Трудности в развитии и поведении ребенка
Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются родителей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Родителям приходится нелегко, когда их дети ведут себя подобным образом. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы в поведении ребенка, и попытаемся выяснить, как их распознать и как с ними справиться.
Какое поведение считается нормальным?
Четкого определения «нормального» поведения не существует. Оно зависит от возраста ребенка, его характера, эмоционального развития и окружения, в котором он воспитывается.
В целом, нормальным можно считать поведение, допустимое для данного возраста, уровня развития в обществе и культуры. Даже если поведение не соответствует ожиданиям социума или культуры, его можно считать нормальным при условии, что оно нормально для соответствующего возраста и не приносит вреда окружающим.
Что говорит об отклонении от нормы
Если ребенок иногда впадает в истерику, спорит или кричит – это нормально. Но если такое поведение проявляется ежедневно – у родителей есть повод для беспокойства. Обратите внимание на следующие признаки, свидетельствующие о проблемах в поведении:
- Ребенку трудно справляться со своими эмоциями. У него случаются эмоциональные вспышки по мельчайшему поводу.
- Ребенок становится импульсивным. Он может ломать или разбрасывать вещи, кричать или проявлять деструктивное поведение другими способами.
- Общительный ребенок вдруг замыкается в себе, пререкается и становится грубым без явной на то причины.
- Ребенок часто лжет, ворует или забирает вещи, которые ему не принадлежат.
- Плохое поведение в школе: драки, опоздания и прогулы.
- Учащаются ссоры и конфликты со сверстниками, что влияет на его социальную жизнь.
- Он не может сконцентрироваться на чем-либо, становится беспокойным, ленивым или рассеянным.
- Сексуальное поведение ребенка не соответствует его возрасту.
- Он оспаривает все ваши указания, нарушает установленные правила просто для того, чтобы позлить вас.
- Ребенок наносит себе увечья или задумывается об этом. Высказывает мысли о самоубийстве.
С незначительными проявлениями подобного поведения можно справиться, изменив стиль воспитания или воспользовавшись помощью психолога. Но существует ряд проблем в поведении, справиться с которыми не так просто. Рассмотрим их подробнее.
Распространенные проблемы с поведением ребенка
Дети часто нарушают правила и бунтуют против общепринятых норм для того, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. Так они узнают, какое поведение допустимо, а какое – нет. Для этого они используют следующие модели поведения.
Неуважение и дерзость
Когда ваша трехлетняя дочь дерзит вам – это может показаться смешным. Когда дочери уже 7 лет, на все ваши просьбы она говорит «нет» и переходит на крик – это начинает раздражать. Если не взять ситуацию под контроль, такое поведение может привести к постоянным спорам между родителями и ребенком. Как поступать в таких случаях.
- Ребенок пререкается, но подчиняется вашим указаниям? Тогда не обращайте внимания на такое поведение. Игнорирование плохого поведения может быть довольно эффективной тактикой.
- Если ребенок выполняет ваши просьбы, но при этом пререкается? В этом нет ничего страшного. Объясните ему, что чувствовать злость – нормально, но недопустимо разговаривать с вами неуважительным тоном.
- В случае, когда ответная реакция ребенка угрожает окружающим или ему самому, следует быть внимательным к тому, что он говорит, и держать ситуацию под контролем.
- Не реагируйте импульсивно. Дайте ребенку успокоиться и только после этого спокойно поговорите с ним. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет.
- Установите границы и объясните, что за плохое поведение ребенок понесет наказание. Не угрожайте, просто констатируйте факт, что в случае плохого поведения он не пойдет в кино или не получит мороженое.
- Озвучьте свои ожидания по поводу желаемого поведения.
- Подумайте о том, как вы ведете себя с ребенком или с другими людьми в его присутствии. Вы проявляете грубость или неуважение? В случае положительного ответа – подкорректируйте свое поведение.
Сквернословие
Испытывая злость, дети повышают голос и кричат. Если ребенок начинает сквернословить еще до того, как ему исполнилось 10 лет – это серьезный повод для беспокойства. Обычно дети кричат или ругаются, чтобы затеять спор с родителями или просто настоять на своем. В таком случае придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Убедитесь, что вы сами не используете бранную речь в присутствии детей.
- Не допускайте сквернословия дома.
