Творческое развитие для ребенка 4 лет

Саяпина Ирина Владимировна
Обобщение опыта «Развития творческих способностей у детей 4–5 лет средствами продуктивных видов деятельности»

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных способностей, поэтому своим руковод-ством я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоя-тельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности я отметила, что воображение, внимание, любознательность развиты недоста-точно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует создания благоприятных условий развития детей в со-ответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склон-ностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и ми-ром;

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продук-тивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творче-ского воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, приду-мывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.

Целью моего опыта является развитие творческих способностей детей 4-5 лет через продуктивные виды деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

Развитие интереса к творчеству средствами продуктивной деятельности.

Развитие воображения, способности создавать оригинальные образы.

Воспитание самостоятельности, инициативы детей в создании разнообразных и

оригинальных образов.

4. Развитие умения находить выразительные средства для создания образа.

5. Развитие умения создавать оригинальный замысел.

6. Совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук.

7. Создание партнерских отношений родителей и педагогов для развития творческих

способностей через продуктивные виды деятельности;

8. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, выпол-ненной

совместно педагогами, родителями и детьми.

Любой вид изобразительного искусства – будь то лепка, составление ап-пликаций или наиболее привычное для всех рисование – ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд.

Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выпол-нению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль взрослого в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.

Изобразительное искусство

Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребе-нок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование.

Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления до-школьников является изобразительное искусство, в том числе – нетради-ционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени спо-собствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т. д.

Почему для развития творческих способностей недостаточно использо-вания только традиционных форм рисования?

1. Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позво-ляет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.

2. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.

3. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, иници-ативу, развитие индивидуальности.

4. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различ-ных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.

5. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая лич-ность, готовая к самореализации и самоидентификации.

6.Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно лю-бые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т. д. Инструментом рисования также может быть все,что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства яв-ляется лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или поли-мерную глину.

Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки.На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки. Затем – перейти к более сложным формам; либо собирать из простых фигур предметы окружающего мира, животных и т. д. Пластилин, используемый для работы, должен быть мягким и ярким.

Аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Также как лепка, работа с ножницами прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей.

Начинала, как обычно, с самых простых фигур и композиций. На первых этапах дети работали по заранее заготовленному образцу; затем предлагала самим составить аппликацию на ту или иную тему.

Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов. Их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. апплика-ции моно выполнять из различного материала. Это может быть разная бу-мага (гофрированная, цветная и др., салфетки, пластилин, соломка, дерево, пайетки, ткань, нитки (простые и шерстяные, природный материал и т. д.

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией, Т. С., Комаровой,, в рекомендованной методике по аппликации «Аппликация с детьми» предусмотрено, в основном, использование традиционный техник развития умений и навыков детей в аппликации, нетрадиционные представлены не достаточно широко, а ведь так много материалов из которых можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее с положительным результатом.

Новизна моей работы заключается в подборе и систематизации материала по использованию нетрадиционных техник в аппликации, рисовании и лепки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня – новизна ее результата.

Вся работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе мной был изучен методический материал по данной теме, подобран материал для работы с детьми, родителями, педагогами.

Для работы с детьми мною были выбраны следующие техники нетради-ционного изображения в рисовании:

Пальчиковая живопись: ребенок наносит краску на палец делает отпечаток на листе бумаги.

Ладошковая живопись: ребенок наносит гуашь на ладонь и делает отпе-чаток на листе бумаги. Потом дополняет изображение необходимыми дета-лями до определенного образа.

Печать листьев: лист дерева покрывается гуашью с изнаночной стороны и прикладывается на лист бумаги. На бумаге остается отпечаток.

Тампонирование кусочком поролона для передачи пушистости, тонирова-ния листа, тонирования по трафарету и т. д.

Рисование полусухой кистью для передачи пушистости.

Рисование ватными палочками мелких деталей (глазки, ротик, чешуйки у рыбки, падающий снег, салют и т. д.)

Кляксография. На лист бумаги наносится капелька краски и далее палочкой создается изображение (лучи солнышка, лепестки цветов и т. д.)

Нетрадиционные техники аппликации:

Аппликация из резанных шерстяных нитей. Для данной работы понадо-бятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. За тем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

Мозаика из салфеток. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бу-магу на кусочки и составляем из них изображение.Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать, или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки ри-сунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики. Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Аппликация из гофрированной бумаги. Гофрированная бумага – один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удо-вольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декора-тивный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, кра-сочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

На занятиях по лепке использовала пластилинографию. Это и украшение посуды, и плоские изображения предметов на картонных основах, и др.

Вторым этапом стало практическое использование изученного материала в работе с детьми родителями и педагогами. Уникальным, на мой взгляд, ви-дом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная. Она позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка: желание дей-ствовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе про-дуктивной деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, про-странственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества. Разработала систему работы по развитию творческих способностей детей, используя в аппликации нетрадиционные материалы.

Основными направлениями в работе:

Работа с детьми, Работа с родителями, Работа с педагогами.

Разработав перспективный план в начале своей работы, я познакомила детей с использованием таких техник.

