Трудностей в развитии эмоциональной сферы ребенка

Трудностей в развитии эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность / Т. Д. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). – Т. 1. – Пермь : Меркурий, 2011. – С. 77-80. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//17/626/ (дата обращения: 24.04.2021).

Не секрет: ячейка общества – семья – претерпевает коренные изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария – основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется, факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей, зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое количество не полных семей, да и простая не грамотность в педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему, воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от 2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы, ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.

Начнем с первых дней ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет. Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.

Адаптация ребенка к саду – важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок, условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха, развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало – нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.

В помощь родителям постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.

В жизни семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию. Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям – чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или, напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.

Необходим поиск причин, объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило, уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой «Расскажи историю»- проективного исследования личности ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна, Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о динамическом характере внутренней жизни ребенка.

МЫ выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:

-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;

-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;

-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);

– ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;

– НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.

-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ : ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;

-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;

– СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;

– НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.

Ежедневно сталкиваясь с теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались: подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном «изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и взрослым, который занимается его воспитанием.

В практичном смысле методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс – Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:

– ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

– ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

Читайте также:  Детская мебель для развития ребенка

– ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?

– НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?

– ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК) РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?

– ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?

-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО ПОЛА?

-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?

Общаясь с детьми в течении достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.

Это исследование стало нам полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной, архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.

Положительное развитие эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях: чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных требований.

Мы можем сделать вывод, что активное участие воспитателя и не менее активная заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе, успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, индивидуальный подход, СЕМЬя, эмоциональная сфера детей, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского…

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы…

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный…

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития…

Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния…

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка – всегда праздник.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Основные направления работы по психомоторному развитию…

эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов…

Источник

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Основные внешние проявления эмоциональных нарушений выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия – способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых – в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

И.М. Чистякова [8], Н.И. Костерина [5] и ряд других авторов выделяют следующие виды эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Они обозначают три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка: – расстройства настроения; – расстройства поведения; – нарушения психомоторики.

Н.И. Костерина [5]указывает, что расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. Первую группу составляют такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.

Эйфория – неадекватно повышенное, радостное настроение [3]. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности [3]. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения [6]. Иными словами, она представляет собой тоскливое, подавленное настроение. Депрессия в дошкольном и младшем школьном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью [3]. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Напомним, что страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым. Клиническая практика [1] показывает, у маленьких детей это страх перед незнакомыми людьми, животными громкими звуками, у подростков – более общие страхи (страх потерять своих близких, страх перед «концом света» или перед смертью).

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Как подчеркивают клинические психологи [3, 5], при апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств. Таким образом, апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Что касается эмоциональной тупости, то она характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии, или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Ко второй группе – поведенческих расстройств – авторы относят синдром гиперактивности дефицита внимания и проявление различных видов агрессии.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Если говорить о проявлениях агрессии, то она, как указывает целый ряд авторов, как проявление высокой тревожности может выступать как сформированная черта характера либо как реакция на воздействия внешней среды. В любом случае истоки детской и подростковой агрессивности – в окружающей их среде, в стиле родительского поведения и воспитания. Маленький ребенок не в состоянии «ответить» своему обидчику – взрослому, он постепенно накапливает отрицательные эмоции, раздражение, протест против «притеснений» взрослых, и в подростковом возрасте это может вылиться в одну из форм агрессии (по А. Бассу и А. Дарки):

  • физическую;
  • вербальную (грубость, нецензурная брань);
  • косвенную (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет)
  • подозрительность;
  • обиду;
  • негативизм;
  • чувство вины [1, 7].

Отметим, что для отнесения этих проявлений к клиническим, они должны быть гипертрофированы, поскольку проявления агрессии в адекватной для воздействий мере – это необходимое условие сохранности физического и психического здоровья личности.

К нарушениям психомоторики относят: 1) амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы; 2) гипомимию легкое понижение выразительности мимики; 3) маловыразительную пантомимику.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей. Акцентируем внимание на аутичности.

Аутизм проявляется в: стремлении ребенка к одиночеству; нарушении эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; крайней стереотипности поведения; речевом и интеллектуальном недоразвитии.

Безусловно, все указанные виды эмоциональных нарушений нуждаются в коррекции. Однако для эффективной коррекции эмоциональных нарушений необходимо выявить их причины, т.е. детерминанты развития.

