Трапеция для развития ребенка

Трапеция для развития ребенка thumbnail

Евгения Лапшина
ООД по математике в старшей группе «Геометрические фигуры. Трапеция»

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Основная цель: Знакомство с новой геометрической фигурой «трапеция»

Задачи:

Обучающие:

1. Учить узнавать и называть геометрическую фигуру – трапеция;

2. Формировать представления об отличиях плоскостных геометрических фигур

3. Учить находить геометрическую фигуру – трапецию в предметах окружающего мира

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции

– анализ свойств исследуемых объектов (при обследовании трапеции);

– сравнение свойств предметов (сравнение плоскостных геометрических фигур);

– обобщение (при введении понятия «четырехугольники»)

2. Закреплять умение определять и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб)

Воспитывающие:

1. Мотивировать детей на проявление сочувствия и желания оказать помощь.

2. Способствовать формированию поведения детей в соответствии с гендерной принадлежностью.

Раздаточный материал:

1) набор геометрических фигур на подгруппу детей (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

2) счетные палочки;

3) фломастеры;

4) заготовки для рисования

Демонстрационный материал:

1) трапеции: большая и маленькая

2) «волшебная дорожка» из геометрических фигур

3) круг, треугольник и квадрат

4) картинки с изображением разных предметов окружающего мира;

Предварительная работа:

Знакомство с геометрическими фигурами согласно программе ФЭМП

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

* ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

* обращение к личному опыту детей;

* создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность

Дети входят в зал, здороваются с гостями, проходят к стульчикам. Воспитатель показывает маленькую трапецию и говорит, что нашла ее сегодня, когда пришла на работу.

– Ребята, вы знаете кто это? (не знаю, (фигура)

– Как мы можем точно узнать кто это? (посмотреть в книге, (спросить у взрослых).

– А у нее мы можем спросить? (да)

– Спрашивайте (Как тебя зовут? – не знаю. (Где ты живешь? – в стране Геометрии)

Тр. – Я пошла гулять и заблудилась. Я очень хочу домой к маме. Она наверное очень переживает.

– Ребята, что же нам делать? (отвести домой, (помочь найти маму)

– Вы хотите ей помочь? (хотим)

– Что мы должны для этого сделать? (Позвонить маме, (Отправиться в страну Геометрию).

– Мы можем ей помочь? (да)

– Тогда в путь!

– Я верю, что у нас все получится, потому что мы вместе, друзья, дружная команда.

– Не забудьте, что в дороге случается всякое. Мальчики должны быть особенно внимательны и ограждать девочек от опасностей.

– Чтобы попасть в страну Геометрию нужно сказать волшебные слова.

Дети проходят по дорожке из геометрических фигур, говорят волшебные слова

Ты на круг ногой ступи

И овал не пропусти

Дальше следуют квадрат,

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи,

Куда надо попади.

-А сейчас возьмемся за руки, встанем в круг и назовем то место, куда мы хотим попасть. (Ге-о-мет-ри-я)

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

* актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.

– Вот мы и в стране Геометрия.

– Ребята, а вы знаете кто живет в стране Геометрии? (геометрические фигуры, (фигуры, (не знаем)

Но где же все жители? (не знаю, (куда-то ушли, (спрятались).

– Что же будем делать? (поищем их)

– Давайте поищем!

Дети находят «волшебный мешочек» с геометрическими фигурами.

Игра: «Что в мешочке»

– Хотите посмотреть что там? (да, (хотим)

– Каждый из вас по очереди достанет предмет из мешочка и назовет его.

Дети по очереди достают из мешочка геометрические фигуры и называют их.

– Ребята. Посмотрите есть ли среди ваших фигур такие же как наша малышка? (Нет)

– Посмотрите внимательно, может быть есть что-то общее с вашими фигурами?

Воспитатель разбирает с детьми особенности четырехугольников.

– Что же нам делать? (искать дальше)

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

* Создание ситуации затруднения;

* Фиксация в речи причины затруднения.

Дети идут дальше. Перед ними три дороги, ведущие в разных направлениях. Дороги обозначены геометрическими фигурами: круг, треугольник и квадрат.

– Ребята, по какой же дороге идти нам? Воспитатель, с помощью наводящих вопросов, добивается, чтобы дети выбрали дорогу, где изображен квадрат, т. к. это четырехугольник, так же как маленькая трапеция.

