Траектория развития ребенка в дополнительном образовании это

Траектория развития ребенка в дополнительном образовании это thumbnail

Дополнительное образование детей:

образовательный маршрут и индивидуальная траектория развития

Профстандарт обязывает педагога дополнительного образования обращаться к действенным способам индивидуализации образовательного процесса. К ним сегодня относят разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной траектории развития. Каким детям необходим индивидуальный темп обучения? Какие факторы влияют на выбор индивидуального образовательного маршрута? А также определим различия между индивидуальной образовательной траекторией, индивидуальным образовательным маршрутом и индивидуальной траекторией развития.

В дополнительном образовании можно обеспечить индивидуальный темп продвижения по образовательному маршруту детям с любым уровнем интеллектуального развития. В объединениях дополнительного образования могут заниматься:

– одаренные дети;

– дети с ОВЗ;

– дети, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации; – дети группы риска и т. д.

Все эти категории обучающихся требуют индивидуализации образовательного процесса.

Какие факторы влияют на выбор индивидуального маршрута, смотрите на рисунке 1.

Рисунок 1. Какие факторы влияют на выбор индивидуального маршрута обучения

Развитие учеников в учреждении дополнительного образования может проходить по нескольким индивидуальным образовательным маршрутам одновременно или последовательно. Индивидуальный маршрут создается в рамках одной программы. Его сроки определяют сроки прохождения данной программы или сроки изучения каких-либо ее отдельных тем.

Маршрут имеет достижимую в реальном будущем цель, может корректироваться в соответствии с динамично меняющимися обстоятельствами.

В основе разработки индивидуального образовательного маршрута лежит уровень освоения программы:

• стартовый: используются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность содержания программы;

• базовый: используются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают целостную картину в рамках содержательно-тематического направления программы;

• продвинутый: используются формы организации материала, которые обеспечивают углубленные знания и доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывают в семь этапов. На рисунке 2 смотрите, какие действия предполагает каждый этап.

Рисунок 2. По каким этапам разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут предоставляет ученикам возможность выбора видов и способов деятельности.

Пример

Как может выглядеть индивидуальный образовательный маршрут в разных вариантах

Вариант «А»

Образец составления индивидуального маршрута для детей _________________ направленности ОДОД

Актуальность:

Цель:

Задачи:

Количество занятий в неделю: Учебный план:

п/п

Дата, время

Тема занятия,

количество часов

Используемые технологии, формы методы

и

Возможность работы с другими специалистами

Реализация индивидуального маршрута:

п/п

Дата, время

Тема занятия

Содержание

(краткое)

занятия

Результат занятия

Цель (на что направлено):

(что удалось, а что необходимо доработать)

Способы оценки успехов ученика:………

Рекомендации по работе с родителями/законными представителями: …

Вариант «Б»

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.обучающегося__________________________________________________ Название программы__________________________________________________ Сроки реализации____________________________________________________

Возраст обучающегося_________________________________________________

Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута

__________________________________________________________________

Индивидуальный учебный план

Тема занятия

Виды и способы деятельности

Результат

Интеграция с другими

специалистами

(консультирова ние, мастер-

классы, беседы

и т.д.)

Примечание

(что удалось на данном

занятии, над

чем следует

работать и т.д.)

Планируемый результат

Фактический результат

1.

Успехи и достижения ___________________________________________________

Что такое индивидуальная образовательная траектория

Индивидуальная образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями. Траектория в отличие от маршрута может быть длительной по времени. Она учитывает меньшее количество ситуативно-действующих факторов и больше ориентирована на индивидуальные условия конкретного ученика.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории можно представить в четыре этапа. На рисунке 3 смотрите, какие действия предполагает каждый этап.

Рисунок 3. По каким этапам разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию

При составлении индивидуальной образовательной траектории педагог создает для ученика возможность выбора, выступая в качестве консультанта, советчика. Совместными усилиями педагог и ребенок определяют значимые цели и направления деятельности, подбирают необходимые для этого программы и сроки их прохождения, оценивают полученный результат. Особенно актуальны индивидуальные образовательные траектории, когда в организации есть воспитанники с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Например, одаренные или с ограниченными возможностями здоровья и т. д. Таким детям трудно «вписаться» в общепринятые рамки. Для максимального раскрытия потенциала, им требуется своя индивидуальная траектория, которая позволит выстраивать образовательный процесс с максимальной результативностью и пользой. Индивидуальная образовательная траектория может охватывать несколько программ и рассчитываться на длительный срок.

Пример Как может выглядеть карта индивидуальной образовательной траектории учащегося

Карта индивидуальной траектории

Ф.И. обучающегося_________________________________________________

Возраст обучающегося_______________________________________________

Цели и задачи индивидуальной образовательной траектории_________________ Сроки реализации индивидуальной образовательной траектории_______________

Индивидуальный учебный план по программам

Название программы

Виды и

способы деятельност

и по

программе

Самостоятельная деятельность

(чтение книг,

изучение дополнительных видов деятельности, самостоятельные упражнения и т.д.)

