Творчество в развитии особого ребенка

Наталья Осипова
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.
В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства.
Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.
Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенкувыйти из состояния зажатости.
Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.
Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).
Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей.
В работе с детьми мы стараемся найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выявляем умения и навыки детей: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях пытаемся выяснить художественную одаренность детейпосредством различных игр:
o разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);
o сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки);
серия «Дополни изображение» («что увидел котёнок?»); серия «Лото» («что нужно повару, врачу для работы?»).
Занятия строим из 4–5 частей:
1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами). Если у ребенка плохое настроение,и он раздражен – мы применяем следующий прием: кладем перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, в комнате раскладываем 2–3 предмета такие же по цвету, ребенку предлагается найти эти предметы.
2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Объяснение задания.
5. Непосредственная работа.
Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, мы используем выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаем пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками – развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Дети испытывают потребность не только в познании, но и в овладении навыками, умениями, способами деятельности.
Можно выделить два направления, которые удовлетворяют любопытство маленького художника, и в тоже время не требуют от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С.Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы выбрали нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история, с выходом на деятельность. Различные действия с красками, материалами, необычные техники помогают детям преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, возможность показаться непонятыми, смешным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции.
Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем.
Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям будет интересно узнать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование – совершенно увлекательное занятие,когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками – все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
В своей работе используем интегрированные виды занятий. (Нарисованную ёлочку предлагаем украсить разноцветными шариками, вырезанными из бумаги; Дед Мороз – борода, шапка, отделка костюма из ваты). Помогает в работе использование ИКТ (мы рассматриваем слайды по теме занятия, презентации).
Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, приобретениюуспешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.
Список используемой литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
2. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Источник
В предыдущей статье мы говорили об общих особенностях раскрытия творческого потенциала у “особых” детей, а сейчас мне бы хотелось затронуть такую тему как
интеграция особого ребенка в общество через совместное творчество
Главное новшество совместного творчества по сравнению с индивидуальным – это возможность почувствовать себя частью целого. Это очень важный опыт для любого человека, потому что человек – социальное существо. Мы живем “стайками”, стремимся создавать семьи, дорожим дружбой. Некоторые люди в бегстве от одиночества сильно привязываются к животным или даже к вещам. Возможность быть вместе с другими людьми очень притягательна для нас, но может и открывать нашу уязвимость и причинять боль. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка была возможность входить в социум мягко, постепенно. Сначала получая свой первый опыт общения в семье, в безопасной атмосфере, где его принимают и любят просто за то, что он есть. Потом постепенно расширять круг общения – с семьей и детьми друзей, во дворе и т.д. Постарайтесь оценить, насколько тяжело или легко дается ребенку новое общение. Это видно по тому, насколько он возбужден (даже если выглядит радостным, перевозбуждение – это сигнал к тому, что лучше сделать перерыв), не устраивает ли истерик по вечерам, как он спит, не становится ли более “ручным”, чем обычно.
Вместе дети, как правило, сами занимаются игрой и творчеством, для этого не нужны старания взрослых. Задача взрослых – по сути, обеспечить доступ к себе, тем самым дав чувство безопасности и возможность расслабиться и погрузиться в игру. Надо, как уже говорилось, быть очень чутким к состоянию ребенка, принимать его эмоции, помогать их проживать, не требовать делать что-то, наступив на свои чувства (отдавать свою игрушку, чтобы не быть жадиной), мягко отстаивать его права, если “весовые категории” не равны, а когда это неизбежно (например, надо отдать чужую игрушку) – помогать переживать эту потерю и при необходимости завершать болезненную ситуацию и уводить ребенка, если чувствуете, что огорчение слишком сильно.
Чему дети учатся в совместной игре, творчестве?
• заявлять о своих потребностях, со временем все более спокойно и менее конфликтно;
• выражать свои чувства и принимать чувства других;
• принимать решения на основе смешанных чувств и противоречивых обстоятельств;
• быть частью целого, не теряя своей индивидуальности;
Следует уточнить: во-первых, происходит не столько обучение ребенка этому, сколько создание условия для раскрытия потенциала этих способностей, который уже заложен в ребенке, а во-вторых, все это реализуется в случае создания атмосферы, о которой здесь уже неоднократно говорилось – атмосферы безопасности, до определенного возраста в присутствии значимого взрослого. Вообще, возраст, готовность к общению с другими детьми (которое дается труднее, чем со взрослыми, потому что дети еще не умеют учитывать чувства и потребности друг друга) играет важную роль в успешности и полезности совместного творчества. Важно учитывать, что до школьного возраста дети еще не способны к смешанным чувствам, и поэтому внимание родителей к их чувствам, состоянию, должно быть достаточно пристальным.
Совместное творчество особых и “обычных” детей – что оно дает каждому участнику?
Помимо всего вышеупомянутого, совместное творчество особых и “обычных” детей способно принести и другие, особенные плоды. Для детей с ОВЗ и их семей это, в первую очередь, возможность отказаться от социальной изоляции, выбирать круг общения не по диагнозу, а по симпатии, не чувствовать себя изгоями.
Для здоровых детей и их семей такое взаимодействие тоже бесценно. Мы изолируемся от того, что нам незнакомо, потому что это иррационально пугает (неизведанное = угроза). Объединение на волне энергии дерзновения позволяет расширить границы своего мировоззрения, которое закладывается уже в детстве, проявить толерантность, возможно, позаботиться (в дружной доброжелательной атмосфере у многих детей просыпается инстинкт заботиться и опекать тех, кто на их взгляд слабее).
Для особого ребенка творчество в интегрированной группе – это возможность почувствовать себя уверенно, понравиться самому себе, не закрываться в собственной неуверенности и не видеть мир разделенным на “нормальный” и его, ограниченный. Эта уверенность может сослужить хорошую службу тогда, когда придет время ему самому становиться хозяином своей жизни. Во всем цивилизованном мире уже нет ширмы, делящей людей на нормальных и не очень, во всем цивилизованном мире принято ценить уникальность и индивидуальность каждого человека, стремясь каждому подсказать, помочь создать те условия жизни и работы, которые будут ему доступны и приемлемы. Благо, наша страна тоже идет по этому пути, и возможно, к тому моменту, когда мы разовьемся до уровня “всего цивилизованного мира” в вопросе заботы о людях со специальными потребностями, ваш ребенок будет взрослым и пронесет во взрослую жизнь ту уверенность и чувство безопасности и свободы, которое вы ему подарите.
Практические советы по организации совместного творчества здоровых детей и детей с ОВЗ
• Если это не просто спонтанная игра, а организованное мероприятие для группы детей, старайтесь учесть возможности и особенности всех участников. По возможности, избегайте тех занятий, в которых особый ребенок (или любой другой член группы) будет заведомо неуспешен;
• Позаботьтесь о доброжелательной атмосфере, уделите внимание знакомству всех членов группы, выделите время на то, чтобы они адаптировались друг к другу и немного расслабились. Можно использовать игры-знакомства, например, когда дети по кругу называют имя своего соседа и доброе слово на эту же букву;
• Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в общем творческом деле, но не заставляйте никого. В каждой группе бывает свой застенчивый наблюдатель, не забывайте уделить внимание и ему, чтобы даже в сторонке он чувствовал себя частью целого;
• Сфокусируйтесь и направьте внимание детей не на результат, а на процесс, на их отношения;
• Пресекайте буллинг (травлю кого-то из детей, чаще всего группой детей), дайте понять, что здесь всем должно быть комфортно, что “у нас не принято обижать людей”. Постарайтесь научить выражать агрессию, не направляя ее на другого человека. Чаще всего истинной причиной раздражения является не конкретный человек, а ситуация или какие-то сопутствующие обстоятельства (что-то не получается, ребенок голодный, уставший и т.п.), постарайтесь понять, в чем дело и разрешить ситуацию;
• Говорите о том, как вам радостно от совместного творчества детей, делитесь своими эмоциями, старайтесь увидеть достижения (опять-таки не в результате, а в каких-то поступках, в общении с детьми, в преодолении своих страхов, в погруженности в творческий процесс и т.д.) Не бойтесь хвалить детей, но важно, чтобы похвала шла от сердца, а не носила воспитательный характер!
Надежда Монастырская 4-soglashenia
Фото взято с сайта семейного центра “Родына”, г.Киев
Источник
Краткое описание документа:
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Карпова М.В.
«Творчество – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» В.В.Давыдов
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей, открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне.
Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.
Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие. К ним относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.
Мы говорим, что творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок, именно они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на тонус организма, стимулируют творческую активность.
Социализация ребенка с потребностями средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.
Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими. Но доступность к творческой деятельности у детей разных категорий не одинакова. Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создать условия для успешной адаптации в обществе.
Работа на кружке – это труд, а труд оказывает непосредственное влияние на физическое развитие детей. В процессе дополнительного обучения у учащихся улучшается общее физическое развитие, развивается выносливость и работоспособность, совершенствуется двигательная сфера, развивается моторика пальцев.
Творческая деятельность имеет большое воспитательное значение. В процессе подготовки у учащихся формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, что будет иметь особое значение в дальнейшем в установлении взаимоотношений в трудовом коллективе.
В нашей школе созданы условия для того, чтобы учащиеся могли овладеть несложными видами работ. Практика показывает, что учащиеся могут на кружках получать навыки и умения в работе с различным материалом (бисер, рисование, работа с бросовым материалом и т.д.). Эти виды работ доступны только для учащихся с более сохранными познавательными возможностями.
Кроме вышеперечисленных видов творческой деятельности подростки могут обучаться вязанию, макраме, изготовление искусственных деревьев, работе с бумагой, овладевать различными простыми сборочными работами ( например сборка поделки).
В процессе обучения у учащихся формируются навыки выполнения отдельных трудовых действий. В связи с неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью в процессе деятельности каждая операция требует отдельной отработки в ходе выполнения различных упражнений
Детям с ОВЗ трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Целью кружков стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. В ходе работы педагоги находят способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку. Надо отметить, что кружковая деятельность имеет большие коррекционные возможности: развитие образного мышления, коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков, опыт публичного выступления, умение размышлять. Известно, что дети с особенностями не любят показывать свои работы большому количеству людей, могут неверно истолковать мнение со стороны.
Чтобы детей с ОВЗ научить работать слажено, чувствовать свою потребность нужно чаще приглашать их на открытые мероприятия. Некоторые дети сначала отказываются, но наблюдая за другими, включаются в процесс. После таких мероприятий, дети с ОВЗ становятся смелее, активней, чаще высказывают свои предложения и мысли.
Итогом кружковой работы стали выставки в школе, в районе, в области, а также в Евроконкурсах с участием детей с ОВЗ. Совместная работа детей с особенностями и обычных детей помогает развитию и формированию у детей коммуникации и творческой деятельности.
Цель: формирование у детей индивидуальных качеств, исходя из их возможностей.
На данном направлении кружки формируют умение разрабатывать занятия и подбирать методы и приемы соответствующие индивидуальным особенностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Наш опыт подтверждает важность включения ребенка с ОВЗ в творческую деятельность, это способствует социализации и реализации личности. Важно использовать разнообразные формы включения детей с особенностями в творческую деятельность, создавать кружки по разным специализациям для развития творческих способностей детей.
Развитие творческих способностей , для детей с ОВЗ имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве, приобретение опыта успешности в конкретной области за счёт своих способностей и трудолюбия. Работа детей на кружке – это труд, а труд оказывает непосредственное влияние на физическое развитие детей. В процессе дополнительного обучения у детей с ОВЗ улучшается общее физическое развитие, развивается моторика пальцев, выносливость и работоспособность.
Источник