У ребенка 1 год длинные руки

У ребенка 1 год длинные руки thumbnail

Человеческое тело в разные периоды жизни имеет разные пропорции. Голова, туловище, руки и ноги находятся в постоянных для каждого возраста соотношениях. Конечно, существуют индивидуальные колебания (в зависимости от пола, расы и т. д.), но пределы этих колебаний сравнительно невелики, поэтому люди одного возраста, в среднем, имеют одинаковые пропорции тела. И если эта пропорциональность нарушается, то это воспринимается нами как нарушение гармонии или эстетический изъян.

Согласно общим канонам, в правильно сложенном человеческом теле длина головы в 8 раз меньше длины всего тела и в 3 раза меньше длины туловища. Длина рук равняется 3,25, а ног 4,25 длины головы. Тело ребенка имеет совершенно другие пропорции. Так, у новорожденного длина головы всего в 4 раза меньше длины его тела, длина рук составляет 1,6, а длина ног 2,5 от длины головы. К году эти соотношения меняются. Длина головы укладывается в длине тела около 5 раз, а длина рук равна длине ног. Таким образом, ребенок (по сравнению со взрослым) – это коротконогое и короткорукое существо с большой головой и большими глазами. (Глаза за время роста человека – с детства до взрослого возраста – растут значительно медленнее остальных частей тела. Поэтому относительно пропорций головы у детей глаза гораздо больше, чем у взрослых.)

Этот феномен используют художники-мультипликаторы. Если они хотят, чтобы их персонаж вызывал умиление, любовь и другие приятные эмоции, то изображают его с пропорциями ребенка – большая головка, огромные глаза с длинными ресницами, короткие лапки (или ручки и ножки). И наоборот – злого персонажа обязательно рисуют в пропорциях взрослого.

От пропорций перейдем к абсолютным величинам. После того, как ребенку исполнился год, темпы его физического развития несколько замедляются. Масса его тела увеличивается в среднем лишь на 30-50 г в неделю.

У ребенка в возрасте одного года окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она увеличивается до 48 см, а у двухлетних малышей до 49 см. Таким образом, за второй год жизни окружность головы увеличивается на 2 см. Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что у ребенка окружность груди больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу.

Ноги растут в длину гораздо быстрее рук. В то время как у новорожденного руки несколько длиннее ног, к году конечности становятся одинаковой длины, а у двухлетнего ребенка ноги уже длиннее рук. Рассмотрим череп ребенка. Он делится на лицевую и мозговую части. Мозговая часть черепа значительно больше, чем лицевая, особенно у новорожденных. С возрастом весь череп растет, но лицевая его часть растет гораздо быстрее, чем мозговая. Особое значение для внешнего вида имеет рост нижней челюсти. Эта кость состоит из костной дуги и отходящих от нее ветвей. Угол, образуемый ветвями и дугой, меняется с возрастом) от тупого к прямому. При этом у женщин форма нижней челюсти (как и весь череп в целом) во взрослом состоянии очень похожа на детский.

Изменяется масса тела ребенка. В этот период она увеличивается примерно на 200-250 г в месяц, что составляет около 2,5-3 кг в год. А рост увеличивается на 12 см, причем с каждым месяцем он замедляется. Иногда он может даже остановиться и оставаться неизменным в течение 1-3-х месяцев. Это может зависеть от питания, окружающей среды и других факторов. Однако и рост, и масса тела в большей степени зависят от наследственности.

Между годом и 18-ю месяцами, как правило, появляются четыре премоляра. А между 16-м и 24-м месяцами прорезываются клыки. Порядок прорезывания зубов может нарушиться, но в среднем, к 25-му месяцу жизни у ребенка должно быть 20 молочных зубов.

Иногда прорезывание зубов может сопровождаться местной болью, слюнотечением, раздражительностью, снижением аппетита.

Несмотря на то, что ребенок в возрасте от года до полутора лет уже хорошо стоит и ходит, строение его тела пока не совсем соответствует функции прямохождения, отличающей человека от высших животных.

Дело в том, что ступни его коротких ножек еще очень малы, а голова большая и тяжелая. Мышцы шеи, спины, ног еще не окрепшие. Все это затрудняет поддержание равновесия. Кроме того, еще недостаточно развит вестибулярный аппарат ребенка.

Позвоночник взрослого человека имеет несколько физиологических изгибов, облегчающих стояние и ходьбу. Эти изгибы называются лордозами и кифозами. Лордоз – это изгиб кпереди. Кифоз – кзади. У взрослого имеются шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. Физиологические изгибы служат своеобразными амортизаторами, смягчающими тряску тела при ходьбе, беге и прыжках.

