Творческий отчет сказка в развитии ребенка

евгения воронкова
Отчёт о проектной деятельности «Роль сказки и домашнего чтения в развитии речи ребёнка»

Основным, в полноценном развитии ребёнка его личностных качеств, является речь.

Работая в детском саду,я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей имеющих те или иные речевые проблемы, с каждым годом увеличивается. При этом происходит снижение интереса к книге и чтению, как среди взрослого населения, так и среди детей и подростков.

Важно знать, что именно в семье формируется интерес к книге, первым посредником между ребёнком и книгой являются родители. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.

Одним из наиболее эффективных путей развития речи дошкольников, в моей работе я считаю использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – русской народной сказки. Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. А совместное время провождение за чтением сказок способствует пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений.

В ходе анкетирования родителей, выяснилось, что лишь только 4 семьи из 10 читают ребёнку ежедневно. Чтение по инициативе ребёнка составило так же в 4-хсемьях. А по родительской инициативе читает только одна семья. Лишь в 3-х семьях дети рассказывают о прочитанных сказках в детском саду. На вопрос «Читаете ли вы сами литературу?» дали утвердительный ответ только 4 семьи.

Меня насторожило это обстоятельство: во всех таких разных и не похожих друг на друга семьях присутствовало одно сходство – современные родители перестали уделять должное внимание чтению книг, в частности сказок. А ведь, именно книга во все времена объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей.

Понимая всю значимость актуальности этой темы, я стала работать в данном направлении.

На родительском собрании, тема которого была «Воспитываем сказкой», я рассказала о том, как посредством чтения сказок развивается речь детей. Данная тема родителей очень заинтересовала, и мы совместно с родителями определили тему проектной деятельности «Роль сказки и домашнего чтения – в развитии речи ребёнка».

Целью проекта стало: приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок, развивать устойчивый интерес к чтению детей и родителей, совместно с родителями попытаться возродить традицию семейного чтения.

Были поставлены задачи проекта:

1.Образовательные:

-создавать необходимые условия для знакомства со сказками;

развивать познавательные способности ребёнка, любознательность, память, воображение;

– продолжать расширять и обогащать словарный запас слов;

– приобщать детей к драматизации по знакомым сказкам;

развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация;

2.Воспитательные:

– приучать слушать и понимать доступные по содержанию сказки;

– пробуждать интерес к чтению и рассказыванию сказок;

3.Работа с родителями:

-донести родителям мысль о важности и актуальности проблемы чтения в ДОУ и дома;

– помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании у него читательского интереса;

– побуждать к участию в акциях, выставках, родительских собраний на тему чтения художественных произведений и сказок;

– подвести к мысли о необходимости возрождения традиции семейного чтения;

– предоставить рекомендации родителям для восстановления традиции чтения дома.

Полагаясь на актуальность проекта и важность решения поставленных задач, был разработан план работы. В план работы включен материал по совместной деятельности с детьми и работа с родителями.

На подготовительном этапе проектной деятельностидля родителей были разработаны консультации: «Воспитываем сказкой», «Развитие речи и чтение художественной литературы для детей младшего возраста». «Какие книги можно читать на ночь».

Также для родителей были приготовлены памятки «Развитие речи посредством чтения сказок», «Подсказки «Да» и «Нет», «Пять простых советов».В индивидуальных беседах были затронуты темы: «Книга по возрасту», «Домашняя библиотека», «Сказка в жизни ребёнка».

В ходе проектной деятельности была реализована форма работы с детьми – знакомство малышей с фольклором. Народные песенки, потешки, представляют прекрасный речевой материал, который я использовала, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Благодаря фольклору адаптация детей к детскому саду прошла быстро. Да и речь детей заметно улучшилась.

Следующим этапом моей работы стало речевое развитие детей с помощью сказки.

Восприятие сказки было успешным,когда я проводила с детьми предварительную работу: мы рассматривали иллюстрации, проводились беседы с объяснением малознакомых детям этого возраста слов и выражений. А уже дальше шло непосредственное знакомство со сказкой. Для большего эффекта восприятия, я сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки» в мультимедийном оформлении. Так у многих малышей появились свои любимые сказки.

За время работы я изготовила дидактические игры на тему «Сказки»: «В мире сказок», «Кто лишний», «Кого не хватает», «Угадай сказку», «Разрезные картинки по сказкам».Общая цель всех игр: закрепить название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

Играя, в сказку с детьми использую различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику.

Любимым занятием для детей является игра. С большим удовольствием разучивали и проговаривали слова к подвижным играм «Лохматый пёс», «Заинька попляши», «Заинька серенький». Зная слова к игре, дети с лёгкостью могли перевоплощаться в героев игры.

