У ребенка ускоренное развитие

У ребенка ускоренное развитие thumbnail

Акселерация у детей — это ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Среди основных причин называют улучшение качества жизни, масштабную урбанизацию, воздействие климатических и наследственных факторов. Акселерация проявляется увеличением роста, веса и других антропометрических данных, более ранним формированием вторичных половых признаков. Для диагностики достаточно физикального осмотра ребенка, сравнения его показателей с центильными таблицами и половой формулой. Лечение проводится, если акселерация вызвала функциональные или органические патологии.

Общие сведения

Термин «акселерация» был впервые предложен немецким физиологом Э. Кохом в 1935 году, хотя процесс изменения сроков и скорости развития детей и подростков наблюдается еще со средины 19-го века. Именно тогда начали проводить масштабные измерения антропометрических показателей, которые затем сравнивали для разных поколений. Изначально акселерация считалась абсолютно положительным явлением, однако сейчас врачи отмечают множество ее негативных аспектов и предупреждают о повышенном риске заболеваемости определенными патологиями.

Акселерация у детей

Акселерация у детей

Причины

Ученые пока не пришли к единой теории, объясняющей происхождение процесса акселерации. Ее механизмы формирования сложны, и, вероятно, зависят от комбинации наследственных, социально-экономических и климатических факторов. Установлено, что этот процесс сильнее выражен у мальчиков, детей брахиморфного типа телосложения. Наибольшее признание в научных кругах получили следующие этиологические факторы:

  • Улучшение условий жизни. Большинство исследователей связывают акселерацию с изменением питания, повышением потребления мяса, других белковых продуктов. Немаловажную роль играет повышение качества медицинского обслуживания, способствующее резкому снижению младенческой смертности и увеличению длительности жизни населения.
  • Климатические особенности. Ускоренное развитие ребенка провоцируется изменениями геомагнитной активности и интенсивности солнечной радиации. Ряд ученых объясняет периодические скачки роста циклическими изменениями в природе.
  • Урбанизация. В городских условиях появилось больше раздражителей (электрический свет, радио, телевидение), которые стимулируют нервную систему и способствуют ускорению всех физиологических процессов. Процесс акселерации иногда связывают с негативными урбанистическими явлениями — шумом, высоким темпом жизни.
  • Генетические факторы. С развитием общества усилилась миграция населения, и расширился круг брачных связей, на фоне чего закономерно повысилось разнообразие генома. В сочетании с улучшением условий жизни, которое способствовало полной реализации генетического потенциала, это вызвало акселерацию.

Акселерация протекает неравномерно в разных странах мира. Раньше всего она проявилась в Западной Европе (середина XIX века), а к концу столетия распространилась по Южной и Центральной Европе. В СССР развитие детей заметно ускорилось с 30-х гг. ХХ века. Позже всего процесс начался в Китае и Японии — в середине ХХ века. В европейских странах, где акселерация началась рано, сейчас происходит обратный процесс — деселерация (ретардация).

Симптомы акселерации у детей

Признаки акселерации проявляются с периода новорожденности. За последние 150 лет вес младенцев после рождения увеличился в среднем на 300 г, а рост — на 0,5-1 см. Пропорционально увеличилась и масса материнской плаценты, чтобы обеспечивать потребности крупного плода. Удвоение веса у грудничков теперь происходит в 4 месяца, а не в полугодовалом возрасте, а масса тела ребенка в 1 год на 2 кг больше, чем в конце 19 века.

Отмечается заметное увеличение роста у дошкольников — на 10-12 см, у школьников — на 10-15 см. Параллельно с этим ускорились темпы полового созревания подростков. Вторичные половые признаки у современных детей начинают формироваться уже в 12-14 лет, а средний возраст менархе у девочек составляет 12-13,5 лет, тогда как 100-150 лет назад половое созревание начиналось в периоде 15-17 лет.