Образовательный результат (что узнал, чему научился, какие виды деятельности

освоил)

Достижения (создание творческих продуктов,

победы в

конкурсах,

участие в

выставках, отчетных

концернах и

т.д.)

1.

Расписание учебных занятий на неделю

Название программы

Понедельник /время занятия

Вторник /время занятия

Среда /время занятия

Четверг /время занятия

Пятница /время занятия

Суббота /время занятия

Воскресенье /время занятия

1.

2.

Анализ и оценка полученных результатов _________________________________

Что такое индивидуальная траектория развития

Необходимость разработки и реализации индивидуальной траектории развития основывается на признании самоценности, уникальности личности, индивидуальности каждого ученика, приоритете личностного полноценного и свободного развития. Чтобы построить индивидуальную траекторию развития учеников, нужно соблюдать три условия:

• предоставить обучающимся возможность определять смысл овладения каким-либо видом деятельности; ставить собственные цели при изучении программы; выбирать оптимальный темп обучения; применять способы учения и познания, которые соответствуют их собственным особенностям;

• учесть субъективный и личностный опыт ребенка, опыт конкретных видов деятельности;

• создать образовательную среду учреждения дополнительного образования, которая будет способствовать максимальному раскрытию потенциала ребенка.

Какие компоненты включает в себя структура индивидуальной траектории развития, смотрите на рисунке 4.

Рисунок 4. Какие компоненты включает в себя структура индивидуальной траектории развития

Универсального рецепта разработки индивидуальной траектории развития в настоящий момент нет. Невозможно сразу определить эту траекторию на весь период обучения ребенка по той или иной дополнительной образовательной программе. Наиболее оптимальным считается составление индивидуальной траектории развития на один учебный год.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Абрамова Галина Ивановна,

Педагог дополнительного образования

Детского объединения «Вокальное мастерство»

МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х.Садыкова»

Г.Нижнекамск

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут.» (Януш Корчак)

Всем известно, что способных людей много, а одаренных единицы. А, что касается детей- то они талантливы от природы. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями, в том или ином виде деятельности. Не всегда одаренный ребенок может проявить свои способности и активно их продемонстрировать.

И педагогу предстоит помочь раскрыть ребенку свои способности в чем-либо, направляя в ту область деятельности, в которой бы способности ребенка проявились с большей силой. Одаренный ребенок критически относится не только к окружающим, но и к самому себе. В нашем понимании одаренный ребенок более восприимчив к обучению и у него более выражены творческие проявления. По словам Гете – музыкальная одаренность – « есть то сущее, что не делиться на разум без остатка».

В системе дополнительного образования имеется возможность учить всех, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей. На занятиях нужно, прежде всего, создать благоприятную атмосферу взаимопонимания. Педагогу необходимо стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. Только творческая атмосфера позволяет передать ребенку свои чувства и переживания и все это поможет овладеть и закрепить тот или иной навык. Часто одаренные дети ставят перед собой не осуществимые цели, что приводит к эмоциональному расстройству.

Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, используя индивидуальные формы обучения. Большое значение в формировании и реализации индивидуального дарования имеют: собственная активность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности. Одним из факторов развития одаренности детей является индивидуальная траектория развития – это целенаправленная программа, обеспечивающая ребенку развитие и реализацию при помощи педагога. Индивидуальная траектория развития формирует и развивает творческую индивидуальность и это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка.

Задачи траектории развития:

– Формирование устойчивого интереса к пению,

– обучение выразительному пению,

– обучение певческим навыкам.

-развитие слуха и голоса детей,

– развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового чувства, музыкально – слуховых представлений.

– укрепление и сохранение психологического здоровья детей,

– приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах различного уровня),

– создание благоприятной ситуации успеха и комфортного психологического климата.

Этот образовательный маршрут ориентирован на личностное развитие и успешность одаренного ребенка – Азалии. Она пришла к нам в объединение «Вокальное мастерство» три года назад. Училась она в пятом классе и была очень эмоциональной девочкой. Азалия хотела научиться правильно и красиво петь. При прослушивании я сразу обратила внимание на то, что у нее слабый дыхательный аппарат. Ведь дыхание – это основа вокального искусства. Как сказал Мануэль Гарсия «Искусство пения – есть искусство дыхания». И поэтому предстояла большая работа в этом направлении. Еще я отметила для себя, что вялость в работе артикуляционного аппарата является причиной плохой дикции Азалии. Меня порадовал ее звуковысотный слух (чистота интонирования) и хорошо развитый ритмический слух, музыкальная память. И я поняла, что ко мне пришла ученица с признаками одаренности, которая требовала преобразования и развития. Мною были выбраны такие формы обучения, как: индивидуальное обучение (в каникулярное время) и обучение в малых группах. Для укрепления дыхательного аппарата Азалии я использую упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. А для активности и слаженности работы артикуляционного аппарата применяю речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа. На занятиях используем упражнения для правильного образования звука (звукообразование), над чистотой и точностью интонирования, над развитием вокально-хоровых навыков.