В продуктивной деятельности «Горошек для мышки» мы закрепили не только приёмы лепки, но и вспомнили содержание сказки «Репка», что способствовало активизации речи.

Использование пальчиковой гимнастики с перечислением сказочных героев «Колобок», «Теремок» развивает не только мелкую моторику рук, но и активизирует речь ребёнка, словарный запас, зрительную память.

Заключительным этапом в проектной деятельности стало: сбор фото и выпуск стенгазеты «Расскажи мне сказку мама», изготовление книжки малышки совместно с детьми. В группе была оформлена выставка «Наши любимые сказки».

Родители были настоящими участниками общеобразовательного процесса, принимали активное участие во всех мероприятиях.Самыми яркими из них стали:

Читайте также:  Чтение как средство развития ребенка

– Конкурс «Книжка малышка»

– Акция Подари книжку детскому саду»

– На родительском собрании, родители поделились своим опытом семейного чтения.

– Изготовили сказочных персонажей из фанеры для оформления игровой площадки.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в речевом и познавательном развитии, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы. Немало – важно и то, что нам удалось донести до родителей важность соблюдения традиции семейного чтения. Время, отданное ритуалу семейного чтения, поспособствовало установлению более близких внутрисемейных контактов.

Источник

Елена Колосова
Отчет по самообразованию «Сказка, как средство развития речи дошкольника»

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.Целью нашей работы было: развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методическую по вопросу развития речи детей раннего возраста).

-Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов.

-Систематизировать опыт работы по теме.

-Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

-Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

-Разработать картотеки по развитию речи.

-Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

-Разработать систему мероприятий для дошкольников на основе использования русских народных сказок.

В процессе реализации плана самообразования по данной теме нами была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи детей через сказку». В основном все родители читают ребенку книги дома регулярно и по просьбе самого ребенка, и по своей инициативе. Прочитанное обсуждают с малышом. В каждой семье у ребенка есть домашняя библиотека. В основном это сказки, рассказы и стихи. Энциклопедии есть у 25% опрошенных. По-мнению родителей, дети предпочитают слушать сказки и стихи. В библиотеку родители с детьми не ходят.

В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.

Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.

В процессе реализации плана самообразованияс детьми были организованы следующие виды деятельности:

1. НОД по чтению и рассказыванию русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

2.НОД по изобразительной деятельности: рисование «Колобок покатился по дорожке», «Козленок», лепка по сказке «Репка», аппликация «Выросла репка – большая пребольшая», «Домик для зайчика и петуха».

3. Настольные театры.

4. Игры-инсценировки.

5. Игры-драматизации.

6. Конкурс «Кто лучше всех споёт песенку мамы-козы».

7. Беседы по русским народным сказкам, целью которых было помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.

8. Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми».

9. Дидактические игры «Из какой сказки герои, «Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности», «Сказки», игры- пазлы, кубики и др.

10. Просмотр сказок в мультимедийном варианте, прослушивание в записи известных мастеров сцены.

11. Физкультурное развлечение «Стоит в поле теремок, теремок…».

Для родителей были подготовлены консультации «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» и «Какие сказки читать детям», «Расскажи мне сказку мама. Также для родителей был организован просмотр презентации «Мы играем» с участием детей группы (драматизация русской народной сказки «Курочка Ряба»). Привлекали родителей к изготовлению костюмов и декораций для организации с детьми игр-драматизаций.

При работе над темой самообразования нами были составлены картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста. Также были подобраны лучшие образцы работ художников-оформителей книг, которые работают над сказочной темой.

Результатом применения методов сказкотерапии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.

Источник

Творческий отчет

в рамках программы

«Школа методического мастерства.

С инициативой в образование»

на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнила: педагог-психолог

МБОУНОШ №12

Синицына М.В.

Тула, 2015 г.

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.

Изменяется роль взаимоотношения ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Появляется интерес к личностным качествам других детей. Происходит разделение детей на популярных («лидеров» группы) и малозаметных («отвергнутых»). В связи с этим у многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессивности, заниженная самооценка, неадекватное поведение, проблемы общения со сверстниками. 

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что у  большинства детей отмечается низкий уровень самооценки, у 40% детей выявлен высокий уровень тревожности, у 25% детей – высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей.

Сегодня существует множество различных методов, форм и направлений коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Я выбрала сказкотерапию, как один из наиболее эффективных и целесообразных методов.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка 7 лет

Сказкотерапия  – это современное направление прикладной психологии, направленное на решение различных проблем с помощью сказки. Сказку можно подобрать под любую сложную ситуацию, в игровой форме мы можем научить ребенка нормам поведения, преодолевать барьеры общения с другими детьми, избавиться от страхов, неуверенности в себе. После курса занятий по сказкотерапии ребенок становится более спокойным, уверенным в себе, хорошо формирует и выражает свои мысли.

Сказка, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, позволяет ребенку почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, оказывает поддержку его возможностей и стремлений, помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

По данной теме я работаю с сентября 2014г.

Целью моей работы является оптимизация межличностных отношений в группе, овладение навыками контроля над собственным поведением, снижение тревожности, развитие коммуникативных навыков детей с помощью сказки.

Основные задачи:

– развитие умения сотрудничать;

– воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

– профилактика и коррекция поведенческих нарушений (агрессивность и враждебность, гиперактивность);

–  снижение тревожности и напряжения;

– повышение самооценки;

– развитие коммуникативных навыков.

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:

– сентябрь-октябрь:

  • проведена диагностика эмоционально-личностных особенностей детей, которая включает следующие методики:

– анкета наблюдения за общением ребенка со взрослыми и сверстниками для воспитателей (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков;

– цветовой тест Люшера;

– проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой;

  • изучена литература по данной теме (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии», «Практикум по сказкотерапии»);
  • разработана сказкотерапевтическая программа для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»;
  • создана методическая копилка сказок для детей, испытывающих страх расставания с мамой, страх темноты и др.страхи;
  • опубликована статья на официальном сайте ОУ «Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

– ноябрь-декабрь:

  • изучена литература по данной теме (Д.Соколов «Сказки и сказкотерапия»);
  • создана методическая копилка сказок для детей, испытывающих неуверенность в себе, чувство неполноценности;
  • начата апробация сказкотерапевтической программы для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку».

Программа по сказкотерапии «Путешествие в сказку» была составлена на основе пособий «Лабиринт души. Терапевтические сказки» под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева; И. В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост». В соответствии с задачами, были подобраны соответствующие сказки, такие как «Маленький котенок», «Случай в лесу», «Сказка про ежика Витю», «Сказка о Вороненке», «Сказка о ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание», «Сказка о ежонке», «Сказка о непоседливой обезьянке» и другие.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Сроки

проведения

1

«Знакомство»

Создать благоприятную атмосферу, положительный настрой на работу, принятие правил и норм работы группы, снижение тревожности и напряжения.

Ноябрь

2 неделя

2

Надо ли учиться дружбе?

Снижение агрессивности и враждебности, развитие коммуникативных навыков, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Ноябрь

3 неделя

3

«Скажи пару ласковых!»

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, повышение самооценки

Ноябрь

4 неделя

4

«Если дружбой дорожить…»

Коррекция агрессивности, нарушений в общении, укрепление группового доверия.

Декабрь

1 неделя

5

«Поверь в себя»

Снижение тревожности и напряжения, повышение самооценки

Декабрь

2 неделя

6

«Будем дружить!»

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Декабрь

3 неделя

7

«Посмотри на меня!»

Профилактика и коррекция поведенческих нарушений (агрессивность и враждебность, гиперактивность)

Декабрь

4 неделя

8

«У меня все получится!»

Снижение тревожности и напряжения

Январь

3 неделя

9

«Драться отменяется!»

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Январь

4 неделя

10

«Сильная воля»

Овладение навыками контроля над собственным поведением

Январь

5 неделя

11

«Ничего не боюсь!»

Снижение тревожности и напряжения, овладение навыками контроля над собственным поведением

Февраль

1 неделя

12

Надо ли учиться дружбе?

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Февраль

2 неделя

13

«Я не могу усидеть на месте»

Овладение навыками контроля над собственным поведением, профилактика гиперактивности

Февраль

4 неделя

14

«Вместе весело шагать…»

Коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Март

1 неделя

15

«Последняя встреча»

Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать

Март

2 неделя

Структура наших занятий по сказкотерапии строится следующим образом:

  • Ритуал «входа» в сказку (коллективное упражнение);
  • Повторение (повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, чему научились);
  • Расширение (рассказ новой сказки, рисование, сочинение сказки);
  • Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка);
  • Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью);
  • Резюмирование (обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся);
  • Ритуал «выхода» из сказки (закрепление нового опыта).

На занятиях мы используем следующие формы работы со сказкой:

1. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения детей, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо-плохо».

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Интересно, что часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе. Иногда дети говорят, что и у них когда-то был подобный случай. Так, один участник группы (мальчик 5 лет) после прочтения сказки «Как Кенгуреныш стал самостоятельным» высказался так: «И со мной, похожее было, – один раз мама меня оставила одного на улице, потому что я баловался. Я сильно испугался, как и Кенгуреныш в сказке». Здесь важно обратить внимание детей на положительный финал сказки, помочь перенести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.