Быстрые темпы роста вызывают изменения в телосложении ребенка. Наблюдается большая относительная длина рук и ног вследствие их опережающего роста, у мальчиков по той же причине больше выражена широкоплечесть. У обоих полов выявляется повышенное отложение жировой клетчатки, что объясняет частые проблемы с весом в детском возрасте. При этом фаза роста заканчивается намного раньше (в 17-19 лет), хотя в начале XX века люди росли в среднем до 21 года.

Осложнения

Проявления акселерации негативно влияют на подростковый период, усугубляя существующие в это время физические и психологические особенности. Участились признаки вегетативно-эндокринных изменений: нарушения сердцебиения и давления, расстройства сна, жалобы на непереносимость духоты и общее астеническое состояние. У детей и особенно подростков стали чаще диагностироваться артериальная гипертензия, патологии ЖКТ, аллергические болезни.

У акселерированных детей, как правило, возникают психоэмоциональные нарушения, формируются психопатологические расстройства. Большую проблему в современной педиатрии представляет диссонанс между ранним половым созреванием и отсутствием социальной зрелости. Часть подростков рано начинает сексуальную жизнь, зачастую безответственно относясь к ней. Это повышает частоту венерических инфекций, увеличивает процент подростковых беременностей и абортов.

Диагностика

Чтобы оценить темпы развития ребенка и сравнить его данные со стандартизованными показателями, используют методы антропометрии. Педиатры регулярно измеряют рост, массу тела, окружность грудной клетки и другие показатели, которые заносятся в центильные таблицы или на специальные графики (кривые роста). Большинство детей входят в коридор с 25 по 75 перцентиль, условной нормой считаются значения с 5 по 95 перцентиль.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

Если ребенок с признаками акселерации не предъявляет жалоб, ему не требуется дополнительное обследование, кроме стандартных ежегодных медосмотров. Врачи на профосмотрах должны обращать внимание на показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, которые больше всего страдают из-за ускорения темпов развития. При необходимости рекомендуется углубленное исследование здоровья с применением ЭхоКГ, ЭЭГ, УЗИ органов грудной и брюшной полостей и т.д.

Лечение осложнений акселерации

В большинстве случаев акселерация воспринимается как особенность современных детей, поэтому не требует участия специалистов. Лечение назначается только при наличии отклонений в состоянии здоровья, которые вероятно вызваны ускоренным половым и физическим созреванием. Терапией занимается участковый педиатр, который по показаниям направляет пациента к профильным детским врачам — кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.

Большое значение имеет нормализация образа жизни, устранение стрессов и просветительская работа с детьми, что способствует уменьшению функциональных отклонений здоровья. При выраженных субъективных симптомах и признаках органического поражения применяют препараты для этиопатогенетической терапии, физиотерапевтические методики и ЛФК. Комплекс мер подбирается индивидуально с учетом нозологической единицы, состояния здоровья ребенка.

Прогноз и профилактика

Акселерация — неоднозначный процесс, который имеет позитивные и негативные стороны, однако зачастую она не оказывает значительного вреда для детского здоровья. Большая роль отводится индивидуальным особенностям ребенка, генетическому потенциалу и факторам внешней среды, от которых зависит риск появления заболеваний. Профилактические меры по предупреждению осложнений заключаются в ведении здорового образа жизни и исключении факторов риска, провоцирующих болезненные состояния.

Источник

Я сам родитель и с данным вопросом сталкивался как минимум три раза в своей жизни. А теперь я профессиональный психолог, гештальт-терапевт и с желаниями ускоренного развития детей встречаюсь уже на консультациях. Так что же такое ускоренное развитие, что оно дает и кому оно нужно. Выскажу свою точку зрения.

Довольно часто можно встретить объявления от различных организаций, клубов про ускоренное развитие способностей детей. Обучают быстрому счету, писать, рисовать, различным иностранным языкам, в общем, развивают разные способности ребенка. В общем вроде бы все пристойно и прекрасно. Но есть несколько моментов, о которых хотелось бы написать.

