У ребенка заплетаются ножки в 2 года

У ребенка заплетаются ножки в 2 года thumbnail

Хождение воспринимается как что-то естественное – это один из самых обычных видов двигательной активности человека, но вместе с тем один из самых сложных. В процесс вовлекаются опорно-двигательный аппарат, спинной и головной мозг, в нём участвуют мышцы и нервная система. Походка – результат гармонического взаимодействия многих и многих систем человеческого тела, и если хрупкий баланс нарушается, возникает нарушение походки.

У нарушения походки есть отдельное название – абазия. Если помимо нарушения походки у пациента присутствует нарушение равновесия, специалисты используют термин астазия-абазия, где астазия – непосредственно проблемы с равновесием, на которое больше всего влияют органы зрения и внутреннее ухо.

Из всех жалоб, с которыми родители обращаются к врачам-остеопатам, около 10-15% отводятся именно на походку. Это распространённая проблема, чаще всего имеющаяся у малышей в возрасте от 1,6 до 4 лет. Впрочем, проблемы с ходьбой не имеют верхнего ограничения, они случаются и у детей постарше, и у подростков, и даже у взрослых.

Из-за чего нарушается походка у детей

Наиболее распространённых причин нарушения походки три:

  • проблемы центральной нервной системы,
  • проблемы периферической нервной системы,
  • проблемы скелетно-мышечной системы.

Центральная нервная система – главная часть нервной системы человека, представленная связкой спинного и головного мозга. Основная задача ЦНС заключается в контролировании рефлексов.

Для болезней ЦНС характерны такие симптомы как:

  • слабость в конечностях, ощущение онемения,
  • подёргивание пальцев, кистей, стоп,
  • распирающие боли в голове, мигрени
  • неспособность или частичная неспособность двигать конечностями сопровождающиеся утратой чувствительности (инсульты),
  • различные нарушения речи и поведенческие девиации,
  • эпилептические припадки и нервные тики.

Болезни ЦНС могут быть связаны с инфекциями, поражающими мозг, к которым относятся сифилис, энцефалит, запущенный грипп и корь; интоксикация вследствие отравления или инфекции; нарушение кровообращение, из-за которого поражаются сосуды головного мозга; ушибы, травмы; наследственные заболевания из-за нарушения в хромосомах, из-за генных мутаций. У ребёнка могут возникнуть, например, из-за родовой травмы.

К периферической нервной системе относятся нервы, не входящие в ЦНС: спинальные и черепные нервы, вегетативная нервная система. Делится на соматическую и вегетативную, где соматическая отвечает за координацию тела.

Характерными симптомами поражения периферической нервной системы являются:

  • двигательные расстройства – слабость в конечностях, нарушение двигательной функции и онемения ниже места поражения нерва,
  • чувствительные нарушения: ощущение «ползанья мурашек», ощущение холода в конечностях, беспричинно влажные или сухие кисти и стопы.

ПНС может страдать из-за инфекций, токсических поражений, аллергии, патологии могут возникнуть из-за нехватки витаминов, при эндокринных нарушениях, васкулитах, из-за травматических поражений отдельных участков нервов. Возможны и наследственные аномалии.

Скелетно-мышечная система – она же опорно-двигательная – представляет из себя сбалансированную систему костей скелета, суставных соединений и мускулатуры, благодаря которым человек получает возможность передвигаться, принимать нужные позы, мимикой выражать свои эмоции.

Симптомы поражений скелетно-мышечной системы:

  • боль в конечностях, спине, суставах, мышцах, головная боль,
  • неравномерное развитие мышечной системы,
  • отсутствие подвижности в суставах,
  • искривление позвоночника,
  • излишняя хрупкость костей, частые переломы,
  • быстрая утомляемость,
  • отсутствие чувствительности, в том числе тактильной,
  • проблемы с дыхательной функцией.

Опорно-двигательный аппарат, центральная и периферическая системы работают вместе, чтобы человек мог свободно передвигаться. Ходьба – непростой процесс: реализует его тело, а координирует – нервная система. Ребёнок учится самостоятельно ходить с 9-10 месяцев, и именно в этот момент родители должны максимально внимательно наблюдать за его движениями.

