Требования к общему развитию ребенка

Требования к общему развитию ребенка thumbnail

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

вопросы для дошкольников при поступлении в школу

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

Читайте также:  Направления в развитии творческого потенциала ребенка

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!

Источник

Пытаясь вырастить вундеркинда, многие забывают о простой вещи — эмоциональном состоянии ребёнка. Вот советы, которые помогут не перегнуть палку.

Требования к общему развитию ребенка

Виктория Шиманская

Психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков».

Польза раннего развития сильно преувеличена

Статистика сегодняшнего дня неприятно впечатляет: завышенные требования родителей, отсутствие условий для свободной и непринуждённой игры, дефицит внимания и опеки со стороны взрослых. В итоге получаем ежедневный стресс, а в начальных классах школы — ежечасный.

Ребёнок, физически не способный выполнить поставленные перед ним задачи, постоянно сталкивается с демонстрацией недовольства, порицания и даже с наказаниями со стороны взрослого. Всё это вгоняет его в такое нервное напряжение, которое может привести к сильному неврозу и даже к детской депрессии.

Этот подход не только не способствует развитию, а напротив, негативно влияет на здоровье, естественные биохимические процессы мозга, развитие когнитивных и морфологических структур.

Это шаг назад в развитии.

Особенно страшным для ребёнка является стресс временного ограничения. И с ним ежедневно сталкивается большинство ребят в младших классах. Уравнивание всех детей под один стандарт развития исключает индивидуальный подход. Учитель ждёт от каждого ребёнка в классе выполнения задания за определённый промежуток времени, в который могут уложиться далеко не все дети. В итоге ребёнок запутан и запуган последствиями.

Страх является превалирующей эмоцией у детей дошкольного и раннего школьного возраста — такие неутешительные результаты были получены в ходе исследований , проводимых Институтом возрастной физиологии РАО под руководством Марьяны Безруких. А всё потому, что мы забываем: все дети индивидуальны, разница в развитии часто может достигать двух лет. Так, несмотря на то что ребёнку уже восемь, развитие его способностей может быть на уровне шестилетнего возраста. И это нормально, данный факт необходимо принять и постоянно учитывать.

Требования должны соответствовать развитию

На умственную деятельность и готовность ребёнка к познавательному процессу влияет развитие нейронных связей головного мозга. И если раньше считалось, что после трёх лет такое развитие прекращается, то сегодня научно доказан совершенно иной факт: активное создание нейронных цепочек происходит до девяти лет, при этом некоторые участки коры головного мозга могут развиваться и до 25 лет.

Человек, постоянно подпитывающийся новой информацией, делающий для себя новые открытия, может развивать в себе эту способность до самой старости. Исходя из этого можно сказать абсолютно точно: после трёх поздно не будет.

Расхожий миф о том, что после трёх лет уже поздно, не имеет никакого отношения к действительным темпам развития ребёнка.

Среди особенностей развития головного мозга нужно обратить внимание на лобную зону, которая отвечает за волевую самоорганизацию человека. Этот участок полностью формируется только к 9–10 годам. Не зная этого, многие родители жалуются на то, что ребёнок несобран, не старается, неусидчив. На самом деле ответ находится на поверхности: он просто ещё не созрел для самоорганизованной деятельности.

Каждое наше требование к ребёнку обязательно должно соответствовать его этапу развития. По теме могу порекомендовать книгу Голдберга Элхонона «Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация», там эти вопросы раскрыты очень подробно и широко.

Формула здорового детства

Однако всё сказанное выше вовсе не означает, что с ребёнком не нужно заниматься. Напротив, заниматься необходимо, но подходить к этому вопросу с совершенно иной стороны.

Единственно правильная формула раннего развития, способная создать условия для здорового и счастливого детства, включает в себя физическую активность, развитие речи и работу с эмоциями (EQ).

Физическая активность

Физическая активность, а именно любимый вид спорта, дворовые игры, активная свободная игра — это важный момент в познании себя, в определении границ своих возможностей и управлении ими. Так обретается уверенность в своих силах и способностях.