– Почему вы решили пойти по дороге, куда оказывает квадрат? (потому что у него тоже 4 угла и 4 стороны, как и нашей малышки, (потому что наша малышка и квадрат четырехугольники)

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

* Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

* Фиксация нового знания в речи и знаково;

* Создание ситуации успеха.

– Смотрите, какой-то дом. Давайте узнаем кто здесь живет.

Стучимся. Появляется большая трапеция.

– Давайте поздороваемся. (дети здороваются)

– Что у вас случилось? Почему вы плачете?

Б. тр. – Я – Трапеция. У меня пропала дочка – маленькая Трапеция. Я очень переживаю как бы с ней не случилось беды. Вы её не видели? (Она с нами, (мы нашли ее).

Читайте также:  Ребенок 3 недели развитие

– Так вот как зовут малышку, она -.

Дети договаривают предложение «трапеция».

Большая Трапеция предлагает:

– Я хочу вас отблагодарить и приглашаю вас к нам в гости. Там вы лучше познакомитесь с нашей семьей.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях

Требования:

* Соответствие используемых игр цели занятия;

* Индивидуальные затруднения в играх;

* Ситуация успеха в совместной деятельности.

Дети проходят за столы.

Воспитатель:

– Сейчас я вам расскажу про трапецию. Трапеция – это геометрическая фигура, у которой 4 угла и четыре стороны. Но, посмотрите внимательно – нижняя и верхняя стороны параллельны и разной длины, а боковые стороны наклонные. Возьмите пожалуйста палочки и попробуйте выложить трапецию на столе.

Дети берут счетные палочки и выкладывают на столе трапецию.

Б. Тр. – Молодцы, ребята! А теперь подойдите сюда и попробуйте среди этих картинок выбрать те, на которых есть трапеция.

На столе лежат разные картинки. Дети выбирают соответствующие заданию б. Трапеции.

Воспитатель:

– Ребята, оказывается у м. Трапеции сегодня День рождения. Давайте сделаем ей подарки.

Дети садятся за столы и рисуют картины в подарок м. Трапеции (на заготовках уже есть трапеция, которую нужно превратить во что-нибудь). Дарят подарки м. Трапеции.

– Ребята, мы совершили сегодня с вами очень добрый поступок – нашли м. трапеции ее маму и теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с трапециями, выходят на дорожку.Произносят слова:

Ты на круг ногой ступи

И овал не пропусти

Дальше следуют квадрат,

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи

Куда надо попади.

6. Итог.

Требования:

* Организация анализа детской цели;

* Фиксация нового знания в речи;

* Определение выполнения взрослой цели.

– Ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение? (да)

– Где мы с вами побывали? (в стране Геометрия)

– Зачем мы туда ходили? (чтобы найти маму)

– У вас получилось найти маму? (да)

– Какую новую геометрическую фигуру вы сегодня узнали? (трапеция)

– Что вам понравилось в стране Геометрии? (ответы детей)

– С какими трудностями вы столкнулись? (ответы детей)

– Вы, ребята все молодцы, но скажите, легко ли вам было найти маму м. трапеции, если бы рядом не было друзей? (нет, с друзьями лучше).

– Вы меня очень порадовали, потому что любите узнавать новое, умеете дружить, приходите на помощь тому, кто этого ждет. Молодцы!

Дети прощаются с гостями, уходят.

Источник

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс

имени Виктора Талалихина»                    

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Согласовано:

Методист____________

Фрадкина  И.В.

Методическая разработка

Интегрированная образовательная деятельность

по математическому и сенсорному развитию

с детьми старшей группы

Тема: «Знакомство с трапецией»

Автор: воспитатель СП-7 Савушкина Ирина Викторовна

Москва 2017

  1. Организационная форма:  решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, беседа, сюрпризные моменты. 
  1. Интеграция  образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.
  1. Цель:  Познакомить детей с геометрической фигурой – трапецией.
  1. Задачи:

1. Уточнение представления детей о геометрических фигурах.
2. Познакомить детей с геометрической фигурой – трапецией; учить видеть её в предметах окружающего мира; выкладывать из счетных палочек.
3.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению отвечать полным распространенным предложением.

