Творческое развитие ребенка в свете фгос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Выступление на ШМО по теме:

«Развитие творческих способностей детей

в условиях реализации ФГОС»

Подготовил: учитель

высшей квалификационной категории

Степанова Е. А.

29.12.2014 г.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В.А.Сухомлинский писал:

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелойрукой, они красиво зазвучат».

“Быть всегда творческим – значит бытьвсесильным.” – говорил

Марк Фише.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

  1. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности.

Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.

Творчество – это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы и часто недооцениваются творческие возможности ребёнка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно. Поэтому следует пояснить, что под творчеством ученика мною понимается создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Ведь творчество, индивидуальность, художество проявляются даже в минимальном отступлении учеником от заданного образца.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Что же такое способности? Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Развивать творческие способности? Что это значит?

– Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

– Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

– В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

3. В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю развитию творческих способностей в трудовой деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

Особенно значимы такие идеи, как идея творческого самоуправления, идея сотрудничества с родителями, как детей, так и педагогов, идея личностного подхода к ученику.

Любая учебная работа ребенка, учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена до результата. Для настоящего творца-исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, поэтому нам надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок трудового обучения.

В начальной школе на уроках трудового обучения дети выполняют такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной в художественном труде посредством аппликации.

В своей работе большое внимание я уделяю аппликации.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Младшие школьники знакомятся с названиями и признакамипростейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

Занятия аппликацией приучают учащихся к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Аппликация – очень хороший способ для развития гибкости и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка. Проще говоря, это еще один способ для развития мелкой моторики. С помощью аппликации у малышей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное мышление.

4.Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

«Одарённые дети – будущее России»

Выступление на тему:

«Система работы с одарёнными детьми в свете требований ФГОС НОО: развитие творческих способностей младших школьников»

Подготовила:

Медведева М.А.,

учитель начальных классов

Титул

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем творческие способности детей.

Одарённые дети – будущее России

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования, начиная с начальной школы. Эпиграфом работы с одаренными детьми могут послужить слова видного деятеля российского и международного социалистического движения, философа – Георгия Валентиновича Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.Если мы не хотим серой и мрачной жизни,убогости человеческой души, то мы обязаны находитьи поддержать одаренного человека …»

Цель системы работы с одарёнными детьми

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.

Таким образом, цель системы работы с одарёнными детьми заключается в

1) развитии творческих способностей ребёнка;

2) на перспективу в будущем – обеспечение прогрессивного развития общества в области науки, техники, социальной сфере.

Задачи школы

Задача же школы – поддержать ученика и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Поэтому, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.

Задачи:

  • раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем;
  • поддержать ребёнка и развить его способности;
  • подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы;
  • улучшить условия для развития ребёнка;
  • использовать современные педагогические технологии, способствующие развитию детской одарённости.

Внеурочная деятельность

Социализация личности ребенка формируется на основании умений, связанных с жизнью и деятельностью в социуме. И основным источником для всесторонне и гармонично развитой личности является образовательное учреждение.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта.

Таким образом, происходит выстраивание сети, обеспечивающей учащимся сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Всех одаренных детей можно разделить на три категории:

– Что такое одарённость? – Как можно (и можно ли вообще) измерить детскую одаренность? Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с юным дарованием?

Всех одаренных детей можно разделить на три категории:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда вывод – выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих

принципах

Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности человека происходит в конкретной деятельности.

В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель – это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е., сообразуясь с его «САМостью», выбрать цели, содержание, методы, приёмы и формы обучения.

Поэтому, работа с одаренными детьми должна строиться на следующихпринципах:

принцип дифференциации и индивидуализации обучения;

– принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

– принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в ШНОО;

– принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

– принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

Проектно – исследовательская деятельность

в начальной школе (из опыта работы)

Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

В нашей школе на протяжении многих лет создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей:

-Интернет-форумы-олимпиады ( «Эрудиты планеты»)

– Система творческих конкурсов (Пасхальный свет и радость)

-Творческие проекты(духовно-нравственного, историко-краеведческого, патриотического, православного направления)

-Сайт школы

– Научно-практические конференции и семинары

-ШНОО

Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Одарённые дети – будущее России

И в заключении, хочется сказать, для того чтобы видеть Россию сильной, культурной, высоко-нравственной, нам , учителям необходимо продолжить:

  1. Совершенствоваться в познании самого себя и корректировке своей деятельности в работе с одаренными детьми.
  1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
  1. Проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью

школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях.

И как сказал выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский:

«В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…

Хочется, чтобы дети

были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Источник