Тренинги развития эмоциональной сферы ребенка
Игры, упражнения и тренинги, для развития эмоциональной сферы детей.
1. Игры-драматизации. Преимущество такой игры состоит в том, что персонажами игры являются сами дети. В момент игры ребёнок не только получает удовольствие от познания нового в окружающем мире, но и при этом учится управлять своим телом, голосом, интонацией, всем своим содержанием. Основной принцип участия детей в игре- это добровольное желание. Структура педагогического занятия театрализованной игрой- драматизацией состоит из специальных упражнений, объединенных в связанные группы и направленных на развитие навыков произвольной регуляции в предлагаемых сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (образы и идеи), чувства (эмоции и переживания, впечатления) и активные движения ребенка с тем, чтобы он учился самостоятельно воздействовать на каждый элемент описанной триады. Для того чтобы общий ход игры не прерывался, выбранные упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Одно из условий игры – это отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Предметы и события игрового сюжета воображаемые, то есть обозначаться пантомимическими и физическими действиями или могут быть замещены предметами окружения. Таким образом каждая часть занятий решает единовременно несколько совершенно самостоятельных задач, важных и каждая по-своему необходимая для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
2. Упражнения на развитие эмоций и эмоциональный контакт. Такие упражнения направлены на развитие у ребёнка способностей осознавать, понимать, верно выражать эмоции и полноценно переживать как свои, так и чужие эмоции. Психологическое и игровое содержание подобных упражнений призвано разрешать следующие задачи:
- фиксация внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
- подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя, при этом, для себя мышечные ощущения;
- анализ и словесное описание мышечных ощущений при проявленных эмоциях;
- повторное воспроизведение эмоции, с контролем внутренних ощущений.
3. Коммуникативный тип упражнений. При применении этого типа упражнений происходит естественная тренировка общих способностей ребёнка, и невербального воздействия детей друг на друга (пантомимы – эмоциональные проявления и контакты). В упражнения включены обмен ролями партнеров театрализованной игры и самооценка их эмоций. Главным инструментом, которым овладевают дети, выполняя коммуникативные упражнения, становятся способность сопереживать, и навык освобождаться от эмоциональной напряженности, способность свободно проявлять свои эмоции, навык и желание активно общаться.
4. Пантомимические и мимические и этюды. В этюдах выразительно изображаются отдельно выбранные эмоциональные состояния такие как интерес, радость, удивление, гнев или ярость, градации между ними и др., связанные с переживанием психического и телесного довольства или неудовольствия. При помощи пантомимических и мимических этюдов ребёнок знакомится с элементами выразительных движений используя мимику лица, жесты рук, изображение позой тела, с передачей характерных повадок в движениях.
5. Элементы психологического тренинга. Элементы тренинга позволяют имитировать или проиграть реальную затруднительную жизненную ситуацию из опыта ребенка, а также найти способ решения из нее как с вариантами концовки, как с положительным, так, возможно и с отрицательным результатом. В такой театрализованной игре дети наглядно могут убедиться в многополярности мира и в том, что в любой затруднительной жизненной ситуации возможно найти несколько вариантов решений. Также ребёнок начинает осознавать, что он сам может повлиять на исход ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант.
Давайте рассмотрим игры и упражнения.
Упражнения, направленные на коррекцию понимания детьми своих и чужих эмоциональных состояний.
- Этюд «Кто как радуется».
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свои день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
- Этюд «Встреча с другом».
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
- Этюд «Новые игрушки».
Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже – новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.
Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.
- Этюд «После дождя».
Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Игры, направленные на коррекцию состояний тревожности у дошкольников.
Игра «Живая шляпа».
Цель игры: коррекция состояний страха посредством игры в группе.
