Три сферы развития ребенка
Развитие от 0 до 3х лет. Тезисно.
Что важно знать каждой маме! Наверняка еще до того как отправиться в роддом, Вы прочитали много статей и может быть даже ни одну книгу на тему здоровья и воспитания ребенка. В этой статье я хотела бы отметить главное, о чем должна знать мама ребенка до 3 летнего возраста.
Врачи. Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» – это педиатр и невролог. Если Вам ставят какой-либо неврологический диагноз – посетите еще 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Если Вы видите, что Ваш ребенок на фоне других деток выделяется на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо, то так же проверьте ребенка еще у нескольких специалистов. Я каждый месяц сталкиваюсь с различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы мама проявила активность.
Наследование и развитие. Ребенку по наследству передается только темперамент – сила нервной системы, характер формируется в течение жизни ребенка в зависимости от типа воспитания. Так же по наследству передается тревожность и агрессивность, на которые так же можно влиять воспитанием.
Оценка развития ребенка. Опирайтесь на три «кита»: физический, интеллектуальный и эмоционально-волевой. Эти три сферы начинают развиваться с первых дней жизни малыша. Дисбаланс в одной из сфер в ту или иную сторону отразится на становлении характера ребенка, его общем развитии и дальнейшем обучении в школе. Для того, чтобы понимать, что ребенку нужно по возрасту, а что нет – читайте про сензитивные периоды развития и опирайтесь только на них, а не на рекламу «новомодных» методик. Имейте ввиду, в Россию они приходят с запозданием и часто уже научно опровергнуты.
Чтение и телевизор. Формируйте свои «правильные» привычки с первых дней жизни малыша. Читайте книги вслух фоном. Это благотворно будет сказываться на развитии фонематического слуха. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3-х лет. Чтение «фоном» благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Телевизор и радио не заменяют «живой голос».
Прием пищи без отвлечений. Никогда не совмещайте в жизни ребенка телевизор-планшет-телефон и еду! Последствия этого микса плачевно проявляются в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы ребенка! Отсутствие развлечений во время еды благотворно влияет на развитие всех трех сфер малыша.
Самостоятельность. Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам – это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки – пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно – пусть делает это во время каждого приема пищи. Это и есть естественное раннее развитие. Главенствует двигательный интеллект – ребенок не двигается, значит тормозит в развитии.
Как только ребенок начинает ходить сам – происходит первое осознание ребенком, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать, то что запрещается. Таким образом он осознает, что теперь он от Вас отдельно. Мама говорит «нельзя», а я могу это делать :).
Первые страхи. После прохождения «физического отделения» до ребенка доходит следующая «напасть», что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов – «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы». Если Вам нужно отлучиться из дома – всегда прощайтесь! «Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».
Горшок. Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше – это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль ребенка над своими физиологическими потребностями.
Аппетит. Примерно в 2,5-3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Примерно начнет есть 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Ребенок, который всегда ел мясо и не пил молочку, начинает пить молочку и не есть мясо и много других метаморфозов – приближается главный гормональный кризис 3-х лет и кризис «Я Сам» – ребенок психологически отделяется от взрослых.
P.S.
В первые три года идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых родители смогут только в школе.
Знание о том, что происходит в каждом периоде жизни ребенка – залог его гармоничного развития!
Источник
«Не по дням, а по часам». Сферы развития ребёнка.
Как часто мы слышим о том, насколько быстро растут дети. Ещё вчера родители качали своё маленькое чудо на руках, а уже сегодня с трепетом и замиранием сердца наблюдают, как бодро сынуля рассказывает стишки на утреннике в детском саду. А дочка вот-вот станет первоклассницей.
И создается ощущение, что детки растут быстро, не успеваешь и оглянуться. Однако что стоит за этими годами, так резво пробежавшими мимо? Бессонные ночи, тысячи детских вопросов и тысячи родительских ответов на них, бесчисленные простуды, первые улыбки, первые ссоры, и, конечно, неизбежные возрастные кризисы. Если с простудой и обидами среднестатистические родители еще могут справиться самостоятельно, то как быть с психологическими трудностями, неизбежно возникающими в результате взросления? Большинство родителей наслышано о подростковом кризисе, так называемом «трудном возрасте», но задумывались ли Вы о том, что в жизни маленького человечка далеко не одна переломная точка, отделяющая один возраст от другого? И в каждый переломный период ребёнок нуждается в особой заботе, помощи и поддержке. Только родители, имеющие достаточно знаний обо всех сферах развития своего малыша в данный возрастной период могут оказать своему ребёнку достаточный уход, создать определенный психологический климат вокруг своего чада и проследить за тем, чтобы ни одна сфера развития не была упущена. Для того, чтобы все периоды взросления малыша с поступления в детский сад и до наступления школьного возраста проходили мягко и безболезненно, давайте разберемся, что происходит в его душе на протяжении первых лет его жизни, времени, когда формируется основа личности, определяющая то, каким человеком будет ваш малыш в дальнейшем.
