У ребенка в 2 года маленькие ручки
Раздел: Развитие, обучение
В блог Подписаться на Дзен!
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Дочке 4 года. Прошли все этапы нервно-возбудимости. Сейчас вроде все резко изменилось, ходим в спортивную, танцевальную школы. Рисуем и начинаем вышивать, лепим и вырезаем. Но…
У нас для ее возраста очень мальнькая ладошка. Сравнивала с ровесниками, куда там… Ладошка годовалого-двухлетнего. Мороженое на палочке еле удерживает. Витамины из коробки вечно рассыпаются и пр. Развиваем, массируем. А размер ноги растет уже прилично – 18 уже маловат. Акцента на этом не делаю. С чем это может быть связано?
11.07.2002 09:41:40, Олюшка
5 комментариев
А вы в спорт.школе чем занимаетесь? “Шкурный” интерес:) сыну 4 года, ничего не нашли пока в своем районе:) 15.07.2002 11:12:38, мама98
У нашей тоже очень маленькая ручка. Правда, и ножка тоже. В 6 лет 17 размер. Ладонь только годам к пяти стала немного больше.
Но это в папу. У него нога 41, рука небольшая… 11.07.2002 18:46:33, Аурика
А нервно-психическое развитие в норме? А ростиком какая она? Существует гипотеза (правда, мало кто ее поддерживает), что развитие ладошки, в том числе и ее размера, сильно зависит от нервно-психического развития ребенка. В качестве примера – практически у всех умственно-отсталых деток ладошки и стопы меньше нормы.
Но, повторяюсь, эту теорию мало кто поддерживает из специалистов.
11.07.2002 16:53:02, Наташа и Игорек
С наследственностью… 11.07.2002 10:28:43, Pauline
Исключено, у всех абсолютно ладошки еще те. Уже всех облазили и просмотрели. 11.07.2002 11:40:22, Олюшка
|
© 2000-2021, 7я.ру
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA “ALP-” и авторов. Права авторов и издателя защищены.
7я.ру – информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!
Источник
Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. У них отмечаются логопедические проблемы. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных игровых приемов и проб. Обязательно исследование состояния речевой функции. Коррекция предполагает выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук, ручной труд (шнуровку, штрихование, лепку, аппликацию).
Общие сведения
Понятие «мелкая моторика» включает большой диапазон движений кистей рук: от захвата объекта до манипуляций с мелкими предметами, письма, рисования и т.п. В детском возрасте мелкая моторика является средством познания мира и базой для развития высших психических функций: памяти, мыслительных процессов, внимания, речевых навыков. Уровень развития дифференцированных движений рук – важный критерий, по которому оценивается школьная зрелость. Вместе с тем, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. Наряду с расстройствами двигательной сферы они часто имеют речевые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции моторной недостаточности стоит очень остро.
Нарушение мелкой моторики у детей
Причины
Точные тонкие движения кисти и пальцев рук обеспечиваются согласованной работой нервной, костно-мышечной, зрительной систем. При повреждении любого из этих звеньев развиваются нарушения мелкой моторики, выраженные в той или иной степени. У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:
- Перинатальная патология. Главная роль здесь отводится гипоксически-ишемическим повреждениям ЦНС. Последствиями перинатальной энцефалопатии в старшем возрасте могут быть минимальная мозговая дисфункция, ДЦП, эпилепсия, ЗПРР, олигофрения. Неблагоприятные последствия для последующего моторного развития имеют родовые травмы головы и ШОП.
- Недоношенность. От 30 до 50% детей, рожденных с малым гестационным возрастом, имеют отставание в физическом и психомоторном развитии. Это связано с более частыми отклонениями в неврологическом статусе, дефектами зрения, двигательными нарушениями у недоношенных детей по сравнению с рожденными в срок.
- Нейроинфекции. Последствием энцефалитов, церебеллитов, менингитов может выступать атаксия у детей. Поражение мозжечка всегда сопровождается нарушением координации произвольных движений.
