У ребенка физическое развитие опережает умственное

У ребенка физическое развитие опережает умственное thumbnail

Марина Вишнякова
Консультация «Дети с опережающим психическим развитием»

Феномен гениальности имеет место во всех столетиях,и каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо: будь то в области математики или физики, поэзии или прозы, музыки или живописи и т. д.

Читая жизнеописание высокоодаренных от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано. Гениальные дети по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличаются от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно – они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удается их сверстникам даже в более зрелом возрасте. Многие одаренные дети рано поступают в институт – и, заканчивая его, делают свои собственные открытия!

Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности.Однако стоит задуматься: как далеко следует идти по пути интенсификации темпов развития? Каковы пределы разумного использова-ния детских возможностей? Очень часто родители, лелея честолюбивые замыслы, стремятся воспитать из своих малышей вундеркиндов, чрезмерно перегружая их мозг. Наука убедительно доказывает, что такое воспитание бесперспективно, а главное – опасно для детской психики. Феномен одаренности не имеет ничего общего с искусственным «обогащением» маленького ребенка знаниями, несвойственными раннему периоду детства.

Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Рассмотрим эту проблему. Но прежде дадим общую характеристику ребенка, опережающего в развитии своих сверстников.

Известно, интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте отличается более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитиемчутко реагируют на все происходящее в окружающем мире: им интересно знать, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Этим детям свойственно интересоваться многим. Их внимание приковывают, казалось бы, обычные предметы и события.

Практика работы с такими детьми показала, что они очень активны, всегда могут сами себя занять – часто делами, которые требуют умственного напряжения. Часто мамы и папы жалуются на то, что их трехлетний ребенок не хочет гулять, играть, бегать и прыгать со сверстниками. А дома любимыми занятиями одаренных детей являются компьютерные и интеллектуальные игры (географическое лото, плоскостные и объемные пазлы и др., а также чтение книг, предназначенных скорее для взрослых, чем для детей.

Все родители одаренных малышей отмечают раннюю речь, в том числе с использованием сложных слов, а также ранний интерес к чтению и раннее освоение чтения.

Как же объяснить феномен одаренности? По мнению известного специалиста в области раннего детства А. М. Фонарева, у таких детей происходит резко уплотненная во времени и, по всей вероятности, необременительная для них эксплуатация памяти в области накопления речевых навыков, навыков чтения, счета.

Дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюдательностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли.Для них характерна настойчивость в достижении результата: с удовольствием занимаясь сложными, а иногда даже не имеющими практического применения задачами, они, как правило, не терпят, когда им навязывают готовый ответ. При этом запрещение или отсрочка выполнения не мешает ребенку вернуться к начатому делу, искать пути его осуществлена, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит прекрасном качестве – целеустремленности.

Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.

Не менее существенным признаком раннего развития является наитие в интеллекте одаренных детей творческого начала. Такие малыши часто удивляют окружающих неожиданными ассоциациями, яркими метафорами, смелыми аналогиями; обладают изобретательностью в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов. Они способны продуцировать оригинальные идеи, по-разному подойти к проблеме, находить оригинальные ответы, склонны к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что иногда опережение в динамике развития одних психических функций у одаренного ребенка может сочетаться с некоторым отставанием других (за исключением одаренных детей с гармоничным типом развития, что встречается редко). Эта неравномерность развития называется диссинхронией.

Распространенным примером диссинхронии являются сложности в развитии моторных функций. У некоторых интеллектуально одаренных дошкольников они могут быть выражены не только в несформированности общих движений, но и в нарушениях мелкой моторики. Мелкая моторика является важнейшим компонентом развития письма и условием успешного освоения правописания в младших классах, поэтому интеллектуально одаренный ребенок с таким нарушением может оказаться в начальных классах плохо успевающим, а его особые возможности и потребности – невостребованными. Как результат, потеря учебной мотивации и отвращение к школе. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить индивидуальные особенности крохи, показав его специалистам, и устранить имеющиеся отставания в развитии.

Итак, повторим наиболее существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием.

• Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности.

Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью.

Опережающее речевое развитие.

• Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.

Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности со-циального характера как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников.

Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам,а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.

В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т. е. учить их сочувствовать и сопереживать. Используйте для этого художественную литературу.

Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно пре-дотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализа-ции, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем все это может стать причиной более серьезных проблем.

В заключение хотелось бы дать родителям еще несколько советов.

-Необходимо помнить, что одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка.

-Постарайтесь, видя отличия вашего малыша, внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все.

-Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления.

-Одаренность – это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем.

-Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.

-Подарите ребенку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.

-Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребенка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, не-свойственных раннему и дошкольному периодам детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребенка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.

Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.

Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.

Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам.

Если малыш одарен от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов (начните с визита к психологу, участковый врач всегда подскажет, куда нужно обратиться за помощью, помня, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/ребенок-развлечения-семья-любовь-3046494/

Жизнь мы часто представляем себе как длинный путь, который предстоит пройти новому существу, явившемуся на свет. Путь этот начинается стремительным восхождением, которое вскоре замедляется, затем на короткий срок снова ускоряется, пока путник не достигнет вершины. Здесь на вершине странник жизни пребывает более или менее длительное время, затем начинается спуск, который приводит его к концу жизненного пути.
Из трех больших периодов жизни нас здесь интересует только один, – период роста и развития, – детство и юность, когда закладываются основы человеческой личности. Никогда организм человека не отличается такой гибкостью, такой податливостью различным влияниям и, вместе с тем, такой неисчерпаемой способностью улучшаться и совершенствоваться, как в годы детства и юности. И эти свойства тем ярче выражены, чем ближе человек к началу жизни. Поэтому-то в ранние годы жизни и возможности воспитания и ответственность родителей и воспитателей особенно велики.
Один год раннего детства вносит в жизнь ребенка несравненно больше нового, чем в другую пору жизни пять или даже десять лет. Трехлетний ребенок, уже овладевший речью, гораздо больше превосходит своим развитием годовалого, от которого его отделяют всего два года, чем девятилетний от трехлетнего, которые отделены в три раза большим промежутком времени. Эти годы, в пределах которых протекает каждый возраст, не надо принимать слишком буквально. Границы возрастов, приведенные выше, являются лишь приблизительными;
у одних темп роста и развития замедленный, у других ускоренный.
Большую роль играют здесь общественные условия, в которых растет ребенок, и, в особенности, характер воспитания. Пока идут годы, время от времени, так сказать, на ходу, наше тело перевооружается: то, что было слабым, становится сильным, то что было в подчинении, становится
господствующим. Отсюда понятно, что не только тело ребенка, отдельные его органы не так устроены, как у взрослого, отправления их совершаются по-иному, но и неразрывно связанные с телом душевные способности — мысли, интересы, желания, понимание окружающего — совершенно нете, что у взрослого.
Органы движений очень сложно устроены. Они требуют для созревания времени и благоприятных условий. Но когда они до статочно уже созрели, им необходимо быть в действии для того, чтобы крепнуть и совершенствоваться; если же они будут бездействовать, они могут остаться на всю жизнь маломощными. У ребенка 3-7 лет они уже достаточно созрели, они составляют теперь его главную силу, и он их усердно пускает в ход. Ребенок сам, конечно, не понимает смысла своей беспрестанной беготни, но следует признать, что и не все взрослые понимают его. Впереди ребенка ждет длинный и сложный путь, который требует большого запаса знаний. Пуская в ход самое сильное свое орудие — двигательные органы, ребенок многим знакомится на собственном опыте, многое на себе испытывает, обогащает свой ум самыми разнообразными сведениями.
Можно сказать смело, что движения нужны ребенку для его правильного развития, как воздух нужен для дыхания. У ребенка, который мало двигается, который сидит по долгу на одном месте, сердце слабо работает, кровь застаивается, легкие плохо набирают воздух, напряжение всех жизненных процессов понижается, он делается вялым и хилым.
Движения ребенка имеют значение только для его телесного здоровья. Они развивают его ум, расширяют и углубляют его понимание и знание всего, что окружает его. Возьмите, например, движения, которые производит ребенок, когда он ощупывает, хватает, комкает, рвет, бросает, строит. Все движения дают ему богатый запас знаний, которые в практической жизни понадобятся при выполнении различных работ. Но если ребенок будет всегда чувствовать себя слабым, подчиненным существом, из него никогда не вырастет сильный человек, способный не только делать то, что велят другие, но умеющий и сам делать и изобретать новое.
Игры ребенка — это первая школа жизни. Эта школа тем особенно хороша, что ребенок занимается в ней с большой радостью, а радость сама по себе — лучшее укрепляющее средство, более надежное, чем лекарства и курорты. Общая неустойчивость организма дошкольника (особенно его нервной системы) является главной причиной его слабой сопротивляемости заболеваниям, в частности заразным болезням.
К слабым сторонам дошкольника следует отнести недостаток его опыта и незрелость его ума, вследствие чего дошкольник часто не в состоянии хорошо понимать окружающее и правильно ориентироваться в нем. Слабый ум до школьника не в состоянии контролировать его поведение и оно диктуется почти всецело его изменчивыми, быстролетными, прихотливыми чувствами.