Существует шесть сфер развития человека. Первыми и наиболее яркими изменениями являются физические изменения в организме. Встречая давно забытых родственников, первое, что слышит малыш – это неизменная фраза: «Как же вырос!». Говоря данную фразу, люди подразумевают именно физические изменения, произошедшие с ребёнком: постепенное изменение пропорций тела, размеров его органов и конечностей. На втором месте располагаются интеллектуальные изменения, происходящие с ребёнком: постепенное освоение и грамотное использование речи, способность выстраивать рассуждения, логические цепочки, генерировать те или иные идеи, решать определенные трудности и задачи. Интеллектуальное развитие неизменно связано с физическим, поскольку оно было бы невозможно без физического роста головного мозга ребёнка.
О физическом и интеллектуальном развитии слышали многие. Когда говорят о взрослении, в первую очередь подразумеваются именно эти две сферы, однако существуют и другие. Сексуальное развитие, как ещё одна из сфер развития человека, является поэтапным процессом развития сексуальности, начавшееся с самого момента рождения и непрерывно, однако скачкообразно, т.е. с разной скоростью, продолжающееся на протяжении всего периода взросления.
Развитие иных сфер личности происходит менее открыто для окружающих. Оценить степень развития данных сфер возможно, лишь тесно и доверительно пообщавшись с ребенком, в некоторых случаях они могут проявиться лишь в определенных жизненных ситуациях, а порой оценить, насколько развита та или иная сфера развития, может лишь специалист. В данный список входят три сферы: во-первых, социальное развитие, под которым подразумевается получение определенных знаний, умений и навыков, использующихся при взаимодействии между ребёнком и окружающими его людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Во-вторых, эмоциональное развитие, включающее в себя эмоции и чувства ребёнка, его реакцию на различные жизненные ситуации, а также на изменения его собственных желаний, интересов и чувств, включая форму их выражения. И, наконец, в-третьих, нравственное развитие ребёнка, осознание существования хорошего и плохого, умение дать любому человеку, поступку и событию оценку с точки зрения норм нравственности и морали, а также умение контролировать себя, свои потребности и желания, если они противоречат общепринятым нормам нравственности, что иногда именуется совестью.
Безусловно, каждая из шести сфер не относится однозначно к какому-либо одному возрастному периоду, ребёнок любого возраста находится сразу же в процессе формирования нескольких сфер одновременно. В период раннего возраста ребёнок одновременно учится ходить и изучает своё тело, что развивает физическую и сексуальную сферы, помимо прочего малыш проявляет интерес к свойствам и характеристикам окружающих его предметов, осваивает различные способы манипуляции с ними, что влияет на развитие интеллектуальной сферы. В это же время ребёнок пробует способы взаимодействия с окружающими его людьми и получает от них обратную связь в ответ на свои поступки, осознавая, что хорошо, а что плохо, что затрагивает социальную и моральную сферы. А выражение ребёнком чувства независимости, особенно в период кризиса 3-х лет – не что иное, как проявление эмоциональной сферы.
Родителям необходимо помнить, что именно взрослые являются основным мотивом, если говорить о развитии у ребёнка навыков общения. Исключительно благодаря взрослым ребёнок уже с первых месяцев может успешно взаимодействовать с окружающими: вначале реагируя на появление взрослого, следуя за движениями взрослого взглядом, чуть позже – отвечая улыбкой на улыбающегося человека. Около 4-6 месяцев ребёнок уже в состоянии удерживать взгляд на взрослом достаточно длительное время. С развитием двигательных способностей ребёнок начинает вначале пытаться привлечь внимание родителей, а затем и вовсе подражать взрослому, испытывая потребность совершать действия вместе с ним.
Так происходит до тех пор, пока психологическое единство матери и ребёнка не начинает разделяться. Уже к началу второго года жизни малыш не так зависим от матери, и, вследствие отдаления друг от друга, психологическое развитие ребёнка начинает ускоряться. Ведущим видом деятельности становятся манипуляции с предметами. Также у ребёнка достаточно активно в данный период развиваются речевые навыки и закладываются основы самооценки. Родителям важно учитывать эту особенность и быть особенно внимательными, поскольку именно в данный период – в период кризиса первого года жизни в ребёнке зарождаются основные противоречия, которые затем приводят малыша к новым этапам развития.
Одной из первостепенных задач является задача овладеть управлением собственным телом, поскольку ходьба в данном возрасте становится средством достижения иных поставленных ребёнком перед собой целей, речь уже становится более понятной для родителей, но еще требует преобразования, а манипуляции с предметами постепенно сменяются рядом осознанных действий с ними.
