Тьютор в инклюзивной школе сопровождение ребенка с особенностями развития

Тьютор в инклюзивной школе сопровождение ребенка с особенностями развития thumbnail

Тьютор в инклюзивной школе сопровождение ребенка с особенностями развития

Руководитель проекта “Школа ассистентов и тьюторов”. Член Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области “Участие”. Мама-тьютор. Спикер семинаров для родителей.

Эксперт: ОВЗ, инклюзия, РАС

В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.

Система психолого-педагогического сопровождения – это многофакторное явление. И в нашей статье речь сегодня пойдет об одном из таких факторов – о сопровождении «особенного» ребенка в общеобразовательной школе ассистентом (помощником) и/или тьютором, что является одним из основных условий успешности процесса адаптации, интеграции и социализации ребенка с особенностями развития.

На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.

  • В первую очередь это Федеральный закон «Об образовании», где в ст. 79 закреплена следующая норма «….использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь…».

Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.

  • Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
    необходимости такой услуги.
  • Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
    внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких
    рекомендаций в заключении ПМПК).

Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.

  • Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.
  • Ассистентом может быть человек без специального образования, достаточно среднего общего, возможно прошедший курсы профессиональной переподготовки или только инструктаж. Это может быть любой сотрудник образовательной организации, педагог, но чаще всего на практике в роли ассистентов выступают родственники «особенного» ребенка, его родители, или лица, которых родители нашли и «привели» в школу самостоятельно для выполнения этой функции.
  • Тьютор – это педагог, человек с высшим педагогическим образованием, кроме того, в Едином квалификационном справочнике обозначено, что тьютор должен иметь педагогический стаж не менее 2-х лет, в новом Профессиональном стандарте специалиста в области образовании (сюда относятся и
    тьюторы) такого положения не закреплено.

Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.

Быть тьютором для своего ребенка может и родитель и любой другой человек «со стороны» – это не запрещено законодательством, но у тьютора совершенно другой функционал, чем у ассистента (об этом речь пойдет чуть ниже) и поэтому целесообразнее представляется, когда эту роль выполняет педагог из образовательной организации.

Подробнее о том, как организовать жизнь ребенка с трудностями в обучении вы можете на дистанционном курсе “Дети с трудностями в обучении”.

Тьютор в инклюзивной школе сопровождение ребенка с особенностями развития

Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:

  • сопровождение,  оказание поддержки в перемещении по зданию и по классу, в
    образовательном пространстве в целом;
  • помощь в формировании чувства уверенности, эмоционального и психологического комфорта, что является залогом успешной адаптации и интеграции такого ребенка в новую для него среду;
  • оказание помощи по уходу – это помощь в столовой, раздевалке, туалете;
  • помощь в  подготовке и уборке  рабочего места, взаимодействие с педагогом с целью наладить контакт и выстроить коммуникацию с «особенным» ребенком.

Этапы процесса сопровождения

  • Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
  • Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
  • Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.

*Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.

*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.

Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.

Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.

*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.

Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать  их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.

На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».

В помощь родителям и учителям- логопедам  разработаны альбомы и нейрораскраски для ориентации на листе бумаги, узнавании образа букв

Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.

Тьютор в инклюзивной школе сопровождение ребенка с особенностями развития

Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.

  •  тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);

Обратите внимание на Workbook: книга для чтения + рабочая тетрадь “Clumsy and friends”, разработанную специально для детей с трудностями в обучении.

  • тьютор является и методистом – он подбирает и адаптирует педагогические средства, учебные материалы, учебные задания, формы контроля и оценки для конкретного ребенка, каждый раз исходя из его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов;

В связи с этим полезным может  оказаться для родителя и педагога материал вебиинара “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и билингвами”

  • тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
  • разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.

И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.

При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.

Статьи по теме

  • Учим числительные с детьми-дислексами на уроках английского языка
  • “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
  • Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
  • Особенности обучения «особого» ребенка иностранному языку: опыт мамы и педагога
  • Обучение чтению младших школьников с РАС и интеллектуальными нарушениями на уроке «Чтение и развитие речи»
  • Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
  • Учитель для инклюзии

Источник

Организация тьюторского сопровождения

в условиях инклюзивного образования.

     Одна из целей инклюзии – эффективное включение детей в процесс образования. И сегодня в школе для реализации этой цели существует большое количество специалистов: дефектологи, логопеды, специальные педагоги и психологи. И, конечно, залогом эффективного обучения ребенка с ОВЗ, в частности ребенка с расстройством аутистического спектра, является реализация специальных образовательных условий. То есть таких условий, при которых ребенок с РАС сможет усваивать адаптированную образовательную программу, составленную с учетом его индивидуальных особенностей. И в этой ситуации тьютор является неотъемлемой частью процесса.

