Туризм как средство развития ребенка

Туризм как средство развития ребенка thumbnail

Наталья Богданова
Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным. ЗДОРОВЬЕ – базовая человеческая ценность, являющаяся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Среди современных детей седьмого года жизни более 40% «школьно-незрелых», что связано с ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей. Современные дети в основном испытывают «двигательный дефицит», страдают незакалённостью. Модным стало слово гиподинамия, определение которой звучит угрожающе – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Двигательная активность детей, по мнению многих ученых реализуется лишь на 40-50%. Статичное положение приводит к снижению силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопию, вызывает обменные нарушения, приводит к ожирению. В связи с этим уже с детских лет возникает необходимость становления у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, профилактику заболеваний. Что для здоровья и жизни человека является самым важным? Для обеспечения здоровья важно многое, но главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем человека. Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении должна быть прежде всего ориентирована на развитие и совершенствование этих систем, основным средством которого является двигательная активность. Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности ребёнка, его всестороннего развития и воспитания. Ведущей системой в организме ребёнка является скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведёт к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Таким образом, оптимальная двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненно важных функций растущего организма. Рациональный двигательный режим, по мнению Ю. Ф. Змановского, должен включать физические и умственные нагрузки на благоприятном фоне, которые создает, в первую очередь, природное окружение. Зная, что туризм является одним из эффективных средств удовлетворения двигательных и познавательных потребностей человека, в образовательном процессе нами используется детский туризм. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности. Туризм — эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека; средство расширения кругозора, познания красоты природы. Туристические прогулки, экскурсии, походы имеют ни с чем несравнимый общеоздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки на свежем воздухе в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, которое во многом и определяет меру крепости здоровья. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Туристические прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества детей, формируются основы здорового образа жизни. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом,движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками,прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.

Литература:

1. Бочарова. Н. И. Туристические прогулки в детском саду, – Москва, 2004.

2. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности,новые решения: учебно-метод. пос. / Т. П. Завьялова. –Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2006.

3. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении,- Москва: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005.

Источник

Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Зеленская Светлана Ивановна, заведующий,

МБДОУ детский сад № 5 «Колобок» г. Пятигорск

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным.

В нашем дошкольном учреждении активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повысить их физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. Детский туризм является эффективным средством гармоничного развития дошкольников. Развитие детского туризма – это одно из перспективных направлений. Начальное овладение туристическими навыками в дошкольном возрасте позволяет привить детям культуру здорового образа жизни. Уникальность детского туризма состоит в том, что заниматься им можно в любое время года. Благодаря этим занятиям у детей дошкольного возраста снижается уровень простудных заболеваний, повышается уровень двигательной активности, а так же позволяет решить ряд психологических проблем.

Занятия детским туризмом хорошо принимается родителями, воспитателями, доступен и понятен детям. Рекомендован для детей с любой группой здоровья, при отсутствии серьезных патологий.

Как и любая деятельность в педагогике, так и работа с детьми по туризму имеет свою ценность. В физкультуре на первом месте мы всегда ставим оздоровительную задачу, следовательно, ценность занятий туризмом в оздоровлении ребёнка можно сформулировать так:

– дети занимаются на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве. Основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.

Кроме этого, такие занятия имеют и образовательную, в туризме познавательную, ценность:

знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, у них формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательную ценность туристической деятельности можно сформулировать следующим образом:

поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать поступки свои и сверстников. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Цель дошкольного туризма – содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

расширять адаптационные и функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений, развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка-будущего туриста; совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве

при тесном взаимодействии родителей дать им возможность принимать активное участие в прогулках-походах, наполнить этот вид деятельности новым содержанием, что позволит использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников;

способствовать изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.

Дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов

Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.

Литература.

Т.П.Завьялова. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, – 2003, – №8, с.50-53

Источник

Марина Мозговая
Опыт работы «Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13

Муниципального образования Иркутской области

Опыт работы

«Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель: I квалификационной категории

Мозговая Марина Васильевна

г. Усть-Кут, 2015г

«Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

В современных условиях развития детей дошкольного возраста все более значимыми оказываются их двигательная активность, закаливание, которые обеспечивают здоровье, энергию, хорошее настроение. Одной из форм активного отдыха являются походы и экскурсии. 2 Эта форма, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья, общения с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. 3 Вместе с тем, все это доставляет детям радость, создает условия для развитияпознавательной активности: дети учатся подмечать в природе интересное, видеть красоту окружающего мира.

4 Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. 5 ФГОС ДО направлен в первую очередь на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей.

6 Туризм является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями детей. Он развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость.

Проектирование задач предстоящей экскурсии – одна из основных целей моей работы. 7 На этом этапе проводится подготовительная беседа. В ней я использую словесные задания, в которых содержится проблемный вопрос.Например: «Почему деревья не падают?», «Где птички находят воду?», «Почему в лесу тихо?» и другие. 8 В своих беседах, также использую ситуации, которые пробуждают в детях гуманные чувства,детям предлагается подумать: о чем может рассказать сломанная веточка, как сохранить зеленый покров земли, что будет, если мы будем оставлять мусор в лесу, на речке? Перед походом с детьми закрепляем правила техники безопасности и поведения в лесу, с помощью дидактических игр «Что было бы, если из леса исчезли…», «Какого растения не стало?», «Четвёртый лишний» и др. Из бесед дети узнают о лесе, его обитателях, о бережном отношении к ним.

9 Во время наблюдений дети усваивают разные знания – устанавливают свойства и качества, структуры и внешнее строение предметов, причины изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

10 Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Например, наблюдая на участке за деревьями, дети закрепляют названия деревьев (ель, береза,учатся мыслить логически: из каких частей состоит дерево, кто или что помогает расти растениям.

11 Так же в своей работе активно использую игры-тренинги, которые включают элементы психогимнастики в различных видах детской деятельности. Разработанные занятия направленны на формирование самооценки и навыков общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

Цель основного этапа – проведение экскурсий – обобщение, уточнение представлений об объектах природы.

Во время данного этапа дети наблюдают за природными объектами. 12 За неделю до похода вывешиваем для родителей красочное объявление о предстоящем мероприятии. В нем заявляем название похода, цель и представляем маршрут. Особое внимание родителей уделяем на подготовку спортивной одежды для детей, рюкзаков, соответствующих по размерам их возрасту, на «сухой паек» для питания. План и маршрут согласовывается с заведующей и медицинской сестрой.

13 Походы организуем в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурного занятия на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.

14 По улице дети идут парами. Важно,чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе.

15 По сигналу воспитателя дети делают привал. На привалах проверяем одежду и обувь детей, чтобы не допустить разного рода травм.

16 Во время остановок включаем хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее «Через ручеек», «Самолеты» и другие.

Отдохнув, «туристы» продолжают свой путь. Выйдя на лесную полянку, прислушиваются к голосам птиц, наблюдают за насекомыми, любуемся красотой пейзажа.

17 Зимой, как и в теплое время года, ребенку важно бывать на свежем воздухе. Регулярная физическая активность на свежем морозном воздухе способствует укреплению иммунитета, а также является одним из видов закаливания детского организма.

18 Каждый наш поход не обходится без сюрпризного момента. То из леса выйдет Лесовичек, и принесет конверт с заданиями. В зимний денек выйдет из заснеженного леса Дед Мороз, со своим чудесным мешочком, или Баба Яга, которая хочет запутать детям все дорожки.

Дидактические игры, которые проводят с детьми сказочные герои, ориентированы на предоставление детям возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы.Темы могут быть разнообразными: «Помоги дереву», «Лес любит тишину», «Осторожно, муравей».

19 После игр все дети со своими бутербродами, располагаются в месте для отдыха, угощают друг друга, проявляя при этом огромное удовольствие.

20 Подкрепившись, дети выбирают самостоятельный вид деятельности. Они бегают, прячутся за деревья, играют в прятки. После активного движения все вместе начинаем собирать палочки, веточки, рассматривать их, сравнивать. В летний период времени заготавливаем лекарственные травы для фиточая, природный материал для коллекции, собираем камушки для художественного творчества. Выполнив все задания, дети находят под деревом какой-нибудь сюрприз из сладостей.

Перед тем как возвратиться из леса дети и взрослые приводят в порядок место отдыха.

21 Главная цель заключительного этапа – подведение итогов экскурсионной работы. В творчестве ребенок выражает свои впечатления, показывает отношения к миру природы. Совместно с детьми мы составляем книгу сказок. Например, ребенок может сочинить рассказ, какие сказки им могла бы поведать старая ель. Через рассказ можно понять отношение ребенка к различным экологическим ситуациям.

Таким образом, походы и экскурсии помогают детям расширить представления детей об экологических системах (лес, речка, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

22 С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ.Такая экскурсия имеет преимущества перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

23 Так, в нашей группе, была проведена экскурсия в подводный мир. Дети с помощью презентации пополнили знания о подводном мире, его обитателях, расширили словарный запас детей, развивали мышление, речь, умение передавать выразительными движениями (под музыку) образов подводных обитателей, развивали мелкую моторику.

24 С целью привлечение внимания детей и взрослых к проблеме засорения окружающей среды. Формирование у детей и взрослых гуманного бережного отношения к окружающей действительности, в нашем ДОУ прошла акция «Дети против мусора». В один из дней был запланирован и проведен экологический десант. 25 Вооружившись подготовленным оборудованием, все отправились на борьбу с мусором. Собирая мусор на берегу реки Лена, взрослые строго следили за безопасностью детей, все пользовались резиновыми перчатками. Дети брали только относительно чистые банки и бутылки, не трогали аэрозольные баллончики, упаковки от химических веществ, лекарств. Весь собранный мусор сложили в пакет и отнесли в мусорный контейнер.

26 Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями оказались совместные проекты. Они позволили установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи приобщить родителей к проблеме экологического воспитания детей.

27 В течение года совместно с детьми и родителями реализовывались следующие проекты: «Растения нашего края», «Покормим птиц», «Путешествия по родному краю», в ходе которых дети совместно с родителями подбирали необходимые материалы, о животных, растениях, семейных походах и путешествия.

28 Туристическая деятельность будет целесообразной, если соблюдать принцип систематичности и последовательности. С этой целью был разработан перспективный план походов и экскурсий на природу.

29 Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что детский туризм многосторонне влияет на развитие личности. Походы, экскурсии дают детям возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. 30

Источник