Творческое развитие ребенка средствами театральной игры
Ольга Михайловна Петрова
Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте усваивает доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что наряду с чрезвычайной любознательностью и огромным желанием познавать окружающий мир, им тяжело преображаться в персонажей, взаимодействовать в рамках игры. Перед нами встала задача – вовлечь детей в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.Для исполнения роли дети овладевают разнообразными изобразительным средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.
Исходя из этого, в работу с детьми внедрила театрализованные игры так, как они представляют собой богатейшее поле для творчества детей, и доставляют ребенку эмоциональное удовольствие.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в особенности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации и особенности речевых оборотов. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа, помогаем ребенку оценивать его поступки, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.
Для решения данной задачи выбрала авторскую педагогическую технологию развития ребенка дошкольного возраста, Петрова Т. И. Данная технология является интегративной, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами таких программ,как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность.
Было составлено тематическое планирование, которое направлено на развитие творческих способностей детейи включает следующие виды игр:
Игры – драматизации: «Скажите, эти мышки – храбрецы или трусишки», «Волк и лиса», «Жадный заяц», воспитывающие у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, организаторские качества.
Игры с пением: «Кто колечко найдет», «Извивающийся ручеек», в этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений.
Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Лентяи поросятки», «Паук и муха», дети учатся передавать общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.
Творческие игры – отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации, а главным моментом является выполнение роли, где ребенок создает образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры.
В течение дня, в процессе образовательной и свободной деятельности, планируется обыгрывание сказок с разными видами театров. Для этого совместно с детьми изготовлены разные виды театров:
*кукольный театр;
*театр – «мягкая игрушка»;
*настольный театр;
*театр масок;
*театр на прищепках;
*плоскостной театр;
*театр зернушек;
* театр на ложках;
* магнитный театр;
* театр «Би-ба-бо».
В группе создана развивающаяпредметно-пространственная среда: имеется театральный уголок, где ребёнок может посмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем.
Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы детей. Это создало условия для более близкого общения с каждым ребёнком. В уголке я разместила природный и бросовый материал, костюмы для ряженья. Дидактические игрыраспределены в соответствии с решаемыми задачами:
• создание условий для развития эмоциональности и выразительности речи у дошкольников в процессе театральной игровой деятельности
• создание условий для развития зрительного и слухового восприятия,
• создание условий для воспитания дисциплинированности, собранности, выдержки.
• Создание условий для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми в театрализованной игре;
В театральном уголке размещены маски, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. Кроме того, создана картотека аудиозаписей.
В течение года работали с детьми над мимическими этюдами по методике М. И. Чистяковой, направленной как на развитие различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика,
так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Лампочка потухла, зажглась.
4. Тепло-холодно.
5. Рассердились на драчуна.
6. Встретили хорошего знакомого.
7. Обиделись.
8. Удивились.
9. Умеем лукавить (подмигивание).
10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
Подготовка к театрализованной игре проводится в течение всей недели. На занятиях использую театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Например, к игре по сказке «Колобок» наши дети вводят персонаж белочки, которая просит лису не есть колобка. Так дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто на тебя в чем-то не похож.
Театрализацию активно использую при создании проектов. Так, в процессе реализации проекта «Овощи и фрукты против чипсов и газировки» мы приняли участие в конкурс «Ярмарка проектов» с детьми и родителями подготовили и поставили театральное представление «В поисках Витаминки» к которому изготавливали костюмы, декорации. Участвовали в городском конкурсе посвященному творчеству С. Я. Маршака с инсценировкой «Кошкин дом»
С готовыми театральными постановками мы выступаем перед детьми детского сада и родителями. Так в апреле готовим выступление со сказкой «Теремок»
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованные игры»принесла свои результаты:
Результативность.
• За период использования данной технологии повысился у детей интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих из них отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.
• Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх – драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.
• Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей.
К концу года не смотря на положительные результаты работы для себя сделала вывод, что не каждому ребенку удается в полной мере реализовать свои способности. Такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно, планирую составить для них индивидуальный маршрут.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем!
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», – М., 2009.
2. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», – М., 2007.
3. Картушина М. Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых», -М., 2005.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная педагогика» «Академия» Москва 2000г
5. Манева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М., 2009.
6. Петрова Т. И., Сергеева Л. Е., Петрова Е. С., «Театрализованные игры в детском саду», приложение к журналу «Воспитание школьников» выпуск 12 «Школьная пресса» Москва 2000г.
7. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия», -СПб, 2008.
8. Чурилова Е. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» «Владос» Москва 2000г.
9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», -М., 2008.
Источник
Алия Насырьянова
Картотека театрализованных игр для развития творческих способностей старших дошкольников
Игры по театрализованной деятельности для старших дошкольников.
Общеразвивающих игр.
«Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направленно в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность, без которых не возможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.» Э. Г. Чурилова.
Решая эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях.
Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать скованных и зажатых детей, не акцентировать внимание на промах и ошибки.
Детей желательно делить по методике Е. Шулешко на группы, подгруппы, пары. Чтобы дать детям возможность самостоятельно оценить действие сверстников и сравнить их со своими. Воспитывается усидчивость, внимание, развивается уважение не только к себе, но и к товарищам. Причем роль ведущего во многих играх может выполнять сам ребенок. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать в работе воспитателей.
