Творческое развитие ребенка родительское собрание

Родительское собрание
на тему:
«Развитие творческих способностей детей»
Учитель: Вягинен М.Г.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Цели:
Обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей;
. Ознакомить родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребенка.
ХОД СОБРАНИЯ:
I. Вступительное слово
Одна из главнейших причин равнодушия детей к учёбе – это отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Не в каждой семье родители заботятся об этом. В лучшем случае пытаются, иногда вопреки желаниям и способностям, обучать своего ребёнка рисованию, музыке.
Детский рисунок – это творчество, духовная жизнь ребёнка. Хочешь увидеть, что спрятано в кладовой души твоих детей – дай свободную тему для рисования. Рисунок покажет, как ребёнок воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Это будет чудесный детский язык.
Рисунок является одним из видов детской деятельности. Он относится к группе изделий, которые можно определить как художественные произведения. К ним относятся рисунки, фигурки, вылепленные из глины и пластилина, вырезки из бумаги и т. д. Дети могут выполнять всё это не только в классе и кружках, но и дома. Поэтому в семье, если ребёнку нравится рисовать, родители должны создать все условия для этого: обеспечить красками, кистями, альбомами.
Анализ рисунков и других художественных изделий ребёнка даёт родителям интересный материал об общем развитии и способностях их детей.
Что можно узнать о ребёнке на основе его рисунков, вырезок, поделок?
Качество исполнения говорит об отношении ребёнка к труду. Произведения одних детей выполнены аккуратно и старательно, других – грязно и небрежно. По качеству исполнения можно судить и о развитии художественных способностей, учитывая возраст ребёнка. Нельзя предъявлять к малышу слишком большие требования и сравнивать его произведения с произведениями старших детей. Каждый рисунок и другие поделки могут быть оценены только в сравнении с работами его сверстников.
Анализируя рисунки детей, следует обращать внимание на способ изображения форм, пропорций, на подбор красок и размещение на плоскости отдельных элементов.
Рисунок или любое произведение нужно рассматривать с двух точек зрения:
во-первых, с точки зрения знания детей о тех предметах, ситуациях, событиях, которые он пытается изобразить;
во-вторых, с точки зрения их изображения.
Между этими двумя сторонами творчества могут быть большие расхождения. Например, ребёнок неплохо ориентируется в строении человеческого тела, но не умеет выразить его детали на рисунке. Для этого можно использовать трафареты для обведения фигур, предметов. Это также помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают их пропорции и формы. На основе рисунка также можно судить и о наблюдательности ребёнка, о его умении видеть мир.
Содержание рисунков является отражением интересов ребёнка. Есть дети, которые рисуют только автомобили, поезда, пароходы или военные сцены. Девочки охотнее рисуют орнаменты, кукол в различных одеяниях и с разными причёсками. О наклонностях ребёнка к художественному творчеству можно судить по количеству работ, выполненных дома в свободное время. По этим рисункам можно в какой-то степени говорить об уровне способностей ребёнка в этой области.
Поделки из пластилина, глины также могут рассказать родителям об интересах их детей, о старательности, терпении, об отношении к порядку, о развитии воображения, особенно пространственного, и даже об общем умственном развитии. В этих работах отражается знание ребёнка об окружающем мире. Большинство мальчиков любит мастерить различные изделия из дерева, металла, проволоки, модели пистолетов, судов, космических ракет. Девочки хорошо вяжут на спицах и крючком, шьют одежду для кукол, а иногда вышивают. Наблюдения за выполнением подобной работы сына или дочери внесут свой вклад в общее представление родителей о своих детях. Надо обращать особое внимание на начало и конец работы. Сделанные, а иногда только начатые, но неоконченные работы также расскажут родителям об интересах ребёнка, о его способностях и мастерстве, о терпении в труде, об отношении к представленным в его распоряжение материалам и орудиям труда.
Изучение интересов ребёнка должно стать одним из исходных пунктов его воспитания.
Родителям не нужно отбивать у детей интерес к творческим работам, наоборот, они должны помогать им в этом, вести и направлять:
– Не получилось в этот раз, ничего. В следующий раз получится.
Ведь сколько изобретательности проявляют ребята, моделируя, строя карету для Золушки, ракету для полёта в космос, бабочек, цветы! Они не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, они живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Рисование, составление и моделирование – это и способ развития речи, так как всегда попутно можно составить небольшие рассказы по теме, то есть идёт работа над словом.
Весь умственный труд нельзя втиснуть в 3-4 часа, которые дети проводят в школе. Дома они должны выполнять такие упражнения, которые позволят глубже осмыслить материал. Дети любят дома не только рисовать, некоторые любят готовиться к каким-то сочинениям, с желанием учат наизусть понравившиеся стихи. Нужно только не отбивать эти желания у детей, а идти к ним навстречу. Зачатки творческой силы существуют почти у всех, надо лишь создать для её проявления подходящие условия.
Эмоционально-творческое настроение и эстетическое чувство у школьников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость встреч с окружающим миром, побуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунках. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку.
Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.
Случается, что детей не заставишь читать стихотворение, а если заставишь, то они читают, не вникая в суть стихотворения, не понимая его смысла, не видя красоты описания природы. В таких случаях нужно чаще вместе с детьми делать выходы на природу – в поход за ягодами, за грибами в лес. Дети при этом оставляют себе яркие воспоминания. В походе можно набрать всевозможный природный материал – листья, цветы, шишки. Всё это пригодится для выполнения каких-либо поделок как в школе, так и дома.
Придя домой после встречи с природой, ребёнок может захотеть нарисовать то, что он видел, написать об этом, сложить стихотворение.
Вы можете подумать: «Почему бы моему ребёнку не сходить на прогулку или в поход, на экскурсию вместе с классом и учителем?». Конечно, экскурсия или поход с классом оставляет очень много впечатлений, которыми он может поделиться с вами. Но ведь ему ещё хочется прийти в класс и рассказать всем о том, как он ходил на лыжах по зимнему лесу вместе с папой и мамой, или написать сочинение «Как я отдыхал летом», или нарисовать картинку с сюжетом семейного отдыха.
Чувствовать красоту и гармонию окружающего мира детям помогает и музыка. Одни ребята посещают школьный хор, другие ходят в музыкальную школу. Любовь к музыке у каждого из них возникает по-своему: одни ее ощущают сразу, а в других это чувство нужно пробуждать. Причём характерно, что дети никогда не замыкаются в рамках одного увлечения музыкой. Круг интересов детей возрастает, когда дома им предложат после прослушивания музыкального произведения нарисовать то, что они почувствовали и представили, или изобразить героя любимой песенки.
Родителям не стоит равнодушно относиться к интересам детей или насильно заставлять заниматься той или иной творческой деятельностью. Лучше всего опираться на желания детей. Если ребёнок многое делает вначале ради удовольствия, для забавы, то в дальнейшем – из-за потребности в созидании.
II. Обучающий тренинг
Игра «Сочиняем сценарий».
Родители делятся на группы и совместно придумывают сценарий к фильму. Сначала каждому за 5-10 секунд необходимо назвать 1-2 предмета. Затем родители придумывают историю, в которой фигурируют названные предметы. На сочинение истории отводится 10 минут. Вопросы – помощники:
Кто это?
Что делает?
Где находится?
Что и как говорит? и т.д.
Упражнение «Символика».
Родителям предлагается придумать и изобразить три символических атрибута, отражающих самое главное в их личности. Эти атрибуты: псевдоним, герб и девиз.
Игра «Рассказ по картинкам».
Родители придумывают рассказ, используя предложенные учителем картинки. Затем придумывают продолжение рассказа.
Упражнение «Составь комикс».
Родители составляют комикс. При выполнении этого задания можно использовать готовые картинки. (Детям можно предложить нарисовать картинки самим и по ним составить рассказ.)
Игра «Музыка».
Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.
Упражнение «Незаконченный рисунок».
Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками, линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
Игра «Натюрморт».
Родители рисуют натюрморт на заданную тему. Художники рисуют натюрморт с натуры, родители же должны нарисовать его по памяти. Рекомендуемые темы: «Бабочка на распустившемся цветке», «Яблоко на фарфоровом блюде», «Чашка. Возле нее еловая ветка», «Осенние листья на холодной земле» и др.
Упражнение «Ассоциации».
Родители придумывают и пишут на листке два столбика, из четырех слов каждый. Это могут быть названия предметов, имена людей, клички животных. Затем к каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать связывающие их ассоциации. Чем больше ассоциаций, тем лучше.
Игра «Рифмоплет».
Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы. Затем подбирают рифму и заканчивают двустишья. В конце игры можно предложить сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше наработанных рифм. Вариант: одна группа придумывает рифмы, другая – используя их, сочиняет стихотворение. Затем группы меняются ролями.
Игра «Придумай название».
Родители слушают рассказ, сказку и придумывают название. Для названий можно использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы. Можно предложить придумать название рисунку.
Игра «Превращения».
Родителям предлагается простой предмет, например стакан. С помощью мимики, пантомимики, имитации действия с этим предметом нужно превратить его в совершенно другой. Так стакан может превратиться в вазу, носовой платок – в скатерть, ручка – в нож и т.д.
Игра «Изобретатель».
Родителям предлагается придумать:
несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
необычные способы использования обычных предметов.
Игра «Архимед».
Родителям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблем. Проблемы могут быть такими:
как вырастить пальму возле дома?
как развести сад на Луне?
как распознать инопланетянина?
как создать машину для расчесывания собак?
как сосчитать все звезды?
как сделать машину для приготовления уроков? и др.
Конечно, не все эти игры можно проводить на родительском собрании. Но рекомендуется познакомить родителей со всеми возможными вариантами упражнений.
Подведение итогов
Источник
Зелена Нецель
Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребенка»
Цели:
• выявить представления родителей о способностях детей;
• познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;
• показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
• учить выявлять и развивать творческие способности у детей.
Эпиграф к собранию:
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».
Б. Асафьев
Оборудование: бумага А 4, ручки, цветные карандаши.
Ход собрания
I. Лекция
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира,перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине.Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие,которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
С чего начать?
Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.
Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.
Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу.
Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
По мнению известно психолога К. Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.
Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
II. Практическая работа
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
На развитие творческих способностей у ребенкаположительно влияют различные виды детской деятельности:
• Окружающий мир.
• Развивающие игры и игрушки.
• Рисование.
• Лепка.
• Чтение.
• Музыка.
• Аппликация.
Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л. Я. Субботиной «Развитие воображения у детей».
Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал», Приложение 1)
Игра «Музыка»
Родители слушают музыку.После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.
Упражнение «Незаконченный рисунок»
Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
Игра «Рифмоплет»
Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка, сочиняют двустишья на заданные рифмы.
Игра «Изобретатель»
Предлагается придумать:
– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.
«Хорошо-плохо»
– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например,утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься,ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.
«Нестандартные задачки»
– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.
Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?
«Что будет, если…»
– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
III. Итог
Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей,то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны.Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку.порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Источник