У детей, особенно маленьких, позвоночник не имеет всех этих изгибов. Кроме того, он еще не окрепший, его связочный аппарат не до конца сформирован и начинает окостеневать лишь к концу дошкольного возраста. А изгибы позвоночника формируются и закрепляются в среднем к 13-15-ти годам. Причем формирование их идет последовательно. У новорожденного позвоночник имеет форму почти прямого столба. Когда младенец начинает держать голову и в работу включаются шейные мышцы, начинает формироваться шейный лордоз. Позже, когда ребенок начинает сидеть, появляется грудной кифоз. А после того как ребенок начинает стоять и ходить, формируется поясничный лордоз. Но даже и в это время, когда ребенок ложится, его позвоночник снова выпрямляется, поскольку не достиг еще нужной степени окостенения.

Вообще, кости ребенка достигают полной зрелости лишь к периоду полового созревания. До этого же поверхностный слой кости ребенка – надкостница – значительно толще, чем у взрослых. Поэтому у детей очень часто встречаются переломы по типу “зеленой веточки”. Вы ломали когда-нибудь зеленые молодые побеги кустарников? Вспомните, как это происходило: внутри стебель сломался, а снаружи толстая сочная кожура держит его и почти не нарушена. Таковы и поднадкостничные переломы у детей. Кроме того, кости кисти и стопы еще долго имеют хрящевую основу и окостеневают в определенное время.

Сердечно-сосудистая, дыхательная и пищеварительная системы за эти полгода (с года до полутора лет) не претерпевают заметных изменений. Так, частота сердечных сокращений остается на уровне около 120 в минуту, частота дыхания – не ниже 30 вдохов в минуту. Что же касается желудочно-кишечного тракта, то он продолжает работать так же, если, конечно, вы не ввели в рацион ребенка шашлык, барбекю, сало с чесноком и прочие мясные продукты, не предусмотренные для этого возраста.

Читайте также:  Самый лучший велосипед для ребенка 1 год

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Источник

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) – это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него – это завязать шнурки.

Читайте также:  Сколько давать супрастин ребенку 1 год

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!»,

происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Возврат к списку публикаций

Источник

14.01.2021 34295

Нарушение тонуса мышц приводит к отставанию ребенка в развитии: он позже начинает держать голову, сидеть, стоять и ходить.

Наши мышцы никогда не расслабляются полностью и даже во сне сохраняют минимальное напряжение, которое называется тонусом. К сожалению, эти нарушения (как и другие нарушения ЦНС) – самая распространенная патология у детей раннего возраста.

Без своевременного лечения тонуса мышц у ребенка формируются стойкие двигательные нарушения: кривошея, косолапость, нарушения осанки, искривление позвоночника. В таком случае восстановление может затянуться на многие годы.

Что такое гипертонус

Гипертонус – состояние мышечного напряжения. Для новорожденного нормальной (физиологичной) является поза, когда его ручки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу. Такое состояние называется физиологическим гипертонусом. В этой же позе младенец находится в утробе матери, иначе он просто не смог бы там поместиться.

В течение первых шести-восьми месяцев жизни ребенка тонус мышц постепенно ослабевает и к двум годам становится приблизительно таким же, как и у взрослого.

Причина патологического повышенного тонуса мышц у грудничка в один месяц – в полученной при родах перинатальной энцефалопатии.

Когда стоит беспокоиться

1. Если ребенок беспокоен, часто плачет (при этом у него дрожит подбородок), плохо спит, реагирует плачем на любой резкий звук, яркий свет, постоянно срыгивает.

2. Характерный вид ребенка с гипотонусом – мягкий, вздутый («лягушачий») живот, расслабленные, раскинутые ручки и ножки.

3. Ребенок давится или слишком мало ест (из-за слабости мышц нарушены процессы сосания и глотания).

4. Если даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме фиги).

5. Если с рождения ребенок хорошо держит голову (из-за напряжения затылочных мышц). В норме это происходит лишь к четырем месяцам.

6. Если у малыша кривошея (результат травмы связок или позвоночника при родах).

7. Если при повторном разведении ручек и ножек сопротивление усиливается.

8. Если гипертонус сохраняется после шести месяцев.

9. Если при первых шагах (7-12 месяцев) ребенок опирается на цыпочки.

Читайте также:  Пюре из зеленого горошка для ребенка 1 года

Лечение гипертонуса

Невролог обычно назначает курс расслабляющего лечебного массажа (10 сеансов, через шесть месяцев их следует повторить), комплекс специальной гимнастики, плавание, электрофорез, расслабляющие ванны, чаще всего – с морской солью или хвоей, валерианой, шалфеем, пустырником.

В тяжелых случаях доктор прописывает лекарства для снижения тонуса мышц: мочегонные для снятия гидроцефального синдрома, ноотропики и сосудистые препараты.

Еще одно важное правило: никогда не ставьте ребенка в ходунки и прыгунки. Неправильное распределение силы тяжести в этих приспособлениях не учит его вставать на всю стопу, вызывает напряжение мышц ног и дает слишком большую нагрузку на таз и позвоночник.

Что такое дистония

Когда у ребенка одни мышцы чересчур расслаблены, а другие, наоборот, слишком напряжены, это говорит о неравномерном тонусе мышц – дистонии.

Асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению кожных складок. Особенно ярко это заметно, когда младенец лежит на животе на твердой, ровной поверхности. В таком положении новорожденный с дистонией будет заваливаться на один бок – тот, где усилен тонус мышц. Голова и таз ребенка будут повернуты в сторону напряженных мышц, туловище нередко изгибается дугой.

Лечение дистонии

При неравномерном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус мышц ниже. Хорошим эффектом обладают занятия на надувном мяче (положить ребенка животом на мяч, зафиксировать его ноги и покачивать во все стороны, чтобы равномерно напрягались все мышцы).

Очень эффективен массаж (на напряженные мышцы – расслабляющий, на вялые – тонизирующий) и гимнастика, направленная на растяжение напряженных мышц.

Также рекомендуют прогревание азокеритом (смесь парафина и смолы).

Как определить повышенный тонус мышц у грудничка самостоятельно

Состояние мышц определяют на основании визуальных диагностических тестов. Первичный осмотр проводится еще в роддоме, там исключают вероятность родовой травмы, оценивают состояние костно-мышечного скелета новорожденного. Далее малыша следует раз в полгода показывать неврологу и ортопеду. Кстати, некоторые несложные манипуляции по определению патологии вы можете провести сами.

Разведение бедер

Положите ребенка на спину и осторожно, не применяя силу, разгибайте ножки, раздвигая их в разные стороны. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного полностью без сопротивления разгибаются и легко разводятся в разные стороны – это говорит о пониженном тонусе мышц. Если сопротивление слишком сильное и при этом ноги малыша перекрещиваются – это признак гипертонуса. У здорового ребенка можно развести ноги примерно на 90 градусов – по 45 с каждой стороны.

Присаживание за руки

Положите малыша на спину и потяните его за запястья, как бы присаживая. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления – это признак пониженного тонуса мышц. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их – это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры

Придерживая под мышками, поставьте малыша на пеленальный столик, слегка наклоните младенца вперед, вынуждая сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и в полтора месяца практически исчезает.

Если у ребенка старше полутора месяца он сохранен – это свидетельство гипертонуса. На повышенный тонус мышц также указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять (с вашей поддержкой, разумеется), новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить – это признаки пониженного тонуса мышц.

Профилактика для разного возраста

Внимательное отношение мамы к своему малышу, ежедневное наблюдение за его развитием поможет выявить и устранить проблему. Что же умеет делать и как должен выглядеть ребенок в первый год жизни?

Ребенку 3-4 месяца

– Выпрямите ноги ребенка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки.

– Ребенок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтение какой-либо стороне.

– Сгибание голеней происходит свободно.

– Понаблюдайте за положением ребенка на спине. Вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается. Голову при этом он должен держать ровно, свободно поворачивая ее в стороны. Руки уже достаточно умелы, ребенок играет ими, пытается засунуть их в рот. Туловище выпрямлено: убедитесь в этом, мысленно проведя линию нос – подбородок – грудина – пупок – лобок. Правая и левая сто­роны симметричны.

Ребенку 6-7 месяцев

– Положите раздетого младенца на живот. Он уверенно опирается на вытянутые руки, кисти хорошо раскрыты. Голова свободно поворачивается направо и налево. Грудь приподнята над поверхностью. Живот и таз прижаты к столу. Ножки раздвинуты, колени согнуты. Посмотрите на малыша сверху: позвоночник должен занимать срединное положение, а не отклоняться в сторону.

– Лежа на спине, ребенок играет со своими руками и ногами, движения стали осмысленными и согласованными. Голова легко наклоняется вперед.

– Малыш начинает самостоятельно поворачиваться со спины на живот.

Ребенку 9-10 месяцев

– Ребенок стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени. Руки выпрямлены, кисти раскрыты. Малыш может опираться только на одну руку. Голова свободно поворачивается во все стороны. Грудь, живот и бедра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре.

– Ребенок начинает ползать на четвереньках (но этот этап развития не обязателен и отсутствие навыка ползания патологией не является).

– Младенец самостоятельно садится. Обратите внимание на спину ребенка – когда он сидит, она должна быть прямая.

– Возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору.

Домашний массаж для лечения тонуса

Оценить состояние ребенка и назначить ему курс массажа должен врач-невролог. Первый сеанс проводит специалист, затем при желании мама может запомнить все манипуляции и делать массаж сама.

Источник: ( Ссылка )

Специальное предложение по медизделиям приютам для животных
Подробнее
Вакансия: Менеджер по ветеринарным препаратам
Подробнее

Источник