Ещё одной немаловажной задачей раннего возраста является первоначальное формирование таких познавательных функций личности, как память, внимание мышление, сенсорика и восприятие. С постепенной произвольной формой запоминания слов развивается речь, а также первое представление о себе, как отдельной личности со своими желаниями и потребностями. Ребёнок начинает использовать местоимение первого лица: «я», «моё», а также называть себя по имени. В тот же период у малыша начинают формироваться навыки коммуникации с конкретными людьми, интерес к другим людям, стремление к общительности и подражанию окружающим людям. Родителям важно помнить, что развитие психики ребёнка в данном возрасте и разнообразие форм проявления общительности зависят исключительно от включенности ребёнка в общение между взрослыми в семье.
Порой родители задают психологам и педагогам один волнующий многих вопрос: какие же направления развития ребёнка раннего возраста являются наиболее приоритетными? Ответ на данный вопрос однозначен, ребёнка необходимо развивать комплексно, не упуская ни одну сферу деятельности. К трём годам ребёнок должен научиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, что называется социализацией. Через беседы можно сформировать начальное представление об окружающем мире. Помимо этого необходимо сенсорное развитие: овладение понятиями цвета, формы, величины, а также расположения предметов в пространстве. Также немаловажно развитие с помощью игровой деятельности когнитивной сферы, включающей в себя непосредственно мышление, логику, память, воображение. Огромную важность имеет доведение навыков самообслуживания до полной самостоятельности – умение покушать, убрать за собой игрушки, переодеться, сходить в туалет без помощи взрослых. Эмоциональное развитие, умение сочувствовать и сопереживать, необходимо наравне с творческим, а также наравне с формированием начального чувства ритма через слушанье музыки. Помимо прочего нельзя забывать о физических нагрузках: кувырканиях, прыжках, стоянии на одной ноге и прочими посильными упражнениями. Поскольку именно физически здоровый и развитый по возрасту ребёнок обладает всеми шансами стать полноценной и гармоничной личностью! Желаем здоровья Вам и Вашим детям!
Источник
Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
Развитие ребенка происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной (таблица 1).
Мы советуем показывать развивающие видео с Ютуба: https://www.youtube.com/channel/UCDlJIkTbNEmjbBbFKO93M5g – Карамелька детский развивающий канал. Подписывайтесь и получайте качественное видео.
Таблица 1. Области развития
Область развития | Характеристика |
Физическая | Включает рост и изменения тела. Сюда входят как внешние изменения, например, динамика роста и веса, так и внут-ренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области относятся физическое здоровье и двигательные навыки (ходьба, ползанье, навыки письма) |
Когнитивная (от лат. cognitio – знание, познание) | Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, про-исходящие в восприятии, памяти, рассуждении, вообра-жении, речи |
Психосоциальная | Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, самооценки, эмо-ций и чувств, а с другой – формирование социальных навы-ков и моделей поведения |
Между различными областями развития существует сложное взаимодействие. Так, например, трудности в обучении, связанные с замедленным созреванием структур мозга, которые обычно интерпретируют как недостатки внимания или памяти, могут повлиять на формирование само-оценки ребенка, особенности взаимоотношений со сверстниками. Конфликтные взаимоотношения с социальным окружением (со сверстниками, учителями, родителями) могут привести к развитию невротических состояний, что, в свою очередь, спровоцирует такие соматические заболевания, как астма или диабет. Болезнь так же может повлиять на ход и умственного, и психосоциального развития ребенка, если из-за нее он не принимает участия в жизни класса или вообще не ходит в школу.
Таким образом, развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других.
В чем принципиальное отличие развития от других изменений объекта?
Объект, как известно, может изменяться, но не развиваться. Например, рост – это количест-венное изменение данного объекта, он протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главной характеристикой роста является процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов. Так, например, рост запаса слов без изменения функций речи. Развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, появлением новообразований (новых механизмов, процессов, структур). Так, проявления такого новообразования, как “комплекс оживления” (зрительное и слуховое сосредоточение ребенка на взрослом, улыбка и движения рук, всего тела по направлению ко взрослому), говорит о возникновении потребности в общении, переходу новорожденного к возрасту младенчества.