Первое. Как происходит ускоренное развитие. Ребенка по определенным методикам развивают в разных направлениях. На пример в виде игры обучают иностранным языкам, или работе на компьютере, или развивают математические способности и тд. Вполне реально ребёнка развить гораздо раньше своих сверстников и на пример к шести годам хорошо читать, считать и разговаривать на иностранном языке, а то и на несколько. Все это прекрасно и такое положение вещей очень умиляет родителей, они горды ребёнком и собой. Есть случаи, когда ребёнок лет в 12, а то и раньше оканчивает курс средней школы и поступает в университет. Все это по силам ребёнку, его мозг способен многое изучить и понять. Однако что практически невозможно развить за это время это психику ребёнка, она развивается по своим законам и зачастую педагоги этот момент не учитывают. Чем это чревато для ребёнка, рассмотрим подробнее.

И так научившись читать и писать в раннем возрасте, ребёнку будет откровенно не интересно обучаться в обычной школе, где дети только все это начинают постигать. Следовательно, если родители продолжают гнуть свою линию сотворения маленького гения, то ему предстоит заниматься в специальных группах, либо в старших классах, либо индивидуально. А это с большой долей вероятности скажется на процессе социализации ребёнка. Отдельно хочется сказать про занятия с гораздо более старшими детьми. На пример когда шестилетний малыш занимается с девяти-десятилетними ребятами. Или когда 12 летний ребёнок поступает в университет, а рядом с ним оказываются 18-20 летние молодые люди. Психика младших детей, как правило, оказывается не готова к той психологической нагрузке, которую предлагает среда, в которой они находятся. На пример 12 летний ребёнок совсем не готов к тем способам обращения, разговорам которые приняты у 18-20 летних парней и девушек. И мягко говоря, детям приходится не сладко в этой ситуации, они часто отгораживаются от гораздо более старших одноклассников или однокурсников, становятся психологическими изгоями и объектами для насмешек старших. И в этом возрасте могут формироваться психологические травмы, которые в будущем могут осложнить им жизнь. И еще один момент

Психологическое развитие ребенка в любом случае оказывают родители или замещающие их взрослые. Именно они будут развивать способность ребенка обращаться со своими чувствами, с тем как строить отношения с другими людьми, как переживать весь комплекс чувств, эмоций, мыслей, фантазий которые ребенок будет осознавать. То есть в конечном итоге именно это умение позволит ему быть счастливым в этой жизни, поскольку за это отвечает именно наша психика. А для того чтобы ребенку на своем примере показать как грамотно строить отношений, как переживать весь комплекс осознаваемых феноменов во многом родителям придется самим заняться своим образованием в области психологии. Так что в любом случае если вы заинтересованы в том чтобы ваш ребенок был успешен в жизни и жил счастливой, наполненной жизнью в будущем, увильнуть от самообразования, самопознания не получится.

Читайте также:  Развитие у ребенка черный

Второе. Важно уточнить у родителей, когда они очень хотят что-то развить у своего ребенка следующее. Важно как происходит развитие ребенка, за счет чего, в каком формате, и кто инициатор этого действия. Хотя про инициатора в принципе понятно, это родители (или родители родителей). А вот как это преподносится и с какой целью это делается, вот здесь может быть интересно. Если ребенок наверстывает упущенное когда-то родителями (по крайней мере, они так считают, что вот если бы им когда-то такому научили, вот у них было бы все по-другому), то очень большая вероятность того, что ваш ребенок будет заложником ваших несбывшихся надежд, желаний, то есть в данном случае речи о самом ребенка нет, есть речь о вас.