Развитие речи

Развитие речи создаёт основу для возможности обучения чтению. До 4–5 лет необходимо говорить с ребёнком, читать сказки, рассказывать истории по картинкам. Исследования в этой области показали, что всего 10% родителей регулярно читают ребёнку. Это необходимо исправлять, легко и непринуждённо учить ребёнка излагать свои мысли и правильно понимать чужую речь и только потом учить его чтению.

Читайте также:  Игрушки для развития ребенка с рождения

Работа с эмоциями

Третья, но не менее важная составляющая формулы — эмоции. Это важнейшая часть нашей жизни, и работа над пониманием эмоций и управлением ими помогает нам достигать своих целей, решать сложные задачи, адекватно оценивать сложившиеся обстоятельства.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и мотивацию других людей, умение трезво оценивать ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом легче находит общий язык как со взрослыми, так и с ровесниками, у него лучшие показатели успеваемости, он спокоен, уверен в себе и всегда позитивен.

5 верных шагов для раннего развития ребёнка

Вот очень простой, понятный, а главное, работающий план из пяти шагов, адаптированный для развития детей раннего дошкольного возраста. Каждый из этих шагов ребёнок проходит в лёгкой игровой форме, и каждый шаг является прочной основой для следующего.

1. Осознанность. Я чувствую

Осознанность — это понимание всех пяти органов чувств. Для развития осознанности можно использовать «Коробочку эмоций». Возьмите любую коробочку и сложите в неё вещи, напоминающие определённую эмоцию. Например, прочувствуйте вместе с ребёнком радость всеми пятью органами чувств:

  1. Зрение: мы испытываем радость, когда смотрим на яркое тёплое солнце.
  2. Слух: звук колокольчика настраивает нас на позитивное, радостное ощущение.
  3. Вкус: вкус шоколада или любимого мороженого может ассоциироваться с радостью.
  4. Обоняние: аромат клубники.
  5. Осязание: поглаживание любимого животного также приносит нам радость.

Такая практика поможет вашему ребёнку различать эмоции и понимать, какие чувства и ощущения они приносят.

2. Мотивация. Я хочу

Научите ребёнка не бояться всего нового, а наоборот, стремиться к непознанным эмоциям и впечатлениям. Делайте приятные сюрпризы, неожиданные выезды в новые места, покажите этот мир с позитивной стороны. Так ребёнок сможет открыться своим желаниям и научится ставить перед собой цели.

Мотивация очень важна для развития личности, а именно наши желания и цели мотивируют нас на новые достижения.

3. Самооценка. Я могу

Для формирования самооценки и уверенности в себе начинайте с постановки маленьких выполнимых задач. Например, убраться вместе в комнате или научиться кататься на велосипеде.

При этом обязательно отмечайте и проговаривайте все успехи и способности своего ребёнка. Создание таких маленьких целей и их достижение поможет ему обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях. А это значит, что впоследствии он не побоится решать и более сложные задачи.

4. Интеллект. Я знаю

Существует прекрасная игра «Семь видов контента» для расширения кругозора. Суть в том, что вы выбираете любую тему, которая наиболее интересна вашему ребёнку, и вместе с ним открываете её с семи разных сторон.

Допустим, ваш ребёнок увлекается динозаврами:

  1. Чтение: найдите интересную адаптированную литературу о мире динозавров. Устройте час чтения.
  2. Рисование: нарисуйте вместе с ребёнком динозавров или густые джунгли, в которых они обитали.
  3. Лепка: слепите динозавра.
  4. Фильмы: посмотрите интересный документальный фильм или мультфильм на эту тему.
  5. Театр: подключите фантазию и разыграйте сценку с героями из доисторического мира!
  6. Плакат: создайте вместе большой плакат с названиями и фотографиями динозавров.
  7. Палеонтологический музей: отправьтесь туда, чтобы оценить масштаб и особенности тех далёких времён.

5. Самореализация. Я делаю

Заведите дневник достижений и обязательно записывайте туда все успехи вашего малыша.

Помогите ребёнку на практике использовать освоенные знания и умения. Реализация полученных навыков в жизни позволит ему осознать всю ценность и пользу проделанной работы.

То, насколько успешными и эмоционально гармоничными будут наши дети, во многом зависит от нас самих. Очень важно помнить, что цель родителей — научить своего ребёнка быть прежде всего счастливым. Погоня за модой и желание создать вундеркинда — это опыт, причём чаще всего негативный. Просто любите своего ребёнка, опекайте его и цените, чтобы в будущем он так же мог любить, опекать и ценить собственных детей.

Источник

Развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями в свете ФГОС

ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». 

В основе Стандарта заложены основные принципы, где главенствующую роль отводят «…Созданию благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», т.е главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. И это одно из главных нововведений в российской образовательной системе.

 Индивидуальное развитие ребенка —  вещь довольно сложная и обусловленная многими факторами. Существуют некие ориентиры развития ребенка. Так, например,  в возрасте года он должен пойти, в 3 года – на первый план должна выйти позиция «Я – сам», в 5 лет  – это возраст активного общения, а в  7 лет у ребенка складываются  предпосылки грамотности …  Это  все примерные ориентиры.

Важно следить  за общим состоянием малыша, его здоровьем, чтобы какие-то варианты развития, отличающиеся от прописных норм, были действительно особенностями индивидуального развития, а не следствием патологии в развитии. Сложный момент наступает тогда, когда педагоги сравнивают одного ребенка с другими детьми, забывая о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, по программе, которая заложена природой, наследственностью.   Видя, что у других по-другому, педагоги начинают предполагать, что развитие идет не так, как нужно и начинают сомневаться  в правильности своих действий.

Читайте также:  Воспитание как основа для развития и формирования личности ребенка

Индивидуальное развитие ребенка – это только его развитие и никто не обязан повторять или копировать этот путь. Поэтому сравнивать то, как дети развиваются даже в одной семье категорически нельзя! Это может иметь очень серьезные последствия.

Постоянно сомневаясь и сравнивая уровень развития ребенка с уровнем развития других детей, ребенка заведомо ставят в ситуацию неуспеха. Каждый ребенок – личность, он изначально не может быть таким же и делать что-то абсолютно так же как другие дети. Значит, он никогда не достигнет требуемого и желаемого уровня. Следовательно, закрепляется модель – чтобы  ни делал ребенок, он  всегда оказывается в проигрыше. Это может спровоцировать появление огромного количества комплексов неполноценности в будущем, на борьбу с которыми уходит не один год. Избежать этого можно, только если всегда сравнивать успехи, достижения и неудачи ребенка только с его собственными успехами и неудачами. При этом успех ребенка – это шаг вперед по сравнению с ним вчерашним. Если сегодня он научился считать до 10, а завтра попытался сосчитать до 20, это его успех, в рамках его индивидуального развития. Цель педагогов должна заключаться в том, чтобы не развивать ребенка, а помочь ему самому развиться в нужное время до нужного уровня, не стараясь ускорить или замедлить события. Нужно ориентироваться, что ребенку интересно, что для него важно, а что можно оставить и до лучших времен, когда он дорастет  в своем индивидуальном развитии сам и проявит интерес.

Поэтому в Стандартах в разделе «Требования к психолого – педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» четко прописано:

«…Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности должны обеспечить:

● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других».

Здесь же в Стандартах отмечается, что в детских садах может проводиться оценка динамики развития детей, в том числе измерение личностных образовательных результатов. Оценка проводится воспитателями вместе с педагогами-психологами только с согласия родителей. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми либо для индивидуализации образования. И это еще одно отличие от раннее существующих Программ и  принципов дошкольного образования

Авторы ФГОС отмечают, что одна из важнейших задач стандарта, как указано выше,  — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь программы будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если ребенок любит, например, петь, сочинять стихи, создавать сложные постройки, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.

«Самое важное, что проходит через весь стандарт, поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу».

Разработчики ФГОС делают акцент не на том, чтобы ребенок перед поступлением  в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию, пению. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка — это то,  как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью. И социализация в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Требования  Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы  настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Таким образом, ФГОС выполняет социальный заказ общества. В результате внедрения ФГОС будет повышено качество  дошкольного образования.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и для  результатов освоения основной общеобразовательной программы. Обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования. Граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации), но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт /утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

                                                                             Подготовила:

                                                                             Старший воспитатель

                                                                             Лизунова Людмила Николаевна

Источник