Ткачева семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование

Ткачева семья ребенка с отклонениями в развитии диагностика и консультирование thumbnail

Вторник, 26 Января 2010 г. 14:38

+ в цитатник

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.  – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.

 Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.

Скачать

Содержание

Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131

Вложение: 3771562_Psihologicheskaya_pomosch_seme.rar

Метки:
психология семьи

дефектология

 

Источник

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ,

СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

ВЫПУСК 5

СБОРНИК СТАТЕЙ

Москва 2014.

Ткаченко Г.В. «Семья, как развивающая среда для ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья ». стр. 22

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

   На современном этапе  развития образования, специалисты рассматривают семью кА реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Семья, по определению В.В.Ткачевой, является системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ребенка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная среда, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные личностные качества, доброе отношение к миру.

Читайте также:  Особенности социального развития ребенка раннего возраста

    Рождение больного ребенка, как правило, меняет весь уклад жизни семьи, изменяет ее психологический климат. Члены семьи оказываются в состоянии непрерывно нарастающего стресса, что провоцирует конфликтные отношения в семье, ведет к тому, что родители замыкаются в своем горе и ограничивают общение с социумом. О.К. Агавелян, О.Г.Комарова условно выделяют несколько стадий приспособления семьи к рождению аномального ребенка:

   1 – я стадия – стадия шока, агрессии и отрицания. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат.

   2-я стадия – фаза скорби по несостоявшейся надежде на рождение желанного здорового ребенка. Родители приходят к пониманию, что они в ответе за своего малыша, однако чувствуют собственную беспомощность в вопросах воспитания и ухода за ним, ищут совета у специалистов.

   3-я стадия – адаптация. Родители принимают сложившуюся ситуацию и устраивают жизнь своей семьи с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок.

   Появление в семье больного ребенка является длительно действующим психотравмирующим фактором. Родители оказываются беспомощными, их положение В.В.Ткачева характеризует как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик. Автор выделяет три уровня деформации внутрисемейных отношений и социальных контактов у родителей:

  1. Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается родителями, как величайшая трагедия. Пролонгированная стрессовая ситуация оказывает сильное деформированное воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения, сформировавшегося в семье жизненного уклада.
  2. Социальный уровень: факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период становится испытанием для проверки подлинности чувств между супругами, между каждым из родителей и больным ребенком. Вследствие особенностей состояния и развития ребенка, а также по причине личностных установок семья становится малообщительной и избирательной в контактах, сужает круг своих знакомых и родственников.
  3. Соматический уровень: длительная психотравма и значительная физическая нагрузка, связанная с уходом за больным ребенком, является психогенным и соматогенным фактором для организма и психики родителей, особенно матерей. Чем длиннее психопатогенная ситуация, то есть, чем старше становится ребенок, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья.

    Родители, оказавшись совершенно не подготовленными к появлению больного ребенка в семье, нуждаются в оказании им всесторонней помощи: медицинской, психологической, педагогической.

   В научной литературе преимущественно внимание уделяется изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями  развития: выраженная умственная отсталость, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и другие. Нас интересовали исследования ученых в области взаимодействия с семьями детей с ограниченными нарушениями в развитии, поскольку вклад специалистов, работающих с разными категориями аномальных детей в разработку аспектов взаимодействия с семьями имеет огромную ценность. Рассматривая различные подходы к организации взаимодействия с семьями детей с проблемами в развитии, мы исходили из того, что ЗПР может являться составной частью структуры дефекта развития любого аномального ребенка с ДЦП, РДА, нарушением слуха, нарушением зрения и другими.

    В работах С.Г.Шевченко, Н.В.Бабкиной, посвященных организации обучения детей с ЗПР в классах КРО, отмечается, что для того, чтобы сделать пребывание ребенка в стенах школы более комфортным, создать чувство защищенности и поддержки, необходимы объединенные усилия педагогов и родителей. Групповые и индивидуальные формы работы с родителями, воспитывающими ребенка с ЗПР, а так же такие активные формы работы как психологические тренинги, семинары-практикумы и тематические консультации предлагает использовать Е.А. Екжанова. В работах Н.Ю. Боряковой, М.А. Касициной, посвященных коррекционно-педагогической работе в ДОУ для детей с ЗПР организации взаимодействия с семьей уделяется особое внимание. Авторами предлагаются: активное вовлечение семьи в работу ДОУ, консультирование родителей доступным им методами и приемами оказания коррекционной помощи детям с ЗПР в условиях семьи, организация обратной связи родителей с дошкольным учреждением.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка с нарушением зрения

    В исследованиях Н.Л. Анисимовой, Р.Ж. Мухамедрахимова, В.Д. Ермакович, А.В. Закрепиной определены особенности, влияющие на эффективность взаимодействия с родителями детей с ЗПР. Таковыми названы: возрастные особенности родителей, социально-экономические особенности семьи, особенности типов родительских взаимоотношений и стилей воспитания, возрастные особенности сотрудников ДОУ, особенности навыков педагогов с родителями.

   Направления деятельности по повышению педагогической культуры семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР сформулировала С.А.Мухина: дифференцированный подход на основе глубокого изучения личности ребенка, особенностей межличностных отношений в конкретной семье, ознакомление с уровнем педагогической культуры родителей; индивидуализация, направленная на более четкое взаимодействие на конкретного ребенка, исходя из его личности, условий воспитания вне образовательного учреждения, перспективных планов семьи и самого ребенка.

   Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важным условием всестороннего развития ребенка с ЗПР. Достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в ДОУ для детей с ЗПР не всегда обеспечивает трансформирование полученных знаний и навыков в реальную жизнь.

   О.Б. Дудко отмечает, что необходимым условием закрепления, достигнутого является воздействие на близких ребенку взрослых, с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружения родителей адекватными способами коммуникации. Автором разработан алгоритм психолго-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР, включающий в себя четыре этапа:

I этап – пропедевтический, его целью является установление эмоционального контакта с родителями и детьми.

II этап – диагностический, его цель – выявление социально-психологического статуса семьи ребенка с ЗПР.

III этап – компенсирующий, корригирующий, формирующий. Его цель – осуществление адекватного, эффективного психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ЗПР.

IV этап – контрольный, целью которого является осуществление дифференцированного подхода к определению условий обучения в следующем звене образовательного процесса.

   На определенных этапах развития государства отношение к семье и семейному воспитанию менялось в зависимости от социального заказа. В настоящее время в условиях гуманизации и демократизации общества отношение к семье и семейному воспитанию регулируется Законом РФ «Об образовании» и семейным кодексом РФ, в которых приоритетная роль в воспитании ребенка отводится семье: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка (статья 18 Закона РФ «Об образовании»). Роль детского сада определена Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть ДОУ».

   Важные, на наш взгляд положения, направленные на создание системы образования родителей, содержатся в исследованиях О.Б.Дудко: ориентация на актуальные, значимые проблемы, влияющие на развитие детей; развитие родительской рефлексии; учет личного опыта родителей, апелляция к интерпритациии жизненных и семейных отношений; подвижность образовательных программ, вариативность содержания, форм и методов образования родителей; стимулирующий эффект параллельного процесса (родители-дети); отказ от нравоучительного тона; объединение, консолидация родителей относительно участия в образовательном процессе.

   В работах Е.П. Арнаутовой, И.Ф.Дементьевой, О.Л. Зверевой, В. П. Дубровой, В.М. Ивановой, Т.В.Кротовой называются принципы организации взаимодействия с семьями:

  1. Принцип доверительности отношений педагогов с родителями предполагает уверенность родителей в профессиональной компетенции педагога, его умении понять и помочь решить проблемы воспитания ребенка в семье.
  2. Принцип подхода к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия предполагает, что родители являются социальными заказчиками, партнерами по воспитанию ребенка.
  3. Принцип утверждения самооценки родителей подразумевает уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, прав на ошибки и заблуждения, отказ педагога от оценочной позиции по отношению к родителю, создание условий, при которых родители могут проявить свои положительные качества и способности.
  4. Принцип личной заинтересованности родителей позволяет родителям увидеть пользу взаимодействия с педагогом лично для своего ребенка, себя и своей семьи, что поможет им правильно строить совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию более прогностической.
  5. Принцип эмансипации родителей предполагает свободу родителей от прежних взглядов и установок, побуждение к более глубокому познанию самих себя, чтобы лучше понимать своих детей.
Читайте также:  Умственное развитие ребенка дауна

   Ребенку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере понимания, счастья и любви. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок особенно нуждается в поддержке и помощи близких ему людей. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Литература

  1. Агавелян О.К. общение детей с нарушением умственного развития. Автореферат диссертация  д-ра психолог. наук. – М., 1989  – 39 с.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., Издательский дом «Карапуз», 2001. – 264с.
  3. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей// Управление ДОУ. 2002.- № 4. – с.18-28.
  4. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000 – 167с
  5. Дуброва В.П. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. – Минск, 1997 – 74 с.
  6. Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетенции учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР. – Автореферат диссертация  канд. пед. наук. – М.,2009
  7. Зверева О.Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  8. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца// Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – с 16-25.
  9. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса, 2004. – Книга1. – 96с.; Книга 2. – 108с.
  10. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. – Книголюб, 2007. – 144с.

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

ГБОУ СОШ № 2035

                                                                                                                             Учитель-логопед

                                                                                                                        Ткаченко Г.В.

Источник