Тюленев как ускорить интеллектуальное развитие ребенка
МЕТОДИКА ТЮЛЕНЕВА
Павел Викторович Тюленев – социолог, педагог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка” (сокращенно МИРР).
МИРР – это целая система ускоренного обучения, которая охватывает все области развития. Тюленев в своих книгах “Читать раньше, чем ходить”, “Знать ноты раньше, чем ходить”, “Предпринимать раньше, чем ходить” и др. рассказывает о том, что малышу, начиная с рождения, нужно создать соответствующую развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни.
Тюленев считает “ранним развитием” детей возраст от 0 до 1,5 лет, средним ранним развитием – с 1,5 до 2, а возраст с 2 до 3лет – уже считается поздним ранним развитием. Дети старше трех лет, если они ещё не готовы к школе, представляются ему педагогически запущенными.
В качестве обучающего материала Тюленев предлагает использовать специальную азбуку МИРР, а также созданные им различные обучающие игры и пособия. Обучение по методике Тюленева четко распланировано не только по дням, но даже по часам.
Оно включает: печатание на машинке, показ карточек с буквами, нотами (с рождения), ознакомление с “опорными образами” – изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода (с 3 месяцев), игры с магнитной азбукой (с 5 месяцев), использование географических карт, химических формул, китайских иероглифов и т.д..
Тюленев обещает ускорение обучения детей в 5, 10 и даже 20 раз при строгом соблюдении рекомендаций МИРР.
Основная идея системы, разработанной Павлом Тюленевым, – “вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным”. Вот некоторые показатели, на которые может рассчитывать, по заверениям автора методики, в принципе, каждый родитель:
– освоение программы начальной школы – к возрасту 4 – 5 лет,
– окончание средней школы и поступление в ВУЗ детей в возрасте 9 – 12 лет;
– окончание ВУЗа и получение первого диплома о государственном высшем образовании в 12 – 14 лет…
Основные разработки:
1. Методы перинатального интеллектуального развития ребенка ( от 4 месяцев в период беременности до возраста 2 месяцев.)
2. Методы интеллектуального развития новорожденного ребенка
3. Методы интеллектуального и физического развития ребенка от 0 до 18 лет
Основные принципы системы П.В. Тюленева
Три способа получить максимальную пользу от вашего общения с ребенком
Способ 1
“Сотвори себе кумира!”. Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира, т. е ребенка.
Способ 2
“Время младенца – это его будущие таланты”. Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Надо стараться их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в Ваше отсутствие: открыл ребенок глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус… Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого, и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями.
Способ 3
“Только Вы – создатель и первый учитель ребенку”. Цените и свое время – ведь для малыша вы в одном лице – и Бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два-три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, что вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика – пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя.
Краткое изложение рекомендаций системы МИРР
1. Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.
2. Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.
Обязательные компоненты методики
1. Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.
2. Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».
3. Правила развивающего общения с ребенком.
4. Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.
5. Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.
Рекомендации
1) Еще в кроватке отучите малыша пробовать на вкус мелкие предметы.
2) Отучите ползунка неосторожно дотрагиваться до утюга, чайника и других опасных предметов.
3) Не позволяйте и не заставляйте ребенка слишком рано ходить: он может упасть, увлечься хождением в ущерб чтению.
4) Отучите пить не из своего стакана, есть не из своей тарелки, чашки, ложки: эта привычка дает 80 % заболеваний и приводит к более половине кардиозаболеваний: подавляющее их число последствия ангин, ОРЗ и гриппов.
5) После купания сделайте всё для удаления возможно попавшей в ушки воды.
6) Закрепите на время тяжелые стулья или табуреты, или примите иные меры, чтобы малыш не смог их на себя опрокинуть и травмироваться. Лучший способ: предоставить малышу возможность повалить на себя легкий детский стульчик.
7) Обезопасьте острые углы мебели, ручки дверей, и т.п.
8) Сделайте неоткрываемыми для малыша нижние ящики столов, тумбочек и комодов с мелкими предметами.
