Творческие способности ребенка младшего возраста в развитии личности

Творческие способности ребенка младшего возраста в развитии личности thumbnail

Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Начальная школа – наиболее главный и важный период в жизни человека. Именно в это время начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности учащихся является учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его личностных свойств и качеств. Учение для младшего школьника – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мечтатель, а реалист.

Главной деятельностью, обеспечивающей формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, то есть в младшем школьном возрасте. Психологические свойства, выступающие у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется и в познавательных процессах, или познавательных способностях. Это психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно также без речи и внимания.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, раскрывающий перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, воспитывающего умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В младшем школьном возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, переходят на новый уровень умения и навыки учащихся. Этот процесс прогрессирует и к III – IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.

На каждом этапе взросления – свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов главным творцом и авторитетом выступает учитель, в связи с чем у младших школьников заметно рвение на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивость во многом благоприятствует усвоению и получению опыта. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу.

Особое значение для развития творческих способностей в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей.

Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к самоконтролю создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет о способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом.

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы “недоразвитое” мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру), а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление рождается из действия в младшем и раннем возрасте. В процессе развития наглядно-действенного мышления у ребенка формируется способность выделять в предмете не просто его внешние свойства, а именно те, которые необходимы для решения задачи. Это способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач.

Развитие причинного мышления у детей начинается с осознания последствий своих действий. У ребенка 4-5 лет познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, взаимосвязь причин и следствий.

Благодаря самостоятельности ребенок учится управлять своим мышлением; ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

Поскольку по мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события, то в этих случаях причинное мышление окажется недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуаций и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, которые позволяют сузить “зону поиска”, сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам.

Таким образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче, можно дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.

Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны. Приступая, например, к рисованию, дети часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут, же дом легко превращается в башню, башня – в большой пароход и т.д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Таким образом, подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше.

Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка – основу развития воображения. С первого взгляда кажется, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у более старших детей. У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех – четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и модель самолета готова, то для семи – восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была “как настоящая”. В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I-II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.

Образы воображения, возникающие у школьников I-II классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

Воссоздающее воображение у учащихся I-II классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся I класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся I класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими, изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.

Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся II и отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.

Начиная с III класса процесс воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (схожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.

У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.

Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие .

У каждого человека в жизни есть периоды повышенной чувствительности к определённым воздействиям, к освоению определённого вида деятельности (сензитивные периоды). Например, у ребёнка в возрасте 2-3-х лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он более всего готов к овладению чтением. Важно отметить, что если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то в последствии её развитие будет затруднено или же совсем невозможно. Не правильно думать, что в более старшем возрасте ребёнок сможет наверстать упущенное. Так, младший школьный возраст является сензитивным периодом для овладения хореографическим искусством. Именно этот возраст наиболее благоприятен для развития танцевальных данных (гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), развития ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности. Наблюдения показывают, что люди, которые начинали заниматься хореографий в подростковом возрасте, не добивались значительных достижений, нежели люди, которые занимались этим видом деятельности с дошкольного или младше школьного возраста.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Источник

К.С. Солопахо

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

В данной статье раскрывается проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Выявляются особенности, основные методы и подходы к определению творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младший школьник, творческие способности, творческое мышление, творческое воображение, развитие творческих способностей.

Сегодня в эпоху быстрых социальных изменений общество требует творческих, свободно мыслящих людей, очень важна степень самостоятельности отдельного индивида. Человек должен быть способен сознательно творить собственную жизнь. Потребность общества в творческих, активных и нестандартно мыслящих людях, которые способны продуктивно подходить к решению жизненных проблем, возрастает, поэтому сегодня проблема изучения творческих способностей особо актуальна.

Младший школьный возраст – это важнейший этап развития творческих способностей. С одной стороны, учащиеся начальной школы отличаются от дошкольников более сформированными процессами мышления, воображения, речи. С другой стороны, именно в начальной школе может сформироваться либо тенденция к шаблонности мышления, склонность действовать по заданному образцу, четкой инструкции, либо будет развиваться творческое начало личности, умения решать учебные и жизненные задачи нестандартно, оригинально, по-новому.

