Три показателя развития ребенка в год

Три показателя развития ребенка в год thumbnail

Ваш ребенок достиг одного из самых запоминающихся периодов младенчества – 1 года. Он уже понимает простые указания. Многие дети в этом возрасте могут ходить и узнают знакомых людей. Возраст 1 года знаменует начало раннего детства – периода, в котором вас ждет много сюрпризов. Рассмотрим, какие навыки должен развить ребенок к одному году.

Список показателей развития однолетнего ребенка

Достигнутые показатели развития

Возникающие показатели развития

Ребенок становится на ноги с поддержкой

Ребенок становится на ноги без поддержки

Ребенок самостоятельно может пройти несколько шагов

Ребенок может ходить на более длинные расстояния

Ребенок может говорить простые отдельные слова

Ребенок может говорить простые фразы

Ребенок имитирует действия и жесты

Ребенок запоминает жесты и показывает их по-своему

Ребенок реагирует на простые указания

Ребенок понимает более сложные указания и инструкции

Ребенок повторяет звуки

Ребенок запоминает звуки и их источники

Ребенок помнит, где находился предмет в последний раз, когда он его видел

Ребенок кладет предметы на свое место

Ребенок хватает предметы руками

Ребенок может наклоняться и поднимать предметы

Ребенок указывает на предметы указательным пальцем

У ребенка развиты движения всеми пальцами

У ребенка развита зрительно-моторная координация

Ребенок развивает координацию зрения, рук и ног

Показатели развития ребенка в 1 год

Развитие ребенка происходит в трех основных сферах: когнитивной, физической и социально-эмоциональной. В возрасте одного года ребенок развивает новые навыки в каждой из этих сфер.

Показатели когнитивного развития

Эти показатели связаны с развитием познавательных функций, интеллектуальных способностей и общим развитием мозга.

  • Ребенок легко находит спрятанные предметы. Ребенка больше не собьет с толку, если вы спрячете погремушку под одеяло. Он знает, что нужно отодвинуть одеяло, чтобы достать погремушку.
  • Ребенок ищет предметы в привычных местах. Если вы всегда храните игрушку ребенка в одном и том же месте, он будет искать ее там каждый раз, когда захочет поиграть. Это означает, что у ребенка лучше развита зрительная память.
  • Ребенок хорошо ассоциирует предметы с их названиями. Если вы поставите перед ребенком корзину с фруктами и назовете название, он выберет именно этот фрукт из корзины. В возрасте одного года ребенок легко запоминает названия повседневных предметов.
  • Ребенок использует предметы по назначению. Он берет расческу, чтобы причесаться, и правильно держит трубку телефона. На протяжении месяцев ребенок наблюдал за вами и к году понял, как правильно пользоваться несколькими предметами.
  • Ребенок имитирует действия и жесты. Помашите рукой, когда выходите из комнаты – и он повторит за вами. Ребенок наблюдает и имитирует различные действия. Это указывает на значительное развитие его мозга.
  • Ребенок пытается повторять звуки. Например, он может пытаться повторять сигнал автомобиля или забавные звуки, которые вы издаете, когда играете с ним. Ребенок может не понимать, откуда исходит звук, но он пытается его повторить.

Показатели физического развития

Эти показатели связаны с ростом ребенка и развитием его мышц.

  • Ребенок легко садится. Он может садиться без посторонней помощи и не опираясь на какие-либо предметы.
  • Ребенок может становиться на ноги с опорой. Мышцы и суставы его ног достаточно сильны, чтобы удерживать вес тела.
  • Ребенок ходит, держась за предметы, которые находятся рядом. Он начинает это делать практически сразу после того, как научился становиться на ноги.
  • Ребенок может сделать несколько шагов без поддержки. Он отпускает вашу руку и делает свои первые шаги. Это знаменует начало детского возраста.
  • Ребенок может брать предметы разными способами. Он может использовать указательный и большой палец, большой и остальные четыре пальца или хватать предметы всей ладонью. Так ребенок учится доставать предметы из коробки и класть их обратно.
  • Ребенок указывает на предметы указательным пальцем. Он может использовать указательный палец отдельно от других, чтобы показывать на предметы.
  • У ребенка прорезается 6 зубов. У годовалого ребенка обычно прорезаются 3 пары центральных и боковых резцов.
  • У ребенка более развито зрение. У него развивается зрительно-моторная координация, и он лучше оценивает расстояние. Он более метко бросает предметы (например, при передаче мяча).