     Очень важно отметить, что задача тьютора не помогать учителю осуществлять образовательный процесс, а помогать учащемуся стать частью этого образовательного процесса. Задача обучать ребенка остается за учителем. Тьютор не заменяет учителя в процессе образования, а является связующим звеном между ребенком и окружающими. Тьютор следит за состоянием ребенка, помогает решить сложные ситуации, направляя деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения, создает большое количество обучающих ситуаций для развития навыков коммуникации и социализации.

     Функционал тьютора на уроке включает в себя (но не ограничивается) – сопровождение ребенка в образовательном процессе, помощь в адаптации дидактического материала. Здесь нужно заметить, что основную нагрузку по адаптации материала урока должен осуществлять учитель. Тьютор же только оказывает помощь.

     Что касается адаптации коммуникативной или социальной функции ребенка, то тьютор должен помнить, что не он должен говорить от имени ребенка, а помочь ему самому общаться с помощью той формы коммуникации, которой ребенок владеет. Задачами тьютора в данном случае являются:

– организация рабочего места ребенка,

– использование визуальной системы поддержки,

– реализация рекомендаций специалистов, курирующих ребенка в образовательном процессе,

– реализацией планов по коррекции ребенка, если такие есть.

     Несколько слов о функционале тьютора на уроке и во внеучебное время. Здесь важно с самого начала определить роль учителя и роль тьютора и обозначить разницу. Потому, что есть много сложностей и недопонимания в этом вопросе. Задача учителя объяснять, давать инструкции, адаптировать дидактический материал и оценивать динамику ребенка. Задача тьютора – в том, чтобы помогать ребенку в образовательном процессе. То есть учитель дает задания, а тьютор осуществляет помощь, используя системы подсказок разного уровня постепенно уменьшая степень поддержки.

     Тьютор не дублирует слова учителя, и если ребенок не расслышал задание или отвлекся, тьютор не должен повторять слова учителя, а моделирует ситуацию, в которой ребенок поднимет руку и спросит учителя самостоятельно с помощью той системы коммуникации, которой он владеет.

Если на уроке ребенок нарушает дисциплину, то именно учитель должен сделать ему замечание и дать указания. Тьютор же должен только следовать указаниям учителя и правилам коррекции, если таковые имеются.

     Когда в класс приходит ученик с тьютором это не значит, что учитель может уделять меньше времени этому ребенку. Ребенок с ОВЗ вне зависимости от присутствия тьютора наравне с другими учащимися нуждается во внимании учителя. И конечно, тьютор и учитель должны быть в постоянном контакте и сотрудничестве, регулярно совместно анализировать динамику продвижения ребенка и выявлять приоритеты в работе.

     Мнение о том, что работа только с одним ребенком на занятии может иметь отрицательные последствия, например, что ребенок может оказаться изолированным от одноклассников, общаясь только через тьютора, и тьютор будет отвлекать остальной класс и учителя, или ученик может стать чрезмерно зависимым от помощи тьютора – эта позиция не верна. При правильной организации процесса, такие последствия исключены полностью, поскольку задача тьютора как раз развитие социального взаимодействия между ребенком и одноклассниками.

     Тьютор не должен отвлекать и мешать учителю на уроке, он не дублирует инструкцию учителя, а помогает взаимодействовать с учителем и одноклассниками напрямую.

     Зависимость от подсказок тьютора – это ключевая ошибка в процессе тьюторского сопровождения и нарушение всей концепции тьюторства. Задачей тьютора как раз и является снижение уровня подсказки и оказания помощи, и, в конечном счете, обучение ребенка самостоятельности. И тьютор не должен сокращать время взаимодействия учителя с учащимся с ОВЗ. Он только оказывает помощь ученику в процессе обучения. Ученик с ОВЗ имеет точно такие же права в системе образования, как и остальные дети. И задача учителя уделять ему ровно столько времени, сколько он уделяет остальным детям в классе.

     На уроке тьютор должен адаптировать материал, предлагаемый учителем для восприятия учащегося с ОВЗ.

