Творческое развитие ребенка актерское

Творческое развитие ребенка актерское thumbnail

Библиографическое описание:

Муляр, Н. В. Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5050/ (дата обращения: 25.01.2021).



Огромную, ни с чем несравнимую, радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях. Дети по своей натуре являются уже готовыми одаренными актёрами. Подтверждением тому служат сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок раскрывает колоссальный творческий, эмоциональный актерский потенциал. Причём, здесь он проявляет себя сразу в трёх амплуа:как сценарист, как режиссёр и как актёр. Но вот парадокс! Этот же самый ребёнок, выходя на сцену, чувствует себя потерянным и неуверенным. Что же происходит?

Играя в своём маленьком театре, ребенок свободен и раскован, так как ему известны правила этой игры. Он применяет те навыки и знания, какими располагает, не чувствует зрительской заинтересованности и поэтому не боится сделать что-то не так, ему понятна каждая деталь в его же пьесе. Выступление на публике, требует порой большего знания и умения, чем располагает наш «актер», и, конечно, на сцене существуют свои законы и правили игры. Педагогу необходимо разъяснить их маленькому актеру, познакомить с ними ребёнка.

Актерское мастерствоэто неразрывная совокупность навыков и умений:

– владение речью и интонацией,

– игра мимики, жестов, пластика тела,

– владение импровизацией,

– развитие воображения и внимания.

Рассмотрим этапы и приемы развития данных навыков, приемлемых для детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительности речи просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Дикция. Важнейшая дисциплина актёрского мастерства, да и что говорить — важнейшая деталь человеческого общения. Приятно разговаривать с человеком, у которого четкая, хорошо поставленная речь.

Этапы работы над дикцией:

– гимнастика языка, губ;

– произношение парных звонких и глухих согласных (например, «б» — «п»; «з» — «с»; «г» — «к»);

– произношение рифмованных слов с этими звуками на конце слова (например, «лаз» — «пас»; «кот» — «брод»; «жук» — «луг»). Педагог следит, что бы дети не «проглатывали» окончания слов.

– работа со скороговорками.

Прежде всего, объясните, что скороговорка — это занимательное сочетание слов. Скороговорки произносятся быстро и несколько раз подряд, но при этом каждое слово чётко выговаривается. Этапы работы со скороговоркой:

– познакомить детей с текстом скороговорки;

– разобрать создаваемую зрительную картину или сюжет скороговорки;

– разучивание начинайте в очень медленном темпе, отчетливо произнося слова, особенно те, на которых язык «спотыкается» и тихой интонацией. Когда дети запомнят текст, увеличивайте темп и громкость.

Работа над интонацией:

На первом этапе разделите скороговорку по фразам, предложите каждому участнику проиграть свою фразу интонационно. Например, скороговорка «Пришёл Прокоп — кипел укроп. Ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без про Прокопа кипит укроп»

На втором этапе работы дать детям самостоятельно выбирать интонацию и жесты.

Упражнения на развитие интонационной выразительности.

  1. Исполнять песенку Козы из сказки «Волк и козлята» сначала голосом Козы, потом голосом Волка.
  2. Попросить ребенка задать вопрос от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает.

Эмоциональность имеет внешнюювыраженность в мимике. Необходимо познакомить детей и поработать над представлением внешних признаков того или иного чувства. Упражнения для развития мимики:

Игра «Зеркало».I этап. Рассмотреть и определить на схемах эмоции: радость, спокойствие, грусть, смущение, удивление, насмешка, злость, недовольство, страх.

Игра «Глаза в глаза». Дети делятся попарно и берут друг друга за руки. Ребёнок № 1,глядя в глаза и чувствуя тепло рук, молча передаёт напарнику свои эмоции, например: «Я грустный. Помоги мне», «Мне весело. Поиграй со мной!». Ребёнок № 2 — угадывает. Далее дети меняются ролями.

Пластику тела можно развивать с помощью игр-этюдов.

Игра «Тропинка». Путешествие по представляемой тропинке, с преодолением воображаемых препятствий.

Этюд «Из семени в дерево». Сочетая пластику, мимику, жесты пройти этапы роста и увядания цветка, дерева, растения: семя — росток — появление листьев — вытягивание стебля — распускание цветка — настроение лета — ветер — осень — борьба со стихией — грусть — опадание и увядание — превращение в семя.

Импровизация как одна из вершин художественного творчества и способ творческого самовыражения. Способность к импровизации, как на сцене, так и в жизни, у многих является врожденной способностью. У некоторых способность импровизировать существует подспудно, и ее надо развивать и воспитывать. Например, с помощью игры «Пантомимо»: дети становятся в круг. Ведущий в центре. При помощи пантомима он показывает какое-либо действие (собирает ягоды, шьёт и т. д.) Дети угадывают.

Дальнейшим этапом является драматизация: обыгрывание сказок, скороговорок, предлагаемых сюжетов.

Педагогу следует ребёнку рассказать о положении сцены. Приучить работать на зрительную аудиторию. Преодолеть страха перед публикой возможно лишь наработкой, самоутверждением. Этому способствует организация концертов перед куклами, ребятами своей группы.

Ребёнок не понимает, что обладает многими навыками и умениями. Основной задачей развития артистических способностей ребенка, является раскрытие неосознанных, «спящих» способностей, талантов и умений самого ребенка.

Читайте также:  Как сделать коврик для развития ребенка

Литература:

  1. Гильманова, Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] / Л. В. Гильманова, Е. А. Газизулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.
  2. Лубяко Л. В. Программа «Театр маленького актера» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/606315/. — 20.11.2017.
  3. Петрова, В.Г., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями [Текст] / В. Г. Петрова и др. — М.: Школьная Пресса, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, этап работы, актерское мастерство, игра, пластик тела, скороговорка.

Похожие статьи

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом…

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К. С. Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог…

Методические рекомендации по развитию творческих…

I этап. Первым этапом моей работы стал набор детей в кружок.

В сценарии использовали и игру детей и действия детей куклами на ширме.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на.

Пластика движений — важный аспект развития ребенка

Работа ведется по этапам, где у каждого этапа свои задачи и пути их решения: на 1 этапе важно научить детей помимо «операциональной»

Результат диагностики развития пластики движения, как части развития творчества, самостоятельности, умения общаться между собой и…

«Волшебный мир кулис»: мероприятие для 3–5 классов…

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра.

На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать.

Театральная деятельность как средство развития творческих…

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.

Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства

ребенок, театрализованная деятельность, игра, этюд, упражнение, умение, развитие, театральная игра

Формирование самостоятельности актерских умений у детей

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих…

В начале работы напомнили детям сказку, обсудили характер героев, распределили роли.

На втором этапе, в ноябре месяце, работа шла над развитием актерского мастерства

Так же работа шла по развитию актерского мастерства, ребята под фонограммы пели детские песни.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством…

Первый раздел — «Театральная игра» направлен не только на приобретение ребёнком

Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на

Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над…

Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых…

Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру у детей с речевой патологией очевидна для всех педагогов. Игрушка для ребёнка – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Источник

Как раскрепостить детей, раскрыть их творческие способности, научить без стеснения общаться со сверстниками? Один из вариантов – участие в актерском тренинге для детей, лучшие упражнения которого будут подробно описаны в этой статье. Вы научитесь проводить занятия на развитие актерского мастерства, узнаете, какие навыки дает каждое задание, и как это помогает школьникам в повседневной жизни. Предложенная подборка игр учит подростков свободно общаться, выстраивать межличностные отношения, снимать зажатость, управлять эмоциями и понимать друг друга без лишних слов.

Игра «Насос и мяч»

Игра-импровизация «Насос и мяч» вырабатывает навык взаимодействия. 

Это упражнение входит в большинство тренингов на снятие зажима, такие актерские трюки помогают убрать напряжение, учат перевоплощению, концентрации внимания.

Практические занятия проходят в парах. Напротив ребенка может стать кто-то из родителей, ведущий или, например, одноклассник. Никакого дополнительного инвентаря не требуется. Главное – правильно понять задачу, включить фантазию и проявить свои творческие способности с первых минут.

Распределение ролей: один из участников будет Насосом, второй – полиэтиленовым Мячом.

Все начинается с того, что сдутый Мяч сидит на корточках, наклонив голову и опустив руки. Его поза говорит о том, что мячик неподвижный, безжизненный, обмякший. Второй игрок делает вид, что надувает Мячик насосом. Тот в свою очередь постепенно встает, разбухает, становится большим и упругим. Руки при этом поднимаются, щеки надуваются, грудная клетка наполняется воздухом, ноги становятся крепче. Одновременно с двигательной активностью участник-Мяч меняет выражение лица, проявляя эмоции удивления, радости, гордости за себя.

Когда Мячик будет надут, Насос переходит к оценке результата. Он критически осматривает свою работу, недовольно качает головой, понимая, что перекачал. «Выдергивает» шланг и наш раздутый товарищ начинает сдуваться, постепенно возвращаясь в исходное положение. Затем участники тренинга актерского мастерства меняются ролями.

По окончании занятия следует задать вопросы:

  • Что помогло сыграть роль мячика?
  • Тяжело ли было перевоплотиться?
  • Что ты чувствовал?
  • Помог ли тебе твой товарищ? Как?
  • Тяжело ли тебе было понять, что он собирается делать дальше?
  • На чем было сконцентрировано твое внимание?
  • Видел ли ты, что происходило вокруг или был полностью сосредоточен на выполнении задания?
  • Как ты считаешь, все ли у вас получилось?

Подведем итоги. Ответы на вопросы приводят к пониманию того, насколько важно уметь концентрировать внимание. Ведь это упражнение выполнялось без слов. При этом чаще всего обе стороны отмечают, что им не мешал ни посторонний шум, ни эмоции зрителей. Их мало волновало, как они выглядят, не смешно ли смотрятся со стороны. Главной целью было получить результат. Так, посредством актерского мастерства, школьники учатся активно взаимодействовать, понимать друг друга с полувзгляда, выполнять задания в любых, даже неблагоприятных, сложных условиях.

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы ребенка с дцп

Когда роль Мяча не совсем удалась, и у героя не получилось справиться с задачей перевоплощения, обязательно отметьте его старание. Это важно. Он тоже заслужил положительной оценки!  Для более замкнутых ребят это станет первым шагом на пути к развитию навыка раскрепощения и взаимодействия.

Актерская пантомимика

Следующее практическое задание направлено на развитие невербального общения, закрепление навыков командного взаимодействия. 

В большинстве актерских тренингов для раскрепощения и развития мимики, жестов применяют именно эту игру. Обычно она проходит в яркой эмоциональной атмосфере. Подростки охотно проецируют забавные ситуации, быстро увлекаются, проникаются командным духом, здоровым соревновательным азартом. Чем активнее обстановка, тем лучше получается результат.

Учимся показывать эмоции

Пантомимная часть тренинга актерского мастерства проходит в игровой форме. Присутствующие делятся на команды одинаковой численности. Эти две группы будут конкурировать между собой. Задача каждой — переманить к себе как можно больше игроков команды-конкурента. В результате выигрывает та группа, где людей окажется больше.

Пантомимика стартует с жеребьевки. Команда, которая делает ход первой, приглашает к себе любого участника из соседнего коллектива и ставит ему задачу: изобразить без слов какой-либо предмет, животного, человека. Использовать можно мимику, жесты, любые движения, но издавать звуки запрещено. Когда актер подготовится, его отправляют показывать пантомиму своей команде. Если команда правильно разгадывает номер пантомимики, то ход переходит к ней, и теперь уже она приглашает к себе игрока из противоположной команды. При неправильном ответе актеру пантомимы дают еще две попытки, если и они будут неудачными, то он автоматически станет членом другой команды.

Задания для пантомимики могут быть разными. Например, показать курицу, кошку, учителя, паровоз – на что хватит фантазии. Чтобы повысить интерес и эмоциональный накал, задачу можно усложнить. К примеру, изобразить романтичную курицу, злую кошку, строгого учителя или радостный паровоз. Конечно, дословно отгадать загаданное получается крайне редко. Поэтому следует заранее договориться с участниками о том, что они будут засчитывать и близкие по смыслу определения. Например, не строгий, а сердитый учитель, не радостный паровоз, а веселый поезд.

Вопросы по окончании упражнения для обеих команд:

  • Чью пантомиму было отгадывать проще всего? Почему?
  • Что помогало вам изображать одушевленные, неодушевленные предметы?
  • Болели ли вы за свою команду?
  • Сообща ли вы принимали решения, делали выбор?
  • Помогают ли вам мимика и жесты в общении?
  • Приведите примеры.
  • Какую роль невербальное общение играет в жизни, театре, кино?

Итоги. Данное задание заставляет концентрировать зрительное внимание на объекте, человеке и понимать его без слов. В театре и кино это называется актерским мастерством — искусством передачи характера, настроения, чувств героя. А в реальной жизни помогает более ярко выражать свои мысли или, напротив, сдерживать эмоции и обходиться без слов.

Еще один навык, который дает тренинг актерского мастерства – это навык командной работы. Выполняя упражнение, все болели друг за друга, переживали, стремились работать на общий результат. Это игровая проекция общества, где каждый должен научиться чувствовать себя комфортно и приносить пользу. Упражнение положительно влияет на социальную адаптацию подростков.

Игра «Прогноз погоды»

Одно из любимых упражнений актерского тренинга «Прогноз погоды» обучает импровизации, групповой коммуникации, развивает выразительность речи, снимает страх перед публичными выступлениями. Навыки необходимые не только на сцене, но и в жизни!

Для «Прогноза погоды» понадобится заранее составленный прогноз погодных условий. Он может быть вымышленным, настоящим, с долей юмора или сказки. Смотрите по возрасту и интересам аудитории.

Роли распределяют следующим образом. Пять-семь самых смелых участников будут выступать на воображаемой сцене. Остальные слушатели тренинга актерского мастерства занимают места в зрительном зале и высказывают свои пожелания по смене образа, интонации, манере чтения прогноза погоды.

Урок актерского мастерства. Упражнение — прогноз погоды

Группе чтецов предстоит как можно лучше передать характер, темп, специфику речи, настроение воображаемого диктора. Например:

  • новостного тележурналиста;
  • спортивного комментатора;
  • диспетчера автовокзала;
  • учителя, диктующего текст ученикам;
  • докладчика на совещании;
  • двоечника;
  • сказочника;
  • полицейского и т.д.

Вы можете придумывать свои, более интересные варианты.

Чтобы усложнить задачу, ораторам дают задания прямо в процессе выступления. Им приходится на ходу перенастраиваться, вживаться в новый образ учителя, сказочника, двоечника и т.д. Быстрое переключение внимания делает выступление эмоциональным и интересным.

При этом чтецу непозволительно терять мысль, глотать звуки, нечетко проговаривать слова. Речь должна оставаться динамичной и чистой. Обычно всего по нескольким фразам сценичного актерского мастерства можно определить, удался образ или нет.

Игра дарит позитивные впечатления и тем, кто выступает, и тем, кто сидит в зале.

Дети всячески стараются поддержать своих товарищей, хоть частенько их аплодисменты и прерываются взрывами хохота.

Итоги подводим путем опроса «дикторов» прогноза погоды. Вопросы:

  • Чувствовали ли вы волнение?
  • Если да, то когда оно прошло?
  • Сложно ли было вживаться в чужие образы?
  • Что удалось лучше всего?
  • Кому бы вы поставили высшую оценку?
  • Страшно ли выступить вновь? Почему?

Какой эффект дает «Прогноз погоды»? Большинство участников-дикторов волнуются в самом начале, но потом отмечают, что полностью погружаются в образ и забывают о своих страхах. Этот опыт учит их контролировать эмоции и дает два инструмента по борьбе с волнением. Первый — хорошая подготовка, второй – концентрация внимания.

Читайте также:  Школа развития ребенка 7 лет и старше

Следующий положительный момент данного этапа тренинга актерского мастерства – отработка дикции. В импровизированных, сложных условиях слушатели учатся говорить внятно и грамотно, несмотря на шум в зале, реакцию зрителей, собственное волнение. Такой навык ценится не только в искусстве, но и в повседневной жизни.

Этюды с воздушным шариком

Наиболее трогательное, выразительное упражнение актерского тренинга – этюды с воздушным шариком. 

Они развивают пластику, повышают выразительность мимики, учат перевоплощаться, выражать эмоции, выстраивать сюжетную линию. Подключив воображение, участники готовят небольшие представления с вступительной, основной, кульминационной частями.

Чтобы выполнить задание понадобятся надутые воздушные шары, заготовки тем, по которым предстоит делать этюдные выступления. Игра может проводиться как группой, так и с одним участником.

Правила. Ведущий тренинга актерского мастерства просит школьников подготовить этюд на одну из тем. Например:

  • Мое отражение в зеркале.
  • Расставание с близким человеком.
  • Строгий начальник и подчиненный.
  • Признание в любви.
  • Восторг в зоопарке.
  • Однажды в магазине.
  • Шахматисты.
  • Футбольный болельщик.
  • Чувство вины.
  • Радостная весть.

В облегченном варианте темы выбирают сами участники. В более сложной версии тренинга актерского мастерства  их раздает ведущий. На подготовку дают 10-15 мин. Каждый готовится, как считает нужным. Кто-то мысленно, а кто-то, сразу отрабатывая особо сложные моменты. По истечении времени все презентуют свои результаты. На этом этапе от исполнителей требуется раскрепощенность, оригинальность подачи, а от остальных — зрительное внимание плюс обратная связь.

Упражнение — воздушный шарик

После того как все продемонстрируют свой этюд, переходим к обсуждению.

Сначала ребята оценивают друг друга. В своей обратной связи они говорят, что понравилось, а над чем надо было бы еще поработать. Затем задаем вопросы:

  • Легко ли вживаться в образ, выступать перед всеми?
  • Было ли волнение?
  • Какую основную мысль ты хотел донести?
  • Как ты считаешь, справедливы ли замечания, которые тебе сделали на тренинге актерского мастерства?
  • Что бы ты изменил, вступая еще раз?

Резюме. Сложность этого игрового этапа состоит в том, что он требует индивидуальной подготовки и исполнения. Ребята сами продумывают сюжет и демонстрируют его на сцене. Зачастую им мешают излишняя зажатость, стеснение, неуверенность. Все эти негативные эмоции детям приходится преодолевать. А это очень ценный опыт, так как он учит управлять чувствами.

Следующий момент – оценка выступлений. Без обратной связи и правильной критики не бывает развития. Задача взрослых посредством таких тренингов актерского мастерства научить младшее поколение правильно на нее реагировать и использовать, как установку на исправление ошибок, совершенствование. Как и везде, здесь важна тренировка. Чем больше ребенок пробует, тем лучше у него получается, тем больше он верит в себя.

Уроки актерского мастерства для малышей

Пантомима «Признание в любви»

Игра, которая потребует особой концентрации. В упражнении подросткам предстоит спроецировать неприятные или психологически сложные ситуации, которые они либо сами когда-то переживали, либо видели со стороны. Это, своего рода, тренинг на память и актерские способности одновременно. Он поможет развить коммуникативные качества, закрепит навык межличностного общения.

Группу разбивают на пары мальчик-девочка. Время на подготовку — одна-две минуты.

Игра может проводиться несколькими способами.

Вариант первый. Каждая пара составляет пантомимный этюд на тему «Признание в любви». Юные актеры могут обыграть разные истории: взаимные и невзаимные чувства, любовь с первого взгляда, ситуацию от любви до ненависти один шаг, любовь и ревность и др. Для выражения своих чувств можно использовать весь запас эмоций, жестов, мимики, движений тела, но при этом нельзя издавать ни звука.

Второй вариант – без времени на подготовку. Тема та же. Условия признания в чувствах те же. Но все основано на полной импровизации, развитии внимания, концентрации и способности быстро подобрать нужные жесты, эмоции, взгляд.

Третья версия. Обеим сторонам дают время на подготовку, но не разрешают взаимодействовать. А потом смотрят на полученный результат. При таком формате тоже приходится импровизировать, так как все может пойти не так, как задумывалось первоначально.

Четвертая интерпретация упражнения – пантомима на другие темы. Например:

  • врач – пациент;
  • продавец – покупатель;
  • начальник – подчиненный;
  • ученик – учитель;
  • модель — модельер.

В этом случае ребятам придется отработать ситуации с разной эмоциональной окраской и сделать это максимально правдоподобно. Победителем станет та пара, которая покажет самую оригинальную, выразительную пантомиму.

4 версии данной игры с некоторыми отличиями в правилах обучают школьников чувствовать себя уверенно в разных ситуациях, смотреть на происходящее как бы со стороны и контролировать свое поведение.

После выполнения заданий переходим к следующей части тренинга актерского мастерства — обсуждению. 

Важно, чтобы дети нашли ответы на следующие вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда признавались в любви без слов?
  • Что помогло вам выразить чувства?
  • Поддерживали ли вы зрительный контакт?
  • Поняли ли вы друг друга?
  • Когда вы чувствовали дискомфорт?
  • Тяжело ли добиться понимания без слов?

Анализируя ситуацию, ребята обычно отмечают, что способны понять друг друга и без слов, но делать это сложнее. В числе наиболее трудных моментов – начало разговора, всплески эмоций собеседника и завершение беседы. То же самое происходит в реальных условиях. Поэтому, проигрывая историю признания в любви или какую-либо другую предложенную ситуацию, дети учатся преодолевать психологические барьеры.

А что касается актерского мастерства, то здесь эти навыки отрабатываются всесторонне. Такой опыт пригодится юным слушателям как для публичных выступлений, участия в мероприятиях, так и для общения со сверстниками в повседневной жизни.

Источник