8) В связи с резким увеличением туберкулезных и других заболеваний изолируйте верхнюю одежду, обувь и деньги от ребенка; в прихожей или коридоре можно установить слабую кварцевую лампу.
9) Наличие животных в раннем возрасте не содействует ускоренному развитию малышей, здесь приходится делать выбор.
В системе МИРР безопасность интеллектуального развития – на первом месте. Все, что мешает ребенку, должно быть исключено:
1. Категорически запрещается просмотр по телевизору рекламы и передач, пробуждающих у ребенка сильные эмоции, по крайней мере, часов до 15-ти – 16-ти.
2. Категорически запрещено включать музыку до обеда.
3. Заниматься по другим развивающим программам (Домана, Ибуки и др.)
Программа “Мощный интеллект – ребенку”:
1. От 0-2 месяцев. Максимально упростить окружающую обстановку и дать возможность ребенку рассматривать “опорные образы” – основные геометрические фигуры, а также простые орнаменты и буквы. Опорные образы могут быть также звуковыми и тактильными. Опорные образы подразделяются на фундаментальные, которые ребенок должен освоить до исполнения одного года, и специальные, которые осваиваются позднее.
2. От 2-3 месяцев. Давать младенцу наблюдать более сложные опорные образы: изображения животных, цветов, растений.
1) Прикрепите к стенкам кроватки открытки.
2) Так же нужно поступить и с изображениями букв алфавитов, иероглифов, математических символов и т. п.
3) Не мешайте ребенку разглядывать изображения и карточки.
Пояснение: малыш запомнит эти символы навсегда и встретит их в будущем в книгах и в школе как старых знакомых.
3. С 4-х-5-ти месяцев. Начинайте играть в “игрушкобол”. Организуйте сбрасывание и наблюдение малышом падения различных предметов с края, а в дальнейшем, с перил кроватки: кубиков, мячиков и других игрушек (“физических тел”) из разных материалов.
Пояснение: будет заложена основа для деятельного характера.
4. С 4-5 месяцев. Предоставьте возможность ребенку самому извлекать звуки с помощью музыкальных инструментов.
Пояснение: оптимальное развитие слуха и музыкальных способностей.
5. С 5-7 месяцев. Необходимо организовать самостоятельное рассматривание и перебирание ребенком большого числа открыток. К исполнению года открыток должно быть не менее ста, к возрасту двух лет – не менее пятисот.
6. С 6-7 месяцев. Дайте возможность малышу самостоятельно играть со специальными комплектами карточной и магнитной азбуки.
Пояснение: малыш сможет сам научиться читать.
7. С 6 месяцев. Во время докорма просматривайте с ребенком и называйте картинки, карточки и книги. Показывайте иллюстрированные словари с надписями и карточки с буквами, цифрами и другими изображениями. Темп показа индивидуальный, примерно по 5 – 10 слов на одно кормление. Кроме того, используйте аудиокассеты, где записаны слова, демонстрируемые изображениями.
Пояснение: словарный запас ребенка будет пополняться в несколько раз быстрее.
8. С 8-9 месяцев. Начинайте ежедневно играть с ребенком в игру “Принеси букву”, предлагая малышу принести какую-либо букву азбуки из соседней комнаты, затем, две буквы, составляющие слоги и т.д.
С 9-10 месяцев. Начинайте играть в другие игры: “Покажи слово (слог)!”, “Принеси слово, которое на карточке!” и другие, используя карточки и буквы (“Игра в журналиста”).
Пояснение: ребенок подготовится к овладению чтением
9. С полутора лет. Можно начинать играть с ребенком в шахматы, поначалу ставя на доску по одной фигуре, с целью “догнать” или поймать одной фигурой другую… Игра в шахматы – “загонялки” осваивается очень быстро, и к трем годам малыш сможет обыграть вас.
10. Еще до 2-х лет играйте с ребенком в «руководителя». Например, малыш, сидя у вас на руках, должен указывать пальчиком, куда идти во время закупок продуктов или отбирать предметы, которые используются во время приготовления блюд, начиная от заваривания чая или кофе до украинского борща, запоминая эти процедуры навсегда. Сначала вы делайте что-то с комментариями и объяснениями, а потом пусть малыш молча показывает, что делать, а вы спрашиваете и делаете. Все малыши – прирожденные и толковые руководители, и это замечательно.