- Травмы головы. Двигательные и неврологические расстройства у детей нередко сохраняются в отдаленном периоде после перенесенной ЧМТ. Чаще всего они выражаются в снижении скорости движений, нарушении координации, реже возникают парезы и плегии конечностей.
- Травмы и патологии верхних конечностей. Следствием переломов, ожогов рук, оперативных вмешательств могут становиться контрактуры суставов, ограничивающие движение кистей и пальцев. Мелкомоторные функции также ограничены у детей с врожденными аномалиями верхних конечностей – синдактилией, клинодактилией, эктродактилией.
- Наследственные заболевания. Нарушения мелкой моторики отмечаются у значительного числа детей, имеющих генетические патологии. Как правило, это синдромы, ассоциированные с умственной отсталостью и физическим недоразвитием (Дауна, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Мартина-Белл и мн. др.).
- Нарушения зрения. Планирование точных движений невозможно без хорошей ориентировки в пространстве. Если у ребенка существенно снижена функция зрительного анализатора, имеется косоглазие или амблиопия, то формирование мелкой моторики также значительно страдает.
Нарушение моторики обнаруживается у детей с СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, речевой патологией (алалией, заиканием, дизартрией). Моторная недостаточность у взрослых чаще бывает связана с перенесенным инсультом, прогрессирующей болезнью Паркинсона, спиноцеребеллярной атаксией, последствиями черепно-мозговых травм, опухолями мозга.
Патогенез
Формирование тонкой ручной координации у детей тесно связано с созреванием двигательного отдела головного мозга, образованием связей между ним и другими церебральными структурами (зрительным, речевым центрами). Около 2/3 площади двигательной коры в мозге отвечают за регуляцию движений кисти руки. Эти двигательные центры располагаются в непосредственной близости от моторного центра речи, поэтому при работе мышц руки неизбежно активизируется речевой центр. Этим объясняется тесная взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речевой функции.
Развитие мелкой моторики в основном приходится на дошкольный возраст и заканчивается к 6-7 годам. Старшие дошкольники должны хорошо владеть тонкими манипулятивными действиями, в т. ч. с карандашом, кисточкой для рисования и пр. Развитость моторики характеризуется такими качествами, как скорость, сила, точность, ловкость. Эти навыки коррелируют с возможностью выполнения бытовых действий, предметной и конструктивной деятельностью, освоением навыка письма.
В основе механизма нарушения мелкой моторики лежат расстройства центрального или периферического звена двигательного анализатора. Стойкие расстройства пальцевого и кистевого праксиса возникают в результате мышечной дистонии, парезов, гиперкинезов, функциональной неполноценности руки, дефектов зрения. При этом страдает не только двигательная сфера, но и речевое, сенсорное, интеллектуальное развитие ребенка.
Классификация
С учетом этиопатогенетических механизмов различают 3 варианта расстройства тонкой моторики:
- нарушение зарождения нервного импульса – в этом случае сигнал, необходимый для выполнения действия, в нейронах коры не возникает. Такая ситуация наблюдается при очаговых поражениях головного мозга: инсульте, опухолях, травмах.
- нарушение нейротрансмиссии – сбой происходит на уровне нейронной цепи, когда из-за отсутствия связи между нервными клетками возникший импульс не может достичь своей цели. Данный механизм типичен для нейродегенеративных заболеваний, в частности, болезни Паркинсона.
- нарушение приема импульса – нервный сигнал не воспринимается органами движения в силу нарушения периферической иннервации, из-за чего не возникает адекватного двигательного ответа. Отмечается при ДЦП, травматическом повреждении конечностей.
Симптомы
Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь, они испытывают трудности в самообслуживании: раздевании и одевании, приеме пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и кнопки, шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держат вилку и ложку. Страдает точность, быстрота, координация действий.
Также отмечается несформированность продуктивной деятельности. Дети не любят такие занятия, как лепка из глины и пластилина, раскрашивание, аппликация, собирание конструктора, т. к. их неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата. В процессе рисования они неправильно держат кисточку, не регулируют силу нажима на карандаш, не соблюдают масштаб и границы строки, листа. Характерно плохое владение ножницами при вырезании. При этом грубых двигательных расстройств у ребенка может не быть.