4.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

5. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
6. Воспитывать у детей желание оказывать окружающим посильную помощь. 

  1. Предварительная работа: дидактические игры, беседы, загадки о геометрических фигурах.
  1. Оборудование и материалы: письмо, конверты с заданиями от лесных жителей, изображения  геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция), героев сказки «Колобок»; счетные палочки; геометрические фигуры по количеству детей: квадрат (большой и маленький), трапеция, прямоугольник (большой и маленький), круг; клей; доски.  
  1. Методы и приёмы:

Успокаивающие упражнения перед занятием.

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, самоанализ.

  1.  Используемая литература:

Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1 часть (вводная):

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Колобка. Давайте я вам его прочитаю:
«Я Колобок, Колобок, я по коробу скребен, по сусеку метен, на сметане мешон, да в масле пряжон,на окошке стужон. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. А теперь, в лесу, меня хотят съесть лесные звери. Помогите мне! Лесные жители дали мне задания. Они очень трудные. Я не могу их решить».
Воспитатель: Дети, поможем Колобку?
Дети: Поможем!

2 часть (основная):

Воспитатель: А вы помните сказку про колобка? Кого в лесу он сначала встретил?
Дети: Зайца!
Воспитатель: Верно! А вот и задание от Зайца. (Открывает конверт с заданием и читает)
«У меня есть геометрические фигуры. Нужно определить и назвать их».

 Дети, давайте поможем Колобку справиться с заданием! ( Воспитатель показывает геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, а дети их называют) 

Воспитатель: (Воспитатель показывает трапецию) Кто знает, как называется эта геометрическая фигура? (Если детям сложно ответить на этот вопрос, говорит воспитатель трапеция). Сколько сторон у трапеции?

Читайте также:  Развитие и питание ребенка к двум годам

Дети: Четыре.

Воспитатель: Сколько углов у трапеции?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Как можно еще назвать трапецию?

Дети: Четырехугольник.

Воспитатель: Какие еще четырехугольники вы знаете?

Дети: Квадрат, прямоугольник.

Воспитатель: Чем трапеция отличается от этих четырехугольников?

Дети: (При необходимости помогает воспитатель) Нижняя сторона короче верхней, боковые стороны наклонные.

Воспитатель: Назовите предметы похожие на трапецию?

Дети: Лодка, крыша дома.

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо вы справились с заданием зайца! А кого в лесу встретил Колобок после зайца? Кто помнит?
Дети: Волка!
Воспитатель: Правильно! А вот и задание от Серого Волка. (Открывает конверт с заданием и читает) Сколько всего геометрических фигур?

Дети: шесть

Воспитатель: Какая фигура пятая по счету? Вторая? Шестая? Третья?

Дети: Ответы детей в зависимости от расположения геометрических фигур на доске

Воспитатель: Молодцы! А теперь надо определить «Какая фигура с какой поменялись местами?». Дети, вы готовы выполнить задание? 
Дети: Да! 

Воспитатель: Предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет фигуры местами

Дети: Открывают глаза и говорят, какая фигура с какой поменялись местами.
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы все правильно назвали. А теперь давайте выполнять следующее задание, которое приготовил Медведь. (Открывает конверт с заданием и читает)
«Надо из счетных палочек составить: квадрат, прямоугольник, трапецию». Дети, давайте поможем Колобку справиться с заданием!

Дети: Да! (Выполняют задание, если  дети затрудняются,  на доску ставятся соответствующие карточки) 

Воспитатель: Дети, какие же вы умные! Все правильно сделали! Справились с заданием! А кто знает, кого Колобок встретил после Медведя? 
Дети: Лису!
Воспитатель: Верно. Лиса приготовила сложное задание, но перед тем как к нему приступить, давайте отдохнем.

Физкультминутка:

Буратино. 
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, (наклоны корпуса вперед) 
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) 
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Дети садятся на места.

Воспитатель: Вы готовы слушать задание?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, «Составить и наклеить предмет из геометрических фигур». Как вы думаете, что мы можем составить из фигур, которые лежат у вас на подносах?

Дети: Дом.

Воспитатель: Молодцы, приступайте.  

Дети: (Выполняют задание).

3 часть (заключительная):

Воспитатель: Покажите, что у вас получилось.