Источник

У ребенка физическое развитие опережает умственное

Елена Мазитова

Если кроха позже своих сверстников садится, встает на ножки или начинает говорить, мама сразу обращается за помощью к специалистам. Но как насчет опережения в развитии? Стоит ли гордиться достижениями малыша? Об этом читайте далее.

Нормы физического развития детей

Темпы формирования двигательных навыков и развития речи у малышей индивидуальны. Одни дети делают первые шаги в 10 месяцев, тогда как другие начинают ходить после года. При этом важно правильно понимать суть каждого из этапов развития крохи. Например, родители часто принимают желаемое за действительное: случайные заваливания за активные перевороты ребенка, а пластунские переползания с полноценным ползанием. В указанных случаях речь не идет об опережении развития.

Как относиться к тому, что кроха начал рано ходить?

Некоторые дети начинают ходить раньше, чем ползать. В таком случае обязательно обратите внимание на то, не стоит ли ребенок на носочках. Такая особенность вызвана повышенным тонусом конечностей и требует консультации педиатра и невролога. Крохе назначат расслабляющий массаж стоп, ног, бедер и ягодиц, а также дадут рекомендации относительно первой обуви. Все это поможет избежать проблем с ножками в будущем.

У ребенка физическое развитие опережает умственное

Что касается родителей, то они должны всячески отвлекать малыша от ходьбы: как только он пытается встать на ножки, увлеките его новой игрушкой, посадив на попу.

Нужно ли ставить ребенка на ножки?

Специалисты категорически не рекомендуют этого делать. Ведь для того, чтобы научиться ходить, позвоночник и весь организм ребенка должны быть полностью готовы к предстоящим нагрузкам. Если вы начнете ставить младенца на ноги самостоятельно, это может привести к неправильному развитию костей.

А как быть в случаях, когда малыш научился чему-то сам раньше времени? Не стоит полностью ограничивать его активность и, конечно, не нужно увеличивать нагрузки. Ведь в дальнейшем такие действия могут затормозить развитие ребенка и отбить у него желание исследовать мир и приобретать новые навыки.

Фото: depositphotos

Читайте также

Осознанная красота материнства в нашем
Instagram:

Новости партнеров

Источник

Вот здесь мы с вами бурно обсуждали вопросы опережающего развития. И я, помнится, обещался разместить свою небольшую статью на эту тему. Статья спорная, посему жду гневных комментариев.

 «Наш малыш в свои полтора года уже знает все буквы и цифры, с десяток геометрических форм и дюжину цветов. Очень любит сидеть с книжкой, листает ее, с удовольствием учит стихи»…

Как приятно, когда можно погордиться своим ребенком. Рассказать о нем друзьям, знакомым, поделиться радостью с интернетом, обсудить на мамкиных форумах… И вот, мы уже начинаем искать способы обеспечить своему малышу опережающее развитие. Зачем мы это делаем? Если отбросить те объяснения, которые лежат на поверхности нашего сознания, и которыми мы можем поделиться вслух, из серии: «мы развиваем интеллект ребенка, чтобы он был умным и добился в жизни многого», и заглянуть поглубже, причина окажется на удивление банальна. Мы добиваемся опережающего развития для своего ребенка, прежде всего в угоду своему тщеславию. Ведь, если мой ребенок делает все лучше, быстрее и раньше всех своих сверстников, значит – это мы, его родители такие замечательные и исключительные, что сумели зачать, родить и воспитать такого гения, ну или на худой конец, вундеркинда.

А теперь давайте разберемся, чего стоит ребенку удовлетворение родительских амбиций.

Начнем с того, что у психиатров опережающее развитие представляет собой диагноз и рассматривается это состояние в группе патологий развития, в одном ряду со слабоумием и психопатией. Появление в амбулаторной карте этого словосочетания, после посещения кабинета здорового ребенка, даст повод и психологу и психотерапевту с полным основанием занести вашего ребенка в группу риска. Почему? Да потому, что в дальнейшем, в той же карте может появиться диагноз шизофрения, например…

Значит ли это, что опережающее развитие ребенка опасно? Да, безусловно. Даже, если в дальнейшем обойдется без психиатрической патологии, вы, скорее всего, столкнетесь с проблемами физического и психологического характера. Чтобы понять, откуда эти проблемы возникают, вспомним закон сохранения энергии, который мы все проходили в школе. Закон, который прекрасным образом распространяется на психику. Энергия не возникает ниоткуда, не уходит в никуда – ее запас постоянен. Если на что-то мы тратим энергии больше, то в другом направлении деятельности ее становится меньше.

