Траектория индивидуального развития ребенка с овз
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «ЛСОШ № 7» ______________Е.С. Шерстюк
«____» ____________ 2015 г.
Согласовано:
Зам. директора МАОУ «ЛСОШ № 7»
___________________________
«____» ______________ 2015 г.
Протокол заседания методического
совета школы №____ от _________
Рабочая программа
развивающих психологических занятий
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Траектория развития»
Составитель:
Педагог-психолог Ибаева С.М.
2015 год
Данная программа развивающих психологических занятий разработана на основе курса «Психология», представленного в I- Школе, деятельность которой организована центром образования «Технологии обучения» и программы развивающих занятий О. В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Программа предполагает психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
Психологические занятия с обучающимися рассчитаны на 35 часов. Работа ведется в индивидуальном режиме.
Режим работы: 1 занятие в неделю.
Цель программы:
создание социально-психологических условий для когнитивного и личностного развития детей с ОВЗ.
Задачи:
создание психологически комфортных условий для развития и обучения детей с ОВЗ;
психологическая коррекция и развитие когнитивной и личностной сферы детей с ОВЗ;
социализация обучающихся с ОВЗ в современном обществе.
Актуальность программы психологического сопровождения детей с ОВЗ
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для их полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении социально-психологических проблем, в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами.
В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с такими детьми. В докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» подчеркивается: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения.
Для осуществления этой задачи составлена данная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, учитывающая психофизиологические особенности каждого ребенка и создающая оптимальные условия для развития, личностного становления, формирования индивидуальности детей.
Программа предполагает реализацию следующих направлений:
1.Диагностическое направление:
Актуальный уровень развития;
Особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик;
Характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением;
2.Коррекционно-развивающее направление:
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
Развитие познавательной деятельности и психических функций;
Совершенствование навыков учебной работы;
Совершенствование самоконтроля, произвольной регуляции деятельности.
Работа с детьми с ОВЗ и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с администрацией, педагогами и родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
В процессе проведения программных мероприятий используются следующие технологии:
В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология сотрудничества и игровые технологии. Сопутствующим являются ИКТ, элементы метода функционального биоуправленя. ФБУ – это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями организма и позволяющий совершенствовать систему обучения саморегуляции. Метод разработан НПФ «Амалтея» С-П.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе:
– Отказ родителей от психологического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи.
Гарантия прав участников программы осуществляется в соответствии с:
– «Положением о психологической службе»;
– «Этическим кодексом практического психолога».
Сфера ответственности участников программы:
Определяется условиями, согласованными куратором работы с детьми с ОВЗ с педагогом-психологом и семьей ребенка.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Этапы работы:
– Организационный этап (психодиагностика);
– Практический блок (Коррекционно-развивающая и профилактическая работа)
– Рефлексия.
Предполагаемый результат:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья:
Создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностного и когнитивного развития;
Социализация в обществе.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредствам диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса.
Контроль за реализацией программы:
Осуществляется представителем администрации школы, курирующим учебно – воспитательную работу с детьми с ОВЗ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Интернет-ресурс. Пограмма «Психология».
Режим доступа: https://iclass. *****/;
2. Игротека психолога-практика. Сайт «Школьный психолог».
Режим доступа: https://www. gmo.86mmc-megion. *****/
3. А-Я психология. Психологические тесты, тренинги, упражнения.
Режим доступа: https://*****/
4. «Твое здоровье» (регуляция психики), Г. К.Зайцев, С-П «Детство-пресс»,2007г.
5. «Приключения во внутреннем мире» Психология для старшеклассников.. И. В.Вачков
6. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», М. Р.Битянова
7. «Психология старшеклассника» Пособие для учителей, И. С.Кон
8. «Оложненное поведение подростков: причина. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекция»., Т. А.Шешковец.
9. «Подросток: путь к саморазвитию». Итапов А. В.
Тематическое планирование по программе
«Траектория развития» 8 класс
Раздел, тема
Количество часов
Количество часов
Количество часов
всего
теоретических
практических
диагностических
Вводное занятие
2
Что такое психология и чем занимаются психологи?
1
1
I Этап психодиагностики.
4
Диагностика уровня интеллектуального развития
2
Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.
2
Психология личности.
14
Кто я?
2
Осознаю и принимаю себя.
2
Характер, темперамент, личность.
2
Чего я хочу?
2
Личность и культура.
2
Личностный рост.
2
Я в мире и мир во мне.
2
Познавательные процессы.
4
Ощущения и органы чувств.
1
Как я воспринимаю мир.
1
Будь внимателен.
1
Учусь быть внимательным.
1
Эмоции и чувства.
4
Эмоции и их роль в жизни человека.
1
Радуга эмоций.
1
Любовь и дружба.
1
Стресс.
1
Психология общения.
3
Общение в моей жизни.
1
Технология эффективной коммуникации.
1
Поведение в конфликтной ситуации.
1
II Этап психодиагностики
3
Диагностика уровня интеллектуального развития
1
Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.
2
Подведение итогов работы по курсу.