В течение первого года дети научились проявлять своё творчество, фанта-зию, выражая их в своих работах.

Работа с детьми осуществлялась в следующих формах:

– обучающие и творческие занятия с использованием нетрадиционных тех-ник в аппликации;

– выставки детских работ по нетрадиционным техникам аппликации;

– использование знакомых приемов нетрадиционных техник детьми в само-стоятельной деятельности.

Проводила разнообразные дидактические игры, способствующие развитию воображения детей, развитию творческих способностей, комплекс заданий, упражнения и игры для развития мышления, творческого воображения, си-стемности мышления у дошкольников.

Старалась всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы.

Мои воспитанники порадовали своим творчеством своих дорогих мам и пап, выполнив для них в подарок к праздникам необычные работы, с ис-пользованием нетрадиционных материалов.

Взаимодействие с родителями: Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.

Цель педагогической работы по данному направлению заключается в сле-дующем: расширять знания родителей о нетрадиционных техниках рисова-ния, аппликации, лепки; привлечь внимание родителей к проблеме развития у детей творческих способностей через нетрадиционную технику изображения.

В своей работе я использовала такие формы педагогического просвещения: провела консультации,практикумы и беседы для родителей по темам: «Не-традиционные техники в изобразительной деятельности», «Значение нетра-диционных техник изображения для развития творческих способностей ре-бенка», проведение анкетирования, мастер – класса.

Взаимодействие с педагогами:

Работа в данном направлении носит информационно-просветительский и практический характер, основной целью взаимодействия с педагогами яв-ляется обогащение знаний педагогов о методах развития творческих спо-собностей детей через нетрадиционную технику изображения. Использова-ние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересо-ванности, способности к творчеству, инновациям.

Для достижения цели были проведены мастер-классы с участием педагогов, консультации, семинары, сообщения на педсоветах, анкетирование.

Итоги работы

Анализируя проделанную работу по теме «Развития творческих способно-стей детей через нетрадиционную технику изображения» можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в работе с детьми до-школьного возраста, является эффективным средством творческого развития детей.

В ходе своей деятельности я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Хотела, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для меня было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной лич-ности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью. Система работы по использованию нетрадиционных техник изображения позволила развить творческий интерес детей, повысить их творческий по-тенциал, что в свою очередь способствует развитию творческих способно-стей. Разработанные и проведенные занятия позволили сформировать устойчивый интерес у детей к творческой деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва, интерес к поисковой деятельности. Благодаря системно-деятельностному подходу мы добились того, что дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за деятельностью детей и результаты мониторинга по модифи-цированной методике и Казаковой Т. Г., прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей. Результативность была до-статочно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным. Дети стали проявлять большую творческую активность не только на занятиях по художественно-эстетическому развитию, но и в других обла-стях.

Источник

1. «Волшебная клякса»

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши

Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.

2. «Составление изображений объектов»

Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика неважно из чего)

Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т.д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.

! Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки, мелкие камушки, шишки, засушенные цветы, листья и т.д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.

3. «Буквы и цифры в рисунках»

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.

! Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т.д.) в рисунок.

4. «Обведи свою ладонь и оживи»

Оборудование: бумага, карандаши (краски)

Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.

5. «Несуществующее животное».

Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.

Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.

6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».

Оборудование: счетные палочки

Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.

7. Для чего я хорош?

Выбрать любой предмет и придумать и назвать все варианты использования этого предмета.

8. Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Оборудование: изображения животных

Раздать детям картинки с изображением животных и предложить им описать их характер. Пусть ребенок подумает: какой характер данного животного, что он больше всего любит делать, о чем разговаривает с другими животными, кто его враги и т. д. Ответы могут быть сказочными.

9. Театр

Оборудование: ширма, игрушки (или костюмы, маски)

Предложить ребенку показать театральное представление по мотивам сказки или собственной придуманной истории.

10. «Слепой художник».

Оборудование: лист ватмана, карандаши

Ребенку завязать глаза и по вашим подсказкам он должен нарисовать рисунок. Ваши подсказки заключаются в том, чтобы направлять «художника». Говорите, как вести карандаш влево, право, что нарисовать точку, овал и т. д. Ребенок должен попытаться угадать что он рисует.

11. Выдумай историю.

Оборудование: тетрадь, карандаши, фломастеры

Предложить ребенку попробовать себя в роли писателя. Пусть сочинит сказку, например о домашнем питомце. Помогите записать её в тетрадь, а ребенок пусть нарисует обложку и иллюстрации к ней.

! Упрощенный вариант этой игры: выбрать любую картинку из книги и придумать новые события сказки.

12. Игра в стихи.

В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.

В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.

13. Расшифруй слова

Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Пусть ребенок придумает смешные расшифровки. Например: ЧТО- черепаха топала около.

14. Упражнение «Танец».

Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, по определенную музыку.

15. «Непослушный карандаш».

Оборудование: бумага, карандаши

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги закорючки. Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему представить, что у него в руках непослушный карандаш и нарисовать «кулю-мулю». Затем рассмотреть такой рисунок и предположить на что это похоже.

Источник