 Ускоренное развитие ребенка За и против

Источник

Как ускорить умственное развитие ребенка

Кто из родителей не хочет иметь умного ребенка? Коэффициент интеллекта ребенка не всегда, хотя и зачастую, генетически зависит от интеллекта родителей. Кроме наследственности, на него оказывает влияние множество факторов: окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье ребенка и другие. Задача родителей – помочь ребенку в скорейшем и интенсивном развитии интеллекта.

Для самых маленьких:

1. Постоянно разговаривайте с ребенком. Даже если вам кажется, что ребенок вас не понимает. Ученые обнаружили прямую зависимость уровня интеллекта маленького ребенка от количества слов, которые он слышит ежедневно. Кроме того, чем больше вы разговариваете с ним, тем лучше и быстрее он научится говорить. Только постарайтесь говорить о понятных ребенку вещах – о его игрушках, знакомых ему предметах, одежде, а не о том, что вы собираетесь сделать в ближайшие выходные. 2. Читайте ему книжки, причем начинайте делать это уже с 6-8 месяцев. Даже если ребенок еще не в состоянии постичь смысл текста, он поймет принцип чтения – то, что в книге есть значки, которые можно читать, и картинки, которые можно рассматривать. Совместное чтение вырабатывает также тесную эмоциональную связь между ребенком и родителем, ведь это время целиком посвящено ребенку и только ему одному. Не менее полезно читать снова и снова одну и ту же книжку. Это хорошо развивает память, а какое удовольствие получает ребенок, когда может заранее предсказать, что произойдет на следующей странице! 3. Пользуйтесь языком жестов. Не бойтесь, что ребенок начнет из-за этого позже говорить. Язык жестов оказывает положительный эффект на развитие интеллекта, недаром считается, что мелкая моторика рук способствует быстрому развитию речи. Подсчитано, что интеллект детей, пользовавшихся к двум годам приблизительно 20 жестами, выше, чем у тех, кто этого не делал, и говорить они начинали раньше своих сверстников. Очень полезны также в этом отношении пальчиковые игры – «ладушки», «сорока» и др. 4. Не гонитесь за сложностью. Согласно исследованиям, самые простые игрушки – такие, как мячики или кубики – больше развивают мышление и воображение ребенка, чем навороченные дорогие игрушки. Например, кидая или катая мячик, даже самый маленький ребенок каждый раз делает это по-новому, приобретая новые навыки и узнавая для себя что-то новое. Игрушки, в которых надо нажать на кнопку, чтобы получить то или иное ответное действие, хорошо развивают навык следования инструкциям, но никак не воображение. И хотя ребенку может нравиться звук сирены в заводной машине, лучше, если он будет имитировать его сам, а машина будет ездить не только по кругу, но и туда, куда хочется ребенку. И шутка про «трудное детство и деревянные игрушки» ничуть не соответствует действительности, ведь простую деревянную игрушку можно, например, каждый раз красить в новый цвет. 5. Иногда оставляйте ребенка в одиночестве. Если ребенок получает достаточно эмоционального внимания, то нет надобности развлекать его целые сутки напролет. Ребенок, как и любой взрослый, обязательно должен иметь время, чтобы побыть одному. Ребенок должен научиться развлекать себя сам и учиться самостоятельно. Обеспечьте его книжками, игрушками, карандашами и будьте неподалеку, чтобы он мог в любой момент услышать ваш голос. Одно из важнейших условий умственного развития ребенка – хорошая память. Ребенок с хорошей памятью быстрее развивается, быстрее овладевает речью, отличается лучшей успеваемостью в школе.