     Например, учитель, объясняя материал, предлагает детям посмотреть в окно и охарактеризовать погоду. Учащийся с РАС, которого сопровождает тьютор, не понимает этого задания. В такой ситуации тьютор может показать учащемуся карточку (которую он подготовил заранее сам или вместе с этим учащимся), где изображена подобная погода, акцентировать внимание ученика на этом изображении и помочь ему по возможности дать характеристику этой картинки и выполнить задание пошагово. Цель работы тьютора в данной ситуации в том, чтобы у ребенка изучаемый материал зафиксировался.

     Таким образом, задача тьютора, в любой ситуации не акцентировать внимание на особенностях ребенка с ОВЗ, а направить их в конструктивное русло, помочь ему достигать маленькие цели, и постепенно адаптироваться к жизни в обычной среде.

    Когда нужно сделать что-то очень неприятное с точки зрения ребенка с ОВЗ очень важно, чтобы рядом с ним был человек, которому он доверяет и чтобы этот человек постоянно комментировал, что они делают и что происходит. Это психологический прием, который в случае включения ребенка с ОВЗ в социум хорошо работает.

     В процессе нахождения ребенка в школе важно уделять внимание не только его учебным навыкам, но и процессу социализации. Поэтому одна из важнейших задач тьютора во внеучебное время – работа над социальными навыками и коммуникацией сопровождаемого. В это время тьютор должен создавать как можно больше ситуаций, которые дадут возможность осуществлять обучение ребенка социальным навыкам. Тьютор должен приучать ребенка к общению с одноклассниками во время игры и досуга. При этом тьютор должен быть готов ответить на вопросы других детей о ребенке, если подопечный не может сам о себе рассказать, и выгодно преподнести его достоинства.

     Работа тьютора начинается, как только он принял ребенка в школе и заканчивается только после того, как ребенка передали родителям. На протяжении всего дня обучающий процесс происходит непрерывно. Идет работа не только над учебными навыками социализации и коммуникации, но и навыками самообслуживания. Именно этот аспект для детей с расстройствами аутистического спектра зачастую является ключевым моментом адаптации во внедомашней среде. Процесс обучения идет непрерывно – во время приема пищи, переодевания, туалета, подготовки своего рабочего места к уроку и др. И одной из важнейших задач тьютора является развитие самостоятельности ребенка, которого можно добиться постепенно систематически снижая уровень предоставляемых подсказок.

     Часто бывает, что не столько сам ребенок нуждается в поддержке, сколько взрослый стремиться эту поддержку ему оказать, и совершенно не оставляет ребенку возможность самостоятельной деятельности.

     Важно помнить, что идеальный результат – это научить ребенка обходиться без помощи тьютора и при этом быть успешным в образовательном процессе.

Источник

Тьюторское сопровождение обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

в контексте внедрения ФГОС

Тьютор (от англ. Tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающегося с особенностями развития в образовательную  и социальную среду школы.

Из-за введения инклюзивного образования возникла потребность, даже необходимость в специальном человеке в помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, «требующих особого отношения». К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д.

Тьюторское сопровождение ребенка в школе состоит из следующих этапов:

  • диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);
  • проектировачной (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск его интересов);
  • реализационный (проект, исследование, результат);
  • аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей работы).

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ полученной информации;
  • выработка рекомендаций совместно с другими специалистами;
  • составление индивидуального плана работы с обучающимся;
  • решение поставленных задач;
  • анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.

Эти этапы подходят для всех детей, поступающих в школу. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тьютор назначается по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК. Получив общие сведения о ребенке, о его семье, о его интересах, особенностях, тьютор устанавливает контакт с ребенком. Помогает ему входить в образовательный процесс и в контакт с другими детьми, т.е. в социальную жизнь школы.

Ребенок с особыми образовательными потребностями требует к себе несколько иного подхода.

При получении положительной эмоциональной поддержки ребенок с ОВЗ быстрее осваивается в новой среде, снижается тревожность, напряжение.

Так какова же роль тьютора в команде?

  • тьютор – персональный сопровождающий обучающегося с ОВЗ;
  • тьютор – помощник учителя;
  • тьютор – второй учитель в классе.

Он совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка. Совместно с психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом  тьютор помогает выявлять возникшие проблемы в школьной жизни ребенка. На школьном консилиуме рассказывает о ходе работы с ребенком, заявляет о возникших проблемах, принимает участие в разработке индивидуального маршрута для обучающегося, ведет записи и отслеживает положительную динамику успехов. Сотрудничество разных специалистов – залог успешности инклюзии.

Родители ребенка дополняют команду взрослых. Они становятся активными помощниками в работе специалистов с их ребенком. Вместе они обсуждают школьную жизнь подопечного.