11. С двух лет. Пусть ребенок складывает не только слова, но и предложения под диктовку из букв азбуки или печатает их на пишущей машинке или на компьютере.
12. С 3-х лет. Приучите ребенка вести дневник на компьютере. Компьютерные игры нужно полностью ограничить, оставив только те, которые рекомендуются в системе МИРР и способствуют усвоению знаний школьной программы.
Чтобы поддерживать интерес ребенка к этому занятию, родителям нужно использовать некоторые приемы, в том числе, затевать иногда написание писем, например, родственникам или героям сказок, которые прочел малыш.
Все потребности малыша должны быть выражены в письменной форме, например, в виде “заказов волшебнику” на лакомства или новые игрушки.
В этом возрасте ваши малыши с удовольствием начинают осваивать профессии звуко-, видеооператоров, любят записывать себя на пленку не меньше наших популярных артистов эстрады. Тюленев убеждён, что если начинать рано, они блестяще осваивают эти профессии уже к началу школы.
Автор методики не советует гулять просто так. Лучше отправляться в очередное путешествие.
Он рекомендует следующие виды путешествий:
1. Играем в «географа или геолога”, где нужно под пристальным вниманием малыша делать опись предметов и объектов, собирать вместе интересные “камушки” по маршруту прогулки.
2. Во время “путешествия Дарвина” нужно записывать всех животных, увиденных по пути. Это могут быть птицы, домашние животные, множество другой живности и насекомых, встречающихся под камушками, на корягах и в других местах.
3. Во время прогулки “Путешествие Мичурина” записывайте названия увиденных растений, собирайте листья, образцы плодов и т.д.
4. Во время “Путешествия Петра I” записывайте и пересчитывайте увиденную технику, строения, предприятия и т.д.
Дневник путешествий должен быть всегда с вами. Попросите бабушку делать то же самое, и каждая прогулка станет большим развивающим событием в жизни вашего ребенка.
Пояснение: словарный запас ребенка будет стремительно пополняться, у него появится желание узнать больше о “переписанных” предметах и объектах путем чтения специально подобранных книжек. Возможно, со временем у вас будет самый культурный дачный участок, а страна, скорее всего, получит, наконец, настоящего министра плодородия, экономики, и возможно, понимающего свои задачи будущего президента.
13. С 4 лет. Предоставьте возможность ребенку печатать сказки и рассказы своего сочинения на компьютере. Родителям надо стать заказчиками этих сказок, и, может быть, даже организовать в игровой форме “домашнее издательство” произведений малыша.
14. К 5-6-ти годам необходимо организовать доступ ребенка к школьным учебникам. Дети с удовольствием их читают и осваивают программу начальной школы самостоятельно.
Недостатки системы МИР
– Система МИР предполагает неоправданно строгие ограничения и незыблемое следование ее правилам. Так, например, Павел Тюленев считает, что категорически нельзя параллельно использовать другие системы раннего развития (а если очень нравятся какие-то элементы этих методик?), слушать музыку до обеда (однако, наши предки часто пели во время работы и отдыха!), смотреть телепередачи с сильным эмоциональным содержанием (а как же чудесные фильмы нашего детства – «Золушка», «Морозко» и т.д.?).
– П.В. Тюленеву в первую очередь важны результаты, и он нацеливает на эти результаты и родителей, причем, далеко не всегда учитывая возрастные особенности детей. Однако, если родители не смогут соблюсти всех правил (например, включат при ребенке телевизор), то, если верить автору методики, результатов они не увидят, а ребенка безнадежно испортят. Только возникает вопрос, а не испортят ли ребенка, его отношение к жизни и к самому себе взвинченные амбиции его родителей.
– Автор данной методики ограничивает свободу познания ребенка: советует не разрешать ребенку пробовать на вкус предметы, открывать интересующие его ящики, заводить животных и т.д. Такая стерильная обстановка, скорее всего, пагубно отразится на общем развитии ребенка, в том числе, на его эмоциональном интеллекте.
– Интеллектуальная составляющая развития доминирует над всем остальным, и даже вытесняет его. Тюленев считает, что рано ходить – вредно и опасно, однако рано читать – почему-то безопасно и полезно.
– Развитие по этой системе предполагает строго регламентированную жизнь родителей и их ребенка. Но при такой загрузке (иероглифы, физические формулы, описание всех жучков на прогулке и т.д.) у родителей и их малыша не останется ни времени, ни сил на взаимное, живое и теплое человеческое общение. А у самого малыша не останется времени на свои личные открытия, интересы и изыскания, на сюжетно-ролевые игры и веселую возню с ровесниками.
Большая часть его жизни превратится в предварительно заготовленные таблицы, карточки и развивающие игры (никаких неожиданностей и полутонов!). При таком воспитании возникает серьезная опасность, что хотя такой ребенок и научится к 3 годам играть в шахматы и читать по-китайски, он не будет знать азбуки общения с людьми и не научится видеть жизнь в ее полноте и многообразии
Автор-составитель: Дарья Колдина
Источник
В последнее время интерес родителей и педагогов привлекли исследования П. Тюленева, социолога и педагога-новатора, разработавшего в восьмидесятых годах прошлого столетия уникальную методику раннего развития детей.
Чем вызван такой интерес к уникальной программе, догадаться несложно. Темпы развития научно-технического прогресса с каждым годом становятся стремительнее, и сейчас первоклассники приходят в школу, зная не только азбуку, но и умея пользоваться ПК, мобильными телефонами и другими видами современной техники, к которой их бабушки и дедушки нередко боятся даже прикасаться. Современным детям приходится догонять и обгонять время, чтобы создавать еще более новые технологии, и старые методы развития, воспитания и обучения уже не столько помогают им, сколько мешают.
Что представляет собой программа “МИРР” (Метод Интеллектуального Развития Ребенка)? С какими недостатками могут столкнуться родители, решившие воспитывать ребенка по этой методике? И кто такой П.В. Тюленев?
Несколько слов об авторе методики
Павел Викторович Тюленев
Павел Викторович Тюленев – незаурядная личность и увлеченная натура. Свою методику раннего развития детей он “опробовал” на собственных детях. По утверждению самого Павла Викторовича, благодаря методике МИРР его младшая дочка в год уже умела читать, а в полтора – писать. Примечательно, что в сферу интересов П.В.Тюленева попала не только педагогика и социология.
С семидесятых годов прошлого века он поглощен изучением естественных, точных и гуманитарных наук одновременно. Его интересовали вопросы преобразования экономики Советского Союза в эпоху застоя, одновременно с этим он занимается исследованиями в области химии и биохимии, проблемами производства нефтепродуктов и сокращения импорта сырья, сбором и обработкой информации о минерально-сырьевых ресурсах страны. Социология, журналистика, философия, математика, медицина – также входят в круг его интересов.
Внимание П.В. Тюленева привлекла и педагогическая психология, так как ученый понимает, что без подготовки подрастающего поколения к новому уровню развития общества невозможно эффективно решить все проблемы кризисного периода. Так родилась идея о воспитании человека новой эры, появились авторские методики и программы:
– “Система методов интеллектуального развития ребенка (МИРР), как основа новой системы образования”. РАО – 1995 г.;
– Программа: “Начальное образование – к возрасту 4 – 5 лет”
– “Читать – раньше, чем ходить” – 1996 г.
Особенности методики Тюленева
Всестороннее развитие детей раннего возраста продиктовано современными реалиями, и имеет право на существование. Народная мудрость гласит: “Воспитывай, пока поперек лавки лежит”, а представители классической психологии давно твердят о том, что в первые годы жизни, в дошкольном возрасте, человек усваивает намного больше необходимой информации, чем в последующие годы своей жизни.
