занимались многие ученые, такие, как: Масару Ибука [3], Б.Никитин [5, 6], Н.Зайцев [1].
Ранний возраст принято считать от 1,5 до 3 или 3,5 лет и основное развитие идет в определенных сферах, таких как: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. «Это очень важный и наиболее сенситивный период для развития физического, психического и нравственного здоровья. Порой раннее развитие мы можем обозначить как «принуждение ребенка к приобретению знаний» [2, с. 293].
Итак, мы раскрыли и попытались понять, что подразумевается под понятием «развитие». Однако суть проблемы состоит в том, что амбициозные мамы и папы воспитывают и занимаются ни сколько развитием, а сколько обучением ребенка (счет, письмо, логика). Одним словом, азы тех предметов, которые будут изучаться в школе.
Дети от одного до 3 лет с большим интересом приобретают информацию. Это считается одним из самых интенсивных периодов в жизни ребенка. Они учатся сидеть, ходить, ползать, входить в диалог со взрослыми. Зачастую мы сталкиваемся с родителями, которые одержимы идеей развития своего ребенка. Здесь мы можем смело сказать, что это своего рода стремление испытать чувство гордости за свои родительские достижения и удачи. Но если ребенок встречает какие-либо неудачи на своем пути, это рассматривается как личное поражение взрослых. Будучи практикующим психологом могу отметить, что «проблема раннего развития» указывает на некие проблемные стороны самого родителя.
Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что «раннее развитие» имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Общеизвестно, что развитию умственных способностей способствует развитие когнитивных процессов (мышление, внимание, память, способность к языкам, логика и математика) и за все это отвечает высокое развитие коры головного мозга.
Начиная с младенческого возраста, развитие мозга идет очень интенсивно. Благодаря всем этим особенностям детей в возрасте 2,5–3 лет можно обучить большому объемному информации и знаний (письмо, счет, чтение). Мы можем задаться вопросом, для чего ребенку до 3 лет нужен такой большой поток информации — о социуме, об окружающем мире?
Человек на протяжении всей жизни социализируется, строит отношения с людьми, входит в контакт. Для всего этого соответственно необходим развитый мозг. Ребенку нужно владеть различными знаниями, принципами жизни и групповыми иерархиями. Также ребенку необходимо владеть знаниями об окружающем мире (флора и фауна, астрономия, история, география). Главный закон жизни, который действует на инстинктивном уровне — это умение выживать. Следовательно, возраст 3 года является наиболее сенситивным периодом для адаптации и социализации во внешнем мире.
Учитывая новый ритм современной жизни, маленькому ребенку приходится ежедневно получать огромный объем информации. Однако не стоит забывать, что для использования различных методологий нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также стоит учесть один момент. Недоразвитие мозга ребенка, может способствовать превращению его в состояние трудного ребенка. Можно считать ошибочным мнение о том, что развитие познавательных процессов главным образом состоит из обучения письму, счету. Достаточно провести познавательную беседу о природе, мире, то есть правильно построить познавательный диалог со своим малышом. Именно такое повседневное общение есть залог хорошего развития познавательных процессов.
Как было упомянуто выше раннее обучение имеет и отрицательные стороны. Первые 3 года жизни ребенка — это самый удачный и позитивный период для развития эмоциональной и сенсомоторной сферы ребенка. В этот период не стоит нагружать познавательные процессы (чтения, письма и счета). Таким образом, отбирается потенциальная энергия ребенка, которая рассчитана на проявление его эмоций и чувств. В этот момент спокойно могут произойти психосоматические дисфункции, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существует целый список болезней, которые мы можем внести в эти ряды. Таким образом, к 6–7 летнему возрасту можно наблюдать появление энуреза, агрессии, гиперактивности и тревожности. Основная сфера деятельности ребенка в этот период – это игровая деятельность. Малыши познают мир в результате игры (ролевой, имитации и т. д). Зачастую родители так охвачены идеей раннего развития ребенка, что загружают его ежедневное расписание походами в кружки, детские центры и т.д. Следовательно, у ребенка не остается ни одной свободной минуты для общения со сверстниками. Соответственно мы наблюдаем следующую картину, что дети не способны войти в контакт с другими детьми (нарушена коммуникативная сфера) либо элементарно поиграть в песочнице. Психологи ввели свой термин для подобного рода детей понятие — тепличный эффект. Да, такие дети эрудированы, но на любой вопрос, выходящий за рамки их знаний, или какое-либо общение со сверстниками выводит их из колеи.
Особенность детского восприятия состоит в том, что они хорошо запоминают то, что видят и слышат. Как отметили Никитин Б. П., Никитина Л. А в своей книге «значительно позже мы поняли, какие большие возможности для развития получат дети при самостоятельном исследовании окружающего мира» [5, с.29]. Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми. Дети очень хорошо воспринимают информацию, переданную при не опосредованном общении. Они применяют имитацию, учатся эмоциям и чувствам.
