Творческое развитие личности ребенка курсовая работа
Курсовая работа – Развитие творчества ребенка
скачать (369.5 kb.)
Доступные файлы (1):
- Смотрите также:
- Курсовая работа – РДА, его коррекция (Курсовая)
- Галагузова. Лекции 5-6 по социальной педагогике (Документ)
- Курсовая работа – Социальная готовность к школе детей с особыми нуждами (Курсовая)
- Курсовая работа – Работа социального педагога с неблагополучными семьями (Курсовая)
- Курсовая работа – Развитие науки и техники в раннее новое время. История промышленного переворота (Курсовая)
- Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка (Документ)
- Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества (Документ)
- Контрольная работа – Развитие личности дошкольников в условиях информационных технологий (Лабораторная работа)
- Курсовая работа – Социально-культурная работа в Республике Беларусь (Курсовая)
- Курсовая работа – Свобода движения капиталов в ЕС (Курсовая)
- Курсовая работа – Развитие социальной рекламы в России (Курсовая)
- Курсовая работа – Экскурсионное дело, инновационный подход (Курсовая)
n1.doc
Содержание
Стр. | |
Ведение……………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Психология детского творчества……………………………. | 4 |
1.1. Основные понятия детского творчества…………………. | 4 |
1. 2. Виды детского творчества…………………………………. | 7 |
1.3. Основные факторы творческого развития детей……….. | 12 |
Глава 2. Развитие творчества ребенка в условиях его совместной деятельности со сверстниками…………………………………………. | 16 |
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры……….. | 20 |
3.1. Констатирующий эксперимент……………………………. | 21 |
3.2. Формирующий этап исследования………………………… | 24 |
3.3. Результаты экспериментальной работа (контрольный эксперимент)…………………………………………………. | 31 |
Заключение………………………………………………………………… | 35 |
Литература………………………………………………………………… | 36 |
Приложения……………………………………………………………….. | 37 |
Ведение
Огромное количество изменений в жизни современного общества, происходящих на небольшом отрезке времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы адаптироваться к новым условиям, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия для их развития. Поэтому творчество и его развитие – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Задачами данной курсовой работы являются:
– изучение понятия «детское творчество», его основных видов;
– рассмотрение основных факторов развития детского творчества;
– рассмотрение развития творчества ребенка в условиях его совместной деятельности со сверстниками;
– провести диагностику творческих способностей дошкольников в процессе игры.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в совместной игре.
Цель данного исследования – выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста и выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию творчества.
Глава 1. Психология детского творчества
-
1. Основные понятия детского творчества
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.
Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.). К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Важными показателями в развитии функции воображения являются опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.
Исследователи указывают на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль неспецифических предметов в развитии творчества у детей.
Воображение, лежащее в основе творчества, относят к числу сложных процессов, в нем тесно переплетены когнитивное и аффективное (Л. С. Выготский, О, М. Дьяченко и др.).
Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Это первый этап в развитии воображения. Важную роль при этом оказывают многотекстность использования слова и широта содержания контекста.
Если в раннем детстве воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребенок идет от действия к мысли, то у дошкольника на 4-м году жизни уже развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным.
В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На 3-м этапе (6-7 лет) происходит целостное планирование.
Вместе с тем наблюдаются индивидуальные различия в развитии воображения.
В процессе создания образов воображения ребенок пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, их преобразованием.
Воображение проявляется, прежде всего, при решении задач, содержащих некоторую неопределенность, т. е. не имеющих единственного заданного решения. Их решение предполагает самостоятельную ориентированную деятельность детей с новыми предметами и создает тем самым условия для формирования важнейшего компонента функции воображения – собственного опыта ребенка.
Структура опыта, приобретенного ребенком в процессе его жизнедеятельности, общения, сложна. В нем выделяют достаточно устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе становления, психические образования (развивающийся компонент). Последним ученые (Н. Н. Поддьяков, Л. В. Парамонова и др.) придают особое значение. Вступая в противоречие со стабильными психическими образованиями, незавершенные знания оказывают на них существенное влияние, стимулируют перестройку “консервативного” компонента, его развитие. Важно и то, что сам этот процесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоциональной активности дошкольников: у них возникает масса неожиданных и в ряде случаев серьезных и глубоких вопросов, появляются разнообразные догадки, гипотезы, предположения (“А когда червяк вырастет, он в змею превратится?”, “А сколько лет живут люди?”, “А сколько лет дети детьми бывают?”, “А если мы дома заведем обезьянку, она станет человеком?”, “А как звери разговаривают?”, “А что, когда мышь пищит, она все равно что говорит?” и др.).
Фактически, это уже начало творчества. Соотношение стабильных и развивающихся знаний у ребенка может быть различным. При преобладании последних, вся структура опыта ребенка приобретает эвристический характер. Специальные исследования, наблюдения педагогов свидетельствуют о перевесе чаши стабильных знаний у воспитанников наших дошкольных учреждений.
Есть повод задуматься, пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми и, может быть, изменить акценты в ней. И если мы действительно хотим сформировать творческую личность, необходимо сосредоточить внимание на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий. Вместе с тем нужно заботиться о формировании такой общей структуры опыта дошкольника и способов его деятельности, которые помогут ему самостоятельно выделить проблемные ситуации в окружающем мире. Приобретению такого опыта способствует активное включение детей в познавательно-практическую деятельность, экспериментирование, опытничество и, конечно, игра, обретающая статус ведущей деятельности в дошкольном детстве. С ней, не без основания, связывают прежде всего возникновение и развитие творческого воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Е. Е. Кравцова и др.).
Активно развивается творчество в этот период и в художественной деятельности (рисование, лепка, музыкально-ритмическая) (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. А. Флерина, Н. И.Стрелянова, В. С. Мухина и др.). Возрастная сензитивность, характерная для дошкольников “реактивность” на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения (Н, С. Лейтес, А. В. Запорожец).
Содержание
Источник
Развитие творческой личности ребенка
Доклад
Развитие творческой личности ребенка
Оглавление
Введение
. Творчество и творческая личность
. Проблемы развития творческой личности ребенка
Заключение
Список литературы
Введение
Творчество – это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Это не удел единиц, элементы творчества присутствуют не только в деятельности художника, писателя, режиссера, ученого, но и в каждодневном труде инженера, учителя, программиста, родителя, тренера, менеджера, психолога, дизайнера и так далее. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
В современных условиях, когда культура переживает расцвет, творческая личность все более и более востребована обществом во всех областях от искусства и науки до рекламной индустрии и шоу-бизнеса. Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые знания, огромные потоки информации с пользой для себя и общества. Для того чтобы находиться на высоте в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, современный человек обязан постоянно использовать свой творческий потенциал.
Современные исследования проблем творчества, и в том числе формирования и развития творческих задатков, сложились к началу 50-х годов прошлого века, а во второй половине ХХ века уже получили серьезный импульс вследствие бурного развития различных отраслей техники, связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики, массовой культуры. Воспитание творческой личности стало одной из основных задач современной школы.
Творческая личность формируется, безусловно, в детстве, причем чем раньше выявлены задатки и начато их развитие тем лучше. Переоценить роль в формировании творческой личности педагогов, школы, родителей невозможно. Среди исследователей творчества существуют две точки зрения. Представители одной полагают, что обучить творчеству невозможно, представители другой утверждают, что творчеству можно научиться. Как бы то ни было, ясно одно, творческие задатки того или иного уровня, таланты – это потенциал личности, который нужно раскрыть, точнее сказать, создать условия для их раскрытия.
В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в полной мере своих способностей. Вследствие этого взрослыми людьми они часто испытывают трудности в самореализации и остаются на нижних ступенях социальной лестницы, с которыми в последнее время все более ясно коррелируют нетворческие, рутинные профессии, профессии тяжелого физического, монотонного, «конвейерного» труда. Поэтому создание педагогических условий для выявления творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики и всего процесса воспитания. Воспитать творческую личность возможно, но возникает вопрос: как? На этот вопрос универсального ответа нет. Формирование творческой личности процесс творческий.
1.Творчество и творческая личность
Творчество – процесс человеческой деятельности, результатом которого являются качественно новые уникальные материальные и духовные ценности или решения. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, да и то не всегда, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Так как, в процессе творчества автор вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате многие аспекты (вкладывает душу) своей уникальной личности. Именно это обстоятельство придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами серийного производства.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей.
Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, учителя и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.
Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.
Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны – гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.
1.Оригинальность – способность продуцировать необычные ответы.
2.Продуктивность – способность к генерированию большого числа идей.
.Гибкость – способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта.
.Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Кроме того, креативности присуща способность к обнаружению и постановке проблем, способность к анализу и синтезу.
В тоже время некоторые авторы отмечают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. В этом случае неспособность к творчеству связано с тем, что сознание логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.
Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.
Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов – раскрыть эти способности, развить их.
. Проблемы развития творческой личности ребенка
творческий креативность воображение ребенок
Развитие (воспитание) творческой личности ребенка – это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.
Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.
В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.
Воображение – психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.
Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.
В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив – основа формирования необходимых качеств личности.
Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.
Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.
Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.
Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:
·ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;
·раннее выявление творческих способностей и их направленности;
·формирование мотивации к творческой деятельности;
·нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;
·наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;
·учет индивидуальных психологических особенностей;
·ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);
·создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;
·организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.
Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:
·включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;
·работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;
·организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.
Заключение
Воспитание творческой личности − насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.
Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.
На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь − общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.
Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.
Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.
Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.
Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.
Список литературы
1.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. университета, 1988 г. – 238 с.
2.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. – М.: Школьная пресса, 2003 – 144 с.
.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. – 93 с.
.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. – М.: АСТ, 2008 г. – 671 с.
.Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. – 2-е изд., доп. – Л.: Наука, 1991 г. – 141 с.
.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002 г. – 712 с.
7.Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. – М.: АСТ, 2002 г. – 352 с.
Источник