Как и другие педагоги-новаторы П.В. Тюленев также опирается в своей методике на образное восприятие ребенка – яркие картинки, постоянно находящиеся перед глазами ребенка, запоминаются с легкостью, и регулярная смена этих картинок, естественно, привлекает внимание ребенка, побуждает к запоминанию постоянно меняющейся обстановки в его комнате. Однако запоминание букв, цифр, нот или других изображений не должно быть пассивным. Надо постоянно стимулировать интерес ребенка.
Павел Викторович Тюленев предлагает заменить привычные игрушки геометрическими фигурами, изображениями животных, растений, букв и т.д. При этом игрушки в виде реально существующих животных не должны быть пластмассовыми, резиновыми или плюшевыми – у ребенка с первых дней жизни должно формироваться реалистичное представление об окружающем мире. Поэтому игрушки должны быть максимально приближены к реалистичному виду животных, как по форме, так и по цвету/текстуре.
О роли родителей
Важно понимать, что в системе развития ребенка роль родителей имеет огромнейшее значение. И проблема состоит не в том, чтобы найти и принести в комнату малыша необходимые картинки и другие наглядные пособия.
Родители и все взрослые члены семьи, задолго до рождения ребенка должны подготовить себя к роли воспитателей. В первый год жизни ребенка окружают только самые близкие люди, через которых и благодаря которым он узнает мир. Эмоциональная атмосфера в семье важна для малыша, и от нее зависит, насколько успешно он будет познавать окружающий мир.
Родители, решившие всерьез заняться ранним развитием малышей должны приготовиться к тому, что придется столкнуться с трудностями. И трудности эти заключаются не в реализации самой методики, а в ее восприятии обществом, системой образования, и даже старшими членами семьи, которые будут активно противостоять новаторским идеям воспитания и развития.
Тюленев предупреждает и о правильном отношении к личности ребенка. Несмотря на ослепляющую любовь и самые нежные чувства, нельзя “сюсюкать” с ребенком. Нужно говорить четко и внятно, ни в коем случае не повторять вслед за малышом неправильно произнесенные слова. Главный принцип: ребенок – личность, и очень важно относиться к нему, как к равному.
Как проходят занятия по методике Тюленева?
По мнению Тюленева, ребенок, который в три года еще не умеет читать – это педагогически запущенный ребенок. Поэтому его методика ориентирована исключительно на малышей в возрасте нескольких недель/месяцев. Еще лучше, если мама начнет работать по методике еще в перинатальный период – с 4 месяца беременности.
Вся методика “держится” на главных правилах, которые звучат так:
– Ребенок – кумир родителей
– Если ребенок не спит – он должен интеллектуально развиваться
– Родители – первые учителя ребенка
– Каждый успех/достижение ребенка должен сопровождаться похвалой или вознаграждением
– Обучающий комплект методики Тюленева (карточки с опорными образами) должен быть всегда у ребенка перед глазами
– Родители должны озвучивать все, что видит ребенок
– Общение с ребенком (в том числе игры) должно быть только развивающим
Разумеется, занятия должны проводиться только в благожелательной обстановке: ребенок должен пребывать в хорошем расположении духа, и эти моменты должны чувствовать взрослые. Важно соблюдать режим сна и бодрствования малыша, и каждую свободную минуту посвящать общению с ребенком.
В этом, собственно, и заключается сущность методики, а каждое отдельное занятие зависит от способностей и уровня подготовки родителей.
Недостатки методики Тюленева
Родители ребенка, взявшие на вооружение методику Тюленева, должны сознавать, что это – не временный отказ от беззаботного сидения у телевизора и других своих слабостей. После того, как ребенок научится считать, читать и писать, выучит ноты и пару иностранных языков, ему необходимо двигаться дальше. Это автоматически означает, что родители должны постоянно повышать свой собственный уровень знаний, или обеспечить ребенку регулярное посещение занятий по индивидуальной программе.
Прогрессивные методы обучения, разработанные Тюленевым, к сожалению, по-прежнему остаются преждевременными, так как общество, государство и система образования не готово к тому, чтобы обеспечить детей, обученных по этой методике, условиями для дальнейшего интеллектуального роста и применения их знаний.
Источник