Дети: Показывают работы.  Крепят магнитами на доску.
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Как я рада, что вы выполнили все сложные задания правильно. Вы помогли Колобку, теперь он может не бояться лесных жителей и вернуться домой к бабушке с дедушкой! 

Источник

Каким должен быть хороший снаряд для детского спортивного комплекса или для автономного использования? Функциональным. Многоприменимым. Интересным детям. Допускающим широкий возрастной диапазон использования. Полезным. Легко изготовляемым, наконец. Много ли вы таких вы знаете? Конечно, такие есть. Среди них “классика”: кольца, перекладины, матросская лесенка-трап, трапеция, шведская стенка, канат, гамак. Но и “новая классика”: лиана и лесенка Скрипалева, таковы. Они показали себя исключительно полезными в составе детских комплексов. Казалось бы, в отношении конкретных снарядов все давно уже сказано и сделано. Есть классические формы (они близки стандартам спортивных школ), их можно испортить (превратив кольца в фиксированные цепью пластмассовые треугольники, как на некоторых детских площадках), но вряд ли можно улучшить. Ан нет, жизнь подсказывает очень простые решения, которые оказываются на редкость эвристичными. И вот вам одно из них.  

Описание двойной трапеции Павлова

Трапеция для развития ребенкаДвойная трапеция Павлова: новый широко применимый снаряд, который можно легко изготовить своими руками. Она применяется наравне с другими амплитудными снарядами для раскачивания, имеющими приоритетное направление движения (как не закрепленная снизу веревочная лестница или обычная трапеция), но имеет и ряд новых свойств. Особенно хороша двойная трапеция Павлова на улице.

Двойная трапеция Павлова состоит из двух деревянных перекладин или планок разной ширины. Нижняя должна быть широкой: 60-64 см. Чтобы на ней мог легко сесть и покачаться средний взрослый человек. Верхняя должна быть узкой: 35-42 см. Расстояние между планками должно быть 80-90 см, конкретное расстояние можно отрегулировать в процессе использования. Взрослому человеку должно быть комфортно сидя на нижней перекладине раскачаться, держать за верхнюю. Подвешивается трапеция Павлова в спорткомплексе нижней перекладиной на высоте качели (от земли примерно 70-75 см) и функциональностью полностью заменяет качель. Но она несет в себе и нечто новое. В ряду других снарядов она становится одной из самых востребованных у детей разных возрастов, в том числе у детей, которые имеют в своем свободном распоряжении целый комплекс. Не верите? Сейчас покажем.

Трапеция для развития ребенкаОдновременно на двойной трапеции Павлова могут качаться двое детей. Это один из наиболее очевидных способов ее использования – просто раскачаться в висе (задрав ноги).

Первый замечательный момент заключается в том, что этот снаряд оказывается доступен едва научившемуся ходить ребенку, хотя на него может сесть и покачаться даже взрослый. Нас часто просят сделать в детском комплексе “нижний ярус”: снаряды, которыми может пользоваться ребенок в 1-2 года, вместе со старшими братьями и сестрами. Здесь ребенок возрастом 1,4 года сфотографирован с нижней планкой трапеции, которую он чуть отогнул. Первое, что сделал этот малыш, увидев новый снаряд – подошел, повис на нем руками и начал качаться. На соседней поляне у этого малыша стоит собственный “Ранний старт”, используемый в основном ради каркаса и горки (подвесные снаряды на нем работают очень слабо), но лазить рядом со старшими детьми в нижнем ярусе большого комплекса, ему, конечно, намного интереснее. В итоге, мы освободили в большом комплексе место, убрав качель, и на ее место повесили двойную трапецию. Очевидная польза и функциональность была выше и для подросшего ребенка, и для маленького.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка раннего возраста диплом