Как понять, что у ребёнка нарушения походки

Чтобы сформировалась нормальная правильная походка, требуется соблюдение трёх условий:

  • анатомически правильное строение нижних конечностей,
  • отсутствие суставных патологий,
  • отсутствие нарушений в работе мышц.

Понять, что ребёнок начинает ходить неправильно, можно с юного возраста – и тогда же обратиться к врачу за постановкой диагноза. Как бывает в лечении всегда, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем эффективнее будет лечение.

Признаки неправильной походки

1. Ходьба на носочках: ребёнок, уже уверенно ходящий вдоль опоры и без неё, вдруг начинает перемещаться исключительно на госочках, привставая на мысок стопы. Важно отследить, является ли такая походка постоянной, наступает ли ребёнок на всю стопу во время пробежки или подъёма по лестнице.

2. Шаткая, неустойчивая походка: ребёнок старается шире расставить ноги во время движения, потому что иначе начинает падать. Беспокоиться нужно в ситуации, когда ребёнок уже должен вполне уверенно ходить самостоятельно. Для первых месяцев самостоятельной ходьбы некоторая неустойчивость совершенно нормальна.

3. Асимметричная походка: ребёнок сильнее опирается на одну ногу, или ставит одну вперёд, а вторую подтягивает, или подворачивает стопу, или ставит одну из стоп на носок. Тревожиться не стоит только в случае, если малыш учится ходить и перемещается вдоль опоры приставным шагом – это норма.

Читайте также:  Ребенок 2 года пьет много кефира

4. Косолапость, разворачивание стоп внутрь. В принципе, это может быть вариантом нормы у малышей, но лучше проконсультироваться с врачом.

5. «Шаркающая» стариковская походка: укороченный шаг, при котором ребёнок как бы тянет за собой стопы.

6. «Ступенчатая» походка: ребёнок чуть сгибает колени, будто поднимается по лестнице, даже когда идёт прямо.

7. «Утиная» походка: во время движения ребёнок переваливается из стороны в сторону.

В нежном возрасте важно обращать внимание на всё: внезапные изменения походки, неспособность ребёнка бегать, начиная с 1,5 лет (при условии, что он самостоятельно ходит с 1 года и раньше), неспособность подняться по лестнице с 2 лет, прыгать с 2,5 лет, неспособность подняться на носочки или встать на пятки. Незначительная на первый взгляд, любая деталь может указывать на начало серьёзных нарушений.

Остеопатия – безболезненный способ устранить нарушения походки у детей

Остеопатия работает с нарушениями комплексно, принимая во внимание баланс всех систем организма в том числе и перечисленных выше. К врачу-остеопату можно обратиться для балансирования ножек (стопа – голень – бедро – таз), устранения родовых травм, часто являющихся причиной нарушений походки. Своевременная коррекция позволит устранить или снизить риск деформаций скелета по мере роста ребёнка.

Рекомендуем проконсультироваться с остеопатом, если у вашего малыша после 1,5 лет наблюдаются перечисленные выше странности походки.

Источник

Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,

Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»

В первые годы жизни у детей могут наблюдаться явные нарушения походки. Хотя многие из таких отклонений довольно распространены и проходят самостоятельно, некоторые из них требуют коррекции или проведения лечения.

До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.

Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.

  • Нормы развития двигательных навыков

    Нормы развития двигательных навыков

    Сидеть без опоры

    6-8 месяцев

    Ползать на четвереньках

    9-11 месяцев

    Самостоятельно ходить

    12-14 месяцев

    Поднимитесь по лестнице на четвереньках

    15 месяцев

    Спуск по ступенькам

    20-24 месяца

    Подъем по ступенькам (чередуя ноги)

    3 года

    Прыжок на одной ноге, прыжок в длину

    4 года

    Баланс на одной ноге 20 секунд

    6-7 лет

  • Нормальные варианты походки у детей

    Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:

    • Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.

    • Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).

    • Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).

    • Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.

    • Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.

    • Стук в коленях (genu valgus) – обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.

    • Плоскостопие у детей – обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2-3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.

    • Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.

    Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.

  • Аномальная походка у детей

    К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:

    • Анталгическая походка (походка, вызванная болью).

    • Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.

    • Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.

    • «Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.

    • Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.

    • Несоответствие длины ног.

    • Ограниченная подвижность суставов.

    • Спастическая походка.

    • Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.

    • Атаксическая (несогласованная) походка.

    • Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.

    • Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.

    • Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.

    • Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).

    • Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.

  • Оценка нарушения походки

    Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.

    Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.

    Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.

    Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.

    История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.

    Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.

  • Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?

    • Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком – скорость, шаг, равновесие.

    • Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.

    • Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.

    • Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.

    • Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.

    • Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.

    • Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.

    • Оцените функцию мозжечка – например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.

Читайте также:  Размер зимней одежды для ребенка 2 года

Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анитетела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.

СВЕЖИЕ ЗАПИСИ

Опубликовано : 19 мая 2021

Транскраниальная микрополяризация в детской неврологии

Рассказывает Никитина Екатерина Александровна Заведующий физиотерапевтическим отделением, врач-физиотерапевт, врач-невролог детского медицинского центра «Аква-Доктор Плавание» Физиотерапия активно применяется при лечении неврологической патологии у детей. Современным и…

Опубликовано : 12 мая 2021

Методы лечения близорукости

Рассказывает Семилетов Артём Владимирович Врач-офтальмолог детского медицинского центра «ОННИ» Миопия или близорукость – самая распространенная болезнь глаз. Он встречается у каждого второго человека. При миопии…

Опубликовано : 5 мая 2021

Адаптация детей с СДВГ к школе

Рассказывает Коротких Ксения Сергеевна Врач-невролог детского медицинского центра «Мамарада» Синдром гиперактивности и дефицита внимания представляет собой медико-социально-педагогическую проблему. В период детского сада, когда познавательная деятельность…

Источник

Тогда Вам действительно нужны только примеры других детей.

Вот цитата из ЕОК

“333. Когда ребенок начинает ходить. Множество факторов определяют возраст, в котором ребенок начинает ходить самостоятельно. Если ребенок начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то он, возможно, только месяца через два снова попробует пойти самостоятельно. Или, если он упадет и ударится после первых попыток ходить, то он может еще много недель бояться оторвать руки от опоры.

Большинство детей начинает ходить самостоятельно между 12-м и 15-м месяцем, а некоторые – уже в 9 месяцев. Довольно многие дети, вполне смышленые, не больные рахитом и не имеющие никаких физических недостатков, начинают ходить только в 18 месяцев или даже позже.

Когда ребенок начинает ходить, возникает множество проблем: обувь, дисциплина и др., которые обсуждаются в последующих разделах.

Нет необходимости учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его уже нельзя будет остановить. Я помню, когда одна мать водила своего еще не умевшего ходить ребенка, держа за обе ручки. Ребенок был в восторге. Ему так нравилось ходить в “подвешенном состоянии”, что он требовал этого целый день. Бедная мать попала в очень тяжелое положение, ее спина невыносимо болела.

Читайте также:  Поздравить маму ребенка с днем рождения ребенка 2 года

Часто матери спрашивают, не вредно ли для ножек ребенка, если он начинает ходить слишком рано. Известно, что телосложение ребенка может выдержать любую нагрузку при условии, что он самостоятельно переходит от одного этапа развития к другому. У только что начинающих ходить детей иногда кривятся ножки, но это не зависит от возраста ребенка.

334. Ноги. В первые два года ступни ребенка выглядят так, как будто у него плоскостопие. Это происходит от того, что его ступня еще не сформировалась окончательно и ножки ребенка очень пухлые. Учась стоять и ходить, ребенок упражняет мускулы, помогающие сформировать свод ноги (см. следующий раздел).