И меня радуют успехи Азалии, и ее огромное желание петь, разучивать новые песни, выступать. Обладая хорошей музыкальной памятью и слухом, она самостоятельно разучивает понравившиеся ей песни, а на занятиях мы только дорабатываем детали. Азалия выступает на всех городских и школьных концертах и конкурсах различного уровня. Азалия поет соло и в ансамбле, как в академической, так и в эстрадной манере. У нее в репертуаре много разнохарактерных произведений.

Азалия имеет много дипломом и грамот: Республиканский конкурс -«Музыкальный звездопад» – 2015 год -Диплом – 3 степени; 2016 год – Диплом – 2 степени; Всероссийский конкурс «Рассударики»-2015 год -Диплом – 2; Региональный конкурс «Созвучие- 2016» – Диплом – 1 степени.

Азалия музыкально – одаренный ребенок: музыкальная память, хороший слух, чувство ритма, хорошие вокальные данные, но не хватает артистизма при исполнении произведений и чувствуется скованность на сцене.

Для дальнейшего развития Азалии был разработан индивидуальный образовательный маршрут с целью создания условий для развития актерских навыков через знакомство с вокальной деятельностью.

Задачи:

-развить вокальную культуру (фразировка, дикция, гибкость голоса, артикуляция.)

-приобрести свободу в выражении собственных эмоций,

-раскрытие творческого потенциала,

– помочь избавиться от скованности при выступлении.

Роль родителей в реализации маршрута.

Работа с одаренными детьми будет малоэффективна без тесного контакта с родителями. Родители Азалии принимают активное участие на всех выступлениях и конкурсах, сопровождая и помогая не только своей дочери, но и другим детям (приводят в порядок сценические костюмы и прически). Отрадно видеть, как родители радуются каждому успешному выступлению, тем самым поддерживая свою дочь.

Азалия поставила перед собой такие задачи, как:

– уметь ритмично и пластично двигаться при исполнении песен,

– развивать красоту голоса,

– уметь артистично исполнять песни.

Сама Азалия верит в то, что она достигнет хороших результатов, занимаясь этим видом деятельности с любовью, постоянно ее совершенствует, реализуя все новые замыслы.

Источник

1 Траектория дополнительного образования Траектория дополнительного образования

2 Цель дополнительного образования Создание единой непрерывной системы образования человека, в рамках которой он будет иметь возможность осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями, с учетом перспективы развития общества..

3 Задачи: Задачи: 1.Повысить эффективность образовательных и воспитательных программ заявленных в программе развития ОУ. 2.Создать условия для социальной успешности выпускников и формирования у них более прочных знаний, умений, навыков; 3.Максимально использовать ресурсы дополнительного образования для расширения выбора учащимися путей своего становления и дальнейшей профессиональной деятельности

4 Связь дополнительного образования с программой развития школы: 1.Переход на новые образовательные стандарты, обеспечение компетентностного подхода в обучении 2.Поддержка одаренных детей, создание для них условий выбора индивидуального маршрута обучения. 3.Привлечение дополнительных ресурсов в школу

5 Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, самоактуализация личности Творческая, профессионально – компетентная личность

6 Участники траектории дополнительного образования: Участники траектории дополнительного образования: дети дошкольного возраста; – учащиеся ГБОУ СОШ 191; – родители; – педагоги;

7 Ожидаемые результаты Повышение качества образования; Всестороннее развитие личности и социализация учащихся; Увеличение количества детей, охваченных различными формами дополнительного образования; Повышение профессиональной компетентности педагогов; Повышение педагогической компетентности родителей.

8 Чудесный город Интеллектуальный клуб « Эрудит » Интеллектуальный клуб « Эрудит » Иностранный язык для делового общения Иностранный язык для делового общения ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Школа АБВГДейка Игровой иностранный ( Англ. язык, нем. язык ) Игровой иностранный ( Англ. язык, нем. язык ) Русская словесность Избранные вопросы математики Избранные вопросы математики Человек, познание, мир Человек, познание, мир Занимательная грамматика ( англ., нем.) Занимательная грамматика ( англ., нем.) Информатика в играх и задачах Информатика в играх и задачах Риторика Страноведение ( англ. яз, нем. яз ) Страноведение ( англ. яз, нем. яз ) Петербурговедение на английском языке Петербурговедение на английском языке От теории к практике От теории к практике « Умка »

9 Условия предоставления платных образовательных услуг 1.Заявление родителей. 2.Договор на предоставление платных дополнительных образовательных услуг. 3.Программа курса по платным образовательным услугам. 4.Трудовое соглашение. 5.Приказ об организации платных образовательных услуг. 6.Приказ о зачислении учащихся, получающих дополнительные образовательные услуги 7.Расписание -график платных образовательных услуг родители Организатор платных услуг учитель

10 Приглашаем к сотрудничеству

Источник