Также можно проиграть сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

4. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая подсказывает детям с помощью метафоры вариант решения проблемы.

Читайте также:  Сензитивный период речевого развития ребенка

Конспект занятия

Занятие 9 «Драться отменяется!»

Цель: коррекция нарушений в общении со сверстниками, воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Ход занятия:

Вводная часть

Упр. «Здравствуй»

Участникам предлагается поздороваться различными способами: глазами, локтями, бедрами, носами…Анализ: какие ощущения возникли? Было ли вам комфортно?

Основная часть

Повторение того, что было на предыдущем занятии.

Рассказ новой сказки:

Сказка «Маленький медвежонок»

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать», так думал Медвежонок.

 Ему было грустно всегда одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

– Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом, – сказала Белочка.

 – Но посмотрите, – закричал Зайчик, – он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимал кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться.

– Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться, – закричали зверята. – Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

– Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться, – сказали зверята. – Мы думали, ты наш новый друг, а ты!.. – закричали они.

– Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками? – думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!» – решил Медвежонок.

 На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Вопросы для обсуждения:

– почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть?

– так ли это было на самом деле?

– почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они будут с ним дружить?

– из-за чего они так подумали?

– что помогло Медвежонку подружиться со зверятами?

– что бы ты еще ему посоветовал сам?

Заключительная часть

Упр. «Хоровод»

Ведущий предлагает встать детям в круг, взяться за руки, все друг другу улыбаются и говорят хором: «До свидания!»

Фотоотчет:

   

Занятие 1: знакомство, создание собственной сказки

Занятие 2: рисование сказки «Золотая рыбка» (цель сказки: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, учить прислушиваться к мнению другого)

Занятие 6: «Сказка про ежика Витю» (цель сказки: повышение уверенности в себе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу)

Занятие 8: «Сказка о Вороненке» (цель сказки: снижение тревожности и напряжения, повышение уверенности в себе)

Занятие 14: «Сказка «Помидор Сашка» (цель сказки: воспитание доброжелательного отношения друг к другу)

Занятие 13: «Сказка о непоседливой обезьянке» (цель сказки: овладение навыками контроля над собственным поведением)

Результаты:

Результаты диагностики общения детей со взрослыми и сверстниками

(Анкета наблюдения за общением ребенка со взрослыми и сверстниками для воспитателей (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков)

(количество чел., %)

Характер общения

Всего

Общение со взрослыми

1 срез

2 срез

положительное

9 чел. (60,0%)

11 чел. (73,3%)

нейтральное

6 чел. (40,0%)

4 чел. (26,7%)

негативное

Общение со сверстниками

1 срез

2 срез

положительное

12 чел. (80,0%)

14 чел. (93,3%)

нейтральное

3 чел. (20,0%)

1 чел. (6,7%)

негативное

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что наблюдается небольшая, но положительная динамика. 73,3,1% детей успешно взаимодействуют с педагогами, это на 13,3% больше, чем при 1 срезе. 93,3% детей успешно взаимодействуют со сверстниками.

Результаты определения психологического состояния (методика ЦТЛ)

(количество чел., %)

Психологическое состояние

Всего

1 срез

2 срез

Адекватное мироощущение

1 чел. (6,7%)

2 чел. (13,3%)

Состояние дискомфорта

8 чел. (53,3%)

9 чел. (60,0%)

Состояние напряжения

5 чел. (33,3%)

4 чел. (26,7%)

Дезадаптация

1 чел. (6,7%)

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что для некоторых детей наблюдается положительная динамика. Ко 2 срезу не осталось детей с дезадаптацией, также 1 человек перешел в группу с адекватным мироощущением. В состоянии дискомфорта  60,0% детей, в состоянии  напряжения – 46,7%.

Результаты определения эмоционально-личностных особенностей

(проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой)

(количество чел., %)

Параметры

Всего

1 срез

2 срез

Наличие тревожности

9 чел. (60,0%)

6 чел. (40,%)

Наличие агрессивности

2 чел. (13,3%)

1 чел. (6,7%)

Интровертированность

7 чел. (46,7%)

7 чел. (46,7%)

Из таблицы видно, что наблюдается небольшая положительная динамика. Снизился процент детей, имеющих высокий уровень тревожности на 20,0%, агрессивности на 6,6%. Количество интровертированных детей осталось прежним (46,7%).

Таким образом, можно сделать вывод, что цикл занятий по сказкотерапии в некоторой степени помог детям решить ряд проблем в эмоциональной и поведенческой сфере, проблемы общения со сверстниками.

Источник