Тормозы в развитии ребенка

Тормозы в развитии ребенка thumbnail

: Время прочтения:

У меня есть сын, 11 лет. Он всегда был очень… медленным. Умный парень, но если не хочет что-то делать – начинает тормозить. Утренние сборы, чистка зубов, домашние задания – все медленно.

Мы с мужем думаем, что если не будем над ним стоять, то он вообще ничего не будет делать, будет опаздывать в школу и все забывать. Может быть отстать от него, и пусть набьет себе шишек? Я боюсь, что это его ничему не научит, ему будет все равно. Это нормальное поведение для его возраста?

Я постоянно сравниваю его с младшей сестрой, которой 9. Конечно, она девочка и это играет свою роль, но она лет с 5 делает практически все быстрее, чем он! Я очень устала и уже готова опустить руки. Как мне помочь ребенку?

С такими детьми сталкивались многие, если не в своей семье, то где-то еще. Многие взрослые помнят себя такими – как им постоянно делали замечания за «витание в облаках» и «тормознутость». В чем здесь проблема и как помочь?

Ребенок может быть «тормозом» по четырем причинам:

  1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ)
  2. Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия
  3. Гиперопека
  4. Это его врожденная черта, особенность

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Первое, что нужно исключить – синдром дефицита внимания без гиперактивности. Мы представляем СДВГ, как внутренний «моторчик», который не дает ребенку концентрироваться на одном деле и приводит к бесконечной неконструктивной активности.

В реальности, гиперактивность встречается не всегда. Такие дети обычно тихие, спокойные, учителя их не замечают. Внимание их рассеяно, и если не помогать им концентрироваться, когда им не очень интересно (на уроках, во время уборки), они бросают попытки и «застывают» на месте.

Чтобы подтвердить СДВ, нужна консультация нейропсихолога и врача-психиатра.

Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия

Второе, что исключают специалисты, – тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство.

Часто дети замедляются из-за страха совершить ошибку, забыть, недоглядеть, сделать не так и навлечь на себя гнев учителей или насмешки одноклассников.

ОКР и другое психическое расстройство распознает психиатр, но чтобы не пугать себя и ребенка, можно сначала проконсультироваться с психологом.

Гиперопека

Когда исключили СДВ и тревожные расстройства, остается воспитание. Если мама все делает за ребенка – следит за временем, собирает рюкзак, помнит про распорядок дня, напоминает про уроки – зачем ребенку фокусироваться?

В данном случае необходимо медленно ослабить контроль, дать ребенку учиться саморегуляции на пробах и ошибках.

Врожденная особенность

Скорость обработки информации у всех разная. Есть быстрые и медленные люди. Быстрые не всегда «лучше» медленных, они просто разные. Такую особенность нужно принять и научиться с ней жить.

Ребенок-тормоз: порядок действий

  1. Показать ребенка нейропсихологу и психиатру, чтобы исключить СДВ
  2. Исключить тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, патологические страхи – тоже у психиатра; можно сначала проконсультироваться с психологом
  3. Ослабить контроль, если ребенок ничего не решает самостоятельно
  4. Привыкнуть, что у ребенка есть определенная врожденная скорость, быстрее которой он никогда не «разгонится»

Источник

Одна из них – неустойчивое внимание, отвлекаемость: доставал из пенала простой карандаш, в этот момент вспомнил про новые цветные карандаши и решил их пересчитать, пошёл попить воды на кухню, а по пути заигрался с котёнком. Дошкольники и дети 1-2 классов ещё не готовы самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, поэтому без участия взрослых в организации учебного или игрового процесса не обойтись.

Вторая причина – утомление, усталость. После школьных занятий ученик спешит в художественную школу или в бассейн, после возвращения домой предстоит выполнить домашнее задание. Накопленная за день усталость будет помехой быстрому выполнению заданий. Взрослым, планируя дополнительные занятия детей, стоит оставить время для выполнения уроков в дневные часы, следить за соблюдением режима сна и бодрствования.

Третья причина – скука. Если у ребёнка отсутствует интерес к выполняемой работе, он начинает часто отвлекаться, «считать ворон». Это может происходить, когда что-то не понял на уроке, не успел, предмет кажется сложным. В данном случае необходимо организовать дополнительные занятия, которые помогут ученику разобраться в материале и почувствовать себя уверенно, что вернёт интерес к предмету.

Четвёртая причина – индивидуальное протекание психических процессов. Часто от родителей, педагогов, врачей мы слышим: «подвижный, неусидчивый, быстро утомляющийся – гиперактивный ребёнок». Но в одной группе детского сада или в одном классе есть и медлительные дети, которые, не успевая за общим темпом работы, приобретают статус «пассивных, отстающих, необщительных, проблемных». Чтобы предупредить такое развитие событий, задача взрослых – вовремя оказать ребёнку поддержку.