Проблемой развития творческих способностей младших школьников занимался выдающийся педагог XX века В.А.Сухомлинский. По его мнению, творчество является средством познания, творчество связано с восприятием красоты окружающего мира (эстетикой) и интеллектуальным опытом. [7]

Изучая проблему развития творчества, Л.С. Выготский писал: «…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». [1, С.7]

Таким образом, целью данного исследования является изучение особенностей развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал, что четкого единого определения понятия творческих способностей нет. Рассматривая сущность творческих способностей, авторы как правило, приводят определение, характеризующее способности в целом. Под способностями большинство исследователей понимают индивидуально-психическое особенности, которые проявляются в какой-либо деятельности или различных видах деятельности и обусловливают успешность этой деятельности. Также отмечается, что способности имеют природные предпосылки (задатки), которые можно развивать в течение жизни, а также способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но наличие способностей обусловливает успешность приобретения знаний, умений и навыков в какой-либо конкретной деятельности. [2]

Анализируя понятие творческих способностей в психологической литературе, необходимо изучать связь творческих способностей с креативностью (П. Торренс, Дж. Гилфорд и другие), интеллектом (Д. Векслер, Р. Стенберг и другие), особенностями мышления (так, Дж. Гилфорд выделял конвергентное и дивергентное мышления), а также с личностными особенностями (так, творческую деятельность личности связывали с мотивацией, ценностями, активностью и направленностью личности такие исследователи, как А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, В.И. Андреев и другие). [3, 4]

Все авторы публикаций по вопросам развития творческих способностей в детском возрасте отмечают, что творчество – это создание чего-либо нового в какой-либо деятельности. Этот процесс является естественным для ребенка, так как именно в детском возрасте любые жизненные задачи являются новыми, ребенок не может быть приспособлен к их решению заранее, он вынужден применять творческие способности, чтобы найти решения этих задач, если только ему эти решения не будут предлагать в готовом виде взрослые, родители или педагоги. [3, 7]

Результатом теоретического исследования проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте является определение таких проявлений, как особенности мышления (беглость, гибкость, оригинальность), творческого воображения, личностные особенности (познавательный интерес, любознательность, стремление к лидерству, мотивация достижения и другие). Под творческими способностями мы понимаем способность к продуктивной деятельности, к созданию новых образов, идей, способов решений в конкретном виде деятельности. Эти положения легли в основу нашего эмпирического исследования.

Чтобы выявить уровень и особенности развития творческих способностей младших школьников, существуют разнообразные методики. Чаще всего применяются различные тесты для самих учащихся и опросники для родителей и педагогов. Так, тесты Э.Торренса выявляют особенности творческого мышления (креативности) – оригинальность, уникальность, беглость, гибкость, продуктивность. Модификацией данных тестов в России являются тесты Е. Туник. [3, 4, 8] Методика А.Р. Лурии предназначена для изучения процессов воображения, выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула. [6] Опросники для родителей, учителей и самих учащихся, позволяющие определить, проявляет ли ребенок в поведении, общении и деятельности особенности, характерные для личности с высоким уровнем творческих способностей. Примером может быть опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов). [5] Анализ существующих методов и методик позволил подобрать методики для проведения эмпирического исследования.

Эмпирическое исследование особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста было проведено в 3 классе г. Волгограда. В работе участвовало 14 детей и учитель начальных классов.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе изучались такие показатели творческого мышления младших школьников, как беглость, гибкость, оригинальность с помощью субтестов Е. Туник “Словесная ассоциация”, “Слова”, а также определялся уровень развития творческих способностей. [8]

По данным, полученным после проведения субтеста “Словесная ассоциация” (таблица 1), выяснилось, что у детей преобладает средний уровень творческих способностей (57% школьников от общего числа респондентов), то есть, чаще всего младшие школьники дают типичные ответы, и количество ответов небольшое. 1 ребенок (7%) обладает высоким уровнем развития творческих способностей, Кирилл дал достаточно много ответов по сравнению с одноклассниками (18, в среднем от 5 до 11), среди них были неповторяющиеся оригинальные ответы, и в целом его ответы достаточно разнообразны. Остальные 5 детей (36%) имеют низкий уровень развития творческих способностей.

Таблица 1

Уровни развития творческих способностей учащихся 3 класса по результатам методики «Словесные ассоциации» Е. Туник

Средний

8

57%

Низкий

5

36%

По данным, полученным после проведения субтеста “Слова”, выяснилось, что у детей преобладает средний (36%) и низкий (36%) уровень творческих способностей, что свидетельствует о том, что младшие школьники склонны давать ответы стандартные, часто повторяющиеся, не оригинальные. Количество ответов, как правило, небольшое, ответы однотипные, мышление не отличается гибкостью. 4 ребенка (28%) характеризуются высоким уровнем развития творческих способностей, то есть эти дети предлагают достаточно большое количество решений поставленной задачи, стараются проявить оригинальность и предлагают необычные, не повторяющиеся ответы, могут находить альтернативные варианты.

Таблица 2

Уровни развития творческих способностей учащихся 3 класса по результатам методики «Слова» Е. Туник

Сравнивая показатели первого и второго субтестов, было замечено, что результаты второго исследования несколько выше, так как высокий уровень развития творческих способностей характерен при выполнении второго субтеста для 28% школьников, в то время как при выполнении первого субтеста лишь для 7%. Это может быть связано с тем, что при определении уровня творческих способностей в первом субтесте учитывался показатель гибкости, который оказался невысоким у большинства учащихся, в то время как во втором субтесте этот показатель не учитывался. Более высокий уровень выполнения второго субтеста также может быть связан с тем, что учащиеся более настроились на проявление творчества, перестали ожидать возможной отрицательной оценки, которая может быть при неправильном выполнении заданий в типичной школьной ситуации, стали более открытыми и направленными на самовыражение.

Различия в результатах субтестов свидетельствуют о том, что отдельные исследования не являются достаточно точными, выявленные показатели можно применять как первичную информацию, требующую более тщательного изучения.

Второй этап заключался в выявлении личностных проявлений творческих способностей учащихся с помощью опросника Г. Дэвиса. [5]

По данным, полученным после проведения данной методики, выяснилось, что минимальную сумму, свидетельствующую о наличии высоких творческих способностей у респондента (15 баллов) ни один учащийся из младших школьников, принимавших участие в исследовании, не набрал (максимальный балл учащихся 3 классов составляет 13 баллов), то есть на данном этапе все школьники проявили низкий или средний уровень творческих способностей.

Это может быть связано с тем, что данный опросник имеет определенную специфику: выявляет личностные проявления творческих способностей, оценивает творческие способности детей скорее косвенно. В младшем школьном возрасте, возможно, еще рано говорить о личностных проявлениях творческих способностей.

На третьем этапе исследовались особенности творческого воображения младших школьников с помощью методики «Пиктограмма» А.Р. Лурия. [6]

По данным, полученным после обработки результатов, выяснилось, что у детей младшего школьного возраста преобладает конкретный вид изображений (36%), абстрактный вид составляет 14%, сюжетный – 29%, метофарический – 21%.

Преобладающий характер мыслительной деятельности у младших школьников относится к типу «креативы» (50%), тип “мыслителя” составляет 14%, конкретно-действенное мышление характерно для 36%. То есть, у большинства учащихся преобладает художественный тип мышления. Доминирование абстрактного мышления проявилось у 14% детей.

Таким образом, на данном этапе исследования было выявлено, что для младших школьников характерно активное участие творческого воображения в решении задач с преобладанием художественного типа мышления, то есть учащиеся активно применяют художественные образы в творческой деятельности, в меньшей степени они могут использовать абстрактные символы, что может затруднять развитие их творческих способностей.

Таким образом, обобщая результаты исследования, можно выделить три группы детей, различающиеся уровнем развития творческих способностей. Так, 28% учащихся стабильно проявляют высокий уровень творческих способностей, доминирование абстрактного или художественного мышления, они склонны работать продуктивно, вырабатывать множество разнообразных идей, многие из которых являются оригинальными, не повторяя ответы одноклассников. Некоторые младшие школьники 36% (5 детей) стабильно проявляют низкий уровень развития творческих способностей, склонность к конкретно-действенному мышлению. Необходимо обратить отдельное внимание учителя на этих детей, так как столь низкий уровень творческих способностей может отражаться в трудностях при решении различных учебных задач. Еще 36% учащихся проявляют определенный творческий потенциал, который проявляется нестабильно. У этих детей средним уровнем характеризуются такие показатели творческого мышления, как оригинальность и гибкость, однако учащиеся проявили творческое воображение, склонность к художественному типу мышления.