Показатели социального и эмоционального развития

Эти показатели связаны с развитием социальных навыков, темперамента и способности выражать эмоции.

  • Ребенок отвечает на простые просьбы. Когда его просят передать какой-либо предмет, он делает это. Когда ему говорят сесть, он садится. Ребенок понимает простые просьбы и знает, что нужно сделать в ответ.
  • Ребенок пытается разговаривать. Теперь его слова – это не просто лепет. Когда вы разговариваете с ним, он пытается отвечать вам. Его слова все еще могут казаться вам тарабарщиной, но вы заметите, как повышается и понижается его голос, как при осмысленном разговоре.
  • Ребенок демонстрирует страх. Если он видит что-то, что его пугает, он сразу же цепляется за родителей. Также он может кричать от страха, когда становится темно, и он не видит родителей.
  • Ребенок стесняется или тревожится, когда находится среди незнакомцев. Когда его оставляют наедине с незнакомцами, он может запаниковать.
  • Ребенок проверяет реакцию родителей. Он оценивает, как родители реагируют на его действия – например, когда он бросает какой-нибудь предмет на пол или нарочно отказывается есть.
  • Ребенок выказывает предпочтение определенным людям. Он предпочитает проводить время с одним из родителей или с одним из братьев или сестер. Это указывает на то, что у ребенка развиваются социальные связи.
  • У ребенка может быть любимая игрушка. С ней ребенок чувствует себя в безопасности. Когда она у ребенка, он может быть спокоен, когда родителей нет рядом. Так ребенок становится более самостоятельным.
Читайте также:  Формы физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Некоторым детям может понадобиться больше времени, чем остальным. чтобы достичь того или иного показателя. Тем не менее, вам стоит следить за развитием ребенка, чтобы вовремя замечать малейшие отклонения.

Что может стать поводом для беспокойства?

Педиатры утверждают, что на задержку ребенка в развитии могут указывать такие симптомы:

  • ребенок не становится на ноги даже с поддержкой;
  • не может принять сидячее положение;
  • не может сидеть без опоры;
  • не может находить предметы, когда вы их прячете;
  • не повторяет даже самые простые жесты;
  • не говорит даже самые простые слова (например, «мама» и «папа»);
  • не показывает пальцами на предметы или людей;
  • тянет ноги или туловище, когда ползает.

Если у ребенка проявляется один из этих симптомов, покажите его педиатру, который сможет поставить точный диагноз. Родители должны регулярно проходить с ребенком обследование. Кроме того, родители могут стимулировать здоровое развитие ребенка с помощью игр и занятий.

Игры и занятия для развития ребенка

Игры и занятия – это интересный способ практиковать сформированные навыки. Рассмотрим 5 игр, которые помогут ребенку правильно развиваться.

1. Дотянуться до звезды

Какие навыки развивает: вставание на ноги, стояние без опоры, хватание.

Что вам понадобится: картонная фигура звезды.

Как играть. Привяжите веревку к фигуре звезды и повесьте ее на такой высоте, чтобы ребенок должен был дотягиваться, чтобы ее достать. Поставьте рядом предмет, на который он сможет опираться (например, табурет). Привлеките внимание ребенка. Предложите ему дотянуться до звезды.

2. Телефонный звонок

Какие навыки развивает: понимание назначения предметов, правильное использование предметов.

Что вам понадобится: игрушечный телефон.

Как играть. Сядьте рядом с ребенком и положите перед ним игрушечный телефон. Скажите ребенку: «Это телефон». Возьмите трубку и расскажите, как с ее помощью можно разговаривать. Ребенок будет повторять движения за вами. Повторяйте это упражнение каждый день и наблюдайте, как он учится правильно пользоваться телефоном. Подобным образом вы можете показывать ребенку, как пользоваться другими предметами.

3. Перемещение кубиков

Какие навыки развивает: ловкость рук и пальцев.

Что вам понадобится: два игрушечных ведерка, кубики.

Как играть. Сложите кубики в одно ведро, а второе оставьте пустым. Переложите несколько кубиков в пустое ведро и предложите ребенку сделать то же самое. Ребенок будет использовать навыки хватания и ловкость пальцев, чтобы перекладывать кубики. Повторите это действие несколько раз.