Читайте также:  Л с при задержке развития ребенка

Если в дошкольный период родители отмечают, что их малыш, развиваясь наравне со сверстниками, медленно кушает и медленно одевается, следует избегать фраз «опять ты самый последний, что ты так копаешься, давай быстрее». Необходимо как можно чаще играть с ребёнком в игры, которые развивают реакцию, способствую двигательной активности. С раннего возраста следует подготавливать медлительных детей к занятиям в школе, занимаясь 15-20 минут в день по регулярному расписанию (развитие моторики, выполнение заданий на слух, развитие речи, тренировка памяти, зрительного внимания, слухового внимания).

Медлительным ученикам начальной школы потребуется помощь родителей в том, чтобы дополнительно разобрать всё, что ребёнок не успел или не понял. Важно помнить, что в этом сам ребёнок не виноват! Полезно, выполняя домашние задания, заглянуть по учебнику на одну тему вперёд, тогда на уроке ребёнок легче воспримет материал. Хвалите его даже за малые успехи – это позволит минимизировать психологический дискомфорт и напряжение, которые могут возникать у медлительного ребёнка. Ведь дети, которые постоянно слышат от окружающих: «Ты не успеваешь; ты самый последний; ты не стараешься; ты, как всегда, не справился», – испытывают сильный стресс, не верят в свои силы и теряют интерес к любым занятиям. Только поддержка взрослых поможет избежать таких последствий!

Светлана Якушева, мама, директор и научный руководитель Центра “Аристотель”

Источник

На вопросы наших читателей об особенностях психического и речевого развития детей отвечают заведующая Консультативно-диагностическим центром Института коррекционной педагогики при Российской академии образования Зинаида Михайловна Дунаева и кандидат психологических наук Лидия Ивановна Ростягайлова.

(Продолжение, начало в «КП» – Здоровье» от 3.12.03 и 10.12.2003.)

Гиперактивный – в папу?

– Здравствуйте, из Петербурга беспокоит Мария Евгеньевна. Моей дочке 3 года, я бы сказала, что она без тормозов. Она уже считает до десяти, стихи знает, но вот поведение…

– В три года ребенок имеет право на подвижность. Если чувствуете, что подвижность чрезмерна, покажите ребенка невропатологу, чтобы убедиться, что нет отклонений со стороны нервной системы.

– Два раза консультировались, делали УЗИ головного мозга. Говорят, просто очень подвижная девочка. Но чем она старше, тем ужаснее поведение.

– Попробуйте проконсультироваться у детского психиатра. В Петербурге при городском управлении образования есть Медико-психолого-педагогический центр, где работают нужные специалисты.

– Читала, что гиперактивность, как и алкоголизм, наследуется.

– Алкоголизм, как правило, не передается по наследству. Больший вред наносится развитию ребенка, если мать злоупотребляет алкоголем во время беременности. А вот двигательная расторможенность может наследоваться. Родители при этом по всем остальным показателям могут быть абсолютно здоровы.

– Здравствуйте! Ребенку пять лет, гиперактивный. Были у районных психоневрологов и невропатологов, консультировались у психолога. Как с такими детьми грамотно общаться?

– Заочно программу общения назначать некорректно – выраженность синдрома бывает различной. Прогноз дают только после личной консультации. Важны и внутрисемейные отношения. Он посещает детсад?

– Да, тревожит, что он там зарабатывает лидерство кулаками.

– Ребенок характерологически меняется, и с ним будет нелегко. Подъезжайте к нам в центр, поможем.

Неуправляемые развиваются хуже

– Добрый день, беспокоит Щекина Лидия Николаевна, Краснодар. Внуку год и семь месяцев, не разговаривает. Мальчик очень подвижный, неуправляемый, непоседливый, настойчивый в желаниях. Любое противостояние – бьется в истерике головой об пол. Как скорректировать поведение?

– Были у невролога?

– Были, когда ему был год и он еще не ходил. После массажа ребенок пошел. Сейчас не можем с ним совладать.

– Прежде чем бить тревогу, обследуйте внука. Он гиперактивный, а это в будущем может привести к нежелательным последствиям. У него может затормозиться становление всех процессов, в том числе и психических.

– Считала, что у гиперактивных, наоборот, все это чрезмерно развито.

– Нет, все гораздо сложнее. Гиперактивность сопровождается нарушением внимания, и это затрудняет любую деятельность малыша.

– Да, ему трудно сосредоточиться.