В результате эмпирического исследования были определены и особенности творческих способностей в младшем школьном возрасте. К ним относятся: преобладание среднего и низкого уровня беглости, оригинальности и гибкости, детям еще сложно создавать новые и разнообразные идеи при решении творческих задач. Это также связано с тем, что в начальной школе очень большое внимание уделяется обучению выполнению задач по заданному образцу, алгоритму, что снижает эффективность развития творческих способностей детей. Еще одной особенностью является преобладание у учащихся начальной школы художественного типа мышления. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте абстрактное мышление только начинает активно развиваться, поэтому воображение учащихся чаще всего связано с созданием художественных образов, имеющихся в жизненном опыте детей.

Также в ходе исследования было установлено, что в младшем школьном возрасте творческие способности не проявляются в обычном ежедневном поведении, общении или деятельности. То есть, пока рано говорить о творческой направленности личности учащихся, творческие способности проявляются только в случае необходимости – при постановке особых творческих задач перед детьми.

В данном исследовании решалась и задача по выявлению тех психолого-педагогических условий, которые способствуют развитию творческих способностей у учащихся.

На основе анализа теоретической части, была составлена анкета для педагога, направленная на выяснение методов и приемов, которыми пользуется учитель для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. С помощью анкеты были выявлены методы и приемы, которые применяет учитель для развития творческих способностей учащихся 3 класса. Программа обучения, по мнению педагога, не предусматривает целенаправленное развитие творческих способностей учащихся, однако, есть отдельные задания, методы и приемы, которые способствуют творческому развитию учащихся:

– в заданиях предлагается найти не один, а несколько вариантов решения или ответов;

– задания, направленные на развитие мыслительных операций: сравнение, проведение аналогии, классификация, обобщение;

– активно используются приемы, стимулирующие фантазирование;

– моделирование также способствует развитию творческого начала;

– решение задач методом проб и ошибок;

– метод мозгового штурма.

Эффективность многих из перечисленных методов и приемов развития творческих способностей младших школьников зависит от педагога, его умения организовывать деятельность учащихся, стимулируя творческую деятельность учеников. Многие психологи и педагоги, такие как В.А. Сухомлинский, А.Н.Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Р.С. Немов и др., указывают, что одним из условий развития творческих способностей у младших школьников выступает личность самого педагога. [1, 2, 3, 4] По мнению А.Н. Лука, если учитель сам обладает творческими возможностями, то ученики добиваются наибольших успехов в развитии способностей. [4] Соответственно, педагогу необходимо не только развивать творческие способности учащихся, но и ставить перед собой задачу по саморазвитию собственного творческого потенциала.

Влияние особенностей педагогической деятельности учителя начальных классов на развитие творческих способностей младших школьников представляется следующим этапом исследования изучаемой проблемы в дальнейшем.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991 – 93с.

2. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2009 – 656с.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2009 – 434с.

4. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Академия. – 2008 – 336с.

5. Новиченко А. Дети вундеркинды / А. Новиченко // [Электронный ресурс]: URL: https://www. rebyonok.com.ua/planirovanie-i-vospitanie-rebenka/ detivunderkindyi (Дата обращения: 06.11.2015).

6. Порошенко О. Методика пиктограммы А.Р. Лурия / О. Порошенко // [Электронный ресурс] URL: https://fb.ru/article/105915/metodika-piktogrammyi-luriya (Дата обращения: 06.11.2015)

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – 4-е изд. – Киев: Радянська школа, 1973 г. – 172с.

8. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44с.

K.S. Solopaho

Volgograd e Socio-Pedagogical University

Features of development of creative abilities at younger school age

In this article the problem of development of creative abilities of children of younger school age reveals. Features, the main methods and approaches to determination of creative abilities of children of younger school age come to light.

Keywords: younger school student, creative abilities, creative thinking, creative imagination, development of creative abilities.

Источник