Форма ног зависит от нескольких факторов, включая наследственность и наличие рахита (размягчение костей от недостатка витамина D). У некоторых детей ноги искривляются и при отсутствии рахита. Особенно этому подвержены хорошо упитанные и активные, сильные дети. Но, если у ребенка имеется тенденция кривить ноги и при этом он заболеет рахитом, то кривизна ног развивается особенно быстро и в сильной степени. Другим фактором, влияющим на форму ног, является положение, в котором они обычно находятся. Например, иногда ноги от щиколотки кривятся внутрь оттого, что ребенок всегда сидит, поджав их под себя. Иногда ступни кривятся внутрь оттого, что, лежа на животе, ребенок всегда повертывал ноги внутрь. Некоторые дети начинают косолапить после того, как они передвигаются в “ходунках”, отталкиваясь внешними краями ступней.

Все дети ставят носки врозь, когда учатся ходить. А затем по мере совершенствования ставят их все прямее. Некоторые дети ставят ступни носками в противоположные стороны, как Чарли Чаплин. Ребенок, начинающий ходить, ставя ступни почти параллельно, возможно, в будущем будет косолапить. Часто ребенок с кривыми ногами косолапит.

Врач внимательно следит за развитием ног ребенка с того времени, когда ребенок начинает стоять. Вот почему так важно регулярно посещать врача и на втором году жизни. При различных дефектах ног ребенка врач может прописать ортопедическую обувь.

335. Обувь – когда и какая. Обычно ребенок нуждается в обуви, только когда он ходит по улице. Совершенно нормально, если его руки и ноги холодные – это его нисколько не беспокоит. Другими словами, нет никакой необходимости в вязаных башмачках или мягких ботиночках в первый год жизни, разве что полы в доме очень холодные.

Когда ребенок научится стоять и ходить, тем более ценно оставлять его босым, если позволяют условия. Свод стопы ребенка вначале сравнительно плоский. Свод становится выпуклым, укрепляются щиколотки, когда ребенок стоит и энергично ходит. (Мне кажется, что именно поэтому кожа на своде ступни боится щекотки. Таким образом, природа напоминает нам, что эту часть ступни следует поднимать над землей.) Ходьба по неровной или шершавой поверхности также помогает развивать и укреплять мускулы ног. Если ваш ребенок всегда ходит по гладкому полу и его ножки всегда обуты (особенно если подметки жесткие), то мускулы его ступней расслабляются и развивается плоскостопие.

Разумеется, ребенку нужно надеть ботинки, когда он гуляет в холодную погоду или, если он ходит по асфальту или другой “опасной” поверхности. Но дома ребенку лучше ходить босиком до 2-3 лет. В теплую погоду ребенку полезно ходить босиком на пляже, в садике и в других безопасных местах.

Обычно врачи рекомендуют покупать первые ботинки с полужесткими подметками, чтобы мускулы ног имели возможность работать. Очень важно, чтобы ботинки и носки были достаточно велики, – тогда пальцы на ногах не будут подгибаться (но не настолько велики, чтобы ребенок падал).

Маленькие дети очень быстро вырастают из ботинок. Иногда приходится покупать им обувь каждые 2 месяца. Мать каждые несколько недель должна проверять, не вырос ли ребенок из ботинок. Ботинки должны быть немного больше ноги ребенка, потому что во время ходьбы пальцы ног продвигаются вперед. Когда ребенок стоит, носок ботинка должен оставаться свободным приблизительно на 2 см. Когда ребенок сидит, его нога не заполняет всего ботинка, поэтому проверять обувь нужно, пока ребенок стоит. Обувь должна быть достаточно широкой.

Если врач прописывает ортопедическую обувь с клинышками для исправления слабых щиколоток, косолапости, кривых ног, он, вероятно, посоветует жесткие прочные ботинки. Ортопедические ботинки лучше помогают, если они жесткие и высокие.

Если у вашего ребенка сильные ножки, можно купить ему полужесткие ботинки, даже самые дешевые, если они хорошо сидят на ноге и достаточно большого размера.”

Длинновато, конечно, но статья очень объёмная. А тут только про ноги.

Источник