В науке существует много разнообразных методик, разработанных российскими авторами: система Монтессори [4], «складывая кубики» И. Зайцева [1], система «НУВЭРС» Никитиных [5,6,7]. Все эти методики, в основном построены по тому принципу, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет. Конечно же, легче воспринимать информацию в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Если методика правильно подобрана, то она будет мотивировать и формировать интерес к знаниям. Но необходимо знать, что даже самая эффективная и востребованная методика не всегда учитывает индивидуальные особенности и развитие вашего ребенка. Если родители будут обучать ребенка через «не хочу», то в дальнейшем это может вызвать ненависть к школьным предметам и обучению.
Из всего этого можно сделать вывод, что конкретного решения проблемы, связанного с использованием определенных методов и методик раннего развития детей понятие относительное. Именно учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к нему способствует оптимизации процесса воспитания ребенка данной возрастной категории. Любая из методик будет подходить вашему ребенку, свидетельствовать исключительно о развития его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, его мотивации, ну и конечно же многое будет зависеть от родителей, которые должны быть готовы предоставить эту возможность.
Литература:
- Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб.: Лань, 1997. — 224 с.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
- Масару Ибукаю. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 224 с.
- Монтессори М. Мой метод. М.: АСТ.2006, 352 с.
- Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1. — 224 с.
- Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М, изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением. — Обнинск: Световид, 2009. — 216 с.
- Никитины Л. А. и Б. П. Мы и наши дети. — М.: Ростов-на-Дону, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, окружающий мир, раннее развитие, ваш ребенок, детский возраст, жизнь ребенка, младенческий возраст, сенситивный период.
Источник
Я иногда просто хочу бить тревогу!
На днях подруга выбирала частный детский сад для сына. Представляете, до сих пор существуют сады, где родителям предлагают по 10 занятий в день для детей, начиная с 2 лет! И это называется «премиум» класс, соответственно, стоит очень дорого. То есть, у детей практически нет времени на свободную игру. И если это были хотя бы занятия музыкой, физкультура, а то ведь в большинстве своём-чтение, математика, английский.
Я-то думала, уже ни для кого не секрет, что ученые провели множество исследований на тему развития детского мозга, и все неврологи, нейрофизиологи, нейропсихологи несколько лет подряд говорят о вреде раннего обучения.
Я сама около двух лет постоянно ищу ответ на вопрос-что такое гармоничное раннее развитие, и теперь, после углубленного изучение этих самых исследований, готова изложить все самое важное, что нужно знать родителям о развитии малышей (примерно до 4-5 лет).
Итак, как развивать, чтобы не навредить здоровью.
Очень много споров вокруг пресловутого раннего развития. Неврологи говорят, надо развивать двигательную активность, чтобы нормально функционировал мозг. Психологи говорят, что маме нужно расслабиться и не тревожится за какое-то специальное развитие малыша, так как у него по природе заложен мощнейший познавательный интерес. В то же время педагоги, логопеды, некоторые нейропсихологи учат детей работать с разными развивающими пособиями по возрастам, предлагают игры-занятия на мелкую моторику. И та мама, которая слушает какого-то одного специалиста -может либо переусердствовать, либо упустить что-то. Очень сложно разобраться в лавине информации не специалисту. Да и специалисту порой )
Я проходила обучение на педагога раннего развития в прошлом году, но все равно при объяснении физиологии ребёнка не учитывались последние исследования в области развития мозга. Получается, чтобы педагог не засорял голову ребёнка различными карточками и ненужными методиками, он должен постоянно черпать информацию о научных открытиях и все перепроверять. Соответственно, родители в первую очередь должны быть осведомлены.
Что же говорят ученые?
За последние 20 лет появляются новые сведения о работе мозга, так как его научились исследовать в движении. И выяснилось, что мозг ребёнка отличается от мозга взрослого. И что кора созревает только к 5 годам, соответственно, при ее перегрузке, может давать сбой вся система организма. Именно поэтому запоминание огромного числа абстрактных понятий, счёт и чтение просто физиологически противопоказано здоровому ребенку до 4 лет. Существуют коррекционные методики, и это отдельная история. Мы говорим о среднестатистических ситуациях.
Поэтому сейчас ко многим профессиям добавляется приставка «нейро» – нейропсихолог, нейрофизиолог и напрашивается такая специальность, как «нейропедагог». Каждому специалисту, кто работает с детьми, обязательно нужно учитывать этапы развития мозга.
Итого, ребенок сначала учится познавать мир с помощью ощущений – трогает, нюхает, смотрит, и самое главное – двигается. То есть, малыш не умеет стоять на одной ножке, держать баланс, кататься на велосипеде – то никакими карточками и тем более тонной развивающих пособий вы ему здоровья не добавите. Он может много знать и помнить, но в этом не будет никакого смысла, если через несколько лет его мозг начнет давать сбои при усиленном обучении в школе. Сначала необходимо заниматься сенсорно-двигательной интеграцией. Обычно этот процесс происходит естественным путём, но во избежание проблем лучше играть с ребёнком в различные двигательные игры и игры на внимание. К примеру, сюда идеально подходят все дворовые игры.
То есть, делаем первый вывод – даём ребёнку возможность больше двигаться, играть в игры (простите за тавтологию) на сообразительность. Но так как познавательная активность у детей зашкаливает, педагоги все -таки предлагают использовать и другие развивающие занятия – на мелкую моторику, различные головоломки. Да и вообще ребёнок должен уметь играть самостоятельно, и для этого необходимо, в первую очередь, создать среду. Если смотреть на все методики раннего развития, то самыми полезными являются методика Монтессори и Вальфдорская система – они учитывают самостоятельное вовлечение в познание мира и игру.
Все развивающие пособия, книги с заданиями нужно либо предлагать в игре, либо предоставлять возможность ребенку брать их с полки самостоятельно, чтобы он сам звал родителя поиграть. (Как заниматься в игре- я писала тут)
Это второе правило – никаких принуждений, никаких «сидений за столом» через силу.
А также учитываем интерес малыша – если ему целый месяц хочется только рисовать – не ограничиваем его посылы. Даже если ему нравятся буквы и цифры старайтесь не торопиться с чтением. Знаю примеры детей, которые сами научились читать до 5 лет – значит, они были к этому готовы. Но это не означает, что они дети должны теперь все время читать. Обращайте внимание на то, нет ли у них проблем с координацией и моторикой. Был пример ребенка, который с трех лет читал, но не умел быстро одеваться и завязывать шнурки к 6 годам.
Еще важный момент – для самостоятельной игры нужно не только создавать среду, но и обязательно нужно учить ребенка играть самостоятельно-то есть показывать разные варианты сюжетно-ролевых действий. После двух лет возрастает интерес к сюжетным играм, соответственно, чем больше родители покажут образцов манипуляций с предметами, а после трех лет – вариантов игр -тем больше будет работать фантазия малыша, и он будет сам придумывать новые версии своего досуга.
Есть родители, которые все эти правила знают и следуют им интуитивно, но сейчас многие мамы и папы, которые выступают за естественное развитие могут, тем не менее, допустить ребёнка к гаджетам. Ведь в нашем веке гаджеты тоже стали частью естественной среды. Поэтому, когда мне говорят – «я за интуитивное развитие», то мне сразу интересно, что под этим родители имеют ввиду.
Гаджеты, мультфильмы до 4 лет обеспечат ребенку зрительную перестимуляцию, которая негативно сказывается на функционировании мозга малыша. Плюс ко всему, ребенок не двигается, когда сидит перед экраном. И мы видим сразу две преграды для нормального развития.
Даже после 4 лет доступ к экрану должен быть ограничен 15-30 минутами в день.
Недавно я писала статью, где говорила, что главное для малыша – общение со взрослым, особенно до трех лет. Это выступает главным развивающим фактором. Но нужно учитывать, что тут играет роль не количество времени, проведенное с ребенком, а качество. Пусть вы 20 минут поиграете в догонялки или «Море волнуется раз» – это будет намного лучше, чем если мама будет отвлекаться весь день на свои дела и без эмоций подсовывать ребенку развивающие игрушки.
Я ничего не имею против игр и пособий, главное, чтобы малышу было интересно.
Подытожим: движение, игры в удовольствие, даже сложные и развивающие, умение самостоятельно играть, создание развивающей среды родителями, качественное общение и отсутствие гаджетов -залог здорового развития вашего малыша.
А раннее обучение, множество скучных занятий, тем более «из-под палки» – могут не только не сделать ребёнка великим интеллектуалом, а добавить ему, не дай Бог- тиков, заиканий, трудностей в обучении в школе, да и, в целом, настроят на негатив.
Если вам интересна тема развития мозга ребенка, и что советуют неврологи и логопеды, почитайте эту книгу. Я была в восторге от нее.
Источник
От автора: Беседа представителя РИА “Иван Чай” с Анной Владимировной Семенович – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, профессором кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ на тему раннего развития детей.
Отличная статья. Нельзя лишать детей детства!
А.В. Семенович – нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.
Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?
Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.
Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.
Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.
Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.
A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?
Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?
Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.
Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.
Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.
То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.
А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?
А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.
Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.
Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?
Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.
Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.
К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…
Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.
Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.
На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?
Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.
Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.
Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?
Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»
Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»
Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.
Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…
Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»
Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д…
источник итатьи: https://www.ivan4.ru
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник