Точки воздействия для развития речи у ребенка

Точки воздействия для развития речи у ребенка thumbnail

Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически во всех детских учреждениях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют.

В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты. Предлагаю вам познакомиться с этой терапией более подробно.

Содержание:

  • История появления чудесного метода
  • Точки соответствия — Волшебное зеркало нашего организма
  • В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи детей?
  • Интересный речевой материал для занятий
  • Заключение

Применение Су Джок терапии для развития речи детей, обоснованно многолетней логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи. Но, для начала, немного истории.

История появления чудесного метода

В 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву, предложил свою оригинальную методику оздоровления организма. Назвал он её Су-Джок терапия. «Су», в переводе с корейского, означает кисть, а «Джок» – это стопа. Кисть и стопа обладают уникальным сходством со строением всего нашего тела. Биологически активные точки, на кисте и стопе, располагаются в строгом порядке, таком же, в каком наши органы располагаются у нас в теле.

Вызывает удивление, широта показаний для данного метода воздействия. От лёгкого недомогания, до хронических заболеваний. Этот метод рекомендуется при лечении болевых синдромов и даже для коррекции настроения.

Возможно, вам будет интересно Как избавиться от депрессии за короткий срок и снова начать радоваться жизни

Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.

применение су джок терапии для развития речи детейОпределив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.

ТОЧКИ СООТВЕТСТВИЯ— Волшебное зеркало нашего организма

метод Су-Джок терапии для коррекции речи у детей Точки соответствия

Фото: https://multiurok.ru/

С помощью различных инструментов на точки соответствия оказывают воздействие. Это может быть очень непродолжительное воздействие, в течение нескольких минут, а иногда и нескольких секунд, но приносящее значительное облегчение больному.

В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?

Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:

  • Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
  • Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
  • Универсальность и доступность. Используется в специализированных учреждениях и в домашних условиях. Стоимость одного массажёра колеблется от 80 до 200 рублей;

 С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • Закрепление счетных операций.

В коррекционно-логопедической работе, Су=Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми.

Возможно, вам будет интересно Дизартрия у ребенка — полный список действий для родителей

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.

Интересный речевой материал для занятий

  1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Точки воздействия для развития речи у ребенка

  1. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,  (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткой друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

  1. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Читайте также:  Развитие ребенка до года памятка родителям

Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводить упражнение «Назови ласково», «Скажи наоборот»

  1. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  1. Использование шариков при выполнении гимнастики.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 — руки развести в стороны;

2 — руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 — руки развести в стороны;

4 — опустить руки.

  1. Использование шариков для звукового анализа слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию взрослого, ребенок показывает, соответствующий обозначению звука, шарик.

  1. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции взрослого, ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем, наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

  1. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Упражнения с шариком массажером:

  1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

  1. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

  1. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают массажёр между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на шарик, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают массажёр между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают шарик между ладонями).

Пальчиковая игра «Ёжик и иголки»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

(дети катают шарик между ладоней)

Пальчиковая игра «Капустка»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по массажёру)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают массажёр между ладоней)

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Игра «Пальчики-мальчики»

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольчко на средний палец)

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка 1 года жизни

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

(надеваем на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем на мизинец).

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем на большой палец)

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем на указательный палец)

Этот пальчик — папенька,

(надеваем на средний палец)

Этот пальчик — маменька,

(надеваем на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем на мизинец).

Пальчиковая игра «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке — воду носить,

(надеваем на указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,

(надеваем на средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,

(надеваем на безымянный палец)

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем на мизинец).

Заключение

Все перечисленные в статье упражнения Су-Джок терапии для развития речи детей, я активно использую в своей работе. Дети с удовольствием выполняю упражнения с «волшебными шариками».

Используя мудрость Матушки Природы, мы сможем помочь детям более качественно и эффективно!

Желаю удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Возможно, у вас есть свои секреты по использованию методики. Напишите, пожалуйста, об этом в комментариях.

Источник

Точки воздействия для развития речи у ребенка

МЕТОДИКА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА 

(массаж биологически активных точек)

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональная связь между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.

Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов; регуляция вегетативных функций и обменных процессов; регуляция эмоционального состояния; профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

Техника точечного массажа

Одним из условий эффективности точечного массажа является правильное определение локализации БАТ.

При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, сухожилия, кости и пр. При надавливании на БАТ у массируемого возникают, как правило, ответные реакции, чаще субъективного характера (ощущение ломоты, распирания, онемения, некоторой болезненности, может появиться чувство тепла, легкости). Однако эти ощущения не должны быть резко выраженными.

Одним из способов нахождения БАТ служит пальпация. Пальпацию проводят с помощью скользящих движений подушечкой наиболее чувствительного пальца (безымянного или указательного). При нахождении БАТ в области лица часто возникает ощущение пульсации.

Приемы точечного массажа

Приемы точечного массажа для детей и взрослых одинаковы, но при массаже детей надавливание на точки должно быть менее интенсивным.

В зависимости от техники воздействия на локальную точку метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при повышенном мышечном тонусе используют расслабляющий,или «тормозной», методточечного массажа. Он проводится следующим образом. Найдя необходимую точку, подушечкой пальца производят вращательное движение по часовой стрелке в течение 5 — 6 с, постепенно углубляясь, надавливая на точку, наращивая усилие; в течение 1 — 2 с фиксируют достигнутый уровень, а затем в течение 5 — 6 с производят противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшая силу надавливания. Не отрывая пальца от точки, данный цикл движений повторяют несколько раз. Общее время воздействия на одну точку может составлять от 1 до 5 мин, в зависимости от возраста массируемого.

При явлениях пониженного тонуса применяется стимулирующая техника.Найдя точку, проводят в течение 3 — 4 с вращательные движения по часовой стрелке, ввинчивая палец с надавливанием на точку, а затем палец резко отрывают от точки. Это движение повторяют 6 — 10 раз.

Методические указания к проведению точечного массажа

1. На первых сеансах массируют не более 3 — 4 точек, постепенно увеличивая их количество.

2.  Во время одного сеанса рекомендуется массировать точки как общего, так и локального действия.

3.  Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

4.  Точечный массаж можно сочетать с классическим.

5. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

6.  Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1-ми 2-м курсом перерыв две недели; между 2-м и 3-м перерыв может составить около трех месяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3 — 6 месяцев.

Читайте также:  Развитие и укрепление здоровья ребенка его физическом совершенствовании

Сеанс массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого целым курсом, не должен превышать трех дней.

7.  В том случае, если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ

В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим комплексы биологически активных точек, оказывающих различное воздействие.

Комплекс БАТ 1 

Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.

А — одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;

Б — точка в центре подбородочно-губной складки;

В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Г — парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;

Д — парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.

Комплекс БАТ 2 

Цель: улучшение кровоснабжения верхних отделов полости носа, улучшение носового дыхания. Способствует расширению резонаторных возможностей речевого голоса, профилактике голосовых расстройств, а также используется при тренировке ощущения головного резонанса голоса.

А — парные точки на середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см;

Б — парные точки у крыльев носа;

В — парные точки в боковой борозде крыла носа, ниже внутреннего угла глаза;

Г — парные точки у основания надбровных дуг в выемке;

Д — точка в центре переносицы, посередине между внутренними концами бровей.

Комплекс БАТ 3 

Цель: воздействие на мышцы глотки и гортани. Способствует нормализации напряжения мышц голосового аппарата.

А — точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

Б — точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

Комплекс БАТ 4

Цель: нормализация состояния мышц глотки, гортани и корня языка. Массировать следует осторожно, так как воздействие на эти точки может легко вызвать неприятные ощущения.

А — точка на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости;

Б — парные точки кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Комплекс БАТ 5

Цель: нормализация состояния мышц нижней челюсти.

А — точка на середине наиболее выступающей части подбородка;

Б — парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;

В – парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

Комплекс БАТ 6

Цель: нормализация состояния мышц шеи и плечевого пояса.

А — парные точки, расположенные выше задней границы роста волос в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечного пальца;

Б — парные точки, расположенные под затылочной костью выше задней границы роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы.

В — точка между 1-ми 2-м шейными позвонками, немного выше задней границы роста волос;

Г — парные точки в области верхнего плечевого пояса и ключицы;

Д — точка в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков.

Комплекс БАТ 7 

Цель: нормализация состояния мышц плечевого пояса и регуляция ритма дыхания. Способствует улучшению звучания голоса в грудном резонаторе.

А — точка находится в средней части грудины, на расстоянии ширины ладони, приложенной к ключицам;

Б — точка в центре грудины, на линии расположения сосков;

В — парные точки находятся в образующихся углублениях при положении сведенных плеч.

Комплекс БАТ 8— точки общего регулирующего действия 

Цель: повышение работоспособности при умственном переутомлении, улучшение памяти, снятие напряжения с мышц голосового аппарата.

А — парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на четыре поперечных пальца, у переднего края больше-берцовой мышцы;

Б — парные точки на тыльной стороне ладони между 1-й и 2-й пястными костями, в ямке.

Комплекс БАТ 9 — точка общего действия, так называемая точка жизни 

Цель: оказывает активизирующее воздействие на организм в целом.

Точка на темени, ближе к макушке, во впадине на прямом проборе, там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху через верхние точки ушных раковин.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В СОЧЕТАНИИ С ФОНАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Массаж направлен на улучшение звучания речевого голоса и профилактику голосовых нарушений. Выполняется в сочетании со звуковыми упражнениями.

1.   Массаж комплекса БАТ 1 выполняется с одновременным протяжным произнесением зммм в течение 2 — 3 с.

Цель: снять напряжение с артикуляторных мышц, способствовать ощущению звучания голоса в среднем регистре.

2.   Массаж комплекса БАТ 7 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать ощущению звучания голоса в грудном регистре.

3.   Массаж комплекса БАТ 2 выполняется с одновременным протяжным произнесением гммм в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать ощущению звучания голоса в головном регистре.

4.   Массаж комплекса БАТ 5 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать снятию напряжения в области гортано-глоточной полости.

Источник