Творческое развитие ребенка с самого раннего детства
Консультация
«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста»
“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
(Пабло Пика)
Сегодня во всём мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. От того, в каких условиях оно будет протекать, зависит будущее ребёнка.
Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно- творческую деятельность. В ней ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные формы и способы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной.
Овладевая активными поисковыми действиями в процессе познания окружающего мира, экспериментируя, ребёнок приобретает новый социальный опыт. По определению С. Л. Рубинштейна, ребёнок «вычерпывает» всё новые и новые признаки и свойства объектов, учится анализировать. В результате формируется познание того, что признаки и свойства предметов раскрываются не тогда, когда они выступают как застывшая реальность, а лишь в процессе их движения, изменения и преобразования. По отношению к объектам ребёнок выступает не как созерцатель, а как активный преобразователь. У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается потом в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми в рисунке, поделке. Этим ребёнок «подключает» близкого человека к сопереживанию.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз. По – мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышления ребёнка.
Движения рук управляются несколькими механизмами:
-чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;
- механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнить движения точно в срок;
- кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
- зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные действия; планировать и исправлять ошибки.
Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Первые годы жизни ребёнка – самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. К трём годам развитие клеток головного мозга завершено на 70-80%, формируется фундаментальная способность мозга – принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его. Это та основа, на которой держится всё дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка. У ребёнка превалирует интерес. Чем меньше ребёнок, тем меньше усилий ему нужно затратить, чтобы научиться что – то делать. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.
Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.
Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.
Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
С чего начать развитие творческих способностей детей?
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
- В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.
- Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
- Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
- Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
- Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.
Немаловажно, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.
Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.
Если мы хотим вырасти творческую личность, значит надо нам подходить ко всему с творчеством. Ребенка можно удивлять и радовать и сами родители и педагоги будут рады, что ребенок стал творить чудеса.
Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это – стол, а может – это чашка).
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create – создавать, творить) – способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы, чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
3. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
4. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5 Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ “помощи” детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Дорогие родители! Чаще творите вместе с детьми, ведь совместное творчество делает вас ближе к детям, работая совместно не только ребенок, но и вы получите массу положительных эмоций! В качестве поощрения себе и детям чаще участвуйте в различных конкурсах и выставках. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка – не следует говорить, как можно улучшить его произведение, в этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Хотелось бы, чтобы развитие творчества пошло ребенку на пользу. Не пытайтесь насильно вырастить из ребенка великого художника, музыканта, или писателя-фантаста. Ваша задача в помощи развить то, что уже заложено именно в вашем малыше, и тогда он сам определиться в любимом занятии.
Если Вы думаете, что великие дарования заявили о своих талантах в первые месяцы жизни, то вы ошибаетесь. Даже самому одаренному малышу для осознания своих способностей нужна помощь родителей. Именно от Вас зависит то, как скоро ребенок поймет, какое занятие привлекает его больше всего. Правда, стоит иметь в виду, что творческое развитие ребёнка не должно опираться на предпочтения родителей, а должно быть свободным выбором малыша. Если не учитывать это обстоятельство, можно не только загубить талант на корню, но и вызвать отвращение ребенка к творчеству.
Самым первым вкладом родителей является развитие музыкального слуха у детей. То, что ребенок слышит звуки, еще находясь в утробе матери – общеизвестная истина, поэтому стоит окружить его прекрасной музыкой еще до рождения. В дальнейшем, прослеживая реакцию ребенка на разнообразные мелодии, вы сможете составить свой собственный репертуар, который поможет в общем развитии и воспитании малыша. К тому же, вас никогда не будет мучить проблема “как научить ребенка самостоятельно засыпать”.
Воспитанию чувства прекрасного помогут любые предметы, окружающие малыша. Важно, чтобы у родителей был эстетический вкус. Но не стоит с рождения брать ребенка на выставки, вернисажи и театральные представления. Ребенок не сможет воспринимать произведения искусства, выделяя их из всего увиденного. Намного полезнее для малыша совместная деятельность с взрослыми. Неважно, что мы делаем: лепим из пластилина с ребенком, рисуем, создаем удивительные панно, музицируем или собираем природный материал для поделок – мы развиваем его творчески. Проследив за тем, что малыш делает с большим удовольствием, концентрируемся на этой деятельности, всячески поощряя достижения малыша. Например, ребенку нравится рисовать – стоит купить ему как можно больше качественных карандашей, фломастеров, красок, кистей и не пожалеть денег на рамы для оформления его рисунков и вывешивания на самых видных местах в доме. Если получается лепить из пластилина – осваиваем соленое тесто, глину и другие материалы.
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.
Хвалите ребёнка, гордитесь им, не стесняйтесь говорить об его успехах вслух и, возможно, окрыленный вашей верой в него, малыш добьется признания своего таланта.
В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях детского сада и семьи.
Литература.
1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб: издательство Буковского, 1994.
2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. – Дошкольное воспитание. -1982 №11.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980
4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997.
5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1967 №12.
6. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
7. Лук А.Н. Психология творчества. – Наука, 1978
8. Полуянов Д. Воображение и способности. – М.:3нание, 1985.
9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. – Дошкольное воспитание. – 1996 №5
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад – «Алёнушка»Тукаевский район село Бетьки
Сибгатуллина Гульфия Минсалимовна
«Творческое развитие детей раннего возраста»
(Художественно-эстетическое развитие дошкольников).
О продуктивных видах деятельности.
В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Раннее развитие – это организация систематических занятий с малышом 1-3 лет по разным направлениям развития , при этом содержание материала и сама структура занятия соответствует психологическим особенностям раннего возраста.
Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторики. Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией – это первый шаг в творчество для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность (творческое начало личности).Кроме этого, занятия продуктивными видами деятельности развивают у ребенка многие полезные умения и навыки, речь и мелкую моторику, помогают узнать много нового и интересного о мире вокруг.
Творчество-это, прежде всего, созидание чего-то нового. В раннем и дошкольном детстве творческий потенциал ребенка с успехом реализуется в продуктивных видах деятельности, к которым относится: рисование, лепка и аппликация. Результатом такой деятельности всегда является некий «продукт» – рисунок, поделка, аппликация – который можно увидеть. Подержать в руках, который можно показать близким и знакомым.
Занятия продуктивными видами деятельности приносят много польз: дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и речь ребенка, знакомят с явлениями окружающего мира, помогают раскрыть творческий потенциал детей, развивают воображение и эстетический вкус, учат видеть мир во всей его красоте и многообразии. Такие занятия пробуждают активность ребенка, делают процесс познания окружающего мира более целенаправленным. Возможность воочию увидеть результат своих усилий особенно важна для ребенка: это дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения. Поэтому можно утверждать, что занятия продуктивными видами деятельности необходимы и важны малышам 1-3 лет, не стоит откладывать занятия до дошкольного возраста (после 3-х лет), нужно только правильно подобрать методики.
Однако, много лет ведутся споры о том, насколько эффективно и оправданно специальное обучение детей рисованию, лепке, аппликации. Если описать ситуацию в общих чертах, то часть специалистов считает, что нельзя показывать детям способы художественного изображения действительности, т.к. это прививает детям штампы, дает готовые образцы, закрывает путь к собственным творческим поискам. Другие специалисты считают, что надо обучать рисованию, лепке и аппликации, прививая основные навыки работы с разнообразными художественными материалами и инструментами, давая образцы работ.
Как сделать правильный выбор между «свободным творчеством» и обучением? На мой взгляд , оба описанных выше подхода в своем чистом виде представлены редко. Кроме этого, жизнь не часто предоставляет идеальные условия для развития детей : у родителей не всегда есть возможность отдать ребенка «в руки» настоящего специалистов этой области, у педагогов не всегда хватает времени, чтобы кропотливо разбираться в предмете. Поэтому логичнее в данном вопросе исходить из реальной ситуации жизни. А реальность такова: в детских садах проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации в том объеме и содержании, которое предусматривается используемой программой, а если ребенок воспитывается дома, его или устраивают на занятия в специальный кружок, или занимаются дома своими силами, а случается , что не занимаются вообще…
Я считаю, что необходимо обучать детей практическим навыкам и методам работы, которые не только не мешают, но и помогают в собственном творческом поиске. Если занятия организованны правильно, их результаты становятся мощным толчком к развитию творческого потенциала малыша, побуждают к собственному творческому поиску и стремлению экспериментировать.
Еще раз перечислю особенности занятий продуктивными видами деятельности.
Продуктивные виды деятельности – это новые знания, умения и навыки.
Овладевая продуктивными видами деятельности, дети получают возможность создавать изображения предметов и явлений окружающей действительности, выражать свое отношение к ней. Занятия продуктивными видами деятельности дают детям очень полезные практические навыки. Овладевая различными методами рисования , лепки и аппликации, дети постепенно учатся осуществлять различные действия руками, регулировать их силу, плавность и ритмичность.
Продуктивные виды деятельности – это развитие личности ребенка. Занятия продуктивными видами деятельности помогают развивать в ребенке ценные качества личности – настойчивость, терпеливость, аккуратность и другие.
Знакомство с разнообразными возможностями создания художественного «продукта» обогащают мир детей, дарят много радости и удовольствия, а для кого- то из детей становятся побудительным мотивом для дальнейших творческих поисков.
Продуктивные виды деятельности – это интересные темы и сюжеты произведений. На занятиях по рисованию, лепке и аппликации используются простые сюжеты, знакомые детям по собственному опыту, или из тем других занятий, прогулок, игр, а также чтения книг, рассматривая картинок и др.при этом сюжеты часто повторяются и пересекаются, дополняются, расширяются на разных занятиях. Такой подход позволяет лучше почувствовать форму изображаемого предмета, воспринимать тоньше цвета и оттенки, тема рисунка или поделки раскрывается глубже.
Наиболее эффективная форма подачи материала -сюжетно-игровая: используя интересные ребенку сюжеты (тексты и картинки).А выполнение задания становится важным и необходимым для достижения результата в ходе интересной игры, обеспечивая устойчивый мотив деятельности- стремление малыша добиться результата.
Продуктивные виды деятельности – это разнообразие методов художественного изображения. Я подобрала систему занятий с разными методами, которые использую на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Знакомлю детей с разнообразием художественных методов которые обогащают их мир, помогают развить заложенные от природы способности .
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что не только полезно,
но и необходимо проводить занятия по рисованию, лепке и аппликации
уже в раннем возрасте.
Рисование с детьми раннего возраста .
Рисование- интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, обучает графическим навыкам, учит наблюдать мир, дает детям новые знания об окружающем, развивает мелкую моторику рук. А часто рисование несет в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает, или позволяет выявить и проявить на уровне рисунка какую-либо психологическую проблему, которая прячется глубоко внутри.
Но при этом многие думают, раз рисование требует тонких действий рук и пальцев – правильно держать карандаш (фломастер, кисточку,) проводить линии и штрихи, надавливая на карандаш с определенной силой, не выходить во время рисования за край листа, значит, малышу еще рано заниматься таким сложным видом деятельности. Многие взрослые боятся, что, познакомившись с изобразительной деятельностью, ребенок может разрисовать все вокруг. Кроме этого, для создания красивого рисунка необходимо терпение и время, а малышу бывает трудно сосредоточиться на одном виде деятельности более 5-7 минут.
Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте, развивать способности ребенка к образному восприятию мира, придумыванию новых образов и сюжетов. Чтобы занятия рисованием стали доступными для ребенка, используются разные приемы:
-создаются основы для рисунка, чтобы малыш мог дорисовывать отдельные детали
– применяются более доступные в использовании художественные материалы
– не только карандаши и фломастеры, но и мелки, пальчиковые краски и др,
– используются специально разработанные для малышей художественные техники рисования,
– применяется сюжетное рисование, то есть рисование игре- все рисунки представленные в книге, содержат близкий детям сюжет( редкое исключение составляют занятия по смешиванию красок, рисование на мокром листе бумаги и др.)При этом взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод рисования является комфортным для детей раннего возраста, позволяет заинтересовать малышей, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш или кисточку, регулировать силу давления ими на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно ),ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край листа и т.п.
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам рисования : рисовать мелком, держать правильно карандаш (фломастер, кисточку), рисовать простые линии и формф, не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограниченную линию. А рисунок пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – это прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу и раскованность. Необходимо предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того, как необходимые навыки сформированы , а приемы рисования усвоены, проводятся обобщающие занятия на которых детям предоставляется возможность использовать их по собственному усмотрению при создании оригинальных изображений. Кроме этого, можно научить ребенка рисовать везде – пальчиком на запотевшем стекле, во время прогулки палочкой на влажном песке или на снегу и т.д.
Помимо обучения навыкам рисования и формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию несут в себе множество возможностей обучения и развития детей : развитие речи, ознакомление с окружающим миром, творческое взаимодействие со взрослыми, личностное развитие, эстетическое развитие.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что не только полезно, но и необходимо проводить занятия по изо- деятельности с детьми уже в раннем возрасте.
Литература :
Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду: планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.»2001.-96 с.
Янушко Е.А «Рисование с детьми раннего возраста» [методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей]2015.-287c.
Источник