- Четко объясните, что за подобное поведение его ждет наказание, и всегда придерживайтесь этой договоренности.
- Если сквернословит ребенок младшего возраста – немедленно сделайте ему замечание. Объясните, что это плохое слово и люди не любят тех, кто его употребляет.
Вы по неосторожности употребили подобное слово в присутствии ребенка? Тогда немедленно извинитесь. Можно даже попросить ребенка напоминать вам, что это плохое слово, каждый раз, когда вы его произнесете.
Агрессивное или жестокое поведение
Испытывать злость – нормально для ребенка, да и для взрослого человека. Когда злость переходит в жестокое или агрессивное поведение – это свидетельствует об эмоциональных проблемах. Перепады настроения, расстройства поведения, травмы, импульсивность или фрустрации могут вызвать агрессию у ребенка. Иногда он может использовать агрессию в целях самозащиты.
Ребенок учится агрессивному поведению. Задумайтесь, какая эмоциональная обстановка окружает его дома.
- Простейший способ отвечать на агрессивное поведение ребенка – накричать на него в ответ. Но этим вы покажете ребенку плохой пример. Дети учатся справляться со своими импульсами и эмоциями у своих родителей. Поэтому, вместо того, чтобы повышать голос, успокойтесь и успокойте ребенка;
- Сопереживайте ребенку, принимайте его чувства, но объясните ему, что драться или кусаться недопустимо. Скажите: «Я понимаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя. Ни в коем случае!»
- Объясните ребенку, что в случае агрессивного поведения он будет наказан. Предложите ему альтернативный вариант. Например, научите его использовать фразы «Я злюсь», «Мне это не нравится» вместо проявлений жестокости.
Показывайте ребенку хороший пример адекватного поведения и не применяйте физического наказания. Также поощряйте позитивное, неагрессивное поведение ребенка.
Ложь
Дети часто говорят неправду. Родители беспокоятся, уличая ребенка во лжи. Вы можете чувствовать себя преданными, уязвленными и даже сомневаться, сможете ли вы в будущем доверять малышу. Чтобы предотвратить ложь, придерживайтесь следующих советов:
- Не воспринимайте ложь как знак личного неуважения. Посмотрите на ситуацию с точки зрения ребенка и постарайтесь понять, что заставило его сказать неправду.
- Дети могут говорить неправду из-за страха, что за правду их накажут. Хвалите малыша за хорошее поведение. Так у него не будет необходимости говорить неправду.
- Учите ребенка быть честным с другими на своем примере.
- Установите наказание за ложь. Такая мера не должна обсуждаться с ребенком.
Буллинг
Буллинг – серьезная проблема, которая может приводить к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети используют буллинг, чтобы почувствовать собственную силу. Кроме того, таким способом дети решают свои социальные проблемы. Когда они не могут справиться со своими эмоциями, они прибегают к буллингу. Если вы обнаружили, что ваш ребенок замешан в этом, действуйте незамедлительно.
- С ранних лет учите ребенка тому, что издеваться над другими – это плохо. Объясните, чем плох буллинг, кто такие хулиганы, приведите ребенку примеры. Например, вы можете сказать: «Хулиган – это человек, который обзывает других людей, издевается над ними или силой забирает их вещи».
- Как можно раньше устанавливайте правила в доме. Скажите ребенку: «У нас дома издевательства над другими недопустимы» или «Издевательство над другими не сойдет тебе с рук».
- Следите за поведением ваших детей. Если вы заметите, что старшие издеваются над младшими, немедленно пресекайте такое поведение.
Манипуляции
Родителям чрезвычайно сложно бороться с манипулятивным поведением. Дети часто ведут себя импульсивно, лгут или плачут, чтобы получить то, что они хотят. Если вы смотрите сквозь пальцы на плохое поведение ребенка, он понимает, что ему позволено так себя вести. Например, если малыш устраивает истерику, требуя конфету, и вы покупаете ему одну – это яркий пример манипуляции.
Говоря простыми словами, ребенок использует манипуляцию для получения власти. Но вы всегда можете сломать эту модель поведения и пресечь попытки манипуляций.
- Будьте готовы к тому, что ребенок будет сопротивляться каждый раз, когда вы скажете ему «нет».