Практически всегда дети с неразвитой мелкой моторикой испытывают речевые проблемы. Они могут быть выражены в различной форме и степени: от функциональной дислалиии и стертой дизратрии до заикания и ОНР разного уровня. Также у детей с нарушением моторики затруднено формирование графомоторных навыков, необходимых для перехода к письму.
Осложнения
Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии. Характерна плохая успеваемость по трудовому обучению, рисованию. Дети стараются не участвовать в коллективных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях, требующих выполнения действий на скорость. Все это приводит к снижению познавательной активности, мотивации к обучению.
Диагностика
Оценка двигательного, нервно-психического, речевого статуса детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться коллегиально командой специалистов: детским неврологом, ортопедом, офтальмологом, психологом, логопедом-дефектологом. При необходимости выполняется комплекс медицинской диагностики: ЭЭГ, ЭМНГ, рентгенография верхних конечностей, визометрия, церебральная МРТ. Непосредственное обследование моторных функций включает:
- пробы на статическую и динамическую координацию движений (воспроизвести пальцевую и кистевую позу, совершить движения пальцами рук);
- выполнение предметных действий (со шнурками, пуговицами, лентами);
- исследование сформированности графомоторных навыков (рисование, обводка, штрихование, копирование рисунка/текста).
Важным диагностическим направлением является обследование уровня речевого развития детей. Исследуется связная речь, лексический запас, грамматическая составляющая, фонематическое восприятие. Выясняются нарушения звукопроизношения, просодики, темпа и ритма речи.
Коррекция нарушений мелкой моторики у детей
Развивающая среда
Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, полезна всем детям без исключения и особенно контингенту с ее нарушением. С раннего детства рекомендуется организовать вокруг ребенка развивающую среду. В игровом арсенале детей должны быть шнуровки, сенсорные мешочки, пальчиковые краски, бизиборды, «сухие бассейны». Полезно повторение детских потешек, сочетающихся с движениями рук («Ладушки», «Сорока-ворона»).
С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста. Для тренировки моторных навыков полезно собирать вместе с ребенком мозаику, паззлы, конструктор, изготавливать аппликации, поделки из природных материалов. Дети постарше могут быть вовлечены в творческую деятельность – бисероплетение, квиллинг и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами, проведение пальчиковой гимнастики.
Специальная помощь
Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь. При нарушениях опорно-двигательного аппарата может быть показан подбор специальных ортопедических приспособлений, занятия ЛФК, массаж рук, проведение корригирующих операций. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.
Дети с плохо развитой мелкой моторикой нуждаются в логопедической помощи. На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия. Для активизации артикуляционной моторики проводится артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.
Прогноз и профилактика
Развитием мелкой моторики ребенка необходимо заниматься с самого раннего детства. Особо пристальное внимание следует уделять ее формированию у детей с неврологическими и двигательными нарушениями. Для этого не обязательно использовать дорогостоящие тренажеры, многие пособия под силу изготовить самим родителям из подручных материалов. По мере совершенствования мелкой моторики нивелируются и многие другие проблемы (с мышлением, речью, письмом). Профилактика пальцевой диспраксии заключается в предупреждении факторов риска (перинатальной патологии, травм) и своевременной коррекции возникших последствий.
Источник
Среда, 12 Апреля 2017
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
- ребенок не смотрит в глаза;
- говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
- все время повторяет слова, фразы;
- ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
- не произносит слова, мычит;
- не интересуется игрушками;
- не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
- ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
- трясет головой, руками, раскачивается;
- ходит на носочках;
- грызет пальцы, руки;
- бьет себя по лицу;
- у ребенка истерики, приступы агрессии;
- боится незнакомых/ чужих;
- пугается звуков, вздрагивает.
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей – Видео – Признаки аутизма.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
- Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
- Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
- Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2-3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь и общение
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4-5, иногда к 7-8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
– Пройдите скрининговый тест на риск развития аутизма M-CHAT;
– Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;
– Обратитесь к психологу, психиатру.
Источник