Основные причины возникновения нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Детерминанты развития эмоциональных нарушений у детей

Анализ психологической литературы показывает, что на сегодняшний день принято выделять следующие причины развития эмоциональных нарушений у детей.

1. Особенности физического развития ребенка, перенесенные в младенчестве болезни, перенесённые стрессы

2. Задержки психического развития, отставание от возрастных норм интеллектуального развития.

3. Особенности семейного воспитания, недостаточность эмоционального контакта с близкими взрослыми.

4. Социально-бытовые причины: особенности питания, экономическое положение семьи, воспитывающей ребенка.

5. Социальное окружение, особенно в детском коллективе.

6. Характер преобладающей деятельности ребенка.

7. Ряд других причин, вызывающий у ребенка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Перечисленные причины можно разделить на две больших группы детерминант эмоциональных нарушений в детском возрасте. Итак, эти детерминанты следующие: биологические причины, и социальные причины.

К биологическим причинам относятся такие, как: тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности и т.д. Например, развитие СДВГ могут повлечь микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические травмы.

К социальным причинам относится особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением[5]. Как уже было отмечено, ребенок имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным в нескольких случаях.

Во-первых, если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации.

Во-вторых, при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев.

В-третьи, семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития являются следующие типы родительского отношения и ошибки стиля воспитания.

Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми.

К детерминантам развития эмоциональных нарушений у дошкольникови следует отнести предметную среду, содержание которой (например, игрушки, стимулирующие агрессию) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии.

Помимо этого, детерминантой эмоционального развития детей являются также средства массовой коммуникации и интернет? Компьютерные игры и кинофильмы, не подходящие ребенку по возрасту.

Существуют 4 типа наиболее распространенного деструктивного семейного воспитания, приводящие к эмоциональным расстройствам детей:

1.Неприятие (явное или скрытое). Явное неприятие, когда рождение ребенка было нежелательным, или вместо желаемого мальчика родилась девочка. Скрытое, когда внешне все выглядит благополучно, но нет душевного контакта с ребенком. Неприятие порождает в характере ребенка негативизм, агрессию, либо неверие в свои силы.

2. Гиперсоциоальное воспитание – чрезмерное дисциплинирование и исполнительность, где «надо» произведено в абсолют, что подавляет эмоции ребенка, и приводит к аутоагрессии, либо к замкнутости, отгороженности, эмоциональной холодности.

3.Тревожно – мнительное воспитание, когда с рождением ребенка возникает постоянная тревога за него, за его здоровье и благополучие. В результате ребенок вырастает робким, тревожным, несамостоятельным, мучительно неуверенным в себе.

4. Эгоцентрический тип воспитания. Ребенку навязывается представление о себе, как о сверхценности: он «кумир», смысл жизни родителей. При этом интересы окружающих игнорируются… В результате он не переносит никакие лишения, капризен, расторможен, агрессивно воспринимает любые преграды.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Основные способы коррекции эмоциональных нарушений у детей

Основными направлениями коррекции эмоциональных нарушений являются: – смягчение эмоционального дискомфорта у детей; – повышение их активности и самостоятельности; коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и cаморегуляции…

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.

рассмотрим некоторые психологические методы коррекции эмоциональных нарушений, которые применяются сегодня в практике клинической психологии и психотерапии [1, 4]

Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия – методы работы с психикой, через тело.

Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности. суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании, формируя стереотипы поведения

Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления арт-терапии. Во-первых, восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. Во-вторых, самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.

Заключение

Эмоции – это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Препятствия на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели – положительные. Эмоции, участвуя в регуляции поведения человека, способствуют целостной оценке ситуации – благоприятна она или опасна. Кроме того, эмоции способствуют усилению, ускорению и оптимизации когнитивных психических процессов в проблемных ситуациях.

Формирование и развитие аффективной сферы ребенка в семье и образовательном учреждении является одной из самых актуальных задач, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Список литературы

  1. Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
  2. Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н. В. Тарабриной. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
  3. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с.
  4. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн.: «Минск»,1999 – 321 с.
  5. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. -Ярославль: Академический проект, 1999. – 238 с.
  6. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. – С. 25 – 38.
  7. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 с.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение., 1990. – 298 с.
Читайте также:  Десять месяцев ребенку развитие питание

Источник