Читайте также:  Рождение крупного ребенка его развитие

Как улучшить память:

1. Вырабатывайте ритуалы. Определенные ежедневные ритуалы помогают ребенку быстрее запомнить последовательность действий в том или ином событии (купании, отходе ко сну, одевании и т.д.) и придерживаться ее постоянно. Если ребенок уже умеет разговаривать, при выполнении ритуала вы можете спрашивать его: «А что ты должен сделать после этого?» Чем раньше вы выработаете такой ритуал, тем быстрее ребенок начнет совершать его самостоятельно, без вашей помощи, по памяти. 2. Играйте в игры на запоминание. Это могут быть как настольные игры с карточками и игрушками, так и случайные вопросы. Например, проходя мимо дома кого-то из знакомых, вы можете спросить ребенка: «А кто в этом доме живет?», «Что находится у него в квартире?», «Какого цвета та или иная вещь в квартире?» 3. Поощряйте ребенка повторять действия за вами. Ребенок лучше запоминает действия, когда повторяет их, а не просто наблюдает со стороны. Если вы хотите чему-нибудь научить ребенка, например, строить башню из кубиков, в первый раз сделайте это сами, а потом обязательно попросите ребенка повторить. 4. Поощряйте ребенка вспоминать. Периодически возвращайтесь к какому-нибудь интересному для ребенка событию, например, походу в цирк или зоопарк, и спрашивайте о его впечатлениях и воспоминаниях. Когда ребенок то и дело возвращается в какое-то событие, он учится быстрее и четче вспоминать, что происходило в тот день, а также более ясно выражать свои воспоминания словами. В умственном развитии ребенка обычно выделяют 3 составляющих: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Причем для каждого из них существуют свои временные этапы, так называемые «окна возможностей», во время которых эти навыки развиваются особенно успешно.

Развитие эмоций: от рождения до 18 месяцев

Психологи считают, что 80% успеха человека в его профессиональной карьере зависят от его эмоционального развития. Эмоции (такие как чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения с другим человеком и др.) начинают развиваться с самого рождения и часто зависят даже от того, как хорошо накормлен был младенец. Хорошо развитый эмоциональный фон человека формирует у него хорошие моральные стандарты. И хотя эмоциональное развитие продолжается в течение всей жизни, основы его закладываются в соответствии с младенческим опытом. Вот несколько правил, благодаря которым можно ускорить эмоциональное развитие ребенка: – Создайте вокруг ребенка благоприятную спокойную обстановку. – Чаще улыбайтесь. – Узнавайте и проговаривайте словами эмоции, испытываемые ребенком по тому или иному поводу. – Утешайте ребенка, если тот чем-то огорчен. – Объясняйте причину ваших отказов, а не просто говорите «нельзя!». – Хвалите ребенка за хорошее поведение. – Объясняйте ребенку, как его поведение влияет на окружающих.

Развитие речи: от рождения до 10 лет

Дети рождаются со способностью к изучению любого языка. Чем больше с ребенком общаются, тем быстрее и лучше он научится говорить. Взрослый человек, изучая иностранный язык, не может с такой легкостью овладеть грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает маленький ребенок. Вы можете ускорить овладение ребенком речью. Для этого: – Читайте ребенку книжки начиная с самого рождения, не обращая внимания на то, понимает вас ребенок или нет. – Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье. – Показывайте ребенку окружающие вас вещи и называйте их. – Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз. – Объясняйте ребенку, что вы делаете в данный момент. – Разучивайте с ребенком стишки и песенки. – Начните учить ребенка иностранному языку, пока он еще маленький.

Математическое и логическое развитие: от 1 до 5 лет

Навыки решения проблем тесно связаны с навыками зрения, слуха и осязания. Как это ни странно, но, согласно исследованиям, зачастую развитие математических способностей зависит от хороших музыкальных способностей. Стимулируя эти навыки, вы можете развить у ребенка хорошие логические и математические способности: – Давайте ребенку играть с разными по форме, цвету и текстуре предметами. – Давайте ребенку слушать классическую музыку. – Давайте ребенку музыкальные игрушки и игрушки-пищалки. – Повесьте зеркало напротив детской кроватки. – Учите ребенка сортировать предметы по категориям (игрушки, изображающие животных, круглые предметы и т.д.) – Играйте в математические игры. – Купите ему конструктор.

Источник