Источник
Сферы развития
Возраст | Познание | Движения | Общение |
3 года | Оформление речи; Первые признаки образного мышления. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчивости и постоянства объектов | Развитие ручных предметных движений. Появление волевого самоуправления поведением | Появление самосознания. Освоение первичных нравственных норм. Усвоение правил человеческого поведения |
2 года | Развитие понимания и появление активной речи Начало активно | Дифференциация функций рук и ног го развития речи | Формирование базовых черт характера |
1 год | Первые признаки понимания речи | Самостоятельное хождение. Самостоятельное стояние | Первые признаки пользования речью |
10 месяцев | | | Возникновение реакции привязанности — беспокойства среди чужих людей и в новой обстановке |
8 месяцев | Становление сенсомоторного интеллекта | Хождение вокруг опоры | Невербальная коммуникация с помощью жестов, мимики |
7 месяцев | | Стояние с поддержкой | и пантомимики |
5 месяцев | | Сидение с поддержкой. Перенос центра | |
3 месяца | Оформление функции зрения | Переворачивание с боку на бок — перекатывание | Реакция улыбки в ответ на появление лица матери |
2 месяца | Формирование образа-ассоциации между голосом и лицом матери | | |
2 недели | Выделение голоса матери из других звуков | | |
1 неделя | Различение звуков и запахов. Реагирование на звуки. Слежение за движениями | | |
Уже в первые дни после своего рождения ребенок готов к восприятию мира в виде ощущений, элементарных образов с помощью практически всех органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. Его анализаторы с рождения готовы к принятию и переработке разнообразной сенсорной информации о мире.
На первой и второй неделях жизни способность к восприятию, раздражителей дополняется способностью к их выделению из фона и различению. В особый класс попадают и вызывают специфические реакции со стороны ребенка те раздражители, которые связаны с человеком. Это — лицо и фигура матери, человеческий голос, знакомые и незнакомые люди. Восприятие, связанное с человеком, получает в дальнейшем приоритетное и ускоренное развитие. Первыми в сознании ребенка складываются образы, соотносимые с людьми, и признаком этого становится соединение в единый перцептивный комплекс лица и голоса матери в период между первым и вторым месяцами жизни. В то же время к развитию познавательной сферы ребенка добавляется движение и общение. В области восприятия примерно с двух месяцев начинает активно функционировать зрение, и оно на значительный последующий период жизни ребенка вплоть до достижения им годовалого возраста определяет его познания и мышление.
В два-три месяца ребенок может самостоятельно переворачиваться, перекатываться с боку на бок. Около трех-четырех месяцев он делает первые попытки переноса центра тяжести на ноги и демонстрирует способность сидеть с поддержкой. Примерно в пять месяцев он уже сидит сам, без поддержки. В пять-семь месяцев ребенок стоит с поддержкой, а в семь-восемь месяцев ходит вокруг опоры. В десять месяцев он стоит самостоятельно, а около года начинает ходить. Развитием его движений активно управляет зрение, причем оно само совершенствуется под влиянием двигательной активности. Возникает зрительно-моторная координация, которая является важным условием для начала активного развития мышления в форме сенсомоторного интеллекта.
Личностное развитие детей в период младенчества носит подготовительный характер и протекает в скрытой форме. Наиболее известными его внешними проявлениями являются комплекс оживления (около двух-трех месяцев), демонстрация отчетливой реакции привязанности (примерно в восемь-десять месяцев) и кризис первого года жизни (в конце младенческого возраста). В течение всего этого периода времени на базе врожденной эмпатической способности идет процесс развития и совершенствования невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это вместе взятое подготавливает переход на следующий уровень развития, связанный с активным усвоением и использованием невербальной речи. Способность к пониманию языка жестов, мимики и пантомимики возникает в возрасте около двух-трех месяцев и к Десяти-двенадцати месяцам, т. е. к тому моменту времени, когда начинает формироваться вербальная речь, достигает весьма высокого уровня развития.
С началом раннего возраста и в течение его идет непрерывный процесс формирования речи, которая одновременно включается в Познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. В результате психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высокий уровень интеллектуального развития, связанный с образным и словесно-логическим мышлением.
Благодаря овладению прямохождением разделяются функции рук и ног ребенка, начинается быстрый процесс совершенствования ручных движений, приобретение ими предметного характера. Возникает более тонкая и точная регуляция этих движений за счет их зрительного контроля. Начинают оформляться базисные черты личности, ребенок осваивает элементарные правила поведения и нравственные нормы. У него появляются первые признаки самосознания.
Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособленным к самостоятельной жизни, уже во всех отношениях является человеком с явными первыми признаками индивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь, выполняющую в его жизни многочисленные функции. К этому времени ребенок уже освоил многие нормы человеческих взаимоотношений.
По данным, полученным некоторыми исследователями, к возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми.
С такими общими достижениями в развитии познавательной, двигательной, мотивационно-волевой, эмоционально-регуляционной и других сфер подходит ребенок к трехлетнему рубежу. Хотя в целом его достижения в развитии кажутся весьма значительными, ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем он станет настоящей личностью.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Личностные новообразования младенчества
1. Основания для вывода о том, что начало формирования личности относится к младенческому возрасту.
2. Младенчество как возраст оформления темперамента.
3. Начало становления черт характера у ребенка.
4. Появление у детей чувства страха, его причины и значение.
Источник