4. Маленький барабанщик

Какие навыки развивает: установление причин и следствий, изучение звуков.

Что вам понадобится: игрушечный барабан.

Как играть. Положите барабан перед ребенком. Дайте ему барабанные палочки, возьмите его руки в свои и немного побарабаньте. Затем позвольте ему самому поиграть на барабане. Поскольку ребенок любит экспериментировать, он будет пробовать играть разными способами, чтобы издавать разные звуки.

5. Апельсины и лимоны

Какие навыки развивает: ассоциация предметов с их названиями.

Что вам понадобится: апельсины и лимоны (или два любых других вида фруктов), большая миска.

Как играть. Возьмите апельсин, скажите: «Это апельсин» и положите его в миску. Затем возьмите лимон, скажите: «Это лимон» и тоже положите его в миску. Попросите ребенка показать лимон – он сразу же покажет на него. Затем попросите показать апельсин. В эту игру можно играть с разными предметами.

Если вы играете с ребенком в подобные игры, это помогает ему развиваться в правильном темпе. Но не оказывайте давления на ребенка. Дайте ему достаточно времени, чтобы он смог познавать окружающий мир и развивать навыки. Если у вас возникают какие-либо сомнения, покажите ребенка педиатру. Чем раньше вы обнаружите любую задержку в развитии, тем легче будет ее исправить. Любовь, забота и создание правильных условий – это все, что ему нужно для здорового развития.

Источник

фото 3Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.

В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.

Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.

Физические параметры в год и три месяца

В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.

Мальчики:

  • Рост – от 76 до 83 см;
  • Вес – от 10 до 13 кг;
  • Окружность головы – от 46 до 50 см;
  • Окружность груди – от 47 до 54 см.

Девочки:

  • Рост – от 75 до 82 см;
  • Вес – от 9 до 12 кг;
  • Окружность головы – от 45 до 48 см;
  • Окружность груди – от 47 до 52 см.

Что умеет делать малыш

фото 8В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.

Читайте также:  Мяч как средство развития ребенка

Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.

К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.

Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?

  1. Самостоятельно ходит, бегает, ползает
  2. Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
  3. Пытается забираться на стулья и слезать с них
  4. Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
  5. Постигает навык самостоятельного приема пищи
  6. Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
  7. Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
  8. Пробует самостоятельно надевать одежду
  9. Активно работает кистями рук и пальцами.

В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 14В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.

Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.

В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.

Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.

Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.

С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.

Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .

Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.

Речевые навыки

фото 12Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.

Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.

Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.

Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.

Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.

Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.

Рацион питания: что приготовить малышу

К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.

Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.

В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.

Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:

Завтрак:

  • Манная (овсяная) каша – 100 гр.
  • Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
  • Чай или компот – 100 мл.

Обед:

  • Суп с вермишелью – 100 гр.
  • Куриное суфле – 50 гр.
  • Рис на пару – 100 гр.
  • Сок – 100 гр.
  • Хлеб – 50 гр.

Полдник:

  • Фрукты – 50 гр.
  • Кефир – 100 мл.
  • Печенье – 50 гр.

Ужин:

  • Творог – 70 гр.
  • Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
  • Молоко – 100 мл.

Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.

Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.

Рецепты блюд

фото 2Манная каша

Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.

Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.

Запеканка с изюмом

Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.

Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.

Суп с вермишелью

Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.

Особенности ухода

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.

Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).

Читайте также:  Разноцветные карточки для развития ребенка

Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.

Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.

Необходимые обследования

Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.

При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.

Режим дня и сна

фото 13В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.

Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.

Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.

В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.

Примерный распорядок дня ребенка таков:

  • 7:00 – пробуждение
  • 7:10-7:30 – утреннее умывание
  • 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
  • 8:30 – 9:00 – завтрак
  • 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
  • 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
  • 12:30 – 14:30 – дневной сон
  • 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
  • 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
  • 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
  • 19:30 – 20:30 – водные процедуры
  • 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
  • 21:30 – ночной сон

Мнение доктора Комаровского

фото 6Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.

Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.

Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:

Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.

Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.

Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:

  • резкое расширение запаса понимаемых слов;
  • понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
  • длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
  • самостоятельный прием густой пищи.

Занятия с малышом

Игры

фото 14Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.

Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.

Примеры игр:

  1. Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
  2. Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.

Игрушки

Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.

Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.

Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.

Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:

Советы родителям

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.

Несколько советов:

  • Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
  • Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.

Источник