Трусливый ребенок 3 года

Трусливый ребенок 3 года thumbnail

Большинство родителей хотят видеть своих детей отважными, храбрыми, инициативными, и трудно найти хотя бы одного родителя, который был бы не против, если бы его ребенок стал трусом. Но если вы все же обнаружили, что ваш ребенок осторожен, опаслив и труслив, не спешите его переделывать и воспитывать с помощью убеждений, выговоров и давления, это никак не изменит его.

Почему он трус

Трусость чаще всего поддерживают детские страхи, для детей наличие страхов нормально. Страх возникает, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя.

С одной стороны, он познает свои возможности, стремится к независимости, к удовлетворению своих желаний, с другой — начинает чувствовать себя небезопасно, понимая со временем, что внешний мир обладает большей силой.

Ребенок также может собирать коллекцию своих испугов (например, перед собаками или ножами, жуками и т.п.). Учите детей критично относиться ко всему, что они видят, узнают, изучают.

Заклинания от страха

Критическое мышление довольно ощутимо сокращает страхи. Например, если ребенок боится монстров, начните с ним обсуждать, какие бывают монстры, и есть ли у них слабые, уязвимые места, всегда ли монстры так страшны, или же мы изначально ожидаем, что они страшны, как мы можем подготовиться к тому, чтобы они не приходили к ребенку в комнату.

Подвергайте сомнению все общеизвестное и привычное, показывая ему пример того, что нет ничего, что мы не можем критиковать, выдвигать новые версии, и что мы не обязаны всему верить.

Так же, как и с монстрами, вы можете создавать с ребенком свои ритуалы — как не бояться высоты, или темноты, или больших машин, незнакомых людей. Например, вы можете придумать магическую свечу, которая сжигает страхи, или заклинание, которое отпугивает врагов. Это может стать интересной игрой и психологической поддержкой для ребенка, также такие ритуалы будут создавать запас борьбы с другими страхами, характерными для более старшего возраста.

Если ничего не помогает

Если же вы в дальнейшем видите, что ребенок все так же труслив, и это никак не снижается, возможно, в семье недостает каких-то правил, которые помогают ребенку обеспечить чувство безопасности. Или вы слишком беспокоитесь о ребенке, постоянно его предостерегая, демонстрируя ему свою панику.

Также если воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, он может испытывать боязнь сделать не так, как нужно. Жесткий контроль, строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание, — такое воспитание ребенок воспринимает как отношение к себе, и тогда развивается тревожность и неуверенность, трусливость («Если поступаю не так, как надо, меня накажут, я недостаточно хорош для любви»).

Авторитарный стиль общения с ребенком заставляет его находиться в постоянном напряжении, ребенок опасается не угодить, не выполнить требования взрослых, он становится робким, его спонтанность в играх ограничивается, он перестает быть достаточно активным как в играх, так и в деятельности, на занятиях.

Любые слова пресечения «Не делай так!», «Замолчи!», «Хватит плакать» и подобные этим — прерывают эмоциональные проявления ребенка, в итоге ребенок накапливает зажатость, напряжение и может стать трусливым, зависимым, неуверенным.

Ребенку нужна позитивная обратная связь от родителей, и слова ободрения должны быть регулярными. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, и если тем более он боится недовольства, вся его личность формируется в состоянии напряженной настороженности и тревоги.

Трусость не является чем-то, что проявляется в ребенке случайным образом, это следствие воздействий на ребенка окружающего мира – прежде всего его семьи, близких. Очень важно научить ребенка не бояться неудач. Неудачи должны быть, это опыт, который помогает изучению, адаптации, и что главное — любовь родителей не должна зависеть от этих неудач своего ребенка. Именно эта уверенность в своих родителях и в их любви будет помогать идти навстречу своим страхам и преодолевать их.

Арина Липкина,
психолог

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Трусливый ребенок 3 года

Большинство родителей хотят видеть своих детей отважными, храбрыми, инициативными, и трудно найти хотя бы одного родителя, который был бы не против, если бы его ребенок стал трусом. Но если вы все же обнаружили, что ваш ребенок осторожен, опаслив и труслив, не спешите его переделывать и воспитывать с помощью убеждений, выговоров и давления, это никак не изменит его.

Почему он трус

Трусость чаще всего поддерживают детские страхи, для детей наличие страхов нормально. Страх возникает, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя.

С одной стороны, он познает свои возможности, стремится к независимости, к удовлетворению своих желаний, с другой — начинает чувствовать себя небезопасно, понимая со временем, что внешний мир обладает большей силой.

Ребенок также может собирать коллекцию своих испугов (например, перед собаками или ножами, жуками и т.п.). Учите детей критично относиться ко всему, что они видят, узнают, изучают.

Заклинания от страха

Критическое мышление довольно ощутимо сокращает страхи. Например, если ребенок боится монстров, начните с ним обсуждать, какие бывают монстры, и есть ли у них слабые, уязвимые места, всегда ли монстры так страшны, или же мы изначально ожидаем, что они страшны, как мы можем подготовиться к тому, чтобы они не приходили к ребенку в комнату.

Подвергайте сомнению все общеизвестное и привычное, показывая ему пример того, что нет ничего, что мы не можем критиковать, выдвигать новые версии, и что мы не обязаны всему верить.

Так же, как и с монстрами, вы можете создавать с ребенком свои ритуалы — как не бояться высоты, или темноты, или больших машин, незнакомых людей. Например, вы можете придумать магическую свечу, которая сжигает страхи, или заклинание, которое отпугивает врагов. Это может стать интересной игрой и психологической поддержкой для ребенка, также такие ритуалы будут создавать запас борьбы с другими страхами, характерными для более старшего возраста.

Если ничего не помогает

Если же вы в дальнейшем видите, что ребенок все так же труслив, и это никак не снижается, возможно, в семье недостает каких-то правил, которые помогают ребенку обеспечить чувство безопасности. Или вы слишком беспокоитесь о ребенке, постоянно его предостерегая, демонстрируя ему свою панику.

Также если воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, он может испытывать боязнь сделать не так, как нужно. Жесткий контроль, строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание, — такое воспитание ребенок воспринимает как отношение к себе, и тогда развивается тревожность и неуверенность, трусливость («Если поступаю не так, как надо, меня накажут, я недостаточно хорош для любви»).

Авторитарный стиль общения с ребенком заставляет его находиться в постоянном напряжении, ребенок опасается не угодить, не выполнить требования взрослых, он становится робким, его спонтанность в играх ограничивается, он перестает быть достаточно активным как в играх, так и в деятельности, на занятиях.

Любые слова пресечения «Не делай так!», «Замолчи!», «Хватит плакать» и подобные этим — прерывают эмоциональные проявления ребенка, в итоге ребенок накапливает зажатость, напряжение и может стать трусливым, зависимым, неуверенным.

Ребенку нужна позитивная обратная связь от родителей, и слова ободрения должны быть регулярными. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, и если тем более он боится недовольства, вся его личность формируется в состоянии напряженной настороженности и тревоги.

Трусость не является чем-то, что проявляется в ребенке случайным образом, это следствие воздействий на ребенка окружающего мира – прежде всего его семьи, близких. Очень важно научить ребенка не бояться неудач. Неудачи должны быть, это опыт, который помогает изучению, адаптации, и что главное — любовь родителей не должна зависеть от этих неудач своего ребенка. Именно эта уверенность в своих родителях и в их любви будет помогать идти навстречу своим страхам и преодолевать их.

Арина Липкина,
психолог

Источник

У меня очень ранимый ребёнок, ему 9 лет, но он до сих пор если что то сильно беспокоит или не получается может зареветь, боится выяснять отношения с одноклассниками . Самое печальное , что он мальчик(
Он боится мальчишек которые сильнее, вот например один мальчик пристает к нему, просит сделать его браслет из резинок для него, мой не хочет. Этот мальчик говорит, что если не сделаешь , то побью. Мой приходит домой расстроенный , и после долгой беседы мне об этом рассказывает( он ещё и очень закрыт у меня, очень сложно из него что то выудить). Я говорю, что на поводу идти нельзя, просто словами откажи и все. Он ревет, что тогда тот его побьет. Я говорю ну и ладно, дашь ему сдачи, ревет , что боится. К слову на каратэ ходит уже год, пояс уже какой то получить умудрился, но драться боится. На каратэ самый слабый именно из за того, что боится , что ему сделают больно. Вот что делать в такой ситуации? Как его научить не бояться ? Блин понимаю, что наверно сама виновата, что сюсюкалась с ним до школы, но глупая была и он первый ребёнок . Расскажите как поступать ?

у меня тоже очень ранимый мальчик, 4 года. постою послушаю.

У меня у тёти был таким сын, лет в 5-6 мог заплакать, от того, что ему гол забили, не взяли играть. Папа его ругал за слёзы, очень строго говорил, что ты мужик и т.д., если знал, что в игре может подобное быть. В итоге стал постепенно очень уверен в себе

Работать с самооценкой. С границами.

Будьте счастливы при малейшей возможности

Поговорите с тренером на карате, нам в свое время тренер очень помог. Можно на консультацию к психологу сходить.
Тут, на мой взгляд, нужно профессиональное мнение со стороны. Форумчане же Вашу семью не знают, а тут нужны конкретные советы.

оксашуля

Можно на консультацию к психологу сходить.
Тут, на мой взгляд, нужно профессиональное мнение со стороны.

+++

Надену-ка я сегодня счастье… оно мне так идет!

Нужно на борьбу его чтобы перебарывал свой страх

Анонимик

Нужно на борьбу его чтобы перебарывал свой страх

Это может придать определенной уверенности в себе. Но надо еще дополнительно учить ребенка общаться в разных ситуациях с разными людьми, разруливать конфликты, повышать стрессоустойчивость. Такие курсы есть для детей и подростков. По моему опыту (с ребенком в смысле), эффективность очень хорошая при должной квалификации психологов.

Сила гравитации на диване гораздо выше, чем на остальной земной поверхности

На айкидо бы походить. Там не только борьба, там еще психология – причем именно формата вашего мальчика. Со злом не надо бороться – нужно лишь аккуратно отступить в сторону, чутка повернуть руку и зло само благополучно врежется в стену.
Каратэ… это все-таки другое.

С учителем общались? Попробуйте.
ПС у дочери друг такой. Но он ни разу не трус. По крайней мере, она так не считает.

1Мое мнения, ну какое карате в наше время, бокс, только он. Я занимался в детстве Каратэ киокушинкай, не для меня оно стало, позанимался боксом, приобрел уверенности
2 Именно в боксе я научился бить сразу в лицо, именно там меня научили, не можешь убежать бей первым и больно. Вспомнить бы щас, каратэ занимался наверно в этом же возрасте, потом забросил, а в бокс пошел может 12-13 лет

Dima987

1Мое мнения, ну какое карате в наше время, бокс, только он. Я занимался в детстве Каратэ киокушинкай, не для меня оно стало, позанимался боксом, приобрел уверенности
2 Именно в боксе я научился бить сразу в лицо, именно там меня научили, не можешь убежать бей первым и больно. Вспомнить бы щас, каратэ занимался наверно в этом же возрасте, потом забросил, а в бокс пошел может 12-13 лет

ну да
в каратэ можно бить в лицо только ногами
руками низя

мой сейчас в каратэ ходит
пошел на соревнования… боялся… я настояла..
проиграл, ревел после боя, говорил, что больше не пойдет
потом успокоился, посмотрел на других (сразу домой не поехали)
и вот посмотрел-посмотрел, и сказал, что пойдет еще… не так уж больно и страшно было… обидно просто

аноним автор темы

У меня очень ранимый ребёнок

автор, вот почти один в один, только нашему 8 еще..

…(с)

На айкидо бы походить. Там не только борьба, там еще психология – причем именно формата вашего мальчика

Айкидо это отлично, наш ходит, но проблему страха и самооценки это не решило((
И именно отстаивать свою точку зрения, а страх – это как раз своя точка зрения, т.е. отстоять, значит дать понять, что у тебя своя точка зрения и ты ее придерживаешься!
Послушаю, вдруг что дельное напишут!
А вообще да, это к психологу лучше, специалист поймет и оценит тот момент, на который нужно делать упор в воспитании! Вот, тоже собираемся обратиться!

Не надо себя винить. Это не от воспитания зависит, а генетически такой тип НС.
Если есть бойцовские качества, то не переживайте, именно в критической ситуации они и проявятся. Прямо “Монстры на каникулах2” вспомнился))) Вот тогда клыки и появятся)

Карате, бокс, борьба и т.д. Вам вряд ли помогут в решении именно этой проблемы, ибо для этого нужен еще тренер-педагог-психолог, а таких по пальцам пересчитать можно. Да и ходить Вы начали поздно, ибо в этом возрасте уже дети во всю на соревнованиях выступают, соответственно есть более приоритетные дети, а с вашим будут заморачиваться, если он в чем-то себя проявит. А с такой проблемой -это вряд ли случится, поэтому так и будете ходить – для физкультуры. Либо, что для самооценки еще хуже – выступать грушей для битья в спаррингах с более подготовленными детьми. Извините, возможно грубо, но зато честно. Поэтому однозначно лучше доверится психологам – обрисовать проблему и подобрать тренинг, либо групповой, либо индивидуальный – тинейджер лидер класс, белый слон и т.д. Возможно дороже, но зато в разы эффективнее.

так чётко все описали!! И, согласна, что “борьбой” проблему не решить! А надо именно очень хорошего психолога, чтобы с ребенком работал и родителям разложил проблемную ситуацию по полочкам и где надо самим работать!!

Придира

Так-то к психологу сначала маме, потом ребенку. Сами подумайте не сильно ли Вы его оберегаете типа туда не ходи упадешь, тут не прыгай ногу подвернешь и т.д.

вот да!
У нас такое присутствует((
А еще больше добавила бабушка, заявив, что она не умеет с мальчиками общаться..вот и общалась с ним как с девочкой(((( На прогулке всех плохих ребят отгоняла и как наседка защищала внука(( Сейчас расхлебываем и пытаемся исправлять…делать из мальчика все же мужчину((

А как в классе с мальчишками общение?

Моему уже 11. Постепенно выходили из подобного состояния. Взрослели. Как мне кажется, силу ему надо почувствовать, уверенности побольше. Один из способов (подчеркиваю 1) это борьба Самбо. Парни у же там контактный бой ведут, это очень важно. Карате и айкидо – для “продвинутых”.

Семья полная
Папа наоборот очень бесстрашный
Реально даже через чур.
Он предлагает сходить поговорить с этим мальчиком и с его матерью, так как тот мальчик и на моего мужа пытался наезжать, когда они ездили в поход . Но я считаю это лишним, пытаюсь научить сына самому решать проблемы. Да опекаю сильно, туда не ходи, это про меня. Но у меня нет лишних детей , я не могу по другому. И у него сейчас такой возраст, что без контроля никак, свои мозги ведь ему не засунешь

Ему нравится ходить в каратэ
У него там есть друзья
Тренер вроде хороший
На соревнования он рвётся
Там большинство детей ходить начали год назад

аноним

Это не от воспитания зависит, а генетически такой тип НС.

полностью поддержу. Это генетика. Кому то это не надо. Зачем ребенка насиловать? Зачем из него бойца делать. Есть много хороших видов спорта.

Полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать, является хорошим признаком гармонии внутри.

Источник

0
Что делать, если мальчик робок? Застенчив? Не может постоять за себя? Если в классе над ним издеваются?

Эти вопросы задают многие родители, но ответы психологов всегда совершенно неудовлетворительны. Побеседовать с ребенком. Рассказать. Объяснить. Извините, но это бред, ибо словами тут ничего не решить. А дающие такие советы люди абсолютно не знают причин трусости и застенчивости.

Давайте попробуем понять, почему дети бывают робкими и не могут дать отпор обидчикам.

Трусливый ребенок

Все особи высокоразвитых животных делятся на два психотипа – А и Б по способу гормонального ответа на опасную, стрессовую ситуацию. У психотипа А при опасности в кровь выкидывается гормон адреналин, побуждающий драться или бежать. То есть совершить действие для избавления от опасности. У психотипа Б вместо адреналина выбрасывается кортизол, который заставляет затаиться, парализует волю к действию. Это тоже эффективный способ пережить стрессовую ситуацию в природе.

Эмоционально выброс кортизола переживается как парализующий страх.

Для психотипа А типично сначала действовать, потом думать. Для психотипа Б необходимо хорошенько все взвесить сначала.

Как-то мы застряли в Туркмении на крохотной станции Фораб, где поезд проходит раз в сутки. Билетов нет, касса закрыта, надо ехать. Появляется пьяный в дым капитан милиции:

– Из Москвы? Ща уедете! Сержант! Посадить в поезд!

Трезвый туркменский сержант почти не говорит по-русски. Ведет нас к рельсам посреди пустыни. Прибывает состав, все вагоны заперты наглухо, только из последней двери последнего вагона висят люди, как из автобуса в час пик. Нас сорок человек, в основном детей, с рюкзаками и байдарками, понимаем, что сесть невозможно. Стоянка поезда – одна минута.

И тут сержант начинает бегать вокруг нас, причитая – садитесь быстрей, а то уедет, садитесь, садитесь!

Один мальчик, вняв возгласам дяденьки-милиционера, просачивается в вагон. Поезд трогается, увозя ребенка в темную неизвестность пустыни Туркменистана. У всех шок, все растерялись, в том числе взрослые, поезд уже метрах в пятидесяти и резво набирает ход…

Но был среди нас на счастье мальчик-подросток психотипа А, он скидывает рюкзак, как в ковбойском фильме бегом догоняет поезд, повисает на подножке, рыбкой прыгает сверху на головы пассажиров и срывает стоп-кран…

Психотипу Б для принятия решения надо все обдумать. Если требуется сделать паузу перед действием, то тут нужен психотип Б. С такими детьми гораздо безопаснее на переправах, в горах, на порогах – всюду, где требуется не столько моментальное, сколько хорошо просчитанное решение.

Кроме психотипа у большинства животных существует такое свойство личности, как доминантность. Особенно явно она проявляется у самцов. Доминантный самец первый получает доступ к пище, а главное – самке. Его все уважают, боятся, любят. Но если вы думаете, что доминантность абсолютно всегда выгодна, то ошибаетесь. Вот блестящий пример.

В эксперименте двум самцам свиньи дали простенькую задачу. Чтобы получить порцию пищу, необходимо нажать рычаг, который находится в 15 метрах от кормушки. Один самец носится как угорелый, к рычагу и обратно, но достаются ему жалкие крохи, так как у кормушки разлегся барином второй самец и успевает почти все съесть, пока первый несется от рычага назад. Самое смешное, что носится не подчинённый, а доминантный самец. Ибо для подчиненного нажимать рычаг бесполезно – доминантный его просто к кормушке не подпустит.

Доминантность – штука сложная, есть исследования, показывающие, что она связана с количеством нейротрансмиттера серотонина в лобных долях мозга.

Дети очень часто борются за доминантность в группе. Желание у мальчишек с одной стороны выпендриться, показывать свое превосходство, похвастаться, а с другой – унизить других, травить слабых, высказать презрение к чужим успехам как раз и связано с борьбой за доминантность.

Однако психотипу Б гораздо менее свойственно доминировать, он склонен к дружеским, равным отношениям. К доминированию остро стремится психотип А. К счастью, психотип Б гораздо более распространен. Например, в школе бывают классы, в которые не попадает ни одного ребенка с задатками явного лидера.

Например, в моем классе никто не стремился к господству, никто никого не унижал. Однажды, когда мы были уже постарше, лет этак двенадцати, к нам перевели дважды второгодника, хулигана Шину, сильного, жестокого подростка со склонностью к садизму и уголовщине.

Он полгода издевался над мальчиками, бил, унижал. Он был лидером, однако не тем лидером, которого любят, а тем, которого ненавидят и боятся. В один прекрасный день после очередной выходки все мальчишки, не договариваясь, бросились на него. Это была жестокая групповая расправа, мы вложили в нее всю накопившуюся ненависть, все свои обиды и унижения, которые безропотно терпели долгие месяцы. Если бы мы были обезьянами, мы бы его убили.

Франц де Ваал описывает аналогичную ситуацию в стае шимпанзе в Арнеме, где жестокому лидеру во время такой расправы сородичи откусили пальцы на руках и ногах, вырвали яички, нанесли множественные раны, от которых он умер. Мы же только в кровь избили Шину, но этого было достаточно. Кажется, потом он из класса исчез, а жизнь свою закончил в зоне.

В отличие от обезьян человеку свойственно образовывать равноправные, эгалитарные сообщества. Когда стали исследовать современные народы каменного века, с удивлением обнаружили – от нашего развитого общества они отличаются именно равенством. Там нет ярко выраженных командиров. Один человек, скажем, хороший охотник на кенгуру, и в такой охоте он станет лидером. Однако для боевой вылазки против соседней деревни лидером может стать совершенно другой мужчина, особо авторитетный в вопросах войны. Пища же в племенах всегда делится более или менее поровну, вне зависимости от личного вклада на охоте.

Долгое время сторонники теории иерархических отношений в человеческом обществе приводили в пример тюрьмы как места, где существует строгий порядок лидерства, в точности, как у животных. Где каждый знает свое место, знает, кого он может унизить, а кто может унизить его. И все это подавалось под соусом, что иерархия биологически естественна для нас, но вот культура, религия и гуманизм не дают нам опуститься до своего животного начала.

Однако последние исследования ставят под сомнение существование естественных иерархий в тюрьмах. В камерах СИЗО как правило образуются равные сообщества, где все поддерживают друг друга. За тем исключением, когда в камеру попадает ярко выраженный доминант психотипа А. Тогда выстраивается иерархия, но, как правило, этому никто не рад, кроме “пахана”. Стоит его убрать – и иерархия исчезает.

В условиях лагеря, когда собирают вместе сотни человек, иерархии выстраиваются всегда – просто потому, что среди сотен всегда найдется несколько заключенных с ярко выраженным психотипом А и стремлением к доминированию и насилию.

Но вернемся к детям. Робкий, трусливый ребенок с ярко выраженным психотипом Б не так уж и плох. Такие дети, как правило, умнее, склонны к размышлениям, к точным наукам, к логическим выводам. Они гораздо осторожнее, не ищут опасных занятий, не рискуют зря. Они могут быть добрее и щедрее. Они более устойчивы к стрессам и лучше переживают критические ситуации. Их труднее сломать, у них не бывает психологических травм. Наконец, как правило париями тоже становятся носители психотипа А. Люди психотипа Б гораздо реже умирают от сердечных приступов.

Надо заметить, что так называемые ядерные (ярко выраженные) психотипы встречаются относительно редко, большая часть детей где-то посередине, то есть сочетает в себе те и другие черты. Но в этой статье речь о робком ребенке. То есть носителе ярко выраженного психотипа Б.

Такие дети остро страдают от своей робости. От трусости, за которую их презирают товарищи. Такой ребенок легко становится объектом травли, так как не может дать сдачи.

Кроме того, робкие, тихие дети способны на взрывную агрессию, когда они почти себя не контролируют и могут нанести серьезное увечье своим обидчикам.

Великолепное описание такого взрыва можно найти у Сергея Ярославцева в романе «Поиск предназначения»:

«…Впервые это, кажется, случилось еще в школьные времена, когда Виконт со своим идиотским высокомерием зацепил за живое какого-то чудовищного жлоба, пахана, уркагана, и тот, притиснув маленького кучерявого, сильно побледневшего Виконта в угол (дело происходило в трамвае), принялся, урча невнятные угрозы, бить его по глазам кожаной перчаткой, причем второй громила, ничуть не менее жуткий, стоял тут же рядом и равнодушно смотрел в раскрытую дверь на проносящиеся пейзажи. Публики в трамвае было полно, но никто и пикнуть не посмел, все старательно делали вид, что ничего не происходит. Это длилось секунд десять, Станислав оцепенело смотрел, как ходит по бледному Виконтову лицу коричневая облупленная перчатка, и тут затмение наступило… или, наоборот, озарение, ибо он вдруг ясно понял, что надлежит делать… Виконт рассказал потом, что выглядело это жутковато. Станислав издал тоненький, на самой грани слышимости, визг, прыгнул сверху, на спину, на плечи, на голову пахану, как-то страшно ловко, по-звериному, запрокинул ему нестриженую башку и несколько раз, не переставая визжать, укусил его в лицо.

Весь трамвай мгновенно ополоумел от ужаса. И пахан, естественно, ополоумел от ужаса тоже — ополоумеешь тут, когда посреди шума городского, в трамвае, а не в джунглях каких-нибудь, на тебя наскакивают со спины … с воем и с визгом хуже всякого звериного, и кусают за лицо. Он судорожным усилием стряхнул с себя Станислава, словно это было какое-то ядовитое животное, и бросился вон из вагона прямо на ходу (благо в те времена автоматических дверей в трамваях не водилось). Они оба — жлобы, паханы, уркаганы — сиганули без памяти прямо в кусты, которые тут росли вдоль трамвайных путей (дело происходило на улице Горького, недалеко от кинотеатра «Великан»), а Станислав остался стоять, напряженно скрючив пальцы-когти, напружинившись, весь белый с красными пятнами, и зубы у него были оскалены, как у взбесившегося пса…»

Но такие взрывы, хотя и опасны, – редкость и проблемы робкого ребенка решить не могут. Его будут называть психом, чокнутым, могут сторонится во время припадков ярости. Однако травит меньше не станут. Разве что к травле подключатся еще и взрослые, учителя и родители, опасающиеся за других детей.

Такие дети часто боятся оставаться одни дома, боятся темноты, страшных фильмов и историй.

Робкий ребенок может быть неспособен к выступлениям на публику, ему трудно отвечать у доски. Ему тяжело в незнакомой компании, а иногда и в знакомой. Он теряется в гостях, стесняется себя на улице, это может переходить в серьезные комплексы и даже напоминать в своих проявлениях психоз.

Был мальчик, который после болезни отказывался ходить в школу, так как боялся, что в классе его не узнают. Кроме того, ему казалось, что на нем нет одежды, что это только ему кажется, что он одет. Поэтому он отказывался выходить на улицу. Так что чрезмерная стеснительность иногда приводит к нарушениям психики.

На самом деле особо страшного в этом нет. Причина психоза в том, что сознание ищет рациональное объяснения иррациональному страху. Такие странности – еще не симптом душевного заболевания, хотя со стороны могут казаться бредом. Но, несомненно, что-то хочется сделать, как-то помочь этому ребенку. Ибо жизнь его ужасна.

Чем можно помочь? Взрослых эффективно лечат ингибиторами обратного захвата серотонина («Прозак»), однако детям принимать такие препараты без острой необходимости нельзя. Например, это может вести к расстройству половой сферы, нарушениям эррекции и эйякуляции у мальчиков. Поэтому лучше заниматься поведенческой терапией, а не медикаментозным лечением.

Если вы способны объяснить ребенку, что его страхи – лишь особенность его нервной системы, его гормонов. Это поможет ребенку не презирать себя. И предаст некоторую уверенность в своих силах. Хотя иногда в этом случае трусость возводится в принцип – я трус, и ничего плохого в этом нет.

Конечно, необходимо исключить страшные истории, страшные фильмы, страшные книжки, вообще любые ужастики, так как они способны породить многомесячные страхи и еще больше усилить кортизоловые ответы организма.

Можно попробовать дать ребенку безобидный витаминчик и сказать, что это сильнодействующее лекарство, которое в случае опасности вызывает волнение, сердцебиение, слабость. Тогда свои естественные кортизоловые переживания мальчик будет полагать побочным эффектом препарата и меньше предавать им значения.

Однако наиболее эффективно другое. По своей биологии нам положено жить в кругу друзей, которые готовы прийти к нам на помощь в опасной ситуации. В современном обществе дети, как правило, лишены таких групп поддержки. Однако если организовать ребенку секцию или клуб, где он сможет найти реальных друзей, это автоматически повысит количество серотонина в лобных долях мозга, и мальчик будет чувствовать себя намного увереннее. Как найти такую секцию или детский клуб?

Робкому ребенку нужен мягкий руководитель, который не орет, не оскорбляет, не повышает голоса. Кроме того, нужен детский коллектив, где у ребят практикуется совместная деятельность для достижения цели. Идеально подходит детский спортивный туризм. Гораздо меньше – секции, направленные на тренировку индивидуального мастерства, например, фигурное катание или каратэ.

Для того, чтобы ребенок перестал стеснятся публики, лучше всего годится театр. Почти в любом районном доме пионеров (теперь у этих заведений другие названия, но суть не изменилась), есть театральные студии. Туда берут совершенно бесплатно, а мальчиков еще и с распростертыми объятиями. Важно – кружок, клуб, секция должны быть бесплатными. Таких на самом деле полно, и поступить тогда можно всегда. У нас бытует мнение – если бесплатно, значит халтура. Для детских кружков это не работает. Здесь все наоборот – платно с детьми работать нельзя.

Возможно, помогут занятия единоборствами – бокс, борьба, каратэ. У робкого ребенка включаются механизмы компенсации (это хорошо) или гиперкомпенсации (а это уже плохо).

Компенсация – это упорная работа над своим недостатком. Занятие спортом, чтобы стать сильным. Рисковые игры, чтобы стать смелым.

Гиперкомпенсация работает по-иному. Ничего, что я такой хилый и все на до мной смеются, зато я собрал потрясающую коллекцию птичьих перьев (марок, монеток и т.п.). Иногда подобные доблести бывают и совсем вычурные – один мальчик, например, создал колоссальную коллекцию помета, от африканского слона до крохотной бурозубки.

Необходимо обеспечить ребенку то, что могло бы придать ему авторитет в глазах товарищей. У всех детей это индивидуально, тут трудно давать советы. Одни прекрасно рассказывают истории, другие катаются на скейте, третьи – достигают высоких результатов в компьютерных играх.

И главное – знайте, что недостатки ребенка лишь свойства биологии его организма, а не его порочности или испорченности. Не брак вашего воспитания. Помните об этих биологических механизмах. Старайтесь объяснить это и детям. Они не так уж глупы, как кажется. И многое могут понять, если захотят. Робким же детям вообще свойственно самокопание, так что проблем не будет.

Что делать, если ребенка травят? Здесь требуется абсолютная решительность, травля может непоправимо разрушить личность. Травля – это хронический стресс, это уйма кортизола в крови (кстати, такое очень опасно), это доводящий до оцепенения постоянный ужас. Подростки-шимпанзе, попав в ситуацию травли, очень быстро погибают. Просто умирают. Дети, конечно, более живучи, но стоит ли ставить эксперимент, насколько будет разрушено здоровье и психика?

Поэтому действовать надо быстро и без сантиментов. Например, забрать из школы. Лучше не учиться вообще, чем пребывать в состоянии постоянной забитости.

Другой вариант – найти старших пацанов, которые по-свойски поговорят с обидчиками. Здесь физическое насилие не нужно, в вопросах доминирования все решается запугиванием и унижением. Конечно, каждая такая ситуация требует своего решения, к сожалению, универсальный рецепт дать сложно.

Но надо помнить, что ребенок в школе во многом как зек в зоне – ему просто некуда деться. Кстати, что эта ситуация блестяще показано в замечательном фильме Каратэ-пацан с Джейденом Смитом в главной роли.

Трусливый ребенок

Трусливый ребенок

Кадры из фильма Каратэ-пацан

С возрастом робость проходит, не совсем, психотип есть психотип, но большая часть негатива исчезнет. Так что главное – помочь ребенку пережить детство.

Источник