Трапеция для развития ребенкаМалыш в 1,3-1,5 года еще не может сам залезть на качели, он вынужден ждать, когда его будут качать взрослые. А вот трапецию он просто берет в руки и качается, задрав ноги. При этом тренирует координацию, силу рук и очень стимулирует свое “могущество” и гордость. С минимальным риском упасть, ведь он от травы на высоте своего роста.Трапеция для развития ребенкаДинамичный вис вкупе с раскачиванием на большой амплитуде (ни один снаряд “Раннего старта” не дает такого переживания амплитуды движения), представляет собой совершенно новый опыт для этого малыша по сравнению с висами еа перекладинах. У него был дома “Ранний старт” с малышковыми кольцами и были качели, горки и перекладины на площадках, но никогда еще он не испытывал себя в висе и качании одновременно. Его собственным кольцам, подвешенным на “Раннем старте”, почти некуда было качаться. И он в восторге. Если же он сорвется, то опасность минимальна – он висит в нескольких сантиметрах от земли. Но он и не думает срываться, он способен спокойно остановиться и плюхнуться на землю.Трапеция для развития ребенкаПодросшие дети на нижней перекладине могут качаться сидя, а висеть предпочитают на верхней перекладине, причем используют для этого самые разнообразные висы. На одной руке, на двух руках, на ногах, на ноге и руке, вариаций великое множество. 

Но, скажете вы, все это можно было бы сделать и на обычной трапеции. Ну хорошо, на двух, потому что подросшему и маленькому ребенку нужны обычные трапеции разной высоты. Это – да, но есть и кое-что другое.

Трапеция для развития ребенка

Сочетание высокой и низкой трапеций дает возможность переходов внутри снаряда. И возможность качаться вдвоем в нижнем ярусе или вдвоем в разных ярусах. А также качаться с одной амплитудой в верхнем ярусе, параллельно раскачивать под собой произвольным образом нижнюю планку. Все это очень любят дети: висеть, качаться, закручиваться и раскручиваться. Что появляется нового? Специальные возможности потренировать равновесие.

Трапеция для развития ребенкаБлагодаря относительно автономному движению верхнего яруса снаряда и нижнего, двойная трапеция превращается в прекрасный тренажер для балансировки или равновесия. Сложно, но возможно, качаться, стоя на нижней перекладине и держась за верхнюю. Используя веревки как дополнительные опоры дети стремятся делать фигуры и тренировать динамичные переходы. Трапеция для развития ребенкаА вот вам и вызов: качаться сидя, но ярусом выше. Для этого есть два пути: либо подтянув себя из виса вниз головой снизу, либо перейдя с соседнего снаряда, у нас – с шеста и гладиаторской сети. 

Такой простой снаряд оказался настолько функциональным и не громоздким, что возникает соблазн повесить его на любом дереве, на веранде, в коридоре, холле. Везде, где есть место качаться (плюс минус метр вперед назад и хотя бы метр ширины). Но нет, изобретательные дети включили его и в систему переходов внутри комплекса. В нашем случае оказалось возможным прийти на него с низкой перекладины, лианы, шеста и гладиаторской сети. И уйти, соответственно тоже, покачавшись, повисев, покрутившись и балансируя на нем по пути. А иногда и разделив этот снаряд с кем-то еще.

Трапеция для развития ребенка

Как сделать двойную трапецию Павлова самостоятельно

Не пугайтесь, если вы не найдете такой снаряд в ближайшем спортивном или детском магазине. Он слишком продуманный, но слишком визуально простой, чтобы поставщик был заинтересован повесить его на детскую площадку в вашем дворе. Поэтому, если у вас на веранде, соседнем дереве, на спорткомплексе или просто в коридоре есть свободное для раскачивания место и час времени, то вы легко можете сделать такой снаряд своими руками. Для этого вам будут нужны ножовка, наждачная бумага, дрель, моток красивой веревки и пара черенков от лопат, которые продаются в любом хорошем хозяйственном магазине, а также покрытие для них. Черенки надо отпилить по размеру (размер см. выше по тексту), просверлить отверстия на концах планок,  подшлифовать и покрыть грунтом и защитным маслом или краской (если будете использовать снаряд на улице) или лаком (если будете использовать его дома), ну а потом продеть через отверстия веревки и отрегулировать высоту. Если будете использовать дома вне спортивной зоны, то также можно вбить в стену крюк, куда вы будете цеплять снаряд, пока он не используется. Или снабдить снаряд карабинами, чтобы его было легко отстегнуть. Ну а дальше – занять место в зрительном зале и наблюдать, что изобретут ваши дети. Эта фотосессия  – далеко не предел!      

Трапеция для развития ребенка

И, кстати, этот снаряд хорошо помещается в чемодан, почти не занимает в нем места. Его можно легко взять с собой в лес или даже на юг. Именно таким образом он и был когда-то изобретен. Но это уже совсем другая история.

Источник