Учитель и тьютор – одна команда, в которой должны быть четко распределены роли как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В сознании ученика с ОВЗ лидером должен оставаться учитель, а тьютор восприниматься как помощник. Тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен ученику. Ребенок находится в классе вместе с другими учениками, слушает учителя, ответы учеников, выполняет задание, которое ему по силам. А процесс активности ученика находится под контролем тьютора.

Цель работы тьютора заключается в создании комфортных условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы, чтобы ребенок смог усваивать адаптированную для него образовательную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. При этом деятельность по сопровождению ребенка с особенностями развития не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой он находится.

Чтобы условия в школе были комфортными и мотивировали ребенка с ОВЗ на его развитие, в основу работы тьютора должны быть положены такие понятия как:

  • вера в ребенка;
  • искренний интерес к его личности;
  • принятие его особенностей;
  • доброжелательность;
  • терпение;
  • последовательность.

Задачи тьюторского сопровождения:

  • создание условий для успешного обучения ребенка;
  • создание условий для успешной социализации ребенка;
  • максимальное раскрытие потенциала его личности.

Какими же средствами достигаются эти задачи:

  • организация и адаптация жизненного пространства (рабочего мести и других мест, где бывает ребенок в школе);
  • понимание зон ближайшего развития ученика с ОВЗ, опора на его скрытые внутренние ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

            Адаптация образовательной среды – залог успешного включения обучающегося с ОВЗ в жизнь школы. Для этого нужно приспособить помещение школы (пандусы, дверные проемы, туалеты, освещенность и т.д.), режим дня, учебные программы и методические пособия. Нужно выбрать место в классе для ребенка и тьютора, подобрать парту в соответствии с требованиями и особенностями ребенка (маркировка, высота сиденья, наклон парты, свет и т.д.).

Тьютор создает условия ребенку для успешного общения с другими детьми и взрослыми в школе. Для формирования гармоничных отношений с окружающими тьютор выстраивает свою работу по основным направлениям:

  • тьютор – подопечный;
  • тьютор и учитель;
  • тьютор и другие дети;
  • тьютор и родители.

Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Объем материала и количество заданий должны быть уменьшены. Тексты заданий простые, короткие, понятные по содержанию. Нужно активно использовать наглядность, опоры, образцы выполнения заданий, алгоритмы. Дети  с ОВЗ на уроках быстро утомляются, внимание рассеянное, быстро истощаемое. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала. Базовый материал подлежит многократному повторению, закреплению, дифференциации задания в зависимости от коррекционных задач. Необходимо тщательно подбирать и комбинировать методы и приемы обучения, менять виды деятельности. Обучение должно проходить без принуждения, основанное на успехе, интересе, доверии. Важно, чтобы ребенок поверил в свои возможности, испытал чувство успеха.

Если ребенок встревожен, расстроен, то в комфортном месте тьютор может поговорить с ребенком, помочь успокоиться, обсудить ситуацию, а затем вернуться в класс.

У ребенка с ОВЗ как правило плохо развита мелкая моторика. Используется «Совместное» письмо. Тьютор держит руку ребенка в своей. Ручка и карандаш подобраны удобные с мягким грифелем, удобным стержнем.

Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим критериям:

  • согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы, учителем, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;
  • положительная динамика в процессе включения ребенка с особенностями развития в класс, школьное сообщество;
  • регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой для отслеживания динамики процесса.

Тьютор ведет дневник сопровождения, в котором фиксирует значимые проявления ребенка с ОВЗ для отслеживания динамики его учебной и социальной жизни. А также фиксирует свои действия и действия учителя. По записям можно проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями сталкивается. Запись в дневнике свободная, но фиксируется дата, время, название урока, результат (что удалось, что не удалось).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и с педагогами.

                               Список литературы:

  1. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации /А.Л. Битова.- М.: 2000.
  2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова. – М.: ЦППРиК Тверской, 2010.
  3. Соколова В.Р. Другие дети /В.Р. Соколова// Новая среда. – 2006. – № 9.
  4. Ковалева Т.М. О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности/Т.М. Ковалева. – Красноярск, 2002.
  5. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении кА образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции / Т.М. Ковалева. – М.: ИТОиП РАО, 2002.
  6. Основы деятельности тьютора: учебно-методическое пособие / Под науч. ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
  7. Муха Н.В., Рязанова А.Г. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: Дельтаплан, 2001.

Источник