Другими словами, если мы бросаем все силы на интенсивное интеллектуальное развитие, начинают страдать другие сферы. В первую очередь – это эмоциональная сфера и во вторую, двигательная. Ухудшение развития двигательной сферы приводит тому, что ребенок не успевает за сверстниками в физическом развитии. Он хуже бегает, хуже прыгает, плохо лазает по шведской стенке… «Ну и что, зато он у нас самый умный», – скажем мы. И окажемся неправы. Во-первых, потому, что в дальнейшем это физическое недоразвитие будет проявляться, в том числе и в половой сфере, а, во-вторых, потому, что читать много книжек и быть самым умным не одно и то же.

Начнем со второго утверждения. Почему ребенок, который читает запоем, иногда по три-четыре книги параллельно может не стать умным? Дело в том, что читая книги по диагонали, малыш редко останавливается на их содержании, не всегда может выделить в них основной и дополнительные смыслы. Самое печальное в том, что при стремительном подходе к чтению книга перестает выполнять одну из основных своих задач – она не обогащает пассивный словарь ребенка. Он не улавливает красоту построения фраз, сокращает количество слов. Обратите внимание – умный и не по годам развитый малыш, читающий книги запоем, встречая незнакомое слово просто пропускает его, улавливая общий смысл фразы из контекста. Ему некогда искать значение этого слова в словаре, или просто спросить у родителей. Ведь впереди еще столько книг, которые надо прочесть! И еще один момент на который надо обратить здесь внимание. Углубляясь в книги, ребенок постепенно выпадает из круга общения сверстников. Тем самым, даже если он и развивает свой интеллектуальный багаж, он сильно проигрывает остальным детям в развитии эмоционального интеллекта. Того самого, на который сегодня делается значительная ставка всеми психологами, начиная от детских и заканчивая менеджеров по персоналу. С проблемой развития эмоционального интеллекта тесно связана и половая сфера, проблемы в развитии которой мы упоминули.

А при чем здесь половая сфера? Да при том, что ребенок плохо развитый физически еще на ранних ступенях детства, в дальнейшем будет хуже, чем его сверстники справляться не только с физкультурными упражнениями, но и со своевременным развитием гормональной сферы, медленнее будут развиваться вторичные половые признаки. Это приведет к остракизму со стороны одноклассников, дальше на этой базе легко формируются чувство неуверенности в себе, неудовлетворенности своим физическим «Я», комплекс неполноценности. Отталкиваясь от этих проблем, подросток будет с большим трудом выстраивать отношения со сверстниками противоположного пола, будет накапливаться отрицательная обратная связь в таких отношениях, что, в свою очередь, может усугубить ситуацию с гормональным фоном – подчиняясь все тому же закону сохранения энергии, организм не будет вырабатывать половые гормоны в должном объеме. Включится закономерный процесс компенсации, и энергия пойдет в наиболее привычное и одобряемое (родителями в том числе, если не в первую очередь) русло. Ребенок еще больше углубится в чтение, в науку, в интеллектуальное развитие, все дальше отрываясь от социальных контактов. Дальнейшее развитие ситуации пойдет по спирали, или по принципу снежного кома, пущенного с горы. И эта ситуация дает тот самый эффект, который совершенно напрасно радует и успокаивает родителей – подросток не шляется где ни попадя, не бегает по девочкам (мальчикам), а тихо сидит дома и читает. Или ходит в секцию по шашкам. С родителями тих и ласков, не бунтует как у других, и все гости восхищаются тем, какой порядочный у вас ребенок.

Понимаете, что случилось? От опережающего развития в раннем детстве мы пришли к ретардации (замедленному развитию) в подростковом возрасте. Подросток по природе своей должен быть бунтарем, в нем должны кипеть гормоны, и если он тихо сидит дома на виду у папы с мамой, значит, что-то пошло не так. Время задуматься о консультации с психологом. Хотя, справедливости ради надо заметить, что если бы мы консультировались своевременно, еще до рождения малыша, и на всем протяжении его жизни, этой ситуации можно было бы избежать.

Так что же получается? Что развитый ребенок – это плохо? Ребенок, читающий книги – болен? Отнюдь. Хорошо. Но все хорошо в меру. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, посвятивший всю жизнь изучению развития психики ребенка, на вопрос о том, как сделать так, чтобы ребенок развивался быстрее, отвечал, что стремиться нужно не к тому, чтобы ребенок быстро промчался по всем этапам развития, а к тому, чтобы на каждом из этих этапов у ребенка были все возможности для полного и благоприятного развития. Именно при таком подходе мы и сформируем наиболее гармоничного взрослого.

Источник