1
Мои достижения (итоги года)
1
Всего:
35
Источник
Жанна Кадрова
Разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья
Учитывая индивидуальные особенности детей, посещающих коррекционные группы нашего учреждения, был сделан вывод, что предложенные в педагогической литературе приемы работы не всегда соответствуют потребностям детей. В связи с этим было принято решение о создании и реализации индивидуальной образовательной траектории с нетрадиционными инновационными методами развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, дающую максимальный результат. А. В. Хуторский и И. С. Якиманская, под индивидуальной образовательной траекторией понимают, прежде всего, персональный путь реализации личностного потенциала каждого воспитанника.
Индивидуальная образовательная траектория выступает, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, и как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития.
Индивидуальная образовательная траектория на ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на один учебный год с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальных особенностей развития воспитанников.
Индивидуальные образовательные маршруты-это технология будущего, которая способствует самореализации дошкольников и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
Цель: разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории детей с ограниченными возможностями здоровья с включением части программ, формируемых участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы.
Структура индивидуальной образовательной траектории.
Она включает в себя семь блоков: информационный, диагностический, аналитический, коррекционный, промежуточный, вариативный, итоговый.
Все блоки индивидуальной образовательной траектории взаимосвязаны и имеют собственные задачи, в совокупности, позволяющие обеспечить необходимую ребёнку психолого-педагогическую поддержку.
В ходе планирования проекта по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья были внесены изменения. Включение в адаптированную основную образовательную программу ребенка с ограниченными возможностями дополнительного вариативного блока. Выбор этого блока повышает интерес ребенка к образовательной деятельности, а также развивает и раскрывает его потенциальные возможности.
В основе, лежат нетрадиционные методы обучения и развития, обеспечивающие в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение ребенка. Нетрадиционные методы для детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.
Одним из таких нетрадиционных методов является часть программы формируемой участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы «Умные движения».
Цель данной технологии: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста. Разработана на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза».
Учителем-дефектологом были разработаны и усовершенствованы картотеки игр для каждого этапа занятия для родителей, учитывающие индивидуальные образовательные, эмоционально-волевые, поведенческие и социальные особенности ребенка.
Также нетрадиционным методом работы был включен в коррекционное взаимодействие, технология рисования красками Эбру «Украсим мир»
Цель данной техники: терапия, одно из инновационных арт-терапевтических методов.
Так как детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны стереотипы, были придуманы такие символы-картинки, отражающие поэтапность техники рисования красками Эбру, как мнемотаблицы. Это наглядно, удобно и быстро запоминается, учит ребенка выстраивать логические цепочки, развивает речь и увеличивает словарный за-пас. А также помогает получать готовый продукт, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная образовательная траектория для детей с ограниченными возможностями здоровья. является удобным инструментом взаимодействия педагогов и специалистов, родителей внутри дошкольных образовательных учреждений. Значительно повышается положительная динамика в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья и качественной реализации адаптированных основных образовательных программ педагоги и родители имеют возможность помочь своим воспитанникам иметь равные возможности при переходе на следующие уровни образования.
Источник
Тема. Проектироваие индивидуальной образовательной траектории обучабщихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
Адольф Дистерверг
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями, в частности дети с ограниченными возможностями здоровья.
Следовательно, для проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды.
Индивидуальная образовательная траектория развития может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.
Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика с ОВЗ может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определенных условий. В частности, должны быть предоставлены следующие возможности:
- Определять смысл изучения дисциплин.
- Ставить свои цели при освоении конкретного модуля, курса, раздела, темы.
- Выбирать оптимальные темпы и формы обучения согласно уровню подготовки.
- Использовать те способы познания, которые максимально соответствуют личным особенностям.
- Осознавать полученный результат в виде сформированных компетенций и пр.
- Выполнять оценку и корректировку работы в соответствии со спецификой общего хода познавательной деятельности.
В начальной школе для детей с ОВЗ осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.
Для того чтобы инклюзивное обучение и воспитание оказалось эффективным педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями лечащего врача, чтобы правильно определить режим нагрузок при организации образовательного процесса (организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз).
Важнейшей задачей является тесное сотрудничество семьи и школы, что успешно сказывается на адаптации ребенка к массовой школе. Необходимо воспитание окружающих толерантности и эмпатии как ценностных основ инклюзивного образования.
Учитель, работающий с детьми с ОВЗ должен стать координатором по организации системного сопровождения ребёнка медицинским работником, психологом школы, составить индивидуальную образовательную программу, включающую коррекционно–развивающую программу. Составляя индивидуальную образовательную программу педагог должен учитывать следующее:
- Слайд Индивидуальная образовательная программа касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ испытывает реальные трудности. При определении приемов педагогической деятельности учитель опирается на знание возможностей ребенка, его сильные стороны, а также на точное понимание его возможных затруднений, индивидуальные особенности усвоения учебного материала, поведения.
- В соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо включить мероприятия по формированию социальной компететности ребенка, которая позволит ему самореализоваться в дальнейшей жизни.
- С целью успешной социализации ребенка и полноценного развития школа совместно с родителями должны разработать индивидуальный образовательный маршрут,который включил в себя и дополнительное образование, и мероприятия по формированию социальной активности детей с ОВЗ.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения детей с ОВЗ:
1) дистанционное обучение
2) творческие конкурсы, фестивали;
3) кружки, студии, предусматривающие развитие дефицитных функций детей.
В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги. Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни.
Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.
Главная цель – это научить школьников учиться.
Своё выступление я хотела бы закончить словами Сократа.
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.
Источник