– У этих детей страдает произвольная деятельность. Это очень тревожные симптомы.

– Здравствуйте, беспокоит из Воронежа Вера Николаевна. Что такое гиперактивный ребенок? Внуку 3 года. Он настолько активен, что домашние от него падают. Как нам быть?

– Что он любит, чем ему нравится заниматься?

– Книги смотреть, но недолго: неустойчивое внимание. Любит мультфильмы. Не хочу, чтобы он сидел у телевизора.

– Согласна. Но иногда это полезно – на время концентрирует внимание. У невролога консультировались?

– Зачем?

– Это неврологическое заболевание, результат органического поражения ЦНС, которое могло произойти во внутриутробном периоде или в раннем детском периоде. Патологии при родах и беременности были?

Читайте также:  Таблица социальной ситуации развития ребенка

– Нет.

– Заболевания в первые дни жизни?

– До двух лет был здоров. В саду начались простудные заболевания.

– У кого-нибудь из родителей такие проявления есть?

– Активный папа. В детстве он был гораздо податливее, чем сейчас.

– Хорошо, что обратили внимание на это. Надо заниматься воспитанием ребенка. Внук обязательно должен быть в коллективе, в детсаду – там он быстрее приучится к целенаправленным занятиям. Его следует поддержать медикаментозно – такую терапию должен назначить грамотный специалист. Он же может дать советы по развитию и воспитанию, с учетом особенностей внука.

– Спасибо большое.

Как уберечь ребенка от улицы

– Это Елена Юрьевна из Орла. Сыну 12 лет. Он гиперактивный, и с ним сложно. Нужны ли медикаментозные средства и занятия с психологом?

– Он достаточно взрослый, и только работой с психологом не обойдетесь. Нужно досконально проанализировать внутрисемейные обстоятельства, возможно, там кроется косвенная причина. И обязательно найдите специалиста, который бы следил за изменениями в хрупкой психике сына.

– Занимались год назад, сейчас все усугубились перепады в настроении.

– Естественно, мальчик вступает в очень сложный, переходный возраст, и именно сейчас ему необходима помощь психолога: у гиперактивных детей реакция быстрая, непродуманная, импульсивная. Их надо учить контролировать эмоции и оценивать ситуацию. В 12 лет много закрепившихся вредных способов общения. Но начинать не поздно, и работу нужно согласовывать с психологом. Сыну лучше после занятий с психологом?

– Да!

– Не упускайте сына, не получив тепла дома, гиперактивные дети ищут его на улице…

Признаки синдрома гиперактивности с дефицитом внимания:

Такой ребенок – стихийное бедствие в масштабах квартиры. Насторожитесь, если замечаете следующее:

малыш не сидит на месте более пяти минут, совершает много лишних суетливых движений;

действия ребенка бесцельны, импульсивны;

высокая возбудимость сочетается с нарушением внимания;

патологически повышенная двигательная активность – главный признак заболевания. Ребенок постоянно на что-то натыкается, вечно что-то роняет, запинается и падает на ровном месте. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе.

Когда появляются первые признаки синдрома?

До 2 – 3 лет: беспокойный, прерывистый сон, повышенная чувствительность к свету и шуму, во время бодрствования дети подвижны и возбудимы;

3 – 4 года – гиперактивные дети неспособны сосредоточенно заниматься: не могут слушать сказки, играть в игры, требующие внимания. Их поступки хаотичны и бесконтрольны.

5 – 7 лет – сложности с обучением. Такие дети редко доводят дело до конца, их трудно научить читать и писать. Часто они надолго «прилипают» к телевизору, но уже через 5 минут не могут вспомнить, что смотрели.

ВАЖНО!

Синдром гиперактивности – органическое поражение мозга. Призывать ребенка сосредоточиться или надеяться, что рассосется, нельзя – заболевание лечится под наблюдением невролога или психиатра, часто медикаментозно. Самолечение или пуск на самотек приводят к неврозам и психопатоподобным расстройствам.

Источник

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

[1], [2], [3], [4], [5]

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка 2x2

[6], [7], [8], [9], [10]

Биологические причины задержки в развитии ребенка

  • Нарушения в организме мамы при вынашивании
  • Заболевания мамы во время беременности
  • Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
  • Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
  • Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
  • Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте

[11], [12], [13]

Социальные причины задержки в развитии ребенка

  • Сильный контроль (гиперопека) родителей
  • Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
  • Травмы психики, перенесенные в раннем детстве

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

  1. Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
  2. После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
  3. Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
  4. Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
  5. До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
  6. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
  7. Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
  8. В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
  9. У ребенка дошкольного возраста нарушена речь

Источник