- Дайте понять ребенку, что если вы говорите «нет» – это означает «нет». Объясните ребенку свою позицию, но не оправдывайтесь.
- Не обсуждайте установленные правила. При этом постарайтесь понять позицию ребенка.
Низкая мотивация и лень
Иногда может казаться, что ребенка абсолютно ничего не интересует. Ни учеба, ни искусство, ни даже игры. Он отказывается принимать участие абсолютно во всем. Мотивировать ребенка – непростая задача, особенно, если он ленив и всегда находит оправдание своей лени. Если ваш ребенок испытывает трудности с мотивацией, следуйте таким рекомендациям:
- Не показывайте беспокойства по поводу такого поведения. Поступая так, вы можете показаться слишком настойчивым и вызвать сопротивление.
- Рассказывайте ребенку истории из своего детства, чтобы подбодрить его и мотивировать попробовать что-то новое.
- Не заставляйте малыша заниматься чем-либо. Позвольте ему выбрать занятие по душе. Дети охотнее занимаются тем, что они выбрали сами.
- Взгляните на ситуацию со стороны и подумайте, не оказываете ли вы давления на ребенка. Расспросите, что действительно его мотивирует. Посмотрите на ребенка как на самостоятельную личность и постарайтесь понять его интересы.
- Помогите малышу найти способы самомотивации. Это более эффективный способ, чем мотивация извне.
Плохое поведение в школе
«Ненавижу школу» – такие слова родители часто слышат от своих детей. Отказ ходить в школу или выполнять домашнее задание приносит родителям множество хлопот. Такое поведение может иметь разные причины: буллинг, проблемы с учебой, бунт против общепринятых правил или тревога из-за отделенности от родителей.
- Найдите источник проблем. Выясните, почему ребенок отказывается ходить в школу или делать домашние задания. Если у него трудности с учебой и усвоением материала, помогите ему наверстать упущенное.
- Возможно, ребенку потребуется время, чтобы повысить успеваемость в школе. Изменения не происходят быстро.
- Поощряйте позитивное поведение, но не пытайтесь его подкупить. Например, вы можете сказать ребенку: «Ты заслужил мороженое, потому что сделал домашнее задание без напоминаний».
Иногда справиться с плохим поведением ребенка бывает непросто. В особо сложных случаях обратитесь к психологу.
Источник
Все дети бывают время от времени непослушны и импульсивны, и это нормальное явление. Однако, если в течение дня происходят частые эпизоды с приступами гнева и деструктивным поведением, это может быть признаком поведенческого расстройства.
Что подразумевается под поведенческим расстройством у детей?
Поведенческие расстройства у детей характеризуются устойчивым деструктивным поведением. Однако психологи придерживаются мнения, что термин “расстройство” следует использовать с осторожностью в отношении маленьких пациентов. Именно поэтому до 5 лет редко когда ставят нарушение поведения.
Иногда признаки поведенческого расстройства у детей могут указывать на проблемы неврологического свойства, например, аутизм. Его симптомы проявляются довольно рано. По статистике Американской психиатрической ассоциации, примерно у одного ребенка из 68 наблюдается одно из расстройств аутистического спектра.
Что вызывает нарушения поведения у ребенка?
Точные причины некоторых основных поведенческих расстройств неизвестны, но существует ряд факторов риска, которые включают в себя:
- Беременность и роды
Трудные или рискованные беременности, низкий вес при рождении и преждевременные роды могут, как считается, стать причиной трудного поведения детей в более сознательном возрасте.
- Пол
Нарушение поведения чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Неясно, насколько оно имеет генетическую составляющую и насколько зависит от опыта социализации.
- Темперамент
Дети, которые проявляют гнев или агрессию с ранних лет, более склонны иметь поведенческие проблемы или расстройства в более позднем возрасте.
- Сложности в семье
Известно, что дети из неблагополучных семей более подвержены нарушениям поведения.
- Трудности в обучении
Поведенческие расстройства у детей часто связаны с проблемами чтения и письма.
- Умственная отсталость
У детей с умственными недостатками вероятность развития поведенческих расстройств в два раза выше.
- Развитие мозга
При сканировании мозга видно, что у детей с СДВГ меньше активности в мозговом центре, который управляет вниманием.
Наиболее распространенные поведенческие расстройства у детей
Существует несколько типов поведенческих расстройств, которые могут протекать параллельно. детей.
1. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Это наиболее распространенный тип нарушения, которое затрагивает 2-5% детей, причем мальчиков в три раза чаще, чем девочек.
Типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:
СДВГ имеет три основных типа:
- Преимущественно гиперактивно-импульсивный.
- Преимущественно невнимательный.
- Сочетание гиперактивно-импульсивного и невнимательного
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:
У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут проявляться следующие симптомы:
- дезорганизация;
- трудности с концентрацией;
- проблемы с быстрой и точной обработкой информации;
- проблемы с выполнением инструкций;
- неспособность усидеть на месте;
- непрестанная болтовня;
- трудности с участием в спокойной деятельности;
- разговоры о неуместных вещах;
- импульсивное поведение с пренебрежением к последствиям.
2. Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР)
Вызывающее оппозиционное расстройство в основном характеризуется упорным неповиновением авторитетным фигурам и обычно начинается в возрасте от 8 до 12 лет.
Дети с этим нарушением поведения часто ведут себя вызывающе по отношению к членам семьи, воспитателям, учителям. Они также испытывают сложности в общении со сверстниками.
Симптомы вызывающего оппозиционного расстройства у детей:
- частая вспыльчивость;
- отказ от выполнения просьб взрослого или споры с ним в ответ;
- намереннное раздражение других людей;
- обидчивость;
- обвинение других в ошибках.
3. Расстройство поведения
Расстройство поведения диагностируется у детей старшего возраста или подростков, которые постоянно нарушают правила или проявляют делинквентное поведение. Это, как правило, дети, которых называют сложными. Около трети из них также имеют СДВГ и около 5% десятилетних детей – обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), причем у мальчиков оно встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Расстройство поведения характеризуется частыми нарушениями соответствующих возрасту социальных норм или прав других людей. Таких детей часто отстраняют от занятий в школе, а подростки – нередкие гости в детской комнате полиции.
Симптомы расстройства поведения у детей:
- нарушение серьезных правил дома или в школе;
- побеги из дома;
- пребывание на улице ночью;
- физическая агрессия по отношению к животным и людям;
- порча чужого имущества;
- принуждение кого-то к сексуальной активности.
Диагностика поведенческих расстройств у детей
Диагноз поведенческого расстройства детям ставит психиатр или пихолог. Ребенок с нарушением поведения может также проявлять ряд других симптомов, таких как депрессия, тревога, СДВГ.
Врач исследует историю болезни и семейный анамнез на предмет выявления других психических заболеваний, семейных стрессоров и нарушений в обучении. Для сбора информации потребуется несколько встреч или сессий, а также использование специальных психологических таблиц.
Как лечатся поведенческие расстройства у детей?
Если оставить без внимания нарушение поведения у ребенка, то он вырастет с ворохом проблем. Ранняя терапия – залог эффективности лечения.
Лечение может включать в себя:
- Родительское воспитание: родители с помощью специалистов обучаются выстраиванию отношений с детьми.
- Семейная терапия: вся семья получает помощь в построении коммуникации и решении проблем.
- Когнитивно-поведенческая терапия: помогает ребенку получить другой взгляд на ситуацию и учит контролировать мысли и поведение.
- Социальное обучение: ребенок обучается основным социальным навыкам, необходимым для того, чтобы ладить с другими людьми.
- Управление гневом: распознавание признаков гнева или растущей фрустрации является фокусом лечения и выработки надлежащих навыков совладания, которые призваны рассеять любой агрессивный всплеск.
- Поощрение: дети с нарушениями поведения неизбежно столкнутся с повторными неудачами во взаимодействии с другими людьми и в школе. Поощрение их к занятиям спортом поможет укрепить их уверенность в себе.
- Медикаментозное лечение: в тяжелых случаях для контроля чересчур импульсивного поведения требуется медицинское вмешательство.
Источник
В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.
А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.
Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.
Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!
Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.
К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.
Типичными признаками патологии могут быть:
– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;
– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,
– жестокость к другим людям или животным,
– преднамеренная порча имущества,
– поджоги,
– воровство,
– обман,
– уходы из дома,
– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;
– вызывающие провокационные поступки;
– систематическое непослушание.
Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Гиперактивное поведение
- Демонстративное поведение
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
- Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
- Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
- Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
- Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.
Источник