1. «Руки-ноги».
Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.
Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать.Если руки подняты: по одному хлопку – опустить руки, по двум – сесть.
2. «Упражнение со стульями».
Цель. Прививать умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (сесть на стулья построив заданную фигуру).
Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются со стульями по залу и строят по команде водящего – солнышко, домик, и пр.
3. «Есть или нет?».
Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий – в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением,то поднимают руки верх и кричат: «Да!»; если не согласны,опускают руки и кричат:»Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
4. «Запомни фотографию».
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение, фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человека. В каждой группе выбирается «фотограф», он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позу. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать. Кто и где фотографируется.
5. «Кто во что одет».
Цель. Развивать наблюдательность. произвольную зрительную память.
Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга дети идут по кругу, взявшись за руки,и произносят:
Для мальчика:
В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня наш во что одет?
Для девочки:
В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Ждем мы твоего ответа:
Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а так же цвет одежды названного ребенка.
6. «Дружные звери».
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет по очередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнять свое движение.Например: медведи – топнуть одной ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и предложить другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаться только взглядами.
7. «Телепаты».
Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.
Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок – «телепат». Он должен, не используя слов и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местом. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям меняться местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться или разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами.Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т. п.
8. «След в след».
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.
Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставят ногу только в освободившейся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.
Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам и т. п.
9. «Веселые обезьянки».
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят в рассыпную- это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
10. «Внимательные звери».
Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры. Дети представляют что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос,но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро ориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
11. «Живой телефон».
Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.
Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку в названном номере.
12. «Волшебное зеркало».
Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».
Ход игры.
Нахмуриться,как:
Король,
Ребенок у которого отняли игрушку,
Человек, скрывающий улыбку.
Улыбнуться,как:
Вежливый японец,
Собака своему хозяину,
Мать младенцу,
Кот на солнце,
Новой игрушке.
Сесть,как:
Пчела на цветок,
Наказанный Буратино,
Обиженная собака,
Обезьянка изображающая вас,
Наездник на лошадь,
13. «Волшебный платочек».
Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».
Ход игры. Предложить ребенку с помощью платка, движений,мимики изобразить:
Бабочку,
Лису,
Принцессу,
Волшебника,
Бабушку,
Фокусника,
Больного с зубной болью.
. Специальные театральные игры.
В них включены упражнения и этюды, игры на перевоплощения, игры на действия с воображающим предметом, или на память физических действий. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действиям в сценических условиях, где все является вымыслом. Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо в первую очередь опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, в придуманной ситуации. «Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти,придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированное причинами (предлагаемыми обстоятельствами)». В начале педагог помогает детям придумать предлагаемые обстоятельства, в последствии дети самостоятельно справляются с этими заданиями. Игры на превращение развивают у детей сценическое отношение, т. е. умение с помощью веры, воображение и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условия превращение. Игры на действие с воображаемым предметом или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данным предметом в жизни, какие ощущения они испытывали. Так играя с воображающим мячом, нужно представить себе,какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разное ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой. Когда это возможно, детям предлагается действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить найти на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находиться. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.
Подготовить детей к действиям с воображаемым предметом помогают народные и специально подобранные игры.
Просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь публики.
1. «Угадай что я делаю».
Цель. Оправдать задуманную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает принять определенную позу и оправдать ее.
Стоять с поднятой рукой.Возможные варианты ответов:
Кладу книгу на полку,
Вешаю куртку,
Украшаю ёлку и т. п.
Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед.Возможные варианты ответов:
Ищу под столом ложку,
2. «Одно и тоже по разному».
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. п.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и тоже действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.Например:
1 группа – задание «сидит».Возможны варианты:
Сидит у телевизора,
Сидит в цирке,
Сидит с удочкой на речке и т. п.
2 группа – задание «идти».Возможны варианты:
Идти по дорожке,
Идти вокруг лужи и грязи,
Идти по горячему песку.
Идти по узенькой тропинке.
3 группа. Задание «бежать».Возможны варианты:
Бежать опаздывать на автобус,
Бежать, попав под дождь,
Бежать, играя в догонялки. И т. п.
3. «Превращение детей».
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность и фантазию.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, грибы, игрушки, лягушек и т. п. педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.
4 «Король».
Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки ребенок на роль короля. Остальные дети – работники, распределяются на 3-4 группы и договариваются, что они будут делать, на какую работу намекать. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети действуют с воображаемыми предметами,демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают бельё, моют посуду, шьют одежду, поливают растения и пр. король должен отгадать профессию работников. Если он это сделает правильно, то догоняет детей. первый пойманный ребенок становиться королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королевы, принцессы, министра, генерала и пр.) придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой и пр.).
7. «День рождения».
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.
Лучше если гостей будет не много, а оставшиеся дети побудут в качестве зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями.
На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки-игрушки: мяч, скакалку, куклу, машинку и пр. По мере развития творческих способностей детей «подарки»могут быть самыми разнообразными: коробка конфет, шоколадка, шарфик и пр.
Рекомендации к проведению
3. Игр на развитие двигательных способностей.
Детям дошкольного возраста легче выразить свои эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под воздействием музыки. Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможность своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр.
Игры на развития двигательных способностей.
Источник