Ход игры: Педагог- психолог (очень ярко и эмоционально) начинает рассказ. Он декларирует – Это произошло не так давно с очень дружными ребятами. Однажды у… (называется имя одного из присутствующих) наступил день рождения. И тогда он пригласил к себе в гости: (перечисляются имена всех присутствующих детей). Все пришли на праздник и в разгар веселья, когда мамы и папы вышли из в комнаты, раздался страшный грохот! Все дети насторожились, а кто-то сильно испугался. (Педагог изображает выражение испуга на лице): «Ой, ой, ой, что же это?!» – (он с ужасом оглядывается по сторонам, и останавливает свой взгляд в углу комнаты, где заранее спрятан игрушечный котенок, он сидит в машинке с дистанционным управлением, и накрыт шляпой). Педагог организовывает, и все дети вместе бегут к углу комнаты. И что же они там видят? Дети начинают предлагать варианты ответов. А педагог продолжает рассказ. – Это была не простая шляпа…она… дви-и-и-галась! В это время педагог начинает незаметно от детей управлять движением шляпы. Дети испугались (педагог просит детей мимикой и жестами изобразить испуг). И тут вдруг шляпа перевернулась и под ней оказался пушистый, маленький, мягкий котенок.
Все засмеялись и побежали гладить котенка (детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».
Игры, направленные на коррекцию агрессивных состояний у детей.
Игра «Смешинки и злючки».
Цель: развитие навыка распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: педагог-психолог подзывает детей и предлагает им рассмотреть два портрета: на первом изображено веселое выражение лица, а на втором лицо злое. Педагог задаёт вопросы: «Скажите, а какое по вашему мнению настроение у деток, изображенных на портретах? Вы узнали? Давайте-ка посмотрим, а где расположены брови, какая у них форма, а как изогнут ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь дети давайте подойдем к нашему зеркалу и попробуем изобразить сначала веселое, а затем сердитое выражение лица». Дети начинают изображать при помощи мимики различное настроение и сравнивают его с портретами.
- Игра «Волшебный мешочек».
Цель: снятие вербальной агрессии и негативных эмоциональных состояний.
Ход игры: перед входом в группу детского сада в углу мы повесили волшебный мешочек. Если воспитатель заметит, что ребенок пришел агрессивно настроенный, то педагог просит его отойти в уголок и оставить в волшебном мешочке все «плохие» слова (мешочек маленький и с завязочками). В этот мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, ребёнок сам завязывает мешочек педагог может ему помочь и далее мешочек спрячется.
- Техника «Разрывание бумаги».
Эта техника позволяет получить положительный терапевтический эффект, так как доставляет и детям и воспитателям массу положительных эмоций, выход энергии и многим агрессивным импульсам, излишне скованных детей раскрепощает и учит их держать слово и выполнять свои обещания.
Описание техники: у детей спрашивают перед началом игры, кто из них пообещает убрать комнату в конце занятия, детям объясняется, что это упражнение потребует значительной энергии, но зато позволит им освободиться от неприятных чувств. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации (3-4 мин.).
После этого дети вместе с педагогом начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать её в кучу в центре комнаты. Когда кучка становится большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух, разбрасывают их по комнате. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя настороженно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям очень нравится делать кучки из обрывков бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или подбрасывать их горстками в воздух.
Источник
Тренинг по развитию эмоциональной сферы детей
Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольников в возрасте 5-6 лет.
Задачи: Способствовать осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Развивать способность выражать эмоции вербально и не вербально, обучая ребят элементам техники выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. Создавать возможность обучения приемам регуляции, саморегуляции и самовыражения.
Структура тренинга:
Вводная часть
Цель: Установление эмоционального контакта со всеми участниками тренинга, снятие напряжения и создание положительного фона.
- Игра “Солнечный зайчик”.
Дети стоят в кругу. Я “направляю лучик” (говорю, какой части тела коснулся лучик), и дети гладят себя по щекам, носу, лбу и т.д. Затем они поворачиваются лицом друг к другу и гладят друг друга.
Участники садятся по кругу. Водящий стоит в центре круга.
Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак называет ведущий. Например, «пересядьте все те, кто любит мороженное». Участники меняются местами. При этом, кто стоит в кругу, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот кто останется без места, выходит в круг и продолжает игру».
Инструкция: «Кто из вас был в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».
Поставьте стул в центре группы и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»
В первый раз иногда нужно стимулировать детей хлопать изо всех сил.
Когда они увидят, что аплодисменты приятны стоящему на «пьедестале» участнику, они будут хлопать еще сильнее.
Упражнение можно проводить несколько раз, позволяя трем-четырем детям насладиться аплодисментами группы.
Цель: стимулировать внимание друг к другу, формировать сплоченность коллектива.
Инструкция: «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две группы по какому-то выбранному нами признаку».
Признак должен быть виден зрительно, и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви, цвет глаз и т.д.). Две подгруппы садятся в разных местах, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся доброволец должен будет определить, по какому признаку разделились группы. Затем выбирается другой доброволец.
- Игра “Заколдованные дети”.
Цель: преодоление застенчивости
Я называю слово или действия этюдов, а дети с помощью невербальных средств (жестов, мимики) стараются передать значение этих слов, действий.
Необходимо показать:
а) значение слов “высокий”, “маленький”;
б) жалеем бездомного котёнка;
в) мама укладывает спать ребенка, который плачет;
г) доброго, злого дядю.
- Игра “Море волнуется”.
Цель: развиваем эмоциональную сферу
Дети произносят слова: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, испуга, боли и т.д. на месте замри”. Определяем, у кого более ярко изображена фигура.
- Упражнение «Вообрази» (взрослая аудитория)
Цель: Сближение аудитории, желание и возможность лучше узнать друг – друга
Каждый пишет ответы на следующие вопросы, лист подписывается:
- Какие три предмета взяли бы с собой на необитаемый остров?
- Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?
- Любимое выражение
- Когда меня хвалят я…
Ведущий собирает ответы, перемешивает и зачитывает.
Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.
Проводится обсуждение:
- Всех ли отвечавших на вопросы угадал?
- У кого сколько совпадений?
- С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?
Заключительная часть
Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.
1.Игра “Какой я человек”.
Дети прикладывают руку к сердцу и слушают , как оно бьется, затем берут вырезанное из бумаги сердечко и прикрепляют его к вертикальной линии на листе бумаги вверху, в середине, внизу, в зависимости от того, каким они себя считают.
2.Игра “Мусорное ведро”.
Ставлю в центр комнаты мусорное ведро и предлагаю нарисовать на листочке свои чувства, от которых бы дети хотели избавиться, а затем изорвать этот листочек и выбросить в мусорное ведро.
Источник
Игровой тренинг на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с признаками СДВГ
Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с признаками СДВГ
Задачи:
– Развитие эмпатии, умения работать в парах
– Коррекция импульсивности, развитие внимания
– Снятие психомышечного напряжения
Ведущий: педагог-психолог
Ход тренинга:
Психолог: Ребята, сегодня около своего кабинета я нашла загадочное письмо. Оно пришло с Волшебных Островов. В нем говориться, что на этих островах исчезло спокойное и веселое настроения. А какое настроение осталось у жителей? Остались только грустное, сердитое и испуганное. Жители этих островов теперь все время печальные, злятся. Как вы думаете, нравится им такими быть? Почему?
Жители Волшебных Островов просят вас помочь вернуть им Спокойное и Веселое настроения. Мы им поможем? А как мы можем им помочь, ребята?
На Волшебные Острова можно попасть с помощью воздушного шара, вместе с которым и прилетело письмо в детский сад. Держаться за шарик может только 1 человек, зато все остальные могут держаться друг за друга! Так и полетим! Готовы, ребята? Тогда отправляемся.
Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети держаться друг за друга и подходят к табличке «Заколдованный остров».
«Заколдованный остров»
Оборудование: Круглый стол. На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (один шарик на двоих детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации (различные части лица – губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния – грусть, радость, удивление и т.п.). Детали для аппликации наклеены на двусторонний скотч.
Психолог: Ребята, мы попали на Заколдованный Остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Кто такие отрицательные персонажи? (Злые, вредные). Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Они и спрятали веселое настроение. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы отрицательные персонажи отдали нам веселое настроение? (Необходимо сделать их добрыми, веселыми, сделать добрые лица)
Дети делятся на пары и подходят к столу. Они выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку наклеивают их на воздушные шары. Психолог помогает наводящими вопросами: как приклеить губы, чтобы человек улыбался? Какие глаза у доброго, веселого человека?
После того, как работа закончена, психолог говорит о том, что для того, чтобы переместиться на другую планету, им нужно не только взяться за волшебный шарик, но и надеть Волшебный Колпак.
Игра «Колпак мой треугольный»
Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:
“Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак”.
Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово “колпак”, заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).
Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово “колпак” (легкий хлопок ладошкой по голове) и “мой” (показать рукой на себя).
После игры дети становятся друг за другом, выбирается новый «капитан», который держит шарик, и дети отправляются на следующий остров.
«Остров Великанов»
Дети смотрят на интерактивную доску. На доске – изображение великана.
Психолог: Ребята, как вы думаете, кто живет на острове? Правильно, это остров Великанов. Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом.
Веселое настроение мы уже нашли, как думаете, какое настроение нужно найти на этом острове? (Спокойное). Посмотрите, на доске появились загадки! Если мы сможем их отгадать, то найдем спокойное настроение и продолжим путешествие. Но отгадывать мы будем не просто. Когда я прочитаю загадку, каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет «три» дети должны прошептать ответ на загадку.
После того, как дети отгадывают загадку, на доске появляется изображение отгадки.
Далее дети вместе с ведущим, держась за шарик, отправлябются к следующем столу.
Остров Невидимок
Друзья, сейчас мы с вами попали на наш последний остров, «Остров Невидимок». Как вы думаете, какие здесь живут существа? (Невидимые, невидимки). А давайте представим, какое у невидмиок бывает настроение?
А давайте проверим! На этом острове есть фотографии невидимок. Психолог обращает внимание детей на листы бумаги, на которых восковой свечой нарисованы пиктограмы эмоций. Рядом с листами стоят акврельные краски, стаканчики с водой и кисти.
Видите ли вы на них кого-нибудь? Псомотрите, что еще есть на нашем острове? Что можно сделать с этими листами и красками? (Закрасить листы). Давайте попробуем!
Дети закрашивают листы, появляются изображения эмоций. Посмотрите, друзья, на листах проступили какие-то изображения… Что же здесь нарисовано? Какие настроения мы видим? (Дети называют). Ребята, если мы отправим фотографии с настроениями жителям Заколдованных Остров, то сможем их расколдовать – они вспомнят, каким бывает хорошее, веселое, спокойное настроение. Так какие изображения мы отправим? (Дети выбирают веселое и спокойное настроение). Давайте дождемся, когда высохнут наши фотографии и отправим фотографии. А сейчас наше путешествие по Заколдованным Островам подошло к концу, ведь мы выполнили все, что хотели, правда? Тогда давайте возвращаться в ДС!
Дети берутся друг за друга, один из детей берется за шарик (каждый раз новый ребенок), звучит шум ветра и дети перемещаются по залу, пока шум ветра не стихнет.
Рефлексия
Психолог: Вот мы и снова в нашем любимом детском саду! Давайте присядем после долгой дороги (приглашает детей сесть на ковер). Вопросы к обсуждению:
– Где мы были, кому помогали?
– Какие встречали настроения по пути? Какие отправим жителям Заколдованных Островов?
– Что больше всего запомнилось, понравилось в путешествии?
Источник