У ребенка звукоподражания в 4 года

У ребенка звукоподражания в 4 года thumbnail

????????????????

Подражания крикам животных – самые “популярные” словечки для малыша, который только учится говорить (иллюстрации из книги “ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий для малышей от 1 года до 2 лет” серии “Авторская серия Елены Янушко”)

Подражания крикам животных – самые “популярные” словечки для малыша, который только учится говорить (иллюстрации из книги “ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий для малышей от 1 года до 2 лет” серии “Авторская серия Елены Янушко”)

Подражания крикам животных – самые “популярные” словечки для малыша, который только учится говорить (иллюстрации из книги “ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий для малышей от 1 года до 2 лет” серии “Авторская серия Елены Янушко”)

Подражания крикам животных – самые “популярные” словечки для малыша, который только учится говорить (иллюстрации из книги “ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий для малышей от 1 года до 2 лет” серии “Авторская серия Елены Янушко”)

Подражания крикам животных – самые “популярные” словечки для малыша, который только учится говорить (иллюстрации из книги “ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий для малышей от 1 года до 2 лет” серии “Авторская серия Елены Янушко”)

Звукоподражания – это маленькие слова, которые помогают малышу заговорить

«Ну когда же он заговорит?!-восклицают родители, ожидая первых слов малыша. А как взрослый человек, не знакомый с детской педагогикой и психологией, представляет разговор с малышом?

Например, так: ребенок заговорил, наконец, «на чистом русском»-и теперь с ним можно общаться!

Но при таком подходе первые слова малыша не воспринимаются всерьез: то, что малыш «воркует» на своём языке не считается. Оно и понятно, ведь непонятно????

А вот и зря! Чтобы понять, сколько слов насчитывает активный словарь малыша, считаются все речевые проявления, даже если в понимании взрослых они «не тянут» на настоящие слова. Главное, чтобы они выполняли функцию речи. Ребенок вкладывает в свои «слова» смысл (иногда сразу несколько значений), использует эти «слова» в ходе речевого общения.

Анализ отдельных слов детей показывает, что первые 3-5 слов ребенка по своему звуковому составу близки к словам взрослого: МАМА, ПАПА, БАБА, ДАЙ, БУХ. Набор этих слов относительно одинаков у всех детей. Ребенок как бы отбирает из обращенной к нему речи взрослого те слова, которые доступны ему по артикулированию.

Артикуляционный аппарат ребенка еще не готов к воспроизведению сложных слов. Но словарь малыша очень нуждается в наполнении, ведь чем больше слов в арсенале ребенка, тем больше возможностей для общения и развития!

В этом нам помогут облегченные слова–ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ. Какие могут быть звукоподражания?

Подражание крикам животных: корова–МУ, гусь–ГА-ГА, кошка–МЯУ, собака–АВ-АВ

Подражание транспортным шумам: машина–БИ-БИ, поезд–ТУ-ТУ

Подражание звукам предметов: молоток–ТУК-ТУК, часики–ТИК-ТАК

Подражание звукам музыкальных инструментов: колокольчик–ДИНЬ-ДИНЬ, барабан–ТА-ТА

Таким образом, предлагая ребенку доступный речевой материал в виде звукоподражаний, мы помогаем ему быстрее освоить главный инструмент познания и коммуникации – речь!

И не стоит бояться, что ребенок долго будет использовать звукоподражания как замену настоящим словам. Обычно повзрослевший малыш с удовольствием переходит на новый уровень общения, тем более, когда уже есть для этого возможности!

Самые разные звукоподражания, да еще с интересными иллюстрациями, вы найдёте в книге «ГОДОВОЙ КУРС занятий для малышей от 1 года до 2 лет»

Спасибо, что читаете! Не забывайте подписываться и ставьте лайк – а я, Елена Янушко, буду вас радовать полезными и интересными статьями о развитии и обучении детей от 1 года до 7 лет.

Источник

Консультация для воспитателей логопедической группы

Младший дошкольный возраст

Звукоподражания как начальный этап развития речевой функции у ребёнка.

Звукоподражание или речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю».

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.

Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:

-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;

-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Этапы развития речевого подражания:

Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл. Это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.; подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.; подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д., и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

Приложение.

«Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: “Ква-ква”».

«Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: “Ку-ка-ре-ку”».

«Колокольчик мой целый день звенит “динь-динь”».

«Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: “Хрум-хрум”»

«Дождик говорит: “Кап-кап”. Нужно зонтик с собой брать».

«Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука “цок-цок-цок”».

«Свинка говорит: “Хрю-хрю, я вам конфетку подарю”».

«Часы о времени дают нам знак и звучат они “тик-так”».

«Паровоз ездит по свету и твердит: “Ту-ту, я еду”».

«Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: “Ау-ау”».

Звукоподражание это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Речевое подражание — это повторение произнесённых человеком звуков, слов, предложений.

Формирование потребности у ребёнка подражать речи другого человека является важным моментом в работе с неговорящими детьми. Следует отметить, что развитие речевого подражания — это обязательный этап развития речи, как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с речевыми нарушениями.

Если малыш начал повторять за взрослым, то это уже результат. В этом случае можно сказать, что малыш был неговорящим, а стал плохоговорящим. А это значит, что у него формируется механизм, используя который, можно развивать речь.

Вызвать звукоподражания можно следующими способами:

1. Моделирование игровых ситуаций или действий с предметами.

Играя с малышом, взрослый сопровождает различные действия восклицаниями: рассыпалась башенка из кубиков – «бу-бух», столкнулись машинки – «бам», уронили игрушку – «ох» и т. д.

2. Обыгрывание бытовых ситуаций.

Плачет малыш – «а-а-а»; гудит пароход – «ы-ы-ы», машина тормозит – «ии-и», тишина – «тс-с-с» и т. д.

3. Ритмические игры-занятия.

Ребёнок прыгает, а взрослый проговаривает: «прыг-скок, прыг-скок», малыш катается на качелях: «кач-кач, кач-кач», стучит молоточком: «туктук» и т. д.

4. Чтение простых детских стихов.

При чтении знакомых малышу стишков в конце каждой строки нужно делать паузу, подталкивая ребёнка к повторению слов или слогов.

Даже если с первого раза у вас не получилось, всё равно нужно продолжать такую работу.

5. Использование знакомых сказок.

Сказки читать не обязательно, можно их рассказывать своими словами выразительно, проговаривая эмоционально реплики сказочных героев, показывая их действия.

Например, при обыгрывании сказки «Теремок» взрослый спрашивает: «Кто в теремке живёт?» и отвечает испуганным тоненьким голоском: «Я, мышка-норушка. Пи-пи.» и т. д.

Все слова нужно проговаривать не спеша, протягивая гласные звуки, несколько раз.

6. Подражание различным звукам.

Все звукоподражания, которые используются на занятиях с ребёнком, можно разделить на следующие группы:

• голоса животных и птиц: «ав-ав», «мяу», «му-у», «ко-ко», «га-га», «и-го-го» и др.

• звуки музыкальных и бытовых предметов: молоток – «тук-тук», дудочка – «ду-ду», колокольчик – «динь-динь», барабан – «та-та-та», часы – «тик-так» и т. д.

• звук транспорта: машина – «би-би», поезд – «ту-ту», самолёт – «у-у-у» и т. д.

• природные шумы: дождь – «кап-кап», ветер – «в-в-в», листья шуршат – «шу-шу-шу» и т. д.

Для лучшего запоминания можно обыгрывать диалоги с игрушечными животными. Например, прибежала свинка и сказала: «хрю-хрю», а овечка ей ответила: «бе-е-е».

Также для закрепления хорошо использовать потешки и стихи.

«Гуси, гуси!

Га, га, га!

Есть хотите?

Да, да, да!»

Когда малыш начинает произносить звукоподражания, состоящие из одного элемента, постепенно начинайте отрабатывать звукоподражания из двух элементов, а затем – из трёх.

На этапе формирования звукоподражаний неоценима роль родителей и других членов семьи.

Ещё раз хотелось бы напомнить, что очень важным является многократное повторение всех игровых ситуаций и чёткое речевое сопровождение.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Речь начинается со звукоподражаний

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

1) Вначале работаем над гласными.

– Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.

– У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

– Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.

– Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

– Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

Речь начинается со звукоподражаний

– Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».

– Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.

– Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

– Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

– Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

– Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

– Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

– Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.

– Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

– Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.

• Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

• Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!

• Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.

• Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

• Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.

2. Использовать картинки или игрушки.

3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.

4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.

6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».

7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник