Творческое развитие ребенка в коррекционной школе

ГБС(К)ОУ школа –интернат VIII вида

станицы Медвёдовской

Развитие творческих способностей у учащихся  коррекционной школы VIII вида

(выступление на педсовете)

Сообщение подготовила:

 учитель СБО Миронюк З.Н.

ст. Медвёдовская

2015 г

         Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии   сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения»,  который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.  Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую  доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю  и прививаю  социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую  такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи,    желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.

Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Убеждена, что изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Слайд 2

  Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

        Слайд 3.     Творческие способности  развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые – педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин,  Ш.А. Амонашвили,  В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я. А.

          Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

            Творческая деятельность у.о. школьников – это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Слайд 4  Структура ее включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;
2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Обязательно делаю объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявляю  затруднения и проблемы в решении задач, вношу необходимые коррективы.

          Актуальность данной темы заключается в вовлечении учащихся 5-9 классов в творческую деятельность. Эта тема как никакая более позволяет мне объединить учащихся какой-либо деятельностью (исследовательской, проектной,  лабораторной, художественной, эстетической). Старшие в некоторых заданиях помогают младшим.

         Слайд 5   Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

Слайд 6

  1. беседы;
  2. игры;

Слайд 7

  1. конкурсы; творческий труд
Читайте также:  Речевая карта развития ребенка

Слайд 8

  1. проекты, исследовательская деятельность

Слайд 9

  1. экскурсии  

Слайд10, 11,

  1. олимпиады;
  2. индивидуальные занятия;

Слайд 12 (на слайде текст) Считаю, что  внеурочная  работа  должна  строиться по принципу добровольности, поэтому  ее  содержание  в  большей   степени должно отвечать   индивидуальным   устремлениям   учащихся. Учебная и внеурочная  работа  дает мне   возможность  проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

Слайд13, 14   (на слайде текст) Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует детей на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Слайд 15 Способы стимулирования творческого потенциала.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2. Доброжелательность со стороны учителя.

3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности (материалы, инструменты  с которыми работают дети)

4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

             Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, коррекционные занятия.

         Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

          Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и  уроки СБО. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность (составление рассказа, словесной композиции, устное описание воображаемой картины или ситуации).

          Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание каких –то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты к иллютрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию, составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям запомнить как поступить в той или иной ситуации (мнемотехника)

           Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески способных детей.

       Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, краевом, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют  инициативу учащихся  мотивируют на положительные поступки и обучение.

Более всего творческий потенциал обучающихся,  выявляется, развивается и усиливается  посредством игры. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

          В играх, как правило, используется групповую форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, этические и эстетические, математические и др.

               Для того, чтобы учащиеся видели свои результаты в классе организован «Уголок творчества». «Экспозиции» меняются в зависимости от времени года, мероприятия, праздника.

   Слайд 17 (текст на слайде)

 Слайд 18              Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации  детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

Спасибо за внимание!

Источник

Развитие творческих способностей у воспитанников

коррекционной школы  VIII вида

        Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии

сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё

многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество

помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для

ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Читайте также:  Гармония центр развития ребенка владимир

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой

деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В

связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная

задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его

самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и

способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую

доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время

воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки,

необходимые  для  жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие

личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость,

чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение

находить выход в нестандартных ситуациях. Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам

ученые – педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д.

Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев,

A.M. Матюшкин, Я. А.

Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев

Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни

обязательными,  ни принудительными и могут возникнуть только из детских

интересов». Творческая деятельность воспитанников – это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Для раскрытия творческих способностей детей применяются

активные формы и методы: беседы, игры, конкурсы, творческий труд, экскурсии, индивидуальные занятия.

Считаю, что внеурочная работа должна  строиться по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей

степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся.

Учебная и внеурочная работа дает мне возможность проводить

разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей,

воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

Способы стимулирования творческого потенциала: благоприятная атмосфера в классе,  доброжелательность со стороны педагога, поощрение высказывания оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание

каких – то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты

к иллюстрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию,

составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям

запомнить, как поступить в той или иной ситуации.  Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся, мотивируют на положительные поступки и обучение.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

Источник

Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности.

Одной из актуальных проблем обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство, в том числе и прикладное творчество, обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.

Различные виды прикладного искусства являются одними из старейших в трудовой деятельности человека. Вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных видов материалов, роспись были знакомы людям ещё в далёком прошлом.

В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий искусно и художественно выполняется с помощью машин многие предметы одежды, быта не только не теряют своей ценности, но и вырастают в цене, если сделаны вручную.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам творческой деятельности, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью трудового обучения и воспитания детей.

     Восприятие  художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками – дизайнерами и просто любителями, доступно детям уже с младшего школьного возраста. Со многими видами творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения, в кружках.

В учебной работе для развития творческой деятельности особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от удачно выполненного задания.

     Интерес и побуждение к творческой деятельности могут вызвать красивое оформление школы, кабинета, который соответствовал не только производственным требованиям, но и отвечал бы эстетическим запросам и потребностям учащихся, привлекал бы их к себе своим видом, создавал бы у них радостное настроение, возбуждал желание трудиться в данной мастерской.  

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте

Ещё одним из наглядных методов, помогающих стимулировать интерес к творческой деятельности, являются различные выставки и, особенно, выставки детского творчества, на которых экспонируются лучшие работы школьных умельцев. Участникам выставки доставляет большое моральное и эстетическое удовлетворенье, то, что они довели дело до хорошего результата и что их трудовые усилия не пропали даром. А для зрителей выставка поучительна тем, что наглядно убеждает их в том, что очень много красивого можно создать самим своими руками, воспитывает у них желание подражать хорошим образцом, побуждает к труду.

     Интерес к творческой работе также стимулируется видом орудий труда и яркими аксессуарами для определённого рода деятельности: яркими карандаши, краски; бусины, бисер; лоскутки; столярные и другие инструменты.

Подавляющее большинство детей любят заниматься творческой деятельностью и охотно откликаются на предложение что – либо нарисовать, вылепить и другое. При самостоятельной работе дети выполняют то, что им нравится, и то, что они умеют делать хорошо.

    Если им дать конкретную тему, то большого интереса и желания проявлено не будет. Отсюда следует вывод: самостоятельно учащиеся делают только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдается пассивность, инертность, даже негативное отношение к работе. (Пример.)

     Заметное снижение интереса и активности к творческой деятельности иногда проявляются у старшеклассников. Это можно объяснить несколькими причинами .

     Во-первых, с возрастом умственно отсталые школьники начинают более критично относиться к своим работам, а слабые умения не позволяют им сделать её достаточно точно и интересно.  

     Во-вторых, у учащихся старших классов может наблюдаться так называемая «интеллектуальная пассивность», обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной деятельности и, в частности, к занятиям прикладным творчеством.

     В-третьих, уч-ся старших классов, как и младшие школьники, могут быть равнодушны к выполнению задания, если оно организованно формально, будущая работа не затрагивает их чувств, не вызывает никаких переживаний.

     Значит, для успешного развития творческого потенциала наших детей, кроме интереса, необходимо их вооружить определёнными знаниями и умениями. Или, говоря сухим педагогическим языком, создать развивающую образовательную среду (открытость, динамичность и вариативность содержания, форм и методов творческой деятельности; дифференцированный индивидуальный творческий подход к личности.)

     Ещё один значимый фактор творческого развития  личности – это мотивация художественной деятельности. Мотивы самые различные:

– хочу, потому что нравится;

– хочу сделать подарок близким и порадовать их;

– украсить своей работой спальню, класс;

– тщеславие ( сделать лучше всех, чтобы добиться признания);

и др. Педагог должен постоянно обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять его деятельностью, выявлять зону ближайшего развития каждого, а также активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

     Ученики очень часто обращаются к учителю с вопросом: «А можно сделать (то или это)?» Ответ « нельзя » может быть дан учителем только в трёх случаях: если работа представляет опасность для здоровья и жизни, если работа не отвечает нашей морали, если она  может нарушить общественный порядок. Данное правило особенно важно потому, что оно ликвидирует стеснительность учащихся, их неуверенность в родившемся замысле. Если даже учитель, выслушав замысел или просьбу ученика  о помощи, пришёл к выводу помочь в выполнении данной работы не может, то он должен указать ученику, к кому надо обратиться за помощью, но ни в коем случае не подвергать критике замысел, просьбу ученика.

   У многих учащихся, работающих самостоятельно, наблюдаются периоды «вдохновения» и «спада». Использование периодов «вдохновения» для более активного развития способности детей имеет очень большое значение. Похвалить, поддержать, даже открыто восхититься работой ученика – значит продлить волшебный период, сохранить озарённый радостью эмоциональный фон  жизни ученика. И мы к этому должны постоянно стремиться. Чтобы как можно